Приобретение, приостановление и прекращение статуса адвоката

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:00, лекция

Описание работы

Статус адвоката в Российской Федерация вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные Федеральным законом.

Работа содержит 1 файл

адвокатура1.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

Вместе  с тем, признание за лицом права  бедности не освобождало его от возмещения казне произведенных за него расходов за счет присужденного ему имущества, а также от возвращения противной  стороне, произведенных ею судебных издержек. Казна могла получить возмещение и за счет имущества обвиненной стороны. 

Таким образом, любое лицо, которое по причине  недостаточности имущества затруднялось в обращении к суду, имело возможность  воспользоваться правом бедности, предоставив  суду надлежащие доказательства своего имущественного состояния. 

Дореволюционное законодательство знало и нормы  об освобождении от оплаты судебных издержек сторон по определенным категориям гражданских  дел, а также определенных категорий  субъектов. Так, освобождались от уплаты гербового сбора, судебных и канцелярских пошлин казенные управления (ст. 879 Устава гражданского судопроизводства), земские и городские учреждения не уплачивали пошлины лишь при ведении дел по предметам общественного призрения (примечание 2 к ст. 879 Устава). 

Необходимость законодательного закрепления бесплатного  оказания юридической помощи неимущим и малоимущим слоям населения  связано с тем, что в условиях рыночной экономики для большинства  граждан получение квалифицированной  юридической помощи в полном объеме представляется невозможным в связи с неудовлетворительным материальным положением[11]. 

Реформа системы оказания бесплатной юридической  помощи должна основываться на том, что  такой помощью должны пользоваться только лица, действительно нуждающиеся в ней. Вторым постулатом должно быть то, что юридическая помощь должна быть бесплатна для лица ее получающего, но не для лица ее оказывающего. Например, необходимо отойти от законодательной практики предоставления льгот целым категориям лиц при обращении в суд. Примером здесь может послужить дореволюционное законодательство. 

Вместе  с тем, следует сохранить освобождение от оплаты юридической помощи по делам, составляющим право общественного  интереса. Например, Т. В. Сахнова предлагает при судебной защите нарушенных конституционных прав предусмотреть обязательное бесплатное предоставление квалифицированной юридической помощи[12]. Она считает, что решить вопрос о «бесплатном правосудии» следует непосредственно в нормах процессуального права, где предусмотреть условия и порядок предоставления права на «бесплатное правосудие». 

В этом случае, по мнению Т. В. Сахновой, указанное  право может быть предоставлено  в силу закона при наличии формальных оснований, указанных в норме  права, либо по соответствующему определению суда. Суд в последнем случае проводит дополнительное производство, ведущееся параллельно с основным, если сторона, ходатайствующая о бесплатном правосудии, не заявит ходатайство о приостановлении основного производства; при наличии такого ходатайства суд приостанавливает основное производство до решения вопроса о наличии оснований для предоставления права на «бесплатное правосудие»[13]. 

Часть 3 ст. 80 ГПК РСФСР предусматривает  возможность освобождения от уплаты судебных расходов гражданина, исходя из его имущественного положения. Определение об освобождении гражданина от уплаты судебных расходов выносится судом или судьей единолично на основании доказательств о затруднительном имущественном положении гражданина. Сторонам (гражданам и юридическим лицам) может быть также предоставлено право на отсрочку или рассрочку уплаты судебных расходов, уплачиваемых в доход государства, либо размер расходов может быть уменьшен. Прогрессивная цель этих норм, направленная на обеспечение доступа к судебной защите всех слоев общества вне зависимости от категории рассматриваемого дела и процессуального положения, сталкивается на практике к затруднительности реализации в связи с отсутствием механизма ее применения. Чтобы не затруднять доступ к правосудию судьи вынуждены освобождать от уплаты судебных расходов, отсрочивать или рассрочивать их уплату всем ходатайствующим об этом, что бессмысленно и с фискальной, и с процессуальной точек зрения. Практика применения законодательства о государственной пошлине в системе арбитражных судов выработала достаточно четкие критерии отсрочки и рассрочки уплаты государственной пошлины, их применение в гражданском процессе было бы очень полезным[14]. 

«Бесплатное правосудие» должно быть таковым  только для лица, обратившегося за судебной защитой, но не для лица, оказывающего юридическую помощь. 

B. В.  Ярковым обосновывалось предложение  по созданию специальных фондов  при органах юстиции, которые  бы могли заниматься финансированием  оказания бесплатной юридической  помощи[15]. Им же был предложен проект федерального закона о юридической помощи по судебным делам малоимущим гражданам[16]. Поскольку в настоящее время оказание бесплатной юридической помощи целиком возложено на плечи адвокатов, то необходимо обратить внимание на то, что реформирование системы гарантий при оказании юридической помощи должно существенно затронуть и законодательство об адвокатуре. Как правило, оказание бесплатной юридической помощи по гражданским делам в коллегиях адвокатов является заботой стажеров и молодых адвокатов. Нехватка опыта, а зачастую и знаний заставляет их нарабатывать навыки профессии представителя «на костях клиентов», что дискредитирует не только систему бесплатного оказания юридической помощи, но и саму идею судебного представительства. Выходом из такой ситуации могла бы явиться организация муниципальной адвокатуры или указанного выше специализированного фонда, из которого бы оплачивалась юридическая помощь нуждающимся. Организация системы муниципальной адвокатуры могла бы произойти и на уровне субъектов РФ. 

Проблема  гарантий при оказании юридической помощи не является только проблемой гражданского процессуального права и арбитражного процессуального права. Эта проблема должна решаться в комплексе. Реформирования требуют: гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное, уголовно-процессуальное, конституционно-процессуальное, административное и административно-процессуальное законодательство, законодательство об адвокатуре и судоустройстве, социальной защите и налоговое законодательство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Адвокатская тайна. 

А. Кучерена, директор адвокатского бюро "Аргумент" Московской городской коллегии адвокатов, кандидат юридических наук.

Адвокатская тайна - необходимое условие существования  адвокатуры и одновременно процессуальная гарантия полноты, объективности и  состязательности уголовного судопроизводства.

Адвокат не может оказывать результативную профессиональную помощь доверителю до тех пор, пока между ними не будет  достигнуто полное взаимопонимание. Доверитель должен чувствовать абсолютную уверенность  в том, что вопросы, обсуждаемые с адвокатом, и предоставленная им адвокату информация останутся конфиденциальными, без каких-либо требований или условий. Следовательно, вопрос адвокатской тайны можно охарактеризовать и как юридический, и как этический.

 Федеральный  закон от 31 мая 2002 г. "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" впервые дает определение адвокатской тайны. Так, в ст. 8 провозглашено, что адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.

 Та  же статья гласит: "Адвокат  не может быть вызван и допрошен  в качестве свидетеля об обстоятельствах,  ставших ему известными в связи  с обращением к нему за юридической  помощью или в связи с ее  оказанием.

 Проведение  оперативно - розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения.

 Полученные  в ходе оперативно - розыскных мероприятий или следственных действий (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Указанные ограничения не распространяются на орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации".

 В  соответствии с ч. 3 ст. 56 УПК РФ не подлежат допросу в качестве свидетелей защитник подозреваемого, обвиняемого - об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с участием в производстве по уголовному делу; адвокат - об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи.

 В  соответствии со ст. 91 УИК РФ "переписка  осужденного с защитником или  иным лицом, оказывающим юридическую  помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит", что является  дополнительной гарантией обеспечения сохранности адвокатской тайны. Правда, законодатель делает исключение из этого правила. Это случаи, когда администрация исправительного учреждения располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование и организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений осуществляется по мотивированному постановлению руководителя исправительного учреждения или его заместителя. Вот только как такого рода сведения поступают к администрации и каким образом проверяется их достоверность - отдельная тема разговора.

 Совершенно  очевидно, что адвокат по делу, в котором он участвует в  качестве защитника, не вправе  оказывать конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность. Досье адвокатов, регистрационные карточки и т.п. должны храниться в условиях, исключающих возможность ознакомления с ними посторонних лиц.

 Указом  Президента РФ от 6 марта 1997 г. утвержден перечень сведений конфиденциального характера. К ним, в частности, относятся также и сведения, составляющие адвокатскую тайну.

 Содержание  адвокатской тайны включает: факт  обращения в адвокатское образование  за помощью или отсутствие такового; сведения о содержании, характере, мотивах обращения; сведения о преступлении, соучастниках, характере переписки обвиняемого с адвокатом; любые другие сведения, полученные в ходе рассмотрения уголовного, гражданского, административного дела и из материалов дела; сведения о личной жизни доверителя, почерпнутые как от него самого, так и в процессе ознакомления с документами.

 Субъект  адвокатской тайны - лицо, получившее  сведения от человека, обратившегося  к нему именно как к адвокату. Следует сделать оговорку, что, если в дальнейшем обладатель адвокатской тайны прекращает членство в адвокатском сообществе, это не освобождает его от обязанности хранить адвокатскую тайну. Предполагается, что юристы, не входящие в состав коллегий адвокатов, не связаны обязанностью хранить адвокатскую тайну. В то же время Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" прямо гласит, что помощник адвоката и стажер адвоката обязаны хранить адвокатскую тайну.

 Адвокат  должен сохранять конфиденциальность по отношению к любому доверителю, независимо от того, носят ли обращения доверителя постоянный или разовый характер. Правило конфиденциальности должно применяться безотносительно к тому факту, что другие люди могут владеть такой же информацией.

 Момент  возникновения адвокатской тайны  определяется моментом обращения  к адвокату за юридической  помощью. Сам факт обращения,  суть проблемы, содержание первичной  консультации - предмет профессиональной  тайны. Более того, если даже  первоначально к адвокату обратились родственники доверителя, с которым впоследствии соглашение заключено не было, общее правило остается неизменным - вся информация, полученная от этого родственника, - адвокатская тайна.

 Срок  сохранения в тайне сведений, составляющих адвокатскую тайну, законом не установлен. Из этого следует, что адвокат должен хранить вверенную ему тайну не только во время ведения дела, но и после его окончания, независимо от стадии процесса, в котором участвовал адвокат, а также от мотивов, по которым поручение было прекращено. Очевидно, что адвокат должен хранить сведения, полученные им от доверителя, бессрочно. Среди юристов бытует мнение, что из данного правила возможны исключения, когда сведения, ставшие известными адвокату в связи с исполнением профессиональных обязанностей, могут быть обнародованы, если они послужат реабилитации доверителя. Думается, с таким мнением можно согласиться при получении согласия родственников умершего доверителя.

 Также  часть юристов допускает возможность  разглашения адвокатской тайны при условии, если доверитель сообщает адвокату о готовящемся преступлении, которое еще можно предотвратить, например акт терроризма. Эта точка зрения, на мой взгляд, не бесспорна. Получается, что адвокат в данном случае ставит интересы общества или другого лица превыше интересов своего доверителя. Так или иначе, к какому бы выбору адвокат ни пришел, следует предупредить подзащитного о возможных уголовно - правовых последствиях его деяния и настоять на необходимости доверителя воздержаться от уголовно наказуемого деяния или на необходимости предотвратить его.

 Обвиняемый, согласно ст. 47 УПК РФ, в рамках  обеспечения своего права на  защиту может представлять доказательства  и защищать свои права и  законные интересы любыми другими  средствами и способами, не противоречащими закону. Следовательно, если в сообщаемой в качестве доказательств информации есть сведения, составляющие государственную тайну, то обвиняемый вправе сообщить их защитнику, если это необходимо для построения линии защиты. Более того, Закон РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. (в ред. Федерального закона от 6 октября 1997 г. с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 марта 1996 г.), в частности ст. 21.1, предусматривает особый порядок допуска некоторых категорий лиц к государственной тайне. Так, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных законом. Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается расписка.

Информация о работе Приобретение, приостановление и прекращение статуса адвоката