Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:07, реферат
Основная цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть особенности формирования готического стиля в архитектуре Средневековья. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить предпосылки формирования готического стиля;
- рассмотреть особенности готической архитектуры;
- проанализировать региональные особенности готики в ряде стран Западной Европы.
Введение.
1. Предпосылки формирования готического стиля.
2. Готический стиль в архитектуре.
3. Региональные особенности готического стиля средневековой Европы.
Заключение.
Список литературы.
Содержание:
Введение.
1.
Предпосылки формирования
2.
Готический стиль в
3.
Региональные особенности
Заключение.
Список
литературы.
Введение.
В развитии европейской архитектуры раннего средневековья можно выделить два периода, два стиля: романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.). Вторая из этих двух стадий – готическая – возникла путем эволюции романской архитектуры и означала переход ее на новую, более высокую стадию развития. И романское, и готическое зодчество развивались в одних и тех же в основном социально-исторических условиях.
Романская
архитектура сложилась в
Для
данной работы была выбрана именно
эта тема, потому что период становления
готического стиля
Религиозное сознание учитывает эти изменения в своих идеологических построениях. Несмотря на то, что готическое искусство остается религиозным по тематике, аскетические идеалы уже не играют такой серьезной роли, как прежде. Происходит смягчение идеалов. Для готики характерен культ Богоматери. В определенной степени это связано с культом прекрасной дамы.
Ведущим архитектурным типом в готике стал собор, возвышавшийся над городской застройкой и способный подчас вместить все взрослое население города. В соборе и вокруг него сосредоточивалась общественная жизнь горожан.
В качестве объекта исследования можно выделить готический стиль в архитектуре. Предметом работы являются предпосылки формирования готического архитектурного стиля, его особенности и региональные отличия.
Хронологические рамки данной работы охватывают период с конца ХII до начала ХV веков. Именно в этот период происходило формирование и расцвет готического стиля в средневековой кльтуре.
Основная
цель работы заключается в том, чтобы
рассмотреть особенности формирования
готического стиля в
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
-
изучить предпосылки
- рассмотреть особенности готической архитектуры;
-
проанализировать региональные
особенности готики в ряде
стран Западной Европы.
1. Предпосылки формирования готического стиля.
Термин «готика» происходит от итальянского gotico - непривычный, варварский (goten - варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет)1. Первоначально слово готика использовалось авторами итальянского Возрождения как уничижительный ярлык для всех форм архитектуры и искусства средних веков, которые считались сравнимыми только с произведениями варваров-готов. Само изобретение термина приписывается Рафаэлю.
Позднее применение термина «готика» было ограничено периодом высокого или классического средневековья, непосредственно следовавшего за романским. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджио Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья2. В настоящее время период готики считается одним из выдающихся в истории европейской художественной культуры.
О том, какие восторги вызвала готическая архитектура, когда после долгого забвения Европа осознала значительность художественного наследия средневековья, мы можем судить по высказываниям знаменитых философов, писателей, поэтов, в том числе и русских. Гоголь, посетив Кельнский собор, писал: «Вступая в священный мрак этого храма, сквозь который фантастически глядит разноцветный цвет окон, поднявши глаза кверху, где теряются, пересекаясь, стрельчатые своды один над другим, один над другим, и им конца нет, - весьма естественно ощутить в душе невольный ужас присутствия святыни, которой не смеет и коснуться дерзновенный ум человека»3
В творчестве Мандельштама так же прослеживались архитектурные мотивы. Упоминал он и о готическом стиле:
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть.
(«Notre Dame»)4
В. Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери» так же посвятил несколько строк этому великолепному образцу готической архитектуры: «Вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад этого собора… Это как бы огромная каменная симфония; колоссальное творение... подобно «Илиаде» и «Романсеро»... чудесный результат соединения всех сил целой эпохи... это творение рук человеческих могуче и изобильно, подобно творению Бога, у которого оно как будто заимствовало двойственный его характер: разнообразие и вечность»5.
Начало
истории готического стиля
Готика
развивалась на основе романского стиля,
но на каждом шагу противоречила ему,
выдвигая собственную систем архитектурного
и художественного мышления. Поэтому
неудивительно возникновение
Основным представителем и выразителем готического периода была архитектура. Хотя огромное число памятников готики были светскими, готический стиль обслуживал прежде всего церковь, самого мощного строителя в средние века, который и обеспечил развитие этой новой для того времени архитектуры и достиг ее полнейшей реализации.
Эпоха,
породившая готическое искусство, была
временем, когда формировались основы
современных европейских
Основным стимулом формирования искусства Готики стало уникальное соединение христианского мировоззрения, традиций античной культуры, прежде всего архитектуры Рима, латинской письменности, книжной миниатюры, романо-келътских художественных ремесел. Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли, что способсвовало развитию градостроительства и гражданской архитектуры.
Хотя готика возникла в процессе развития романской архитектуры, в противоположность ей и последующей архитектуре ренессанса, барокко и классицизма, — это единственный стиль, создавший совершенно своеобразную систему форм и новое понимание организации пространства и объемной композиции. Факт рождения готического стиля можно считать кульминацией романского и вместе с тем - его преодолением.
Эпоха готики ознаменовалась новыми конструктивными и композиционными принципами не только в области культовой архитектуры: появляется ряд новых типов зданий светского назначения – ратуши, торговые ряды и т. д. Складывались городские архитектурные ансамбли, в которые включались культовые и светские здания, укрепления, мосты. Главная городская площадь обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах.
Готический
стиль изменил облик
Готическое искусство с его интересом к явлениям реального мира, усилением роли светских сюжетов, стремлением к жизненной выразительности, конкретности скульптурных образов подготовило расцвет искусства Ренессанса.
2.
Готический стиль в
архитектуре.
В целом для всей готики доминирующим видом искусства являлась архитектура. Собор — главное архитектурное сооружение готики, так как он был центром общественной, культурной и религиозный жизни города. Обычно для собора выбиралась самая высокая точка города. Строительство соборов было вызвано еще и тем, что этого требовало развивающееся знание — при соборах были школы, читались университетские лекции, иногда заседал парламент и даже заключались мелкие торговые договоры. Возле собора, как правило, располагались торговые ряды. Потребности городской жизни побудили преобразовать замкнутый толстостенный, крепостного типа романский собор в пространственный, открытый вовне. Но для этого надо было изменить саму конструкцию. А вслед за конструкцией произошло изменение архитектурного стиля. Готика перенимает у романского стиля базилику, но перерабатывает ее в деталях. Самое главное отличие – в системе сводов.
На Востоке, в Византии, где впервые сложился тип христианского храма, более устойчивой формой оказались центрические, крестово-купольные постройки. На Западе со временем преобладающими стали удлиненные базилики с планом в форме латинского креста. Романские базилики оказались удобны для проведения службы, поскольку внимание входящих, их продвижение вдоль нефа - главного продольного помещения храма (показательно значение франц. слова nef от лат. navis - "корабль"), - естественным образом обращалось к алтарю9. В романской архитектуре нефы перекрывались двускатной крышей либо тяжелыми каменными сводами. Нагрузку такого перекрытия несли стены, их приходилось делать массивными, с маленькими окнами. Увеличить пространство, расширить такое здание не представлялось возможным.
Строители
стали применять крестовые