Тактические и стратегические мероприятия по выводу предприятия из кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:19, контрольная работа

Описание работы

Изменения, происходящие во внешней среде бизнеса, закономерно вызывают появление новых принципов управления (рис. 1). Чем больше проявлялось воздействие внешней среды, тем больше внимания высшее руководство должно было уделять изучению процессов, происходящих в окружении организации, и разработке адекватных реакций на возможные внешние воздействия, способов долгосрочного развития.

Содержание

Введение.
Причины кризисного состояния предприятий.
Тактические (оперативные) мероприятия по выходу из кризиса.

3. Разработка антикризисной стратегии деятельности фирмы (антикризисное стратегическое планирование).

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Тактические и стратегические мероприятия по выводу предприятия из кризиса.docx

— 71.63 Кб (Скачать)

     Содержание: 

    Тактические и стратегические мероприятия по выводу предприятия из кризиса.

     Введение.

  1. Причины кризисного состояния предприятий.
  2. Тактические (оперативные) мероприятия по выходу из кризиса.

     3. Разработка антикризисной стратегии  деятельности фирмы (антикризисное  стратегическое планирование).

     Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Изменения, происходящие во внешней среде бизнеса, закономерно вызывают появление  новых принципов управления (рис. 1). Чем больше проявлялось воздействие  внешней среды, тем больше внимания высшее руководство должно было уделять  изучению процессов, происходящих в  окружении организации, и разработке адекватных реакций на возможные  внешние воздействия, способов долгосрочного  развития. Центр внимания смещался во внешнюю среду, целевые установки  менеджерам смещались в область  обеспечения устойчивого развития на долгосрочную перспективу.

     Тяжелое положение предприятий наблюдается  сегодня в России повсеместно. Например, по данным только территориального агентства  Федерального управления по делам несостоятельности (банкротства) по Смоленской области  в кризисном состоянии находятся  более 70 предприятий. 

      1. Причины кризисного  состояния предприятий.

     В чем причины кризисного состояния  предприятий? Почему благополучные  ранее предприятия оказались  в состоянии неплатежеспособности?

     Любое коммерческое предприятие имеет  смысл, если оно приносит прибыль. Успешно  функционирующие предприятия, как  правило, имеют определенные конкурентные преимущества. Такие предприятия  занимают прочное положение на рынке  товаров и услуг, их продукция  конкурентоспособна и пользуется постоянным спросом. Они следят за изменениями  конъюнктуры рынка, своевременно и  эффективно отвечая на изменения  внешней среды. Производя прибыль, такие предприятия увеличивают  собственный капитал и, по определению, всегда способны исполнить свои финансовые обязательства, а потребности в  финансовых ресурсах для своего развития удовлетворяются, главным образом, за счет собственных средств.

     Вместе  с тем, любой продукт (услуга) имеет  определенный жизненный цикл в силу того, что обладает предельными возможностями, ограничивающими его дальнейшее существование в первоначальном виде определенным периодом времени.

     

     

     

     Рис. 1. Эволюция организации  и принципов управления

     

     Рисунок 2. Жизненный цикл предприятия и  его кризисные  ситуации

     Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации возникают  на всех стадиях жизненного цикла  предприятия: в какие-то моменты  оно может не производить прибыли, либо производить убытки. Но это  краткосрочные, эпизодические ситуации, которые не меняют сущности предприятия  как производителя прибыли. Они  могут быть устранены с помощью  оперативных мероприятий. Если же предприятие  неэффективно в целом, экономический  кризис приобретает затяжной характер и может закончиться процедурой его ликвидации, продажи имущества  для расчетов с кредиторами, которая называется банкротством предприятия (рис. 2). Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины, по которым экономика предприятия оказалась в кризисе, и разработать соответствующие меры по их устранению.

     Всю совокупность факторов, которые способны привести предприятие к экономическому кризису, можно разделить на две  группы:

     1) внешние по отношению к предприятию, на которые оно не в состоянии влиять или его влияние ограничено;

     2) внутренние, возникающие в результате  деятельности самого предприятия.

     Причинами кризисного состояния российских предприятий  являются неблагоприятные внешние  условия: нарушение традиционных хозяйственных  связей; спад спроса; резкие, трудно прогнозируемые изменения экономической политики правительства; инфляция; разбалансированность рынка; политическая нестабильность.

     В России спад промышленного производства к середине 1994 г. приобрел структурный  характер. Одновременно с сокращением  производства отдельных видов продукции  стала наблюдаться стабилизация выпуска других. В целом, начиная  с 1995 года, ситуация относительно стабилизировалась. В настоящее время экономика  России все еще неустойчива и  находится в стадии депрессии. Рост цен и спад производства одновременно сопровождались прогрессивным ростом всех видов неплатежей и, прежде всего, между предприятиями.

     Состояние национальной экономики может также  сильно повлиять на возможность получения  организацией капитала для своих  нужд. Это, в основном, обусловлено  тем, что правительство может  пытаться сгладить последствия ухудшения  экономической обстановки, регулируя  налоги, денежную массу и ставку банковского процента. Ужесточение  налогообложения не способствует стимулированию предпринимательской деятельности, а удорожание кредита приводит к  росту издержек.

     Среди политических факторов, способных спровоцировать кризисное состояние предприятия, можно выделить отношение государства  к предпринимательской деятельности запретительного или ограничительного характера; политическую нестабильность деятельности правительства; национализацию собственности и т.д. Все это  ухудшает инвестиционный климат, способствует вывозу капитала из страны.

     Такие факторы правовой среды как недостаточное  антимонопольное регулирование, ограниченное регулирование ВЭД, неразвитость законодательной  базы по вопросам предпринимательства  также могут способствовать наступлению  экономического кризиса деятельности предприятий.

     В России при господстве монополий  – предприятий-гигантов, не имевших  на внутреннем рынке конкурентов, был  спровоцирован интерес к росту доходов предприятий за счет роста цен на продукцию при пониженных объемах производства, начиная с января 1992 г., что обусловило спад промышленного производства и наступление кризисных явлений в деятельности ряда предприятий.

     Социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, также влияют на организацию. Социалистическая административно-плановая экономика выработала менталитет, ориентированный:

  • исполнять планы и сметы, но не обученный навыкам управления финансами;
  • при любом подходящем случае просить у государства, считая это естественным правом;
  • тратить заработанное и полученное на то, что раньше не допускалось или сдерживалось: многолетний вынужденный аскетизм, невысокий уровень культуры руководителей породили тягу к расточительству, которая проявила себя, как только представились соответствующие условия.

     Дополнительные  социальные факторы, способствующие возникновению  и развитию кризиса экономической  деятельности предприятия, – преступность и коррупция, к сожалению, приобретают  в современной России все больший  вес и становятся для многих предприятий  непреодолимым барьером в бизнесе.

     Вся эта совокупность специфических  характеристик определила особую предрасположенность  многих российских предприятий к  кризису и предбанкротным явлениям в условиях реформирования экономики.

     Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать  и продавать, на скорость устаревания  продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители  от организации. Низкие расходы государства  на науку и технику ведут к  технологическому застою, предприятия для производства товаров и услуг используют устаревшую технологию, а неудовлетворительная патентная защита не стимулирует предпринимателей приобретать новейшие технологии. Все это снижает конкурентоспособность продукции и ведет предприятие к экономическому кризису.

     При рассмотрении внешних факторов, способных  привести предприятие к экономическому кризису, следует отметить, что организация  может оказывать существенное влияние  на них и предотвратить их возникновение. Эти факторы связаны с конкурентной средой предприятия и определяют формы конкуренции. Среди них: высокий  уровень цен на производимую продукцию, низкий уровень применяемых технологий, неудовлетворительное качество продукции.

     Уровень применяемой технологии определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность. Изменения в технологии производства, производимые предприятием в целях  обеспечения конкурентных преимуществ, требуют значительных капиталовложений и могут в течение относительно продолжительного периода времени  отрицательно отразиться на прибыльности предприятия, в том числе и  вследствие неудач при внедрении  новой технологии. Может негативно  сказаться на прибыльности и уменьшение объема продаж продукции предприятия  вследствие появления на рынке по более низким ценам продукции  фирм, в производстве которых используется более прогрессивная технология, повышающая качество товаров.

     Не  менее важны среди внешних  факторов и взаимоотношения с  покупателями и поставщиками. Замедление темпов роста выручки, либо ее абсолютное снижение наблюдается при растущем невозврате платежей за отгруженную продукцию, когда предприятие работает с ненадлежащим покупателем или не свободно в его выборе. Задержки поставок сырья и материалов, либо их низкое качество могут снизить объем производства и качество готовой продукции.

     Но  внешние условия одинаковы для  всех предприятий. Почему же, как показывает опыт последних лет, далеко не все  отечественные предприятия способны успешно конкурировать в условиях рынка? И даже обладание конкурентоспособной  продукцией не позволяет многим из них эффективно реализовывать это  преимущество. Утрата конкурентного  преимущества неизбежно ведет предприятие  к кризису.

     Следовательно, причины экономического кризиса  российских предприятий кроются  в них самих. И как подтвердили  проведенные исследования, именно внутренние факторы усугубили действие внешних  факторов.

     В качестве исходного вопроса для  выяснения внутренних причин экономического кризиса представляется возможным  выбрать вопрос: “Какова динамика объема продаж за последние 1 – 2 года?” Логическая схема поиска внутренних причин, приведших предприятие к кризису (рис. 3), связана с выбранным из двух альтернативных ответов:

     1) объем продаж увеличивается; 

     2) объем продаж уменьшается.

     Если  проблем с продажей продукции  нет, значит причины в другом. Поэтому далее следует выяснить оборачиваемость оборотных средств. Если оборачиваемость малая, то проблемы связаны с большой длительностью производственного цикла. Необходимо выявить слабое звено цикла. Это может быть, например, длительность оплаты отпущенных товаров. Тогда причины кризиса связаны с ценовой политикой и контролем цен, с условиями договора на продажу товара (например, поставки товара осуществляются без предоплаты).

     Высокие цены могут быть связаны с издержками производства. Тогда следует выяснить динамику изменения затрат на производство товара и причины роста издержек. Для российских предприятий, как  правило, высокие составляющие издержек – это затраты на энергоносители.

     Если  оборачиваемость средств большая, причины экономического кризиса  связаны с рентабельностью товара.

     Если  объем продаж уменьшается, то существует проблема с реализацией продукции. Дальнейшие вопросы должны уточнить наличие запасов готовой нереализованной  продукции, потребительские свойства товара, ценовую политику и систему  распределения и продвижения  товара, ответы на которые могут  дать представление о причинах сложившегося экономического кризиса деятельности предприятия.

Информация о работе Тактические и стратегические мероприятия по выводу предприятия из кризиса