Средства и методы государственной поддержки организаций в кризисной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Любая организация, начиная с момента своего возникновения, сталкивается с целым рядом проблем, которые могут спровоцировать острый кризис, сопровождающийся резким ухудшением показателей деятельности: ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости оборотных средств, финансовой устойчивости. Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или к их временной неплатежеспособности. Кризисы могут возникнуть на любом из этапов жизненного цикла организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и сущность антикризисного государственного управления 5
2. Виды антикризисного регулирования 7
3. Система антикризисного регулирования 12
4. Практическое значение антикризисного регулирования 16
5. Программа антикризисных мер в РФ 21
6. Общая поддержка реального сектора и работа с системообразующими предприятиями 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

МоЯ КУРСОВАЯ.docx

— 335.03 Кб (Скачать)

26 октября 2002 г. вступил в силу Федерального Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Основными особенностями антикризисного регулирования в соответствии с действующим Законом являются:

• процедура  банкротства начинается при малой  задолженности и в сжатые сроки, чтобы предотвратить серьезные  последствия для большого числа  участников;

• государство  в лице налоговых и других уполномоченных органов не имеет преимуществ  по отношению к другим кредиторам и в то же время не имеет обязательств по оказанию помощи банкротам;

• к процедурам банкротства добавлена такая  процедура, как финансовое оздоровление, что предоставляет дополнительные возможности восстановления нормальной деятельности организации;

• увеличена  ответственность руководителя предприятия-должника за ненадлежащие действия вплоть до административной и уголовной ответственности;

• сроки проведения процедур банкротства значительно  продлены по сравнению с предшествующим законом и в связи с этим более реалистичны. Продление сроков ставит также определенные барьеры  на пути недобросовестного банкротства: затянувшаяся процедура может стать  невыгодной для потенциальных новых  собственников.

Процедуры банкротства:

Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с законом РФ, с целью обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику с целью восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Внешнее управление (судебная санация) – процедура банкротства, применяемая к должнику с целью восстановления его платежеспособности

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, с целью соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Мировое соглашение – процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредитором относительно отсрочки или рассрочки платежей или о скидках с долгов

      1. Программа антикризисных мер в РФ

Глобальный экономический  кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.

В 2009 году и в последующие годы Правительство Российской Федерации намерено значительно активизировать использование всех имеющихся инструментов экономической и социальной политики в целях недопущения необратимых разрушительных процессов в экономике, подрывающих долгосрочные перспективы развития страны, обеспечивая при этом и решение стратегических задач.

Правительство будет осуществлять свою деятельность, исходя из семи основных приоритетов:

1. Публичные  обязательства государства перед  населением будут выполняться  в полном объеме.

2. Промышленный  и технологический потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен.

3. Основой посткризисного  восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос. 
       4. Кризис — не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны.

5. Ответственный  бизнес должен быть освобожден  от давления чиновников. Правительство продолжит снижать административные барьеры для бизнеса.

6. Экономика  должна опираться на мощную национальную финансовую систему.

7. Правительство  и Центральный Банк будут реализовывать ответственную макроэкономическую политику, направленную как на поддержание макроэкономической стабильности, так и на создание необходимых условий, стимулов для роста сбережений населения, повышения инвестиционной привлекательности экономики, на формирование качественно иной модели экономического развития.

Правительство  пристально следит за ситуацией на предприятиях, являющихся ключевыми для российской экономики, с тем чтобы предотвратить как массовые увольнения, так и утрату накопленного нашей экономикой за годы роста производственного потенциала.

Неэффективные предприятия не будут поддерживаться за счет средств налогоплательщиков. В то же время предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, но попавшие в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам и временного снижения спроса на их продукцию, вправе рассчитывать на поддержку государства.

      1. Общая поддержка реального сектора и работа с системообразующими предприятиями

На федеральном  уровне Правительственной комиссией  по повышению устойчивости развития российской экономики утвержден перечень из 295 системообразующих организаций. Сформирована система мониторинга за состоянием этих предприятий. Для поддержки предприятий Правительство будет использовать такие инструменты, как дополнительная капитализация, прямая господдержка, госгарантии по кредитам.

В дополнение к федеральному перечню сформирован Перечень предприятий регионального значения (1148), мониторинг за состоянием которых ведется Минрегионом России совместно с региональными органами власти.

Для всех предприятий  в 2009 году снижена налоговая нагрузка.

В части стимулирования внутреннего спроса на продукцию российских предприятий предпринят ряд мер как по расширению государственного спроса, так и по стимулированию спроса со стороны частного сектора и населения.

1) Приняты дополнительные  меры по развитию целевого кредитования предприятий под расчеты за поставленную продукцию (факторинг);

2) Увеличен объем  государственной поддержки экспорта  промышленной продукции (до 6 млрд. руб.);

3) До 1 января 2011 года приостановлено требование о предоставлении обеспечения исполнения обязательств в размере не менее 100 процентов при предоставлении государственных гарантий субъектов Российской Федерации;

4) Государственный  спрос на продукцию и услуги российских предприятий будет также поддерживаться через реализацию запланированных инвестиционных проектов в сфере транспорта, телекоммуникаций и т. д., реализуемых в рамках ФЦП и ФАИП, крупных инфраструктурных проектов Инвестфонда.

Общество ждет от бизнеса создания новых производств и новых рабочих мест, роста эффективности, стабильного поступления налогов для исполнения государством социальных обязательств. В период кризиса особенно недопустимыми являются излишние административные барьеры ведения бизнеса.

Радикально усилена деятельность по предотвращению и пресечению действий чиновников, направленных на коррупционное вмешательство в дела бизнеса.

Продолжена работа по устранению законодательно установленных в прошлые годы излишних административных барьеров.

Установлены льготные тарифы на технологическое присоединение к электрическим сетям.

Также установлены  льготные арендные ставки при аренде малыми и средними компаниями федерального имущества.

В 2009 году расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства увеличены до 10,5 млрд. рублей, т. е. в дополнение к ранее запланированным средствам выделено 6,2 млрд.

Разработан механизм рефинансирования портфелей кредитов предприятий малого и среднего бизнеса, сформированных российскими кредитными организациями, за счет средств Внешэкономбанка.

Распределение субсидий федерального бюджета на развитие малого предпринимательства осуществляется пропорционально доле малых компаний, действующих на территории региона.

В 2009 году впервые предусмотрена возможность авансового перечисления субсидий федерального бюджета на развитие малого бизнеса регионам, испытывающим трудности в формировании доходной части бюджета.

На региональном уровне реализуется единая система антикризисных мер, включающая в себя как мероприятия, софинансируемые из федерального бюджета, так и меры, реализуемые субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.

В части оказания государственной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса:

в большинстве  субъектов Российской Федерации  предпринимаются меры по обеспечению условий для выкупа субъектами малого предпринимательства арендуемых ими помещений;

регионы пользуются предоставленными налоговыми возможностями  по поддержке малого и среднего предпринимательства;

практически все  субъекты Российской Федерации заявили  о своем участии в федеральной программе оказания государственной поддержки малому и среднему предпринимательству, реализуемой Минэкономразвития России.

Поддержка строительного  комплекса осуществляется путем  предоставления регионам средств Фонда  содействия реформированию ЖКХ на переселение граждан из аварийного жилого фонда.

Усилия по поддержке реального сектора экономики будут сосредоточены в первую очередь на поддержке градообразующих предприятий и организаций.

Посмотрим на примере конкретных предприятий, насколько эффективны и достаточны антикризисные меры Правительства РФ.


Рассмотрим пять производственных площадок. В список попали «Таганрогская авиация» (ТАВИА), ТАНТК им. Бериева, «Тагмет», «Роствертол» и «Ростсельмаш». Выбор предприятий неслучаен. В течение последних трех лет были разработаны и утверждены 15 отраслевых стратегий долгосрочного развития ведущих секторов российской экономики, в их числе авиастроение, металлургия, машиностроение. Но понятно, что текущая ситуация может несколько скорректировать планы развития. А на примере конкретных предприятий можно увидеть, «насколько эффективны и достаточны антикризисные меры правительства и насколько мы отклоняемся в реализации стратегических замыслов, утвержденных стратегиями».

Для ТАВИА и ТАНТК им. Бериева определены два стратегических приоритета. Первый — объединение предприятий в единый комплекс: это системный проект, который реализуется в рамках вхождения предприятий в ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК). Вторая задача связана с переносом производства многоцелевого самолета-амфибии Бе-200 из Иркутска в Таганрог. Основу единого комплекса в ближайшие несколько лет составят три крупных сегмента: серийное производство Бе-200, достройка специальных средств для вооруженных сил и ремонт авиатехники.

Однако ясность  среднесрочных перспектив не означает, что нынешнее положение предприятий безоблачно. «У ТАВИА основной заказ идет от Министерства обороны: это ремонт самолетов Ту-142, Ту-195. К сожалению, гособоронзаказ до сих пор не открыт. Эта задержка для ТАВИА очень существенна», — констатировал президент ОАК Алексей Федоров. Для погашения текущей задолженности по зарплате, налогам и сборам предприятие получило субсидию 117 млн. руб. из федерального бюджета, реализуется программа финансового оздоровления. Но понятно, что без четких контрактов «здоровье» предприятия вряд ли существенно поправится.

Вопрос финансирования проекта по переносу производства Бе-200 тоже остается пока открытым: решение о предоставлении кредита в 1 млрд. руб. Внешэкономбанк еще не принял. «Банк просит подтверждения заказа на самолеты Бе-200 от МЧС, чтобы быть уверенным, что эти заемные ресурсы будут возвращены», — пояснил Алексей Федоров.

Ранее предполагалось, что для МЧС в течение 3–4 лет будут построены восемь Бе-200, сумма контракта рассчитывается исходя из средней стоимости гидросамолета $30 млн. Похоже, что определенные основания для такой уверенности есть, потому проект переноса производства Бе-200 движется: уже перевезена из Иркутска в Таганрог вся оснастка, планируется смонтировать оборудование и начать изготовление деталей и узлов самолета. «Мы надеемся, с 2011-го, максимум с 2012 г., начать выпуск Бе-200 на производственной площадке в Таганроге», — задал временные ориентиры глава ОАК.

Ситуацию на «Роствертоле» можно считать благополучной. «Это одно из системообразующих предприятий в отечественном вертолетостроении, с понятной, хорошей перспективой на ближайший год по загрузке своих мощностей, с устойчивой долей экспорта, оборонного заказа и гражданских секторов», — отметил министр торговли и промышленности РФ.

По данным пресс-службы администрации Ростовской области, «Роствертол» даже планирует на 2,2% нарастить объемы производства, продолжая подготовку к серийному производству легкого вертолета Ми-2М, лопастей рулевых винтов на вертолеты типа Ми-24, Ми-26, Ми-28Н, Ми-8, Ми-2.

Но, видимо, опасения в некотором снижении стабильности все же были: в конце прошлого года компания подала заявку на получение средств господдержки. В антикризисную программу правительства заложена возможность субсидирования процентных ставок по кредитам на текущую деятельность предприятиям ОПК, «Роствертол» может рассчитывать на 150–160 млн. руб. в качестве таких субсидий. Еще одна мера господдержки — субсидирование экспортных поставок, и ростовский завод сможет еще дополнительно получить около 10 млн. руб.

В поле зрения правительства не только аспекты, связанные с повышением эффективности текущей деятельности предприятий отрасли. Принято решение о подготовке предложений по поддержке инвестпрограмм в вертолетостроении на перспективу до 2020 г.

Объемы производства за 1-й квартал 2009 г. как в черной, так и в трубной металлургии упали примерно на 30%.

Основная проблема — низкий спрос на продукцию. «По большому счету все те меры, которые правительство предпринимает для поддержки автомобильной промышленности, нефтяников, строительства трубопроводов, РЖД, так или иначе поддерживают металлургов через спрос на их продукцию. Но никогда усилия государства не смогут заместить частный спрос. Наша задача постараться минимизировать последствия и создать дополнительные стимулы для возрождения этого спроса».

Информация о работе Средства и методы государственной поддержки организаций в кризисной ситуации