Закон о банкротстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:20, контрольная работа

Описание работы

Важнейшим институтом социально-экономических отношений является право частной собственности, непременное условие демократической рыночной экономики. Рыночная экономика основана на свободе индивида – человека и гражданина, на безусловном соблюдении его личных и имущественных прав и свобод, как свойственных ему от рождения, так и приобретенных впоследствии на законных основаниях. Собственность – это основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне. В современных условиях, государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность.

Работа содержит 1 файл

Документ Антикризисное упрвление.docx

— 50.76 Кб (Скачать)

1.1Признаки банкротства в соответствии с действующим законодательством. Отношения, регулируемые Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»

              Важнейшим институтом социально-экономических отношений является право частной собственности, непременное условие демократической рыночной экономики. Рыночная экономика основана на свободе индивида – человека и гражданина, на безусловном соблюдении его личных и имущественных прав и свобод, как свойственных ему от рождения, так и приобретенных впоследствии на законных основаниях. Собственность – это основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне. В современных условиях, государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность.

Статья 34, как  и статья 35 Конституции РФ, провозглашает  и юридически гарантирует свободу  использования каждым своих способностей и имущества любым не запрещенным  законом способом, т.е. свободу экономической  деятельности; а согласно статьи 35 –  частной собственности, ибо свобода  экономической деятельности на базе своего имущества и своих способностей и есть свобода частной собственности, которая осуществляется, конечно, в  рамках закона.

Особое положение  статей 34 и 35 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина состоит еще и в том, что  они имеют в виду не только индивида и распространяются не только на индивидуальные права и свободы физических лиц. Эти статьи гласят, что каждый вправе иметь имущество, использовать его, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по суду и  с соблюдением соответствующих  правил, и эти нормы распространяются не только на индивидов – физических лиц, но и на юридические лица –  организации, закрепляя свободную  экономическую деятельность и право частной собственности.

Права свободного использования частной собственности  и занятия любой не запрещенной  законом предпринимательской деятельностью  предусматривает также и определенные обязанности. Существование института  несостоятельности (банкротства) обусловлено  несколькими причинами. Необходимо оградить экономический оборот и  его участников от последствий неэффективной  работы тех из них, кто проявил  неспособность надлежащим образом  исполнять принятые на себя обязательства, если эта неспособность приобретает  стойкий характер. С одной стороны, возникает необходимость устранения из оборота такого его участника. С другой стороны, желательно попытаться сохранить его как производителя  товаров, работ или услуг и  работодателя. При этом в обоих  случаях, поскольку, например, юридические  лица отвечают всем своим имуществом, следует предотвратить обращение  всего или большей части этого  имущества на удовлетворение требований одного либо нескольких наиболее расторопных кредиторов и лишение остальных возможности получить хотя бы частичное удовлетворение. Наряду с этим нужно защитить интересы самого несостоятельного должника, и решение вопроса о его сохранении или ликвидации подчинить установленным законом процедурам.

Объявление предприятия  банкротом – институт, завершающий  систему мер, организующих и обеспечивающих конкурентную борьбу субъектов рынка, ведущих хозяйственную деятельность на свой риск и под свою ответственность, т.е. на началах предпринимательства. Вынужденное прекращение ведущего такую деятельность субъекта и есть реализация, с одной стороны, максимально  возможного риска, а с другой –  наивысшей степени его ответственности, поскольку он рискует и отвечает своим существованием.

Установление  судом факта банкротства влечет серьезные последствия для большого количества лиц: самого должника (юридическое  лицо, признанное банкротом, подлежит ликвидации; для индивидуальных предпринимателей в этом случае утрачивает силу его  государственная регистрация и  т.д.); работников должника, лишающихся работы; кредиторов должника, задолженность  которым должна будет погашаться в особом порядке; государства и  административно-территориальных образований, получающих дополнительные социально-экономические  проблемы.

           Банкротством является признанная арбитражным судом неплатежеспособность должника, при которой его имущества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнения обязанностей по уплате обязательных платежей. Результатом банкротства является принудительное прекращение хозяйственной деятельности.                                                                                                     Причины банкротства могут быть разными. По терминологии дореволюционных русских юристов несостоятельность (банкротство) может быть «несчастная», «неосторожная», «злостная» или «злонамеренная».                                                                                 Законодательство о несостоятельности (банкротстве) – одна из составных частей правового регулирования гражданского оборота и обеспечения его нормального функционирования

Система российского  законодательства о банкротстве  включает в себя законы конституционные (Конституция РФ, Федеральный конституционный  закон «Об арбитражных судах  в Российской Федерации») и текущие (Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г., далее  – далее Закон О банкротстве). Конституция РФ определяет, что судебная власть осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства (п.2 ст.118). Поскольку дела о банкротстве  рассматриваются по правилам арбитражного судопроизводства, которое является частью гражданского судопроизводства, следовательно, ряд законоведов  делают вывод о том, что Конституция  РФ входит в законодательство о банкротстве.

Уголовный Кодекс РФ в гл. 22 «Преступления в сфере  экономической деятельности» содержит три статьи, которые определяют уголовную  ответственность за неправомерные  действия при банкротстве (ст. 195), преднамеренное (ст. 196) и фиктивное (ст. 197) банкротство, если такие действия причинили крупный  ущерб или иные тяжкие последствия.

Помимо конституционных  законов, в систему законодательства о несостоятельности входят общие (ГК РФ, АПК РФ), специальные законы, а также подзаконные нормативные  правовые акты. Закон о банкротстве  – закон комплексный, нормы ГК РФ, АПК РФ применяются субсидиарно  по отношению к нему. К числу  специальных законов, кроме Закона о банкротстве, следует отнести  Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов  естественных монополий топливно-энергетического  комплекса» № 122-ФЗ от 24 июня 1999 года, Федеральный  закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» № 40-ФЗ от 25 февраля 1999 года и другие аналогичные  законы.

Более подробно следует остановиться на нормах о  банкротстве, содержащихся в Гражданском  и Арбитражном процессуальном кодексах. Гражданский кодекс РФ является общим  нормативным правовым актом. Киперман Г. отмечает, что, принимая Гражданский  кодекс РФ, законодатель учитывал, что  правовое регулирование отношений, возникающих при несостоятельности (банкротстве) субъектов гражданских  правоотношений, невозможно без специального законодательства, дальнейшим образом  регламентирующего все вопросы, связанные как с материально-правовыми, так и с процессуальными аспектами  этих отношений. Данное обстоятельство послужило причиной включения в  Гражданский кодекс общей отсылочной нормы к специальному законодательству (п.3 ст.64): «Основания признания судом  юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также  порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о  несостоятельности (банкротстве)». Таким  образом, в системе правового  регулирования несостоятельности (банкротства) участников имущественного оборота  центральным нормативным правовым актом является Закон о банкротстве.

Помимо ГК РФ, Закона о банкротстве к законодательству, регламентирующему производство по делам о несостоятельности стратегических организаций, относится также АПК  РФ. АПК РФ – это общий закон, а Закон о банкротстве, как  уже отмечалось выше, – специальный  закон, что подтверждается ст.223 АПК, которая говорит о том, что  дела о несостоятельности рассматриваются  арбитражным судом по правилам, предусмотренным  АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими  вопросы банкротства.

Определенную  часть законодательства о несостоятельности  составляют подзаконные нормативные  правовые акты. К числу подзаконных  нормативных правовых актов относятся  указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ, приказы регулирующего  органа – Министерства юстиции РФ. В основном это акты, регулирующие материальные и связанные с ними процедурные (не процессуальные) отношения несостоятельных юридических лиц. Например, к ним относится Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 № 100 «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих».

Конкурсное право  – это институт частного права. Предметом  его регулирования являются отношения  между несостоятельным должником  и кредиторами по поводу соразмерного удовлетворения их требований за счет имущества должника. Это отношение  частноправового характера. Об этом свидетельствуют: правовой статус субъектов  отношения (должник, кредиторы –  субъекты гражданского права), юридическое  содержание отношения (совокупность обязанностей несостоятельного должника и прав требования кредиторов), юридический объект отношения (действия должника по соразмерному удовлетворению требований кредиторов из своего имущества).

Помимо перечисленного, к источникам законодательства о  несостоятельности относятся международные  договоры РФ, локальные нормативные  правовые акты, обычаи делового оборота. Определяя соотношение норм Закона о банкротстве и правил о банкротстве, содержащихся в международных договорах  РФ, законодатель устанавливает верховенство последних (п.4 ст.1 Закона о банкротстве), что в полной мере соответствует  принципам соотношения национального  и международного права (п.4 ст.15 Конституции  РФ, ст.7 ГК РФ). К локальным нормативно-правовым актам следует отнести, например, план финансового оздоровления, утвержденный собранием кредиторов.

Характеризуя  законодательство, непосредственно  регламентирующее производство по делам  о несостоятельности, невозможно не обратиться к истории развития законодательства о банкротстве. Кроме того, особенно важно охарактеризовать его современное  состояние, попытаться определить возможные  тенденции развития в будущем.

Исторически законодательство о несостоятельности начиналось и вплоть до конца XIX века являлось законодательством  о несостоятельности исключительно  физических лиц, а после этого  и до наших дней оно включает нормы  о несостоятельности также юридических  лиц.

История законодательства о банкротстве в современной  России началась с принятия 19 ноября 1992 г. Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». С учетом более чем семидесятилетнего  отсутствия в правовой практике, в  частности, и в общественной жизни  страны, в целом, такой категории, как банкротство, несомненно, названный  Закон сыграл важную роль, «приучив»  участников предпринимательской деятельности к ее существованию как неотъемлемого  элемента рыночных отношений, дав возможность арбитражным судам, даже при относительно небольшом количестве дел этой категории, выработать определенные правила их рассмотрения.

Правительством  Российской Федерации была подготовлена новая редакция закона о банкротстве, которая в конце 2001 года была внесена  в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. В период весенней сессии 2002 года новая редакция закона была принята Государственной  Думой и одобрена Советом Федерации. Президент Российской Федерации  отклонил принятый закон и представил к нему конкретные существенные замечания. После этого в период осенней  сессии с учетом замечаний Президента Российской Федерации была принята  Государственной Думой, одобрена Советом  Федерации и подписана Президентом  Российской Федерации новая редакция Федерального закона от 26 октября 2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Закон О банкротстве  регулирует порядок и условия  проведения процедур банкротства и  мер по его предупреждению.

Действие Закона О банкротстве распространяется на все юридические лица за исключением  казенных предприятий, политических партий и религиозных организаций. Отношения, связанные с участием иностранных  лиц в качестве кредиторов, регулируются этим законом в случае, если иное не предусмотрено международным  договором РФ. Соответственно, решения  судов иностранных государств по делам о банкротстве признаются на территории РФ на основе международных  договоров РФ, а при их отсутствии – на началах взаимного соглашения, если иное не предусмотрено Федеральным  законом.

В Законе О банкротстве (ст. 2) определен понятийный аппарат, используемый для целей данного  закона. К наиболее важным относятся  определения понятий несостоятельности (банкротства) и должника.

Несостоятельность (банкротство) определяется Законом  О банкротстве как признанная арбитражным судом неспособность  должника в полном объеме удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Информация о работе Закон о банкротстве