Арбитражное право

Дата добавления: 05 Декабря 2011 в 21:56
Автор: v******@mail.ru
Тип работы: контрольная работа
Скачать полностью (28.24 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Моя контр.работа Арбитражное право.doc

  —  124.00 Кб

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет

 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

арбитражное процессуальное право

Вариант № 2 
 
 
 

              Преподаватель Грабовская М.Ю.

              Студент              Козлукова И.Ю.

                                           национальная экономика

                                           гр. ЭПБ 08-Оз 
               
               
               
               
               
               
               

Екатеринбург

2011

 
Содержание

1 Подсудность дел  арбитражным судам……………………………………… 3
2 Практическое  задание……………………………………………………….. 11
  Задача 1………………………………………………………………………. 11
  Задача 2………………………………………………………………………. 15
  Задача 3………………………………………………………………………. 16
Список  использованных источников ………………………………………….. 20

 

          1. Подсудность дел арбитражным судам

      Подсудность — это свойство гражданских дел, благодаря которому они относятся к компетенции того или иного арбитражного суда различного или одного и того же уровня.

      Если  подведомственность, являясь межотраслевым  институтом, разграничивает компетенцию  между различными государственными и негосударственными органами, организациями, должностными лицами, то подсудность является сугубо процессуальным институтом и имеет свои особенности в арбитражном, гражданском, уголовном процессах, иных процессуальных отраслях права.

      В арбитражном процессе можно выделить два вида подсудности: родовую (предметную) и территориальную (пространственную).

         В ст. 34 АПК сформулированы правила родовой подсудности  дел, подведомственных арбитражным  судам. По правилам родовой подсудности  определяется, какого уровня арбитражный суд вправе рассматривать то или иное дело. Так как критерием родовой подсудности является род (категория) дела, то она и получила название родовой подсудности. Именно родовая подсудность позволяет разграничить подведомственные арбитражному суду дела в зависимости от их рода между арбитражными судами различных уровней, звеньев в системе арбитражных судов.

         По общему правилу  родовой подсудности, сформулированному  в ч. 1 ст. 34 АПК, дела, подведомственные арбитражному суду, рассматриваются по первой инстанции арбитражными судами субъектов РФ. Арбитражные суды субъектов – это основное звено в судебно-арбитражной системе, поскольку суды этого уровня вправе рассматривать по первой инстанции практически все категории дел, подведомственных арбитражному суду, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ.

         В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в РФ" арбитражные суды субъектов РФ – это арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. По содержанию и объему компетенции все арбитражные суды субъектов РФ равны между собой.

         Исключением из правила, сформулированного в ч. 1 ст. 34 АПК, является отнесение некоторых категорий дел к подсудности ВАС РФ.

         Критерием разграничения  компетенции ВАС РФ и компетенции арбитражных судов субъектов РФ является род дел, что предполагает особый предмет спора и (или) особый субъектный состав спора.

         Исходя из общего правила родовой подсудности, можно сделать вывод, что только два звена системы арбитражных судов вправе рассматривать дела в качестве суда первой инстанции. Это, во-первых, арбитражные суды субъектов РФ и, во-вторых, ВСА РФ. Федеральные арбитражные суды округов (ст. 3 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в РФ") не обладают полномочиями судов первой инстанции, их назначение состоит в проверке в кассационном порядке судебных актов, принятых арбитражными судами субъектов РФ, а, следовательно, правила подсудности на них не распространяются.

         В ч. 2 ст. 34 АПК определена компетенция ВАС РФ по рассмотрению подведомственных арбитражному суду дел по первой инстанции. К его подсудности отнесены категории дел, прямо обозначенные в данной норме. Круг данных дел ограничен тремя категориями дел и расширительному толкованию не подлежит. Это означает, что все другие подведомственные арбитражному суду дела, независимо от предмета спора или субъектного состава, рассматриваются арбитражными судами субъектов РФ.

         АПК относит к  подсудности ВАС РФ следующие категории дел: во-первых, экономические споры между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ, во-вторых, дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в-третьих, дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

         Статья 124 ГК допускает  участие в качестве субъектов  гражданского оборота властные образования: РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. В соответствии со ст. 125 ГК от имени РФ и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно ст. 27 АПК арбитражным судам подведомственны, в частности, экономические споры между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями.

         Высшему Арбитражному Суду подсудны лишь экономические споры между РФ и субъектами РФ и споры между субъектами РФ. К данной категории споров можно отнести споры о праве собственности на то или иное имущество, например возникающие в процессе разграничения права государственной собственности. Так, в частности, в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" споры между РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур. В случае недостижения согласованного решения споры о разграничении государственной собственности на землю рассматриваются в суде. При применении указанной нормы закона следует иметь в виду, что споры о праве собственности на землю между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между субъектами РФ будут подсудны на основании комментируемой нормы ВАС РФ.

         Экономические споры  с участием муниципальных образований, независимо от участия в них РФ или субъектов РФ, подсудны арбитражным судам субъектов РФ в соответствии с правилами ст. 35, 36, 37, 38 АПК.

         Статья 29 АПК относит  к компетенции арбитражных судов  дела об оспаривании нормативных  и ненормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В зависимости от уровня органа власти, издавшего оспариваемый правовой акт, определяется его подсудность. Высшему Арбитражному Суду подсудны лишь дела об оспаривании правовых актов высших органов власти РФ, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При оспаривании нормативного правового акта Высший Арбитражный Суд компетентен разрешать такой спор, если оспариваемый акт принят Президентом РФ, Государственной Думой РФ, Советом Федерации РФ, Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти. Все остальные дела об оспаривании нормативных актов подсудны судам субъектов РФ.

         При оспаривании  ненормативного правового акта Высший Арбитражный Суд компетентен разрешать такое дело, если оспариваемый акт принят Президентом РФ, Государственной Думой РФ, Советом Федерации РФ и Правительством РФ. Дела об оспаривании ненормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и иных органов власти подсудны арбитражным судам субъектов РФ.

         Иск предъявляется  в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту  жительства ответчика.

         Иск к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известному месту нахождения или месту жительства в РФ. Иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов РФ, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства одного из ответчиков.

         Иск к ответчику, находящемуся или проживающему на территории иностранного государства, может быть предъявлен в арбитражный суд  по месту нахождения на территории Российской Федерации имущества ответчика.

         Иск, вытекающий из договора, в котором указано место его  исполнения, может быть предъявлен также в арбитражный суд по месту исполнения договора.

         Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его  филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства.

         Иски о возмещении убытков, причиненных столкновением  судов, взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море могут предъявляться в арбитражный суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна ответчика либо по месту причинения убытков.

         Выбор между арбитражными судами, которым согласно настоящей  статье подсудно дело, принадлежит истцу.

         Ст. 37 АПК устанавливает  договорную подсудность. Предусмотренное  в ст. 30 АПК правило договорной подсудности допускает возможность изменения по соглашению сторон общей территориальной подсудности, установленной в ст. 35 АПК, и альтернативной подсудности, т.е. подсудности по выбору истца, предусмотренной в ст. 36 АПК.

         Не допускается  изменение родовой подсудности, установленной в ст. 34 АПК, и исключительной территориальной подсудности, правила которой предусмотрены ст. 38 АПК. Таким образом, нельзя по соглашению сторон предусмотреть передачу спора, подсудного арбитражному суду субъекта РФ, в Высший Арбитражный Суд, и, соответственно, наоборот. Соглашения сторон, изменяющие родовую или исключительную территориальную подсудность, являются недействительными и не влекут какие-либо правовые последствия.

         Следует иметь в  виду, что соглашение сторон о подсудности  носит смешанный характер: материально-правовой и процессуальный. Вопросы правоспособности и дееспособности сторон, полномочий лиц, заключающих такое соглашение, действительности такого соглашения квалифицируются как материально-правовые. Тогда как последствия заключения такого соглашения - определение подсудности спора - носят процессуальный характер.

         Форма соглашения о  подсудности не оговорена в АПК. Исходя из того, что лишь последствия такого соглашения носят процессуальный характер, то требования к его форме вытекают из общих положений ГК о форме сделок (ст. 158-163 ГК). Так, например, в соответствии с ч. 1 ст. 161 ГК сделки юридических лиц между собой и гражданами должны заключаться в письменной форме.

         Договор об изменении  правил общей и территориальной  подсудности может быть заключен в любом виде: либо как отдельное  соглашение, либо как арбитражная  оговорка, включенная отдельным пунктом в основной договор. Соглашение об изменении общих правил подсудности может быть заключено до принятия арбитражным судом заявления к своему производству, т.е. до момента возбуждения производства по делу, а именно до даты вынесения судом определения о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу. Соглашение, заключенное после указанных дат, не влечет правовых последствий и не должно приниматься во внимание арбитражным судом при определении подсудности заявленного иска, за исключением случая, предусмотренного в п. 2 ч. 2 ст. 39 АПК.

Страницы:123следующая →
Описание работы
Если подведомственность, являясь межотраслевым институтом, разграничивает компетенцию между различными государственными и негосударственными органами, организациями, должностными лицами, то подсудность является сугубо процессуальным институтом и имеет свои особенности в арбитражном, гражданском, уголовном процессах, иных процессуальных отраслях права.
Содержание
Подсудность дел арбитражным судам……………………………………… 3
2 Практическое задание……………………………………………………….. 11
Задача 1………………………………………………………………………. 11
Задача 2………………………………………………………………………. 15
Задача 3………………………………………………………………………. 16
Список использованных источников ………………