Средства и методы государственной поддержки организаций в кризисной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Любая организация, начиная с момента своего возникновения, сталкивается с целым рядом проблем, которые могут спровоцировать острый кризис, сопровождающийся резким ухудшением показателей деятельности: ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости оборотных средств, финансовой устойчивости. Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или к их временной неплатежеспособности. Кризисы могут возникнуть на любом из этапов жизненного цикла организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и сущность антикризисного государственного управления 5
2. Виды антикризисного регулирования 7
3. Система антикризисного регулирования 12
4. Практическое значение антикризисного регулирования 16
5. Программа антикризисных мер в РФ 21
6. Общая поддержка реального сектора и работа с системообразующими предприятиями 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

МоЯ КУРСОВАЯ.docx

— 335.03 Кб (Скачать)

 

Рис. 2  Важнейшие формы  воздействия на экономическую систему

 

 

 

      1. Система антикризисного регулирования

Включает целостную  совокупность элементов, находящихся  в отношениях и связях друг с другом, направленных на защиту предприятий  от кризисных ситуаций и предотвращение банкротства.

Функциональными элементами системы антикризисного регулирования являются: мониторинг состояния предприятий, маркетинг  изменения отраслевой структуры  хозяйства, прогнозирование и планирование, принятие управленческих решений и  распоряжений, координирование и  организация их выполнения, введение системы стимулов, учет и контроль результатов функционирования хозяйства. Все они находятся в тесной взаимосвязи и непрерывном взаимодействии друг с другом. Особую роль играет мониторинг. От его чувствительности зависит  степень реактивности работы всей системы.

Механизмами (энергией), приводящими данную систему в  действие и обеспечивающими ее функционирование, являются: выработка стратегии, политики и принципов антикризисного регулирования  и учреждение его участников; наработка  законодательной и нормативно-методической базы; технология контроля, включающая мониторинг; изучение изменений факторов внешней среды, оказывающих воздействие  на предприятия; принятие мер, направленных на преодоление неплатежей.

Основная задача института несостоятельности (банкротства) заключается в том, что коль скоро  потери кредиторов оказались неизбежными, эти потери должны быть распределены между ними наиболее справедливым образом. В соответствии с этой позицией принципами антикризисного регулирования являются:

- создание правовой основы цивилизованных предпринимательских отношений в условиях несостоятельности предприятий;

- ограничение до разумных пределов государственного и административного влияния на деятельность неплатежеспособных

 

  предприятий, демократический подход к решению судьбы предприятия-должника;

- предоставление честным должникам возможности возобновления своей деятельности и создание условий для возрождения отечественного бизнеса;

- сохранение перспективных предприятий, имеющих временные финансовые трудности, и оказание им помощи;

- введение системы безопасных мер для всех участников предпринимательства и экономической деятельности государства при банкротстве предприятий;

- защита предприятия от влияний споров и тяжб, приводящих к ускорению его развала;

- защита интересов всех участников банкротства, причем отдается приоритет интересам кредиторов;

- справедливое распределение конкурсной массы, которая составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и подлежащее распродаже.

Участниками антикризисного регулирования  являются различные службы и организации.

Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России):

13 межрегиональных  территориальных служб по делам  о несостоятельности и финансовому  оздоровлению — Центральная,  Сибирская, Восточно-Сибирская, Западно-Сибирская,  Урало-Сибирская, Уральская, Поволжская, Волго-Вятская, Дальневосточная,  Северная, Северо-Западная, Северо- Кавказская, Южная (в их составе в каждом областном и краевом центре функционируют территориальные агентства); такая организационная структура позволяет принимать решения о судьбах несостоятельных предприятий с учетом социально-экономической ситуации, преодолевая местнические интересы субъектов Российской Федерации;

два территориальных  органа Свердловской и Московской областей.

ФСФО России выполняет исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные  функции, связанные с антикризисным  регулированием.

Федеральная (центральная  и территориальные) межведомственная балансовая комиссия по финансовому  оздоровлению, в состав которой входят специалисты из департаментов финансов, банков, клиринговых центров, способные  критически оценить баланс предприятия  и целесообразность направления  финансовых потоков.

Деятельность  комиссий направлена на финансовое оздоровление предприятий без судебных процедур. В их функции входит также анализ краткосрочных графиков погашения  задолженностей.

Коллегии уполномоченных государственных представителей-кредиторов, основной функцией которых является предварительное (досудебное) изучение истории банкротства предприятия, реструктуризация долга, разработка графиков погашения задолженности и осуществление  контроля исполнения обязательств перед  кредиторами.

Некоммерческое  партнерство «Российская гильдия  профессиональных антикризисных управляющих» (НП РГПАУ) — объединение специалистов по антикризисному управлению, их профессиональных организаций и иных юридических  лиц, содействующих развитию антикризисного управления в России. Гильдия имеет  трехзвенную организационную структуру: территориальный, межрегиональный  и федеральный уровни.

Гильдия антикризисных  управляющих — орган, координирующий деятельность предприятий в ближайшей  перспективе посредством разработки конкретных программ и планов по их финансовому оздоровлению. Она самостоятельно выполняет те функции, которые федеральная  служба не в состоянии выполнить  эффективно.

Основными функциями  гильдии являются: формирование и  развитие нормативно-правовой базы в  сфере антикризисного регулирования  и управления, формирование свода  профессиональных и морально-этических  норм, правил и стандартов осуществления деятельности по антикризисному управлению; создание системы внутрикорпоративного мониторинга, надзор за деятельностью лицензированных арбитражных управляющих, формирование команд антикризисных управляющих, разработка и реализация стратегии финансовой поддержки антикризисных управляющих, методическое сопровождение практики антикризисного управляющего, повышение уровня профессиональной подготовки специалистов по антикризисному управлению.

Арбитражные суды.

Властные структуры  и профильные ведомства, в т. ч. департаменты управления инвестициями, фонды по поддержке малого бизнеса, службы занятости, государственные налоговые службы, налоговая полиция, внебюджетные фонды, контрольно-ревизионные комиссии, консалтинговые фирмы, антикризисные управляющие.

 

 

 

 

 

 

 

      1. Практическое  значение антикризисного регулирования

Банкротство предприятий  несет в себе созидающую силу. Главная  его цель видится в проведении структурной перестройки всего  народного хозяйства страны в  соответствии с рыночным спросом  населения при условии достижения прибыльности работы каждого предприятия. Антикризисный менеджмент выполняет роль оберега предприятия в момент совершения скачка его жизнедеятельности на новый уровень.

В ходе реализации этой цели определяется выгода от антикризисного регулирования и управления предприятиями  для всех участников этого процесса.

Для экономической  системы российского общества:

- формирование новой отраслевой структуры экономики, приспособленной к рынку;

- переориентация экономических отношений, стимулирующих формирование рынка;

- разгосударствление и приватизация имущества предприятий;

- создание стимула для развития предпринимательской деятельности, что способствует совершенствованию материально-технической базы предприятий, повышению культуры производства;

- высвобождение в результате ликвидации предприятия трудовых, производственных и финансовых ресурсов, которые становятся основой для развития новых предприятий;

- сохранение и расширение позиций на рынке наиболее сильными и адаптивными к изменениям внешней среды предприятиями, что ведет к повышению эффективности экономики в целом;

- рациональное и экономное использование природных ресурсов.

Для государства:

- погашение задолженности по бюджетам всех уровней с учетом пеней и штрафов;

- возвращение предприятия в качестве субъекта налогообложения после восстановления его финансового благополучия;

- повышение экспортного потенциала страны;

- лучшее использование местных сырьевых ресурсов;

- формирование информационных баз данных о состоянии каждого предприятия, которые можно использовать в иных системах регулирования и управления, а также при проведении научных исследований;

- совершенствование законодательной и нормативно-методической основы в свете рыночных отношений;

- возможность для России учиться жить по цивилизованным законам мира и сотрудничать в этой области со всеми зарубежными странами, обеспечивая тем самым допуск себе на международный рынок.

Для населения:

- расширение потребительского рынка, производство нужных людям товаров;

- повышение культуры обслуживания потребителей, стимулирование их лояльности к выпускаемой продукции;

- формирование новых ценностей и идеалов;

- влияние развития системы банкротства на создание рабочих мест для специалистов в этой области;

- создание условий для повышения уровня профессионализма специалистов высокой квалификации, в которых нуждается антикризисный менеджмент, а это значит, что с опытом вырабатывается умение эффективно управлять деятельностью предприятий;

- развитие благотворительной деятельности.

Для кредиторов:

- получение шанса спасти свои деньги;

- снижение риска от невозвращения долга.

Для персонала  предприятия-должника:

- создание новых рабочих мест или получение полезной и ценимой работы;

- повышение культуры труда, улучшение его условий;

- усиление ответственности работников и повышение их деловой активности;

- защита работников от невыплаты им заработной платы и увольнений в результате реорганизации предприятия.

Для предприятия-должника:

- влияние жесткой конкуренции на развитие производства, деловую предприимчивость;

- создание уникальных возможностей, чтобы избавиться от кадрового «балласта», собрать и сплотить команду проверенных в деле профессионалов, которые могут помочь предприятию выстоять, а в дальнейшем захватить новые позиции на рынке;

- повышение эффективности использования всех его ресурсов;

- защита от неблагополучных последствий конкуренции;

- предоставление возможности освободиться от бремени долгов;

- формирование банка профилактических и оздоровительных мероприятий, применяемых к несостоятельным либо потенциально несостоятельным предприятиям;

- возможность реорганизации производства, его обновления, получения квалифицированных консультаций арбитражного управляющего;

- предоставление шанса взять «новый старт», возобновив свою деятельность, а в результате вновь обрести финансовую стабильность;

- стимулирование инвестирования, не поощряя его непосредственно, но смягчая последствия неудач в ходе ведения бизнеса.

Государственное антикризисное регулирование – это воздействие на предприятие–должника на макроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или его ликвидация в случае неэффективности дальнейшего функционирования.

             Кризисы усиливают необходимость и расширяют набор инструментов государственного и регионального регулирования. В периоды подъема регулирование может сводиться преимущественно к фискальным функциям. В кризисной ситуации как правило нужна помощь, широкая законодательная, а иногда и финансовая поддержка. Цель антикризисного государственного и регионального регулирования можно сформулировать как выявление и помощь тем компаниям, которые можно вылечить, и эффективно провести банкротство тех, кого вылечить невозможно.

Особенности государственного регулирования определяются:

• общей для  всех развитых стран долгосрочной тенденцией (в 45-50 лет) развития повышательной или  понижательной стадии циклов развития, теорию которых развил Н.Кондратьев;

• господствующим общественно-экономическим укладом  и национальными традициями;

• степенью охвата кризисом предприятий по регионам и  отраслям страны;

• стадией (степенью глубины) кризиса;

• политической ситуацией;

• уровнем глобализации и степенью международного разделения труда;

• уровнем концентрации и централизации капитала;

• бюджетными возможностями  государства;

• кредитными возможностями  финансово-банковской системы.

Традиционно меры государственного регулирования подразделяются на административные и экономические. К административным рычагам государственного регулирования обычно относят: правовое обеспечение, разработку рекомендаций, пакета мер по выходу из кризиса, контроль деятельности, применение санкций. Среди экономических рычагов государственного регулирования обычно выделяют: налоговую политику, кредитно-денежную политику, валютное регулирование, отношения собственности, участие государства в различных финансовых институтах и крупных промышленных компаниях в виде доли собственности.

Правовое антикризисное  регулирование касается в первую очередь следующих видов отношений: а) налоговых, б) кредитно-денежных, в) валютных, г) с иностранным капиталом, д) по поводу собственности, е) возникающих  по поводу банкротства организации.

           Важнейшим элементом концепции антикризисного государственного регулирования является определение условий, при которых организация признается банкротом.

Информация о работе Средства и методы государственной поддержки организаций в кризисной ситуации