Закон о банкротстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:20, контрольная работа

Описание работы

Важнейшим институтом социально-экономических отношений является право частной собственности, непременное условие демократической рыночной экономики. Рыночная экономика основана на свободе индивида – человека и гражданина, на безусловном соблюдении его личных и имущественных прав и свобод, как свойственных ему от рождения, так и приобретенных впоследствии на законных основаниях. Собственность – это основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне. В современных условиях, государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность.

Работа содержит 1 файл

Документ Антикризисное упрвление.docx

— 50.76 Кб (Скачать)

Должник – юридическое  лицо, гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, оказавшиеся не способными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить  обязанность по уплате обязательных платежей в установленный законом  срок. При этом к обязательным платежам относятся налоги, сборы и иные взносы в бюджет соответствующего уровня.

Для реализации требований Закона О банкротстве  предусмотрены процедуры финансового  оздоровления, внешнего управления, конкурсного  производства, мирового соглашения, моратория, по которым в законе даны необходимые  определения.

Важным для  применения Закона О банкротстве  является определение признаков  банкротства (ст. 3) отдельно для граждан  и юридических лиц. Юридическое  лицо считается банкротом, если денежные обязательства перед кредиторами  и перед бюджетом по обязательным платежам не могут быть исполнены  в течение трех месяцев, начиная  с даты их исполнения. Соответственно, гражданин считается банкротом, если им не исполняются обязательства  перед кредиторами, бюджетом в течение  трех месяцев с даты их исполнения либо сумма его обязательств превышает  стоимость его имущества.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей (ст. 4) определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления  о признании должника банкротом. При этом арбитражным судом принимается  решение об открытии конкурсного  производства в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов на дату введения каждой процедуры  банкротства, следующей после наступления  срока исполнения соответствующего обязательства. На дату открытия конкурсного  производства устанавливается величина денежных обязательств перед кредиторами  и обязательных платежей в бюджет. Величина обязательств в иностранной  валюте определяется по курсу ЦБ РФ на дату введения каждой процедуры  банкротства.

Наличие признаков  банкротства в соответствии с  Законом О банкротстве определяется размером денежных обязательств за переданные товары, работы и услуги; обязательств по займам с учетом процентов, размером задолженности вследствие причинения вреда имуществу кредиторов (за исключением  обязательств по выплате выходных пособий  и оплате труда лицам по трудовому  договору, по авторским договорам, обязательств перед учредителями, обязательств перед  гражданами вследствие причинения вреда  их жизни или здоровью), а также  размером обязательных платежей (без  учета штрафных и иных финансовых санкций). Указанные штрафные и иные финансовые санкции не учитываются  при определении наличия признаков  банкротства.

Если должник  не согласен с требованиями кредиторов, то размер обязательств определяется арбитражным судом. Это же относится  и к неденежным обязательствам.

По текущим  платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, требования кредиторов не подлежат включению в реестр требований кредиторов, а удовлетворение этих требований осуществляется в ходе внешнего управления в соответствии с законом (ст. 5).

Ряд статей Закона О банкротстве (ст. 6, 7, 8, 9) посвящены  процедурным вопросам признания  банкротства, которые рассматриваются  арбитражным судом.

В Законе О банкротстве  определены права кредиторов и уполномоченных органов (ст. 11) и процедуры принятия решений собранием кредиторов (ст. 12-19). В соответствии со ст. 11 правом на подачу заявления о признании  должника банкротом обладают уполномоченные органы и конкурсные кредиторы, а также органы исполнительной власти в части взыскания задолженности по обязательным платежам.

Уполномоченные  органы – это федеральные органы исполнительной власти, которые уполномочены Правительством РФ представлять в деле о банкротстве требования об уплате обязательных платежей и требований по денежным обязательствам, а также  органы исполнительной власти субъектов  РФ и органы местного самоуправления.

Конкурсные кредиторы  – это кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов  и граждан, перед которыми должник  несет ответственность за причинение вреда здоровью, морального вреда, по оплате авторских вознаграждений, по обязательствам перед учредителями).

Конкурсные кредиторы  и уполномоченные органы имеют право  проводить собрания кредиторов с  правом голоса, а в отсутствие других участников – принимать решения  по делу о банкротстве.

К компетенции собрания кредиторов относятся:

1.принятие решения о введении внешнего управления и проведении в установленный срок финансового оздоровления должника;

2.утверждение плана внешнего управления, плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

3.утверждение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего и конкурсного управляющего;

4.выбор реестродержателя;

5.принятие решения о заключении мирового соглашения;

6.принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

7.принятие решений об образовании комитета кредиторов, его состава и о досрочном прекращении его полномочий;

8.избрание представителя собрания кредиторов.

Отдельными статьями Закона О банкротстве (ст. 17, 18) регулируются организационные вопросы, связанные  с созданием и порядком избрания комитета кредиторов.

Комитет кредиторов представляет интересы конкурсных кредиторов и уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего.

На комитет  возлагается ряд функций, связанных  с предоставлением арбитражным  управляющим информации о финансовом состоянии должника и ходе процедур банкротства, а также с принятием  рекомендаций об отстранении арбитражного управляющего, об обжаловании его  действий, о созыве собрания кредиторов. Состав комитета не может быть менее  трех человек и более одиннадцати, а при решении вопросов на заседании  комитета каждый его член обладает одним голосом. Решения комитета принимаются большинством голосов. При избрании членов комитета используется следующий принцип: каждый конкурсный кредитор и каждый уполномоченный орган обладают числом голосов, равным размеру его требований в рублях, умноженному на число членов комитета кредиторов. Из числа членов комитета избирается председатель.

Арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, имеет  право созывать собрание кредиторов; созывать комитет кредиторов; получать вознаграждение в соответствии с  законом; привлекать для осуществления  своих полномочий лиц с оплатой  их деятельности за счет должника; подать заявление в арбитражный суд  о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей. Он обязан:

1.принимать меры по защите имущества должника;

2.анализировать финансовое состояние должника;

3.анализировать финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных и иных рынках;

4.вести реестр требований кредиторов и предоставлять его лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования;

5.выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства;

6.возмещать убытки должнику, кредиторам, третьим лицам, причиненным им при исполнении своих обязанностей, с даты вступления в законную силу судебного акта об их возмещении.

Отдельными статьями Федерального закона о банкротстве (ст. 20-26) регулируются порядок назначения, права и обязанности, требования к кандидатуре, ответственность  арбитражного управляющего, а также  правила их профессиональной деятельности (ст. 29).

Наблюдение вводится на основании определения, вынесенного  арбитражным судом по результатам  рассмотрения заявления должника. После  вынесения определения наступают  предусмотренные законом последствия:

по ходатайству  кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств;

приостанавливается  исполнение документов по имущественным  взысканиям, в том числе снимаются  аресты на имущество должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, вступивших в силу до даты введения наблюдения (взыскание задолженности  по заработной плате, по выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда жизни и здоровью и др.);

запрещаются удовлетворение требований учредителей и выделение  пая в имуществе должника, выкуп  должником размещенных акций;

запрещается выплата  дивидендов по эмиссионным ценным бумагам;

не допускается  прекращение денежных обязательств должника путем зачета однородных требований, кроме ситуации, когда при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов.

Глава V Закона О  банкротстве посвящена вопросам финансового оздоровления организации-должника. Финансовое оздоровление – это процедура  банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

При этом ходатайство  о введении финансового оздоровления направляется первому собранию кредиторов или в установленных законом  случаях – к арбитражному суду (не позднее 15 дней до даты проведения собрания кредиторов).

Ходатайство должно содержать:

1.сведения об исполнении должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности;

2.предлагаемые сроки финансового оздоровления и удовлетворения требований кредиторов.

К ходатайству  прилагаются план финансового оздоровления, график погашения задолженности, протокол общего собрания учредителей должника или решение собственника имущества  должника (унитарного предприятия), перечень учредителей должника, голосовавших за принятие ходатайства к собранию кредиторов.

В законе предусмотрены  источники погашения задолженности  должником за счет залога (ипотеки), банковской гарантии, поручительства. Однако в качестве предмета обеспечения  обязательств не могут выступать  имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве  собственности или хозяйственного ведения.

В ст. 80, 81 Закона о банкротстве определены порядок  введения финансового оздоровления и последствия этой процедуры.

В законе подчеркнуто, что финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании  решения собрания кредиторов.

Определение суда подлежит немедленному исполнению со сроком оздоровления не более двух лет. При этом наступают следующие  последствия:

отменяются ранее  принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

арест на имущество  должника может быть наложен только в рамках процесса о банкротстве;

приостанавливается  исполнение документов по имущественным  взысканиям, кроме исполнительных документов, вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления (по взысканию задолженности по заработной плате, по авторским договорам, в  возмещение вреда жизни и здоровью и т. п.);

запрещаются выкуп  должником размещенных акций, удовлетворение требований учредителей и выделение  пая в имуществе должника;

запрещается выплата  дивидендов и иных платежей по эмиссионным  ценным бумагам;

не начисляются  штрафы, пени, проценты за неисполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления;

на сумму требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности начисляются  проценты (до даты погашения требований кредиторов);

неустойки и  суммы причиненных убытков в  форме упущенной выгоды подлежат удовлетворению после погашения  остальных платежей по требованиям  кредиторов;

требования кредиторов, включенные в реестр требований, подлежат удовлетворению не позднее чем через  месяц с даты окончания исполнения обязательств по графику.

Действующий Закон  о банкротстве, безусловно, в большей  мере соответствует современным  условиям экономического развития России и значительно подробнее, чем  прежний, регулирует отношения в  области несостоятельности (банкротства) лиц. С точки зрения законодательной  техники и правоприменительной  практики в науке неоднократно высказывалась  идея о целесообразности собрать  в Законе о банкротстве все  специальные правила об особенностях банкротства отдельных категорий  должников: субъектов естественных монополий, организаций оборонно-промышленного  комплекса, иных организаций, имеющих  важное социально-экономическое значение. В частности, в новом Законе о  банкротстве нашли отражение  концептуальные новеллы. Одной из таких  новелл, например, является установление законодателем специальных норм, применяемых к банкротству стратегических организаций.

Информация о работе Закон о банкротстве