Аудит в обанкротившихся организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:30, реферат

Описание работы

Развитие аудиторских услуг в области арбитражного управления как направления аудиторской деятельности в значительной степени определяется правилами рыночной экономики, увеличением числа банкротств и повышением правовой грамотности хозяйствующих субъектов. Широкие управленческие возможности арбитражного управляющего при малой материальной ответственности, невозможность обжаловать определение о завершении конкурсного производства создают условия для принятия им необъективных решений, осуществления действий в собственных интересах или отдельных лиц.

Работа содержит 1 файл

АУДИТ ПРИ БАНКРОТСТВЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

используются следующие документы:

- бухгалтерский баланс организации-банкрота на последнюю отчетную дату, предшествующую введению конкурсного производства;

- инвентаризационные описи, акты, протоколы, приказы и другие материалы, касающиеся инвентаризации имущества и дебиторской задолженности;

- документы по оценке имущества;

- промежуточный ликвидационный баланс;

- протоколы собраний кредиторов;

- решения и определения арбитражного суда по делам, инициированным конкурсным управляющим;

- отчеты арбитражного управляющего о реализованной конкурсной массе, произведенных расходах, погашенных требованиях кредиторов;

- расчет вознаграждения арбитражного управляющего;

- первичные документы, послужившие основанием для совершения бухгалтерских записей, учетные регистры;

- бухгалтерская и налоговая отчетность, составляемые в ходе конкурсного производства.

Типичными недостатками документального оформления и учетного отражения операций по формированию конкурсной массы являются:

- формальный подход к проведению инвентаризации;

- неполное и небрежное документальное оформление (отсутствие договоров, счетов, накладных, актов приема-передачи);

- отсутствие актов списания имущества и дебиторской задолженности, нереальных к взысканию или продаже, либо погрешности при их оформлении;

- наличие непроданных и несписанных активов в учете к моменту завершения конкурсного производства;

- расхождение между фактическими ценами продажи и ценами, утвержденными собранием кредиторов;

- включение в конкурсную массу дважды одного и того же актива (например, в счет погашения дебиторской задолженности получены материальные ценности, которые в последствии проданы);

- включение в конкурсную массу векселей до оплаты их денежными средствами;

- отступление от требований Закона N 127-ФЗ и решений, принятых кредиторами при проведении торгов.

Аудиторской проверке подлежат размер и обоснованность расходов по ведению конкурсного производства. Текущие расходы, связанные с проведением конкурсного производства, обязанность по оплате которых возникла после признания организации банкротом, покрываются за счет конкурсной массы вне очереди. Закон N 127-ФЗ не содержит перечня таких расходов и каких-либо ограничений их величины, за исключением вознаграждения арбитражного управляющего. Тем не менее некоторые арбитражные управляющие практикуют составление предварительной сметы (бюджета) расходов, утверждаемой собранием кредиторов.

Можно выделить следующие направления проверки текущих расходов:

- тождественность фактически произведенных затрат, подтвержденных первичными документами, данным бухгалтерского учета;

- достоверность сведений о составе и размере расходов на проведение процедуры конкурсного производства, включенных в отчет управляющего;

- соответствие фактически оплаченных сумм выставленным счетам, полученным материальным ценностям и услугам;

- правильность отнесения произведенных расходов по статьям (аналитический учет);

- наличие оправдательных документов по всем произведенным выплатам и перечислениям;

- реальность, необходимость и обоснованность расходов (например, оплата рекламы после продажи всего имущества);

- расчет вознаграждения арбитражного управляющего;

- целевой характер использования средств (превышение расходов по одной из статей допускается за счет экономии по другой статье только в случае утверждения такого порядка кредиторами).

Наибольший интерес представляет вознаграждение арбитражного управляющего. С 2009 г. размер основной (фиксированной) и дополнительной (процентов) частей вознаграждения установлен Законом N 127-ФЗ, что не позволяет учесть в нем влияние таких факторов, как сложность и масштабы предстоящей работы, месторасположение должника, наличие у него имущества и пр. Фиксированная часть определена в твердой сумме за каждый месяц осуществления полномочий. Это указывает на повременной характер оплаты труда управляющего, что может способствовать затягиванию ликвидационных процедур. Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ в Закон N 127-ФЗ внесены изменения, предусматривающие ограничения по размеру не только вознаграждения арбитражного управляющего, но и оплаты услуг лиц, привлеченных им для обеспечения своей деятельности.

При проверке вознаграждения арбитражного управляющего аудитор должен:

- убедиться в тождественности процентной ставки, определенной собранием кредиторов и утвержденной арбитражным судом, и ставки, используемой в расчетах;

- проверить правильность исчисления размера конкурсной массы, принимаемой для расчета вознаграждения;

- убедиться в правильности произведенного перерасчета вознаграждения от сформированной конкурсной массы с зачетом ранее выплаченных авансовых платежей;

- при выплате вознаграждения по частям по мере формирования конкурсной массы проверить соответствие выплаченных сумм вознаграждения реализованной конкурсной массе на дату выплаты.

Затем аудитор проверяет правильность составления реестра требований кредиторов и соблюдения очередности их удовлетворения. Реестр требований кредиторов по типовой форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2004 N 233, ведется в соответствии с Методическими рекомендациями по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2004 N 234. Ведение реестра требований кредиторов может быть поручено независимому реестродержателю или арбитражному управляющему. Если ведение реестра требований кредиторов передано реестродержателю, то арбитражный управляющий не несет ответственности за правильность его ведения и не отвечает за совершение реестродержателем действий (бездействия), которые причиняют или могут причинить ущерб должнику и его кредиторам в соответствии со ст. 16 Закона N 127-ФЗ.

Аудит операции по удовлетворению требований кредиторов включает проверку законности рассмотрения требований и выплат по ним. При проверке расчетов с кредиторами следует установить:

- соблюдение указанного в Законе N 127-ФЗ порядка при приеме и рассмотрении требований кредиторов;

- правильность отнесения задолженности кредитора к той или иной очереди;

- правильность определения суммы задолженности перед каждым кредитором;

- соблюдение очередности при проведении выплат кредиторам;

- пропорциональность удовлетворения требований в случае частичного погашения задолженности соответствующей очереди.

Проверка проводится на основании:

- претензий кредиторов с отметкой о дате поступления в адрес конкурсного управляющего;

- документов, подтверждающих возникновение задолженности перед кредитором и ее величину;

- определений арбитражного суда об установлении суммы требования кредитора;

- документов, подтверждающих опубликование объявления о банкротстве должника и открытии конкурсного производства в газете "Коммерсантъ";

- реестра требований кредиторов;

- промежуточного ликвидационного баланса.

Аудитор должен проверить, что требования, заявленные после истечения срока, установленного для их предъявления, были соответствующим образом отражены в учете. Следует убедиться в том, что требования кредиторов первой и второй очереди, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами, в том числе после закрытия реестра, были удовлетворены путем приостановления удовлетворения требований кредиторов соответствующей очереди.

Ошибки при проведении выплат кредиторам могут возникать в результате нарушения очередности или несоразмерном удовлетворении требований в результате:

- продажи имущества в счет погашения задолженности по заработной плате до перечисления капитализированных сумм кредиторам первой очереди;

- выплаты заработной платы путем выдачи денежных средств под отчет;

- продажи имущества отдельному кредитору третьей очереди с проведением оплаты путем зачета задолженности по реестру;

- проведения зачета встречных однородных требований кредиторам третьей очереди, являющимся дебиторами должника.

Заключительным этапом аудиторской проверки в конкурсном производстве является установление достоверности отчетной информации, содержащейся в промежуточном ликвидационном балансе, ликвидационном балансе и отчете арбитражного управляющего.

Основной объем информации о наличии и стоимости имущества и об обязательствах организации-банкрота содержится в промежуточном ликвидационном балансе. Правильность составления баланса по статьям выясняется путем сопоставления и взаимоувязки показателей актива баланса с данными о наличии и оценке имущества, дебиторской задолженности (акт инвентаризации, отчет об оценке имущества) и показателей пассива баланса с реестром требований кредиторов. При установлении расхождений следует выяснить их причины, проверив первичные документы. Арбитражный управляющий должен иметь возможность представить документы, на основании которых производилось списание имущества, а также иные документы, послужившие основанием для составления промежуточного ликвидационного баланса и подтверждающие его данные.

В ходе аудита данных ликвидационного баланса проводятся следующие процедуры:

- проверка продажи и/или утилизации имущества;

- проверка взыскания и/или обоснованности списания дебиторской задолженности;

- сопоставление показателей пассива баланса с реестром требований кредиторов в части неудовлетворенных требований кредиторов.

Отчет арбитражного управляющего формируется в соответствии с Приказом Минюста России от 14.08.2003 N 195 и включает отчет об использовании денежных средств должника и отчет конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства. При проверке достоверности отчетов арбитражного управляющего используются сведения о формировании конкурсной массы, о расходах на проведение конкурсного производства и об удовлетворении требований кредиторов.

Информация (отчет) аудитора по результатам проверки может быть адресована арбитражному управляющему, комитету кредиторов, руководителю должника (наблюдение, финансовое оздоровление), собственникам (финансовое оздоровление). В информации аудитора следует дать характеристику исходных данных, использованных при проверке, и указать ограничения в доступе к ним, если таковые были.

В основной части отчета должны быть отражены следующие сведения:

- оценка имущественного положения организации на момент банкротства;

- характеристика состояния бухгалтерского учета должника в период, предшествовавший банкротству;

- меры, предпринятые арбитражным управляющим для формирования конкурсной массы;

- оценка целесообразности и обоснованности расходов по ведению конкурсного производства;

- анализ формирования задолженности перед кредиторами;

- результаты проверки пропорциональности и полноты выплат кредиторам.

Разработка методики аудита в конкурсном производстве способствует повышению качества, надежности и достоверности результатов аудиторской деятельности в этой области, их лучшему пониманию со стороны пользователей, создает условия для совершенствования правовых механизмов банкротства.

 



Информация о работе Аудит в обанкротившихся организациях