SWOT-анализ как современный инструмент исследования в целях антикризисного управления предприятием

Дата добавления: 17 Декабря 2010 в 16:05
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: реферат
Скачать полностью (27.55 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Доклад.doc

  —  110.50 Кб

SWOT-анализ  как современный  инструмент исследования  в целях антикризисного  управления предприятием.  

Т. В. Штрапова, КФ МЭСИ, г. Красноярск

Ю. А. Магомедсултанова, КФ МЭСИ, г. Красноярск

О.Л. Фогельнест, КФ МЭСИ, г. Красноярск 

    Любое сегментирование  начинается со всестороннего изучения рыночной ситуации, в которой работает компания, и оценки типов возможностей и угроз, с которыми она может столкнуться. Отправной точкой для подобного обзора служит SWOT-анализ, один из самых распространенных видов анализа в маркетинге. Исходя из него делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.

    Цель: изучить SWOT-анализ, как современный инструмент исследования в целях антикризисного управления предприятием.

    Задача:  1.  рассмотреть порядок проведения SWOT- анализа;

                    2. реализация SWOT- анализа в ФГУП ПО «Стрела» (г. Оренбург). 

    Под SWOT-анализом понимаются исследования, направленные на определение и оценку сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и потенциальных угроз. Взможности определяются как нечто, дающее фирме шанс сделать что-то новое: выпустить новый продукт, завоевать новых клиентов, внедрить новую технологию, построить бизнес-процессы и т.п. Угрозы — это то, что может нанести ущерб фирме, лишить ее существуюших преимуществ (появление новых кункурентов, товаров-заменителей и т.п.).[2,с.49]

    Заметим, что SWOT-анализ учитывает  исключительно крайности, что вытекает из его  названия. SWOT, как известно, - это аббревиатура английских слов: Strengths - сильные стороны; Weaknesses - слабые стороны; Opportunities - возможности; Threats - угрозы. На факторах с нормальным (средним) значением акцент не делается.  

    SWOT-анализ  применяется широко, но требует совершенствования

    В настоящее время SWOT-анализ  применяется достаточно широко в различных  сферах экономики  и управления. Его  универсальность  позволяет использовать его  на различных  уровнях и для  различных объектов:  анализ продукции, предприятия, конкурентов, города, региона и т.д. Этот метод как инструмент управленческого обследования (управленческого анализа) можно использовать для любого предприятия, чтобы предотвратить его попадание в кризисную ситуацию.

    Технология SWOT-анализа заключается  в характеристике:

  • внутренней среды (с выделением сильных и слабых сторон) и
  • внешней среды (с выделением возможностей и угроз) предприятия

    описание  выполняется с  помощью факторов, не имеющих количественной оценки:

  • факторы сводятся в таблицу; по значимости, как правило, не ранжируются.

    Как показывает практика  многие аналитики  и экономисты-менеджеры, работающие в режиме недопущения предприятия  до  кризисного состояния,  используют именно этот вариант,  недопонимая  исследовательского предназначения  SWOT-анализа.

    Другие  специалисты прекрасно понимают возможности SWOT-анализа, но в условиях кризиса, когда ощущается резкий дефицит времени для принятия решения по его урегулированию и  давление интересов, вынуждены проводить  анализ в поверхностном варианте. Как правило, и в первом и во втором случаях исследование просто обрывается на середине, ограничившись лишь простым описанием внутренней и внешней среды предприятия, хотя именно на этом этапе  самое интересное только и начинается. Только на первый взгляд SWOT-анализ может освоить любой начинающий аналитик (не требуется знаний математики, теории вероятности, статистики и т.д.). На самом деле здесь нужны системные экономические знания, опыт и интуиция.  

    Развитие  теории анализа и  антикризисного управления требует совершенствования SWOT-анализа.  

    Заметим, что в научной литературе  содержание SWOT-анализа предполагает в дополнение к двум вышеназванным моментам (внутренняя, внешняя среда) и составление  матрицы SWOT-анализа.  Имеются и  другие модификации.  

    Внутренняя  среда и группировка факторов внутренней среды по специализированным функциям.

    В литературе, так или иначе затрагивающей SWOT-анализ, описание элементов внутренней среды предприятия носит, как  правило, поверхностный (неполный) характер, определяя лишь отдельные направления, на которые следует обратить внимание. В качестве исключения, пожалуй, можно выделить группировки, предложенные Симкиным Л. и Диббом С. в книге"Практическое руководство по сегментированию рынка". Но и она, при всей ее замечательности, все-таки не отражает всех сторон деятельности отечественного предприятия, хотя бы потому, что не включает  такой важный блок как финансы. Интересным представляется рассмотрение организационной культуры предприятия. Однако этому вопросу не уделяется почти никакого внимания.  

    Новое теоретическое направление  управленческого  анализа – функциональная диагностика или  диагностика специализированных функций, дает возможность повысить качество управления промышленным предприятием. Поэтому, рассматривая совершенствование управленческого анализа в рамках SWOT-анализа, предлагается сгруппировать факторы внутренней среды в соответствии с функциями предприятия(таб.1). 
 

Наименование  фактора  Функции предприятия
1 Производственная  деятельность:
  • качество;
  • объем;
  • издержки;
  • применяемые технологии и средства производства;
  • экологичность производства и т.д.
2 Маркетинг:
  • продукт (качество, упаковка и внешнее оформление, потребительские свойства, новизна, этап жизненного цикла, ассортимент и пр.);
  • ценообразование (методы, стратегии);
  • продвижение (реклама, личная продажа, пропаганда, стимулирование продаж);
  • сбыт (характер каналов распределения, особенности оптовой и розничной торговли, объем и рентабельность продаж);
  • сегментирование и диверсификация рынков сбыта;
  • позиционирование (степень адаптации товара, стратегия поведения на рынке);
  • торговые марки, бренды и т.д.
3 Управление  предприятием:
  • организационно-управленческая структура;
  • стиль управления организацией (демократичный, авторитарный);
  • компетентность и опыт менеджмента различных уровней;
  • распределение полномочий;
  • информационное обеспечение процесса управления и т.д.
4 Финансы:
  • наличие финансовой политики и ее содержание (поиск и выбор финансовых средств; распределение прибыли, дивидендов);
  • финансовое планирование;
  • рентабельность (финансовые расходы и доходы);
  • ликвидность;
  • финансовая устойчивость и тд.
5 Персонал:
  1. образование, трудовые навыки и умения;
  2. условия труда;
  3. заработная плата;
  4. социальная защита персонала;
  5. текучесть кадров;
  6. дальнейшее повышение квалификации работников;
  7. наем на работу;
6 Снабжение:
    управление  запасами;

    организация работы с поставщиками;

    затраты на хранение и т.д.

7 Характер взаимодействия с клиентами:
  • обработка заказов;
  • сервис (качество обслуживания);
  • справочная комнаты отдыха;
  • гарантийное и послегарантийное обслуживание;
  • формы расчета (кредит, рассрочка платежа);
  • скидки;
  • служба;
  • бесплатная стоянка;
  • доставка товара;
  • установка, монтаж;
  • прием старых товаров и т.д.
8 Возможности организации, собственные ресурсы, инфраструктура:
  • наличие собственной сырьевой базы,
  • электроснабжение,
  • водоснабжение;
  • теплоснабжение;
  • наличие складов;
  • местоположение предприятия и т.д.
9 Инновационная деятельность:
  • интеллектуальный потенциал (руководителя, отдельных специалистов, коллектива);
  • исследования и разработки;
  • изобретательство и рационализация;
  • приобретение патентов и лицензий;
  • приобретение или создание новых технологий (ноу-хау);
  • приобретение машин и оборудования;
  • технологическая подготовка производства;
  • опытное производство и испытания и т.д.
 

    Предложенный  ниже перечень элементов внутренней среды является достаточно емким, характеризующим состояние внутренней среды с различных сторон и дает возможность аналитику акцентировать внимание на тех или иных аспектах деятельности. В любой экономической системе все тесно взаимосвязано и достаточно сложно выделить непересекающиеся группы (блоки) и, тем не менее, использование этих функциональных блоков позволяет увидеть, прежде всего, слабые стороны.

    Преимущество SWOT-анализа, как метода,  состоит в том, что он позволяет  сформировать набор элементов внутренней среды в зависимости от поставленной цели, будь то изучение маркетинговой деятельности предприятия, исследование проблем управления, оценка инвестиционной привлекательности или диагностика конкурентоспособности.  

    Внешняя среда и группировка факторов внешней среды

    SWOT-анализ, помимо изучения  внутренней среды  предприятия, предполагает, как уже указывалось,  раскрытие и внешних  факторов. Внешняя  среда, как известно, включает в себя  все то, что организация  не способна контролировать, но что, так или иначе, оказывает воздействие на нее. Причем это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным. В связи с этим элементы внешней среды можно разделить на возможности и угрозы.

    Вопросы оценки состояния  и прогнозирования внешней среды остаются до сих пор недостаточно проработанными в теоретическом плане  и не доведены до практического использования, отсутствуют методические подходы к ее изучению с учетом регионального и отраслевого компонент. Заметим, что именно факторы внешней среды чаще всего  приводят к введению процедур банкротства. В настоящее время отсутствует общепризнанная классификация факторов внешней среды.  В   связи с этим, применение этого SWOT-анализа  не дает необходимого эффекта (таб.2) 

Наименование фактора Деятельность  организации
1 Политико-административные:
  • независимость (подконтрольность);
  • противостояние или оппозиционность властным структурам;
  • возможность лоббизма своих интересов и блокирования интересов конкурентов;
  • коррупция;
  • уровень политической стабильности и т.д.
2 Законодательно-регулятивные:
  • необходимость получения лицензии;
  • введение квотирования;
  • государственная поддержка отдельных видов бизнеса;
  • налоговые льготы;
  • субсидирование;
  • экологические ограничения и т.д.
3 Экономические факторы:
  • общий уровень развития экономики;
  • темпы роста экономики;
  • покупательная способность потребителей на интересующем аналитика рынке;
  • угроза экономического кризиса или, напротив, перспективы экономического бума;
  • соотношение спроса и предложения;
  • эластичность спроса и т.д.
4 Общественная  среда:
  1. экологических организаций;
  2. организаций по защите прав потребителей;
  3. средств массовой информации;
  4. экспертных структур, способных напрямую затронуть организацию.
5 Конкуренция:
  • количество конкурентов на рынке и их агрессивность;
  • рыночная доля каждого конкурента;
  • степень монополизации;
  • вероятность и возможность появления новых конкурентов,
  • давление со стороны товаров-заменителей;
  • конкуренция в среде поставщиков, потребителей и дистрибьюторов и т.д.
6 Научно-технические факторы:
  • вероятность появления новой техники и технологии, позволяющей увеличить производительность, повысить качество, снизить издержки;
  • степень доступности этих технологий;
  • патентно-лицензионные отношения и т.д.
7 Природные факторы:     
  • климат;
  • вероятные стихийные бедствия;
  • наличие природных ресурсов и т.д.
 

    Следует отметить, что каждый SWOT-анализ сугубо индивидуален, поэтому он может  включать разнообразные  вариации этих элементов. Каждый аналитик  делает  свой набор  в зависимости  от глубины исследования и наличия необходимой информации. Если среди рассматриваемых окажутся элементы со «средними значениями», не являющиеся ни преимуществом, ни недостатком, то они в SWOT-анализе не отражаются.  

    Рассмотрим SWOT- анализа на примере  производственного  объединения «Стрела» (г. Оренбург). [3]

    В настоящее время ФГУП ПО «Стрела» входит в структуру Российского  авиационно-космического   агентства    и    относится  к  числу   его  ведущих предприятий. Оно  ориентировано на выпуск сложной  техники специального назначения, авиационной техники, гражданской продукции. По своему производственно-техническому потенциалу это многопрофильное предприятие современного машиностроения одно из крупнейших в оренбургской области, имеющее перспективы развития.

    Резкое  снижение государственного заказа  в 90-е гг. заставило предприятие осуществлять широкомасштабную  конверсию и наладить параллельное производство товаров гражданского назначения самого широкого ассортимента. В настоящее время ФГУП ПО «Стрела» почти не утратило своего организационно технического потенциала и производит наукоемкую продукцию. В частности, особое место среди продукции гражданского назначения занимает производство легких вертолетов Ка-226.  

    Первый  этап

    Для проведения SWOT-анализа на первом этапе  дадим характеристику внутренней среды  предприятия (таблица 1). При этом определимся  с целевой установкой анализа  – исследование факторов, определяющих состояние предприятии, его устойчивость и     конкурентоспособность. Обеспечение уровня конкурентоспособности  дает возможность избежать кризиса.  

Сильные стороны Слабые  стороны
А) Производственная деятельность
  1. Отдельные виды оборудования соответствуют самому передовому мировому уровню
  2. Наличие свободных производственных мощностей
А) Производственная деятельность
  1. Высокий уровень изношенности ОС
  2. Низкий коэффициент обновления производственного оборудования
Б) Маркетинг
  • Высокий технический уровень продукции
  • Широко известный в мире бренд “Камов”
Б) Маркетинг
  • Недостаточно активное продвижение
  • Слабая сеть распределения
В) Менеджмент
  1. Опытный управленческий персонал
  2. Внедряется система управления производства по средствам локальной сети, созданная ПЭВМ
 

Г) Финансы

1. Наблюдается  улучшение финансового состояния  в динамике за последние 3 года 

Д) Персонал

Увеличивается в динамике среднесписочная численность  работников

Ж) Ресурсы

  1. Автономное водоснабжение
  2. Автономное теплоснабжение
  3. Наличие собственных складских помещений

       4. Удобные автомобильные и ж/д подъездные пути

В) Менеджмент
  1. Организационная структура замедляет передачу информации по горизонтали и требует значительных усилий по координации деятельности подразделений
  2. Недостаточный уровень организации управленческого анализа

Г) Финансы

  • Низкая ликвидность баланса
  • Недостаточная финансовая устойчивость

    Недостаток  собственных оборотных средств

Д) Персонал

  • Нехватка квалифицированных кадров

    2. Заработная  плата рядовых работников крайне  низка

Страницы:12следующая →
Описание работы
Цель: изучить SWOT-анализ, как современный инструмент исследования в целях антикризисного управления предприятием.

Задача: 1. рассмотреть порядок проведения SWOT- анализа;

2. реализация SWOT- анализа в ФГУП ПО «Стрела» (г. Оренбург).
Содержание
содержание отсутствует