История арбитражных судов

Автор: e**********@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Сегодняшнюю судебную систему невозможно представить без арбитражных судов. Эта тема достаточно актуальна в наши дни, в связи с сложившейся экономической ситуацией в стране. Арбитражные суды играют одну из важнейших ролей в регулировании экономики Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

     Руководство государственными арбитражами союзных  республик осуществляют как Советы Министров данных республик, так  и Государственный арбитраж СССР.

     Что касается государственных арбитражей третьего звена – арбитражами автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей и автономных округов, то над ними осуществляют руководство как органы, при которых они действуют, так и вышестоящие государственные арбитражи.

 

Структура Государственного арбитража  СССР

     Структура Государственного арбитража СССР следующая: отделы государственных арбитров, которые образуются с таким расчетом, чтобы арбитры специализировались на отдельных, определенных категориях хозяйственных споров; организационный отдел; отдел надзора; отдел обобщения арбитражной практики и инструктирования; отдел предупреждения правонарушений в хозяйственной деятельности; отдел подготовки нормативных актов и предложений по совершенствованию хозяйственного законодательства; отдел кадров; общий отдел. При Госарбитраже также состоит научно-консультативный совет.

     В Государственном арбитраже СССР действует коллегия в составе  Главного государственного арбитра, председателя, его заместителей, а также других руководящих работников государственного арбитража. Состав коллегии утверждается Советом Министров СССР. Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности органов госарбитража, проекты важнейших нормативных актов, в том числе инструктивных указаний, заслушивает отчеты государственных арбитров.13 В качестве примера деятельности коллегий Государственного арбитража СССР можно сослаться на ее постановление от 22 июля 1982 года о задачах органов государственного арбитража, вытекающих из решений майского (1982г.) Пленума ЦК КПСС по вопросам развития агропромышленного комплекса. В постановлении коллегии указаны меры, которые должны проводиться органами государственного арбитража в целях содействия выполнению Продовольственной программы.14

     Коллегии  образуются и действуют также  в составе государственных арбитражей при Советах Министров союзных республик.15

     Центральной фигурой госарбитража является государственный  арбитр. Он выполняет основную работу по непосредственному решению задач, возложенных на органы арбитража. Госарбитр  руководит рассмотрением хозяйственного спора, обеспечивает восстановление нарушенных прав и законных интересов сторон при принятии решения по спору, выявляет в связи с рассмотрением дела нарушения законности, государственной дисцилпины, недостатки в хозяйственной деятельности предприятий и их причины, вносит предложения  об устранении и предупреждении этих нарушений и недостатков, а в случае необходимости и о привлечении виновных лиц к ответственности, а также выполняет другие функции, предусмотренные законодательством. Арбитр несет ответственность за соблюдение требований законодательства при рассмотрении спора, за законность арбитражного решения.16

     Требования  государственного арбитра, предъявляемые  в пределах прав госарбитража в связи  с рассмотрением спора, обязательны  для всех организаций и должностных  лиц.17

Задачи  и функции Государственного арбитража СССР

      

     Задачи  и основные цели Государственного арбитража  СССР тесно связаны с политикой  Коммунистической партии и Советского правительства. Значит, одними из его  главнейших задач являются: внедрение  и укрепление хозяйственного расчета, плановой и договорной дисциплины.

     Государственный арбитраж разрешал преддоговорные и  имущественные споры между предприятиями, учреждениями и организациями. Своими действиями он помогал осуществлению  государственной плановой политики, соблюдению договорной дисциплины. Все-таки одной из важнейших задач Государственного арбитража являлось содействие своей работой выполнению планов государства. Так, например, семилетнего плана развития народного хозяйства СССР, о котором говорится в резолюции XXI съезда КПСС.

     С другой стороны Государственный  арбитраж играл роль некой надзорной  инстанции. Он боролся с местническими  и ведомственными тенденциями, которые  противоречили общегосударственным  тенденциям того времени. Примером таких  проблем может являться деятельность комбината асбестоцементных изделий красноярского совнархоза в 1957 году, когда он отпустил предприятиям, по нарядам Управления материально-технического снабжения красноярского совнархоза, значительное количество шифера за счет невыполнения плана поставки шифера для широкого рынка в другие экономические административные районы.18

     Рассмотрим  более конкретно и полно определенные задачи госарбитража. Задачи и функции, которые поставлены перед органами государственного арбитража, закреплены в Законе Верховного Совета СССР от 30 ноября 1979 года.

     Одной из задач государственного арбитража  является обеспечение защиты прав и  охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организации19. Данная задача осуществляется с помощью рассмотрения хозяйственных споров, которое производится строго в порядке, установленном Правилами, утвержденными постановлением Совета Министров СССР 5 июня 1980 года. Очевидно, что деятельность государственного арбитража является процессуально-правовой, а не произвольной т.к. вышеуказанный орган руководствуется в своей деятельности названными Правилами.20

     Государственный арбитраж обеспечивает единообразное  и правильное применение закона. В  ст. 4 Закона специально оговорено, что  органы государственного арбитража  разрешают споры на основании законов и других законодательных актов Союза ССР и союзных республик, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Совета Министров союзных республик, других нормативных актов и в соответствии с государственными планами экономического и социального развития. Здесь можно проследить значительный минус в работе арбитража. Было бы более справедливо, если решения и деятельность арбитражей была бы основана только лишь на законе, а государственные интересы как политические, так и экономические не влияли бы на деятельность арбитражей.

     Государственный арбитраж обязан активно воздействовать при разрешении хозяйственных споров на предприятия, учреждения и организации  в целях соблюдения ими социалистической законности, выполнения плановых заданий  и договорных обязательств, борьбы с проявлением местничества и ведомственности хозяйственной деятельности, неуклонного применения установленных законодательством или договором мер имущественной ответственности за нарушения государственной дисциплины, допускаемые при выполнении плановых заданий и договорных обязательств.

     Важной  задачей арбитража являлось содействие улучшению договорной и претензионной  работы в народном хозяйстве. Она  выполняется прежде всего в процессе рассмотрения дел по спорам, которые  возникли при согласовании и заключении договоров, а также исков по неудовлетворенным претензиям, образовавшимся при исполнении обязательств. В целях улучшения данной работы Государственный арбитраж СССР издавал инструктивные указания, основанные на обобщении практики.

     Подобные  указания являются лишь частным случаем  выполнения Государственным арбитражем СССР и государственными арбитражами  союзных республик более широкой  задачи по разработке предложений и  осуществлению мер, направленных на совершенствование правового регулирования хозяйственной деятельности.21

     Таковы  установленные Законом задачи и  функции органов государственного арбитража в СССР. Однако арбитраж в целях выполнения поставленных перед ним задач, кроме рассмотрения хозяйственных споров, выполняет  еще и другие функции. Следующие функции можно назвать неюрисдикционными, которые весьма разнообразны и все так или иначе связаны с деятельностью по разбирательству хозяйственных споров.

     Например, Государственному арбитражу СССР и  государственным арбитражам союзных республик присуща руководящая деятельность. Эту деятельность он осуществляет под руководством Совета Министров СССР.

     Руководство арбитражами союзных республик  осуществляется по принципу двойного подчинения: Советами Министров этих республик и Государственным арбитражем СССР. Руководство нижестоящими арбитражами производится как органами, при которых они состоят, так и вышестоящими арбитражами.22

     Инструктаж  ведомственных арбитражей (министерств, государственных комитетов, ведомств), а также других органов, разрешающих хозяйственные споры, по вопросам организации и практики работы по рассмотрению этих споров, осуществляют органы государственного арбитража в порядке, определяемом Государственном арбитражем СССР.23

     Издание инструктивных указаний, обязательных не только для органов арбитража, а также и для министерств, государственных комитетов, ведомств, предприятий, учреждений, организации, по вопросам применения законодательства Союза ССР при разрешении хозяйственных споров и их доарбитражном урегулировании является важной функцией Государственного арбитража СССР. В литературе существуют различные взгляды на природу инструктивных указаний Государственного арбитража СССР и государственных арбитражей союзных республик. Например существует мнение, согласно которому инструктивные указания являются официальным нормативным толкованием, имеющим обязательное значение.24 С их помощью устанавливалось единство практики применения законов и подзаконных актов, предупреждающие ошибки при их истолковании.

     Автор Гребенников выделяет нормативные функции Госарбитража. Например, особые условия поставки отдельных видов продукции приозводственно-технического назначения, которые утверждаются Государственным арбитражем СССР совместно с Госпланом СССР. Им же утверждаются особые условия поставки товаров народного потребления. Инструкции о порядке приемки по количеству и качеству продукции приозводственно-технического назначения и товаров народного потребления утверждает Государственный арбитраж СССР, а также типовые договоры и другие регулирующие хозяйственную деятельность нормативные акты.

     Госарбитраж дает министерствам, государственным  комитетам, ведомствам разъяснения  по применению следующих нормативных  актов: правил рассмотрения хозяйственных  споров государственными арбитражами, положений о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, учреждениями, организациями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам, условий поставки товаров на экспорт и Условий выполнения всесоюзными внешнеторговыми объединениями заказов советских организаций на импорт товаров, с привлечением Министерства внешней торговли, государственного комитета СССР по внешним экономическим связям, решений Совета Министров СССР, регулирующих хозяйственную деятельность.25

Хозяйственные споры, подведомственные Государственному арбитражу СССР

 

     Органы  государственного арбитража разрешают  споры между государственными, кооперативными и другими общественными предприятиями, учреждениями и организациями, возникающие  при заключении и исполнении хозяйственных договоров либо  по другим основаниям кроме: споров колхозов, межколхозных и государственно-колхозных предприятий, организации и их объединений с государственными, кооперативными и иными общественными предприятиями, учреждениями и организациями, а также между собой; споров возникающих при заключении договоров, не основанных на обязательном для обеих сторон плановом задании; споров по налогам и неналоговым платежам, взыскиваемым в государственный бюджет в соответствии с Положением о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей; споров на сумму менее 100 рублей; споров между предприятиями, учреждениями и организациями, с одной стороны, и органами железнодорожного или воздушного транспорта – с другой, возникших из договоров перевозки грузов в прямом международном железнодорожном и воздушном грузовом сообщении, которые разрешаются судами в соответствии с международными соглашениями; споров между предприятиями, учреждениями и организациями одного министерства, государственного комитета, ведомства, кооперативной системы или другой общественной организации; споров, возникающих при согласовании стандартов и технических условий; споров об установлении цен на продукцию, подлежащую поставке, а также об установлении тарифов на оказываемые услуги, если эти цены и тарифы согласно действующему законодательству не могут устанавливаться соглашением сторон.26

     Несмотря  на четкое перечисление  хозяйственных  споров, подведомственных Государственному арбитражу СССР, на практике не всегда правильно определяется подведомственность споров. Например, споров при участии в процессе, когда в отношении одних участников спор должен рассматриваться в госарбитраже, а в отношении других – в суде. Такая ситуация может, к примеру, возникнуть из спора, вытекающего из перевозки, когда иск в госарбитраже предъявлен государственной организацией к перевозчику, но выявилась необходимость участия в деле колхозов. Такой спор будет разрешаться в суде в отношении всех его участников, согласно ст. 28 ГПК РСФСР и соответствующих статей ГПК.

     В практике часто возникали вопросы  о возможности объединения нескольких требований на сумму менее 100 руб. –  каждое в одном исковом заявлении. Такое объединение возможно в  порядке, установленном Госарбитражем  СССР.27 Он может возвратить такое исковое заявление истцу с предложением разъединить исковые требования, если признает, что совместное рассмотрение этих требований препятствует выяснению прав и взаимоотношений сторон либо существенно осложнит или затянет рассмотрение спора. Именно после такого разъединения может измениться подведомственность споров по каждому из требований.

Информация о работе История арбитражных судов