Архитектура Флоренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Столица Тосканы и бывшая столица Итальянской Республики, Флоренция расположена в верхнем течении реки Арно между холмами области Сенсе-Клавей. Актуальность выбранной темы заключается в том, что этот древний город вобрал в себя колоссальное количество исторических памятников, превратившись в наши дни в один большой музей под открытым небом, внесенный в 1982 году в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Работа содержит 1 файл

художественные ценности флоренции.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

К сожалению, неизвестна та женщина-мать, чьи черты вдохновили Рафаэля. Быть может, великий художник встретил ее в одной из деревень в окрестностях Флорен­ции, как впоследствии в Риме, во время карнавала, он набросал другой свой чудный рисунок — «Мадонна делла Седиа», положив лист бумаги на опрокинутую бочку и забыв окружающую его толпу и все на свете.

Как бы то ни было, ближайшая к «Мадонне дель Грандука» «Мадонна Ансидеи» доказала, что Рафаэль не прочь иногда вернуться к традициям родной своей шко­лы. В особенности фигуры двух святых на этой картине могут служить примером самого горячего религиозного экстаза. В то же время как в этой картине, так и во фреске в Сан-Северо, многое в изображении напоминает и Фьезоле, и фра Бартоломео, свидетельствуя о том, что Рафа­эль успел уже ознакомиться с живописью во флорентий­ских церквах и соборах.[8, c 229]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Архитектура Флоренции

2.1. Флоренция - культурный центр Европы

Флоренция — колыбель Возрождения — и теперь спра­ведливо носит название «прекрасной». Расположенная по обеим сторонам реки Арно, она представляет одну из живописнейших местностей Италии и Европы. Уже с начала Средних веков в водовороте борьбы папства и императоров за обладание Италией Флоренция умела сохранить свою независимость демократической респуб­лики. Гвельфы и гибеллины, партии Черных и Белых долго держали граждан Флоренции в осадном положе­нии. Бедствия Флоренции, да и всей Италии, в это время, ее усилия, удачи и падения нашли величественное и трогательное выражение в поэме Данте. В XIV веке Флоренция одна энергически сопротивлялась замыслам германского императора Генриха VII, его притязаниям на всю Италию, и одна удерживала за собой республикан­скую независимость, в то время как все остальные города Италии задыхались под властью тиранов.

Наряду с политической независимостью, благодаря врожденной энергии жителей и прекрасному республи­канскому устройству, быстро развивалась промышлен­ность и росли торговые сношения со всем остальным миром. Прекрасная и обильная природа Тосканы содейст­вовала этому развитию и обогащению жителей. [7,с 222]

Наиболее «цветущей» становится Флорен­ция в XV веке. В это время она — центр Италии, средо­точие такого изобилия сокровищ умственных, нравствен­ных   и   материальных,   что   в   истории   редко   найдется пример подобного величия и богатства. Среди купече­ских домов Флоренции особенно возвысился торговый дом Медичи. Уже в XIV веке Сильвестр Медичи играл преобладающую роль в Синьории (верховном городском совете). Купцы, ремесленники и большинство горожан вообще привыкли считать этот дом опорой и относились к нему с полной преданностью. В начале XV века Джованни Медичи приобрел особую любовь народа своею щедростью, а сын его Козимо — просвещенным покрови­тельством наукам и искусству. Хотя Лоренцо, внук Джованни, только случайно спасся от смерти, в то время как брат его Джулиано был убит заговорщиками, он стал, однако, почти неограниченным правителем Флоренции.

Жизнь кипела в этом городе. На улицах его был вечный праздник. Как на турнир стекаются смелые рыцари ломать копья за прекрасных дам, так служители искусства и науки стремились во Флоренцию, на «арену муз». Здесь были мастерские и школы знаменитых худож­ников, сюда иностранные короли присылали огромные суммы для покупки статуй и картин.[7,с 224]

При роскошном дворце Медичи, главным образом  при Лоренцo Великолепном, процветала  литература. Это были изысканные произведения   самого Лоренцо,  а также Полициано,  Пульчи. Флоренция в этот период и на долгие века прославилась живописью Боттичелли, Липпи, Гирландайо, Паоло Учелло. Достигла своего расцвета архитектура. Известные и прославленные мастера  Брунеллески, Микелоццо, Альберти создавали роскошные дворцы и общественные сооружения.  Скульпторы Донателло, Вероккьо украшали  частные палаццо и город.

В конце ХV века  Медичи были изгнаны из города и народ учредил  Флорентийскую республику. В этот короткий период выделяются такие необыкновенные фигуры, как Савонарола, Макиавелли, Микеланджело и Леонардо да Винчи. [10]

 

2.2. Достопримечательности Флоренции

Произведения искусств Флоренции славятся своими уникальными и шедевральными идеями, творцы которых вдохновлялись прекрасными пейзажами, среди которых находится город.

Раскинувшаяся по берегам мутно-желтой реки Арно, Флоренция выглядит сдержанно-монументальной, ес­ли не сумрачной. Узкие улочки, затесненные площади, многоэтажные дворцы-палаццо с мощными карнизами и неприступными, одетыми серым камнем фасадами.

Арнольфо ди Камбио — так звали архитектора, по­жалуй, в наибольшей степени определившего характер города еще на рубеже X111—XIV веков. Он начал пост­ройку грандиозного собора Санта-Мария дель Фьоре. Гигантский массив собора и стоящего рядом с ним бап­тистерия, вместе с колокольней, построенной по проек­ту знаменитого итальянского художника Джотто, зани­мает почти всю площадь, которая при немалой протя­женности (258 метров) кажется очень тесной. Почти протискиваешься между собором и окружающей со­борную площадь застройкой и не можешь окинуть од­ним взглядом колоссальное сооружение. Историки ар­хитектуры и градостроительства часто критикуют такое размещение флорентийского собора как недостаточно продуманное, «неархитектурное». Дело в том, что, затеснив пространство вокруг сооружения, зодчий вполне наме­ренно заставляет нас воспринимать весь комплекс фрагментарно, по частям, усиливая ощущение величе­ственности,  монументальности. Только отойдя на значительное расстояние, подняв­шись на террасы окружающих город холмов, получа­ешь возможность окинуть взглядом уникальный архи­тектурный ансамбль. Арнольфо ди Камбио не успел за­вершить постройку собора. Увенчать его гигантским ку­полом выпало на долю другого великого флорентий­ца — архитектора Брунеллески — одной из главных фигур итальянского Возрождения. Брунеллески творил уже в XV веке, почти через полтора столетия после ди Камбио. Он исповедовал совсем иные архитектур­ные идеи, чем его далекий предшественник. Легкие ажурные аркады, изящество в трактовке античных форм, безупречные пропорции — все известные нам постройки Брунеллески дышат светлой радостью, опти­мизмом. Однако, создавая главный купол Флоренции, Брунеллески сознательно подчинился общему замыслу давно ушедшего из жизни соавтора. Мощный, высоко взметнувшийся над горизонтальным массивом собора купол хорошо просматривается не только издалека - но парит над всей застройкой Флоренции и восприни­мается как главная архитектурная доминанта города едва не в любой его точке. Площадь Санта-Мария дель Фьоре — религиозный центр Флоренции.

Неподалеку от площади Санта-Мария дель Фьоре находится дру­гая, не менее важная по своему значению площадь Синьо­рии — гражданский центр Флорентийской респуб­лики.

Для того чтобы попасть с Соборной площади на площадь Синьории, надо пройти чуть больше 500 мет­ров по узкой улице Кальцайоли. В конце пути перед нами откроется сравнительно небольшая площадь — всего сто метров в длину и того меньше в ширину. Она имеет Г-образную форму, обходя углом главное зда­ние, олицетворяющее светскую власть — дворец Си­ньории, или как его еще называют, палаццо Веккио. И снова — Арнольфо ди Камбио. Мощный кубический объем дворца врезается в пространство площади, на­висая над ней монолитным каменным массивом. Фа­сад, выступающий на площадь и открытый для обозре­ния прямо от входа на нее с улицы Кальцайоли, отме­чен высокой башней, построенной прямо на карнизе основного объема. Архитектурное очарование площа­ди Синьории связано не только с безошибочно найден­ными пропорциями сооружения и открытого простран­ства, но и с прекрасными творениями итальянских ску­льпторов, которыми она украшена. [5,с 64]

Молодой Микеланджело решительно поместил своего Давида прямо на площадке перед входом в па­лаццо Веккио. Вскоре рядом с ним разместилась ску­льптурная группа «Геркулес», а затем и монументаль­ный фонтан Нептуна. «Юдифь» работы знаменитого Донателло, как и другие более мелкие по масштабу скульптурные композиции, находят свои места в изящ­ной Лоджии дель Ланци, расположенной справа от главного фасада палаццо Веккио, в начале построенной позднее короткой улицы Уффици, спускающейся пря­мо с площади к набережной реки Арно. Скульптуры пока еще «жмутся к стенкам», словно боясь оторваться от архитектуры,— недаром зодчество называют ма­терью искусств. Но уже очень скоро скульптурные монументы начнут обретать самостоятельное значение в архитектурной композиции города. И первым проде­монстрирует эти новые возможности все тот же неуто­мимый Микеланджело, который в молодости еще нуждался в архитектурном фоне для своего Давида. Что же касается площади Синьории, то уже в самом конце XVI века ее непревзойденная коллекция мону­ментальной скульптуры пополнилась конной статуей Козимо Медичи. [5,с 66]

Самый известный и самый старый мост во Флоренции- Понте Веккио.

Его структура состоит из трёх каменных арок, построенных вместо старого деревянного моста, который пересекал реку Арно в этом месте еще с римских времен. Верхняя сторона моста, известная как коридор Вазариано, была разработана архитектором Вазари, чтобы связать Палаццо Веккио и Галерею Уфицци с дворцом Питти. Сегодня здесь находится знаменитая картинная галерея.

Мост этот застроен и населен людьми. Первоначально здесь были продуктовые магазины, но к концу 15-го столетия Понте Веккио был облюбован ювелирами и серебряных дел мастерами. Когда Козимо I, герцог Тосканы, решил поселиться на дру­гом берегу реки — первый Медичи, который сделал это, мост Понте Веккио, занятый мясными лавками, вряд ли мог счи­таться привлекательным подходом ко дворцу. По этой при­чине герцог убрал мясников, а вместо них пригласил ювели­ров. Так они и обосновались здесь с 1565 года. Козимо при­казал устроить крытый коридор, соединивший Уффици с дворцом Питти. Мост этот перекинут через реку в верхнем ее течении. Такая эксцентрическая конструкция, которую, как с гордостью сказал Вазари, он спроектировал и построил за пять месяцев, позволила герцогу приобрести секретный кры­тый проход от дворца к дому правительства.[6,с 189]

На данный момент посреди моста расположена открытая площадка, откуда можно наблюдать за рекой и за ее берегами.

Утверждают, что отсюда пошла экономическая концепция банкротства: когда продавец не мог больше платить по своим долгам, то приходили солдаты и разбивали (rotto) его торговую лавку (banco). Эта практика стала называться “bancorotto” (разбитый стол). Так как у торговца больше не было стола, он был не способен больше ничего продавать.

Во время Второй мировой войны Понте Веккио не был разрушен немцами во время их отступления 4 августа 1944, в отличие от всех других мостов во Флоренции. Был дан специальный приказ Гитлера, оставить мост целым и невредимым. Доступ к нему был, однако, затруднен разрушенными зданиями по обеим сторонам реки. Позже все здания были отстроены, часть из них по оригинальным проектам, а часть по новым.

Вдоль моста Понте Веккио всегда было множество замочков, прикрепленных к различным местам, особенно на ограждения вокруг статуи Бенвенуто Челлини. Вешают замки влюбленные: закрывая замок и бросая ключ в реку, что символизирует вечную любовь. При периодическом снятии тысячи замков, портилась или повреждалась структура векового моста. Со временем это делать перестали. Мост Понте Веккио был сильно поврежден в 1966 во время большого разлива реки Арно. Это единственный мост Флоренции, который не был реконструирован после Второй мировой войны.[9]

Уже ранее упомянутый Бапситерий, находящийся на площади Санта-Мария дель Фьоре - это восьмигранное церковное сооружение с полуциркульной апсидой, стоящее на ступенчатом подиуме, было построено в IV-V вв. возле северных ворот Флоренции римского периода. Современный облик Баптистерий получил в XI-XIII вв. В 1128 году он был покрыт гладкой пирамидальной крышей, фонарь с колоннами относится к 1150 году, а прямоугольная кафедра ("scarsella") — к 1202 году. Снаружи здание облицовано зеленым и белым мрамором. Особого внимания заслуживают бронзовые ворота, а внутри —мозаик и свода. Ворота расположены с трех сторон Баптистерия Св.Иоанна Крестителя: Южные ворота, выполненные Андреа Пизано, с сюжетами из Жизни Иоанна Крестителя и с аллегориями Добродетелей; Северные ворота Гиберти с эпизодами из Нового Завета, Евангелистами и Учителями церкви и Восточные ворота — шедевр Гиберти, по праву считающиеся самыми знаменитыми. Они выполнены по заказу Гильдии купцов в 1425 году, разделены на десять панелей и воспроизводят сцены из Ветхого Завета. По совершенству исполнения ворота заслуженно носят название, данное им Микеланджело, — "Врата Рая" .

Интерьер Баптистерия — двухордерный: нижний ордер — с колоннами; верхний — с пилястрами, обрамляющими парные окна. Поверхность стен покрыта мраморной мозаикой геометрических узоров, которая напоминает мощение пола. Среди находящихся здесь произведений искусства особый

интерес представляют гробница антипапы Иоанна XXIII — целый погребальный комплекс, выполненный скульпторами Микелоццо и Донателло (последний изваял статую покойного), два римских саркофага и саркофаг епископа Раньери. Кафедра украшена прекрасными мозаиками XIII

века, выполненными одновременно с мозаикой свода: по обе стороны от большого образа Христа во славе работы Коппо ли Марковальдо идет шесть рядов сюжетов из Жизни Иоанна Крестителя, Христа, Иосифа, из Книги Бытия, Небесной Теократии с Христом и серафимами и орнаментальные мотивы.[2,с 15]

Уникальным памятником, представляющим огромную историческую ценность не только благодаря чистоте выражения готического стиля, но также и из-за богатства хранящихся в ней произведений искусства, является монументальная церковь Санта Кроче. Создание базилики Санта Кроче (Св. Креста), одной из самых больших церквей города, приписывается гениальному мастеру Арнольфо ди Камбио, начавшему работать над ней с 1294 года. Работы продолжались до второй половины XIV века, но освящена она была только в 1443 году.

Фасад с его тремя порталами, выполненный по проекту Н. Матаса, относится к XIX веку. Колокольня, датируемая тем же периодом, была построена по проекту архитектора Дж. Баккани. Вдоль левой стороны базилики идет портик из легких, почти воздушных арок, где находится гробница Франческо Пацци XIV века. С правой стороны базилики лежит Монастырь, на территории которого в глубине расположены Капелла дей Пацци и Музей произведений искусства Санта Кроче.

Величественный интерьер состоит из трех нефов. Центральный неф отделен от боковых стройными пилонами восьмиугольного сечения, от которых устремляются вверх, как струи фонтана, остроконечные арки с двойным обрамлением. Красота церкви несколько пострадала от перепланировки, предпринятой в XVI веке. Церковь имеет перекрытие стропильного типа; в полу — старинные надгробные плиты по всему пространству нефов. В трансептах находится несколько капелл, среди которых—Капелла Маджоре с фреской Аньоло Гадди Легенда о Святом Кресте . В алтаре — полиптих Джерини с изображением Мадонны со Святыми, а вверху — Распятие школы Джотто. Не может не вызвать восхищения витраж (с внутренней стороны фасада) Снятие с Креста, выполненный по картонам Лоренцо Гиберти. Внизу, справа—надгробный памятник Джино Каппони , а слева—Дж. Б. Никколини.

В центральном нефе установлена прекрасная мраморная кафедра работы Бенедетто да Майано. В правом нефе в первом алтаре — Распятие Санти ди Тито. На первом пилоне — знаменитый барельеф скульптора Антонио Росселлино с изображением Кормящей Мадонны. Витражные окна датируются XIV веком. Наиболее известные надгробные памятники расположены вдоль стен правого нефа. К ним относятся: памятник Микеланджело работы Вазари, памятник Данте Алигьери скульптора Риччи, памятник Альфьери работы Каповы, памятник Макьявелли работы Спинацци. Фрагменты фрески Орканьи можно видеть за четвертым алтарем; вызывает восхищение прекрасная фреска Доменико Венециано Св. Иоанн Креститель и Св. Франциск (1450 г.). Далее идет табернакль работы Донателло и Микелоццо из серого камня с Благовещением Донателло, а затем — гробница Леонардо Бруни

Информация о работе Архитектура Флоренции