SWOT-анализ как современный инструмент исследования в целях антикризисного управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 16:05, реферат

Описание работы

Цель: изучить SWOT-анализ, как современный инструмент исследования в целях антикризисного управления предприятием.

Задача: 1. рассмотреть порядок проведения SWOT- анализа;

2. реализация SWOT- анализа в ФГУП ПО «Стрела» (г. Оренбург).

Работа содержит 1 файл

Доклад.doc

— 110.50 Кб (Скачать)
 

    Группировка сильных и слабых сторон в разрезе  функций предприятия  позволяет системно рассмотреть ситуацию и перейти к известному «вопросу кто виноват?» (безусловно, в первом приближении), с целью принятия обоснованного управленческого решения с привязкой к конкретным функциональным подразделениям.  

    Но  в любом случае, как уже указывалось, сложно выделить непересекающиеся функции. Например, большая задолженность прошлых лет возникла потому, что были сняты госзаказы и предприятие было вынуждено взять банковский кредит с высокой процентной ставкой. Другой пример - известно, что FCA (free carrier - франко перевозчик) требует от покупателя практически максимальных расходов и рисков. Не просто доставить вертолет наземным транспортом. Но предприятие не рассматривает этот вопрос: привыкли работать по старому.  

    Второй  этап

    На  втором этапе выполним анализ внешней среды, который служит инструментом, при помощи которого менеджеры могут контролировать внешние по отношению к организации факторы с целью определения потенциальных внешних угроз и открывающихся возможностей (таб. 4).  

Возможности Угрозы
1.Выход  на новые рынки 

2. Снижается  процентная ставка по кредитам

3. Предприятие  пользуется государственной поддержкой

4. Развитая сеть  поставщиков

5. Экономический  рост приводит к увеличению  общего уровня спроса 

  • Интенсивная конкуренция на внутреннем и внешнем рынке
  • Сильная зависимость от кредиторов
  • Повышаются стандарты качества
  • Уход с предприятия высокопрофессиональных кадров
 

    В результате получаем наглядное представление  о положении предприятия. Фактически на данном этапе уже можно  сделать предварительную оценку конкурентоспособности предприятия по рассмотренным параметрам. Четко видны положительные стороны (конкурентные преимущества) организации и недостатки, требующие пристального внимания.  

    Формирование  банка данных:

    Для более полной оценки конкурентоспособности продукции и предприятия необходимо сформировать банк данных.

    Практический  опыт показывает, что целесообразно  воспользоваться следующими источниками:

  • Изучение всей информации имеющейся в распоряжении организации и ее персонала  (прежде всего бухгалтерский учет  и отчетность, в отдельных случаях первичная документация (акт о браке, рекламации и т. д.), пояснительная записка, внутренняя статистическая информация, аналитические отчеты, бюджеты, инвестиционный план, стратегия развития предприятия, маркетинговые планы, бизнес-план и пр.).
  • Приобретение каталогов конкурентов.
  • Ознакомление со специальными библиотеками.
  • Получение консультаций в торгово-промышленной палате и соответствующих органах исполнительной власти.
  • Получение информации от соответствующих информационных банков или так называемых кредит-бюро, исследующих рынки и хозяйствующих субъектов.
  • Просмотр правительственной и другой официальной статистики.
  • Посещение выставок и ярмарок. (Например, Оренбургская Торгово-промышленная палата и администрация Оренбургской области, ОАО Урал-Экспо в течение 2005 планирует провести 13 выставок-ярмарок. Наиболее крупные: Меновой двор - 2005, Нефть и газ – 2005, ШАРМ-2005 и т. д.).
  • Получение информации от торговых и промышленных ассоциаций и союзов (союз промышленников).
  • Экономическая и финансовая пресса, специализированные ежегодники.
  • Интернет-ресурсы.
 

    Как уже указывалось, большинство специалистов заканчивают анализ на факторах внешней  среды, хотя фактически здесь SWOT-анализ только начинается. И это позволяет не только оценивать, но и формировать конкурентоспособность.

    Третий  этап

    Эта функция SWOT-анализ реализуется  на третьем этапе  при заполнении матрицы SWOT-анализа, для чего последовательно  перебираются факторы  возможностей и угроз, устанавливаются или не устанавливаются связи с сильными и слабыми сторонами организации.

    Значение  этого этапа очень  велико, поскольку  здесь осуществляется поиск ответов  на следующие вопросы:

    - Как можно воспользоваться  открывающимися возможностями,  используя сильные  стороны предприятия (приоритеты развития, поддерживаемые конкурентные преимущества)?

    -  Какие слабые стороны  предприятия (объекты  реформирования) могут  помешать этому? 

    - За счет каких  сильных сторон  можно нейтрализовать  существующие угрозы?

    - Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, нужно больше всего опасаться?

    Результаты  сопоставлений заносятся  в специальную  таблицу (таб. 5)  

  Сильные стороны Слабые  стороны
Возможности
  1. Высокий технический уровень изделия и известный бренд  «Камов»
  2. Развивается сеть поставщиков, возможность выбора  более качественных продуктов
  3. Наличие свободных производственных мощностей даёт возможность удовлетворить увеличение спроса на продукцию предприятия 
  1. Снижения уровня налогов и стоимости кредитов
  2. Недостаточно активное продвижение товара  на внешний рынок, ограниченный  рекламный бюджет
  3. Государственная поддержка предприятия может компенсировать дефицит финансовых ресурсов
Угрозы
  • Наличие свободных производственных мощностей, больших складских помещений, отдельных видов ресурсов должно значительно снизить уровень необходимых инвестиций  и зависимость от кредитов.
  • Упор на высокий технический уровень при продвижении продукции должен помочь преодолеть барьеры выхода на рынок.
  • Использование известного бренда «Камов» в качестве эффективного средства ведения конкурентной борьбы.
  • Повышение заработной платы должно предотвратить утечку высокопрофессиональных кадров
  1. Изношенность значительных части оборудования , нехватка квалифицированных кадров, слабое продвижение товара могут усилить конкурентное давление.
  2. Устаревшая система качества может затруднить преодоление рыночных барьеров.
  3. Невыгодные условия поставки могут заставить заказчиков перейти к конкурентам.
  4. Низкий уровень З/платы будет способствовать дальнейшему сокращению на предприятия профессиональных работников среднего возраста.
  5. Отсутствие серьёзной финансовой политики и недостаточно устойчивое финансовое состояние предприятия может привести к проблемам с платёжеспособностью.
 

    Нераспределенные  позиции возможностей внешней среды рекомендуется учитывать при выработке целей и стратегий.

    Нераспределенные  позиции угроз  внешней среды  нужно рассмотреть  более внимательно, так как для  их нейтрализации, возможно, потребуется разработать какие-то стратегии минимизации рисков, либо, если эти факторы окажутся нейтральны в отношении предприятия, признать, что в матрицу SWOT- анализа они были включены ошибочно.

    Если  останутся также  нераспределенные (не связанные ни с  какими возможностями  и угрозами среды) сильные или слабые стороны организации, то можно будет судить об отсутствии влияния этих факторов на рыночное положение предприятия и,  следовательно, в таблицу SWOT- анализа они были включены ошибочно.

    Данные SWOT-анализа, представленные в таблицах, позволяют  руководству предприятия определить направления изменений в целях превращения слабых сторон в преимущества с учетом благоприятных и неблагоприятных внешних обстоятельств.  

    Кто может проводить  исследование?

    Проведенный анализ является базовой основой, которая  раскрывает методику осуществления на предприятии неформализованного исследования. Опираясь на нее, менеджеры предприятия могут провести глубокое, комплексное изучение всей организации.

    Для проведения полноценного SWOT-анализа  можно:

    1.привлечь  специалиста/специалистов со стороны. В этом случае можно столкнуться с типичной для России ситуацией, когда привлеченные внешние специалисты воспринимаются как ревизоры (контролеры). Заметим, что хорошее исследование и грамотные рекомендации требуют хороших денег;

    2.  создать аналитическую группу высококомпетентных разнопрофильных сотрудников предприятия, так как одному специалисту в одиночку легко упустить какую-либо важную деталь. К тому же руководители подразделений, нередко не замечают собственных недостатков, но,.как правило, хорошо видят трудности, порождаемые другими, смежными подразделениям (обеспечивая взгляд со стороны).

    Члены этой рабочей группы должны заполнить  описанные выше таблицы. Возможна их корректировка. Затем руководителем  группы  составляется наиболее полный список факторов по четырем разделам: возможности и угрозы внешней среды, сильные и слабые стороны предприятия. Членами группы обсуждается полученный результат и формируется признаваемый всеми участниками согласования список факторов по каждой позиции SWOT.  

    Подводя итоги, выделим основные преимущества и недостатки самого метода SWOT-анализа.

    Сильные стороны:

    Метод применим в самых  разнообразных сферах экономики и управления.

    Его  можно адаптировать к объекту исследования любого уровня (продукт, предприятие, регион, страна и пр.).

    Свободный выбор анализируемых  элементов в зависимости  от поставленных целей.

    Может использоваться как  для оперативного контроля деятельности организации,  так  и для стратегического  планирования на длительный период.

    Недостатки:

    Основным  недостатком SWOT-анализа  является то, что  он принадлежит к  группе так называемых инструктивно-описательных моделей стратегического  анализа, которые  показывают только общие  цели, а конкретные мероприятия для  их достижения надо разрабатывать отдельно.

    Результаты SWOT-анализа, как неформализованного метода, представлены в виде качественного  описания, что затрудняет его использование  в процессе мониторинга.

    SWOT-анализа  является довольно  субъективным и  исследовательская  значимость результатов  анализа чрезвычайно зависит от уровня компетенции и профессионализма аналитика.

    Проведение  качественного SWOT-анализа  требует привлечения  достаточно большого количества специалистов из соответствующих  областей, что повышает его стоимость.

    Для реализации SWOT-анализа необходимо привлечение больших массивов информации, что требует значительных усилий и затрат.

    Эти недостатки приводят к тому, что применение SWOT-анализа  требует параллельного  использования других современных методов  исследования (сценарное  планирование, матрица БКГ и пр.). Безусловно, в любом случае  для получения полной картины о деятельности предприятия и в конечном счете его конкурентоспособности необходимо использовать и традиционные методы финансового анализа, дающие информацию о динамике обобщающих показателей. И тем не менее, именно SWOT-анализ позволяет выявить имеющиеся или вероятные проблемы предприятия, разработать дерево целей для антикризисного управления и сформулировать сценарий развития предприятия на планируемый период в целях предотвращения или вывода организации из кризиса.

Информация о работе SWOT-анализ как современный инструмент исследования в целях антикризисного управления предприятием