Валютное регулирование и валютный контроль в РФ в период с 1987 по 1996 год

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:06, курсовая работа

Описание работы

Динамичный процесс формирования и развития валютного рынка в России невозможен без твердой законодательной базы, регламентирующей в целом поведение участников валютного рынка.

Содержание

Введение .................................................................................................................... 3

I. Этапы валютного регулирования ............................................. 4-8

1. Валютная монополия государства .............................................. 4-6

2. Становление валютных отношений в условиях рынка .... 7-8

II. Законодательство о валютном регулировании ..... 9-29

1. Понятие валюты и валютных ценностей .............................. 9-16

2. Классификация валют .................................................................... 17-20

3. Развитие внутреннего валютного рынка ............................ 21-29

III. Валютный контроль ...................................................................... 30-42

1. Органы, осуществляющие валютный контроль ............. 32-33

2. Развитие валютного контроля на современном этапе 34-38

3. Новое в валютном регулировании ........................................ 39-42

Заключение........................................................................................................ 43-45

Приложение 1 .................................................................................................. 46-47

Приложение 2 ................................................................................................... 48-50

Приложение 3 ....................................................................................................... 51

Приложение 4 ...................................................................................................... 52

Библиография ................................................................................................. 53-54

Работа содержит 1 файл

Российский Университет Дружбы Народов.doc

— 420.00 Кб (Скачать)

- организация  с участием других органов  и агентов валютного и экспортного  контроля, заинтересованных органов федеральной исполнительной власти проверки полноты и объективности учета и отчетности по валютным, экспортно-импортным и иным внешнеэкономическим операциям, а также проверки операций нерезидентов в валюте Российской Федерации;

- контроль за  эффективностью использования кредитов  в иностранной валюте, предоставляемых  России на основе международных  договоров;

- анализ и  обобщение практики валютного  и экспортного контроля, в том  числе в зарубежных странах,  и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства России в этой области, а также другие функции.

Для реализации своих функций ФСВК имеет право:

- получать от  органов и агентов валютного  и экспортного контроля необходимую  информацию и документы; 

- проводить проверки  финансовых документов, бухгалтерских  книг, отчетов, планов, смет, деклараций, контрактов, соглашений и иных  документов, связанных с осуществлением  хозяйствующими субъектами экспорта  и импорта товаров и услуг,  бартерных операций, иных внешнеэкономических операций, с получением и переводом валютных ценностей, с выполнением обязательств перед государством в иностранной валюте; 

- ставить вопрос  в установленном порядке о  приостановлении валютных, экспортно-импортных  операций, о лишении хозяйствующих субъектов лицензий и других прав в области внешнеэкономической деятельности; 

- вносить в  установленном порядке предложения  по исключению хозяйствующих  субъектов из перечня экспортеров  стратегически важных сырьевых  товаров в случаях непредставления (или отказа в представлении) органам федеральной службы соответствующих документов, связанных с проведением указанных операций; 

- давать предложения  в установленном порядке о  приостановлении или об отмене  ведомственных нормативных актов по вопросам осуществления валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, а также обладает другими правами, необходимыми для эффективного выполнения своих функций и решения задач, поставленных перед этой федеральной службой. 

III.2. Одним из важных направлений деятельности органов валютного контроля на современном этапе является формирование в стране цивилизованного валютного рынка, создание таких условий, при которых возможно более эффективное использование валютных ресурсов в интересах развития экономики России.

Наметившийся  в последние годы "отток" или "невозврат" валютной выручки  от экспорта товаров и услуг российских предприятий наносит значительный ущерб экономике страны, который  проявляется не только в том, что  из нее выкачивается сырье и идет процесс расхищения ее недр, но и в том, что оседание валютной выручки в другой стране способствует созданию дополнительных рабочих мест для ее рабочих, развитию экономики в целом, в то время как в нашей стране идет обратный процесс.

Превышение вывоза на ввозом капитала в виде кредитов, прямых и портфельных инвестиций, которое может трактоваться как бегство капитала в связи с ограниченностью возможностей инвестирования этих средств во внутренней экономике, по оценкам экспертов Центробанка России, опубликованным в печати, составляло, начиная с 1992 года, более четырех миллиардов долларов ежегодно.

В связи с  этим 12 октября 1993 года была утверждена совместная инструкция Центрального банка  Российской Федерации № 19 и Государственного таможенного комитета Российской Федерации № 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров", вступившая в силу 1 января 1994 года относительно товаров стратегического экспорта (сырьевых товаров, определенных в перечне Правительства Российской Федерации) и с 1 марта 1994 года для всех других экспортируемых товаров.

Инструкция направлена на ограничение и пресечение попыток  отечественных предпринимателей скрыть экспортную выручку за рубежом, на обеспечение ее полного и своевременного поступления в Россию, а также на борьбу с незаконным вывозом из страны материальных и финансовых ресурсов.

Данной инструкцией  активно вовлекаются в механизм валютного контроля все коммерческие банки, а базовым документом становится паспорт сделки, оформляемый экспортером в банке, где у него открыт валютный счет.

Для оформления паспорта сделки экспортер предъявляет контракт в банк, где находится его валютный счет, на который должна поступить выручка от экспорта товаров. Экспортер вместе с этим банком оформляет паспорт сделки, в котором приводится краткое содержание условий контракта. По каждому заключенному контракту оформляется один паспорт сделки, подписываемый одним уполномоченным банком, на транзитный валютный счет в котором должна поступить выручка от импортера- нерезидента. 

Поскольку после  подписания паспорта сделки банк берет  на себя функции агента валютного  контроля за поступлением валютной выручки  от экспорта товаров по данному контракту, то он не имеет права подписать паспорт сделки, если в контракте имеются условия, которые предусматривают зачисление валютной выручки на счет, не принадлежащий экспортеру.

Банк имеет  право отказать в подписании паспорта сделки, если имеется:

- несоответствие  данных, содержащихся в контракте, сведениям, внесенным в паспорт сделки;

- несоответствие  предусмотренных контрактом валютных  операций требованиям действующего  российского законодательства;

-отсутствие  в контракте условий, предусматривающих  зачисление выручки на счет экспортера в уполномоченном банке;

- отсутствие  в контракте каких-либо сведений, необходимых для составления  паспорта сделки в установленном  порядке.

После подписания паспорта сделки уполномоченный банк возвращает экспортеру первый экземпляр  паспорта сделки вместе с контрактом, второй экземпляр хранится в банке.

Таможенные органы принимают экспортные товары к таможенному  оформлению только при предъявлении им в дополнение к другим документа, предусмотренным российским законодательством, ксерокопии паспорта сделки, заверенной ответственным лицом банка и с банковской печатью, а также копии с грузовой таможенной декларации на оформляемый груз.

Таможенные органы контролируют соответствие данных паспорта сделки и данных, заявленных в грузовой таможенной декларации, и при отсутствии расхождений заверяют паспорт сделки. На основании грузовых таможенных деклараций составляется учетная карточка таможенно-банковского контроля, содержащая информацию по одной произведенной отгрузке. На основе учетной карточки в календарной последовательности оформляется реестр ожидаемого поступления на транзитные счета экспортеров валютной выручки от экспорта товаров.

Экспортер после  поступления на его валютный транзитный счет выручки от экспорта товаров, оформляя поручения о переводе части выручки на свой текущий валютный счет и обязательной продаже части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке, отдельной строкой указывает номер и дату паспорта сделки и учетной карточки, по которым поступила экспортная выручка (если поступил аванс, то указываются реквизиты только паспорта сделки).

Инструкцией № 19 предусматривается ответственность  как экспортера за несвоевременное  предоставление необходимой документации или фальсификацию приводимых документов и сведений, так и банка за ненадлежащее выполнение данной инструкции.

Действие инструкции № 19 имеет некоторые ограничения, так как она не распространяется на экспорт работ и услуг, а  также на сделки, предусматривающие  вывоз товаров с российской таможенной территории, если расчеты осуществляются в соответствии с законодательством России в ее валюте и если не предусмотрено проведение расчетов в денежной форме, как, например, при бартерной сделке. 

Наряду с "невозвратом" валютной выручки по экспортным контрактам отток валютных ресурсов происходит зачастую в форме авансовых платежей под импортные контракты без последующей поставки товаров и услуг.

Некоторое сдерживающее действие оказывал введенный порядок, когда условием платежа при осуществленнии международных расчетов по импортным  контрактам являлось обязательное представление российскими предприятиями в уполномоченный банк товарораспорядительных документов, подтверждающих отправку товаров в Россию.

Более радикальными мерами должны стать требования, предъявляемые  к импортерам, которые изложены в  письме Центрального банка Российской Федерации "О введении в действие порядка осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" от 15 ноября 1995 года № 208 и в совместной инструкции Центрального банка России № 30 и Государственного таможенного комитета Российской Федерации № 01-20/10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" от 26 июля 1995 года. Инструкция введена в действие с 1 января 1996 года.

Механизм контроля за обоснованностью платежей в иностранной  валюте за импортируемые товары, так  же как и валютный контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, делает важным звеном валютного контроля коммерческие банки и усиливает роль Центрального банка России.

Базовым документом валютного контроля является паспорт импортной сделки, который оформляется импортером в банке импортера и содержит основные условия внешнеторгового контракта. По каждому заключенному импортером контракту оформляется один паспорт импортной сделки, подписываемый одним уполномоченным банком, где открыт валютный текущий счет импортера. Паспорт импортной сделки оформляется в двух экземплярах. 

С представлением в банк импортера паспорта импортной  сделки импортер принимает на себя ответственность перед органами и агентами валютного контроля за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте импортной сделки, условиям контракта, а также за поступление в Россию товаров в полном объеме и в сроки, не превышающие 180 календарных дней между днем оплаты импортируемого товара и датой таможенного оформления. При невозможности поставки товаров импортер обязан возвратить в установленные контрактом сроки на указанный в паспорте импортной сделки текущий валютный счет импортера суммы предоплаты, которая ранее переведена иностранной стороне.

Сделки на срок, превышающий 180 дней между днем оплаты импортируемого товара и датой его  таможенного оформления, могут осуществляться только при наличии лицензии Банка  России на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала.

Банк импортера  имеет основание для отказа в  подписании паспорта импортной сделки в следующих случаях:

- если он оформлен  с нарушениями установленных  требований;

- если в контракте  имеются условия, предусматривающие оплату импортируемых товаров со счетов лиц, не являющихся импортерами по данному контракту;

- если в контракте  имеются условия, предусматривающие  оплату импортируемых товаров  в наличной форме при отсутствии  разрешения (лицензии) Банка России на указанные операции;

- если в контракте  отсутствуют конкретные сроки  поступления товаров на таможенную  территорию Российской Федерации  или отгрузки товаров в Российскую  Федерацию;

- если в контракте  отсутствуют конкретные сроки  возврата денежных средств в иностранной валюте, переведенных в оплату импортируемых товаров, на счет импортера в банке импортера при непоставке товаров в случае, если контракт предусматривает оплату товара до его ввоза на территорию Российской Федерации;

- если в контракте и/или дополнениях к нему отсутствуют какие-либо сведения, необходимые для составления паспорта импортной сделки в установленном порядке;

- если контракт, представленный в банк импортера,  составлен на иностранном языке,  которым не владеют ответственные лица банка импортера, и при этом отсутствует заверенный перевод контракта на русский язык.

В случае, если условиями  контракта предусмотрена предоплата в размере, превышающем предельную сумму, разрешенную Банком России без  гарантии валютного контроля, банк импортера должен, принимая решение по вопросу подписания паспорта импортной сделки, решить вопрос о выдаче гарантии валютного контроля.

Банк импортера, выдавший гарантию валютного контроля, несет перед государством в лице органов валютного контроля солидарную с импортером финансовую ответственность в пределах обязательств, вытекающих из текста гарантии валютного контроля. Указанная гарантия направляется банком импортера в территориальное учреждение Банка России не позднее третьего рабочего дня со дня перевода суммы предоплаты за импортируемые товары.

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль в РФ в период с 1987 по 1996 год