Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас - хронический; современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……5

1. ИНФЛЯЦИЯ, ЕЕ ПРИЧИНЫ И ВИДЫ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ……………………..6

2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ….

3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ЕЕ ПРИОРИТЕТЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ И НАПРОВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ .………………………...19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..37

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 653.50 Кб (Скачать)

        Республиканская программа энергосбережения на 2001—и по настоящее время, а также мероприятия Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности национальной экономики (принята в 2003 г.).

              Кроме того, руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые Национальным банком страны. В них определяются целевые параметры курса рубля, например, следует отметить активизацию участия банковской системы в процессе инвестиционного кредитования и привлечения иностранных инвестиций в банковский сектор. В частности , на инвестиционные цели было направлено 2,08 трлн руб. кредитных ресурсов ( включая иностранные), удельный вес которых в общем объеме вложений составил 20,7% против 17,2% в первом полугодии 2006г.

     Рост эмиссии и денежной массы, прироста чистого рублевого внутреннего кредита и другие, а также меры по их взаимоувязанной реализации. Это — ключевые монетарные факторы антиинфляционной политики.

      Достижение стратегических целей и задач денежно-кредитной политики должно осуществляться поэтапно, путем постепенного расширения сферы действия рыночных подходов к государственному регулированию денежно-кредитной сферы.

     В период до 2010 г. предполагается решение следующих задач:

•  недопущение  годовой инфляции выше 5 %; (например, в 2007г. совместно с мерами экономической политики Правительства предполагается снижение инфляции, измеряемой индексом  потребительских цен, до 6-8%. Для достижения этой цели в качестве промежуточных монетарных ориентиров Национальный банк использует обменные курсы белорусского рубля к российскому и доллару США, а также показатель активной рублевой массы.)

•  увеличение уровня монетизации ВВП до 30 % по рублевой денежной массе и 40 % — по широкой денежной массе;

•  создание третьего уровня кредитно-финансовых учреждений — специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений с ограниченными лицензионными полномочиями и без права ведения расчетных счетов юридических и физических лиц (инвестиционные, трастовые, ипотечные и т.д.);

•  формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем полное покрытие рублевой денежной базы.

       В  период после 2010 г. прогнозируется обеспечить:

•  недопущение годовой инфляции выше 2—3 %;

9  увеличение  уровня монетизации ВВП до 40—45 % по рублевой денежной массе и 50 % — по широкой денежной массе;

•  достижение свободной конвертируемости белорусского рубля на национальном и внешних валютных рынках.

     Основной вектор преобразований денежно-кредитной сферы — переход к зрелым рыночным институтам и механизмам. Одновременно будет совершенствоваться методологическая база регулирования и надзора за банками, координация деятельности Национального банка с другими органами денежно-кредитного регулирования.

В целом денежно-кредитная  политика будет проводиться в  четком соответствии с макроэкономическими  параметрами социального и экономического развития страны.

Таким образом, в Республике создана многоуровневая система разработки и реализации денежно-кредитной политики, включающая анализ, прогнозирование и программирование направлений и мероприятий монетарного регулирования в долго-, средне- и краткосрочном временных аспектах. К перспективным направлениям ее развития следует отнести: усиление макросистемой направленности (долгосрочный аспект), совершенствование координации среднесрочной денежно-кредитной, налогово-бюджетной и внешнеэкономической политики (среднесрочная перспектива), централизация функций текущего регулирования денежной сферы (оперативная политика).

        Всю совокупность мер антиинфляционной политики» применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы:

 комплекс  мер по ограничению издержек  и ресурсосбережению; комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования (рис.5 ).

Первый  комплекс включает меры:

•  по регулированию  заработной платы в составе себестоимости продукции;

•  поиску путей  удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих  изделий;

•  снижению материало- и энергоемкости продукции  на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;

•  реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей;

•  сокращению транзакционных издержек и др.

Второй  комплекс охватывает меры:

•  по регулированию  объема и структуры денежной массы;

•  проведению эффективной процентной политики по кредитам и депозитам;

•  сокращению скорости оборота денег;

•  регулированию  резервных требований;

•  ограничению  бюджетного дефицита;

•  регулированию  доходов населения;

•  сокращению бартерных операций, неплатежей;

•  стабилизации белорусского рубля и др.

Третий  комплекс предусматривает  меры:

•  по государственному регулированию цен на продукты и  услуги первой необходимости;

•  государственному регулированию цен на товары монополистов;

•  регулированию  конкурирующего ввоза товаров и  услуг;

•  регулированию  уровня рентабельности;

•  стимулированию удовлетворения спроса за счет роста  производства;

•  ограничению  инфляционных ожиданий;

•  ликвидации ценовых перекосов, диспропорций и  других  инфляционных потенциалов.

Указанные меры реализуются в правительственных  программах и прогнозах.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис 5 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  1. В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
  2. По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а весьма устойчивый.
  3. К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).
  4. В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.
  5. В отличие от Запада в РБ и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).
  6. Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

      Нормализация  денежного обращения и противодействие  инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно  проводимых в жизнь.

        Инфляция оказалась, таким образом, ниже показателя любого месяца за последние 13 с половиной лет начиная с декабря 1990 года. Такое снижение означает практическое приближение к такой ценовой стабильности, какая признается нормальной в цивилизованных рыночных государствах.

      Начало  финансовой стабилизации в РБ означает:

      - совершенно иной уровень ответственности при принятии любых экономических решений как на макро-, так и на микроуровне;

      - радикальное снижение инфляционного налога, значительную часть которого вынуждена платить наименее защищенная часть населения - пенсионеры, студенты, люди, занятые в бюджетной сфере,

      - замедление социального расслоения, ограничение перераспределения национального богатства от наиболее бедных слоев населения к наиболее богатым.

      Это крупная победа властей - и правительства, и Центрального банка. Безусловно, это и победа настоящих реформаторов как при портфелях, так и без них, убедивших и в конце концов заставивших власти сменить проинфляционную политику на антиинфляционную. Это действительно одно из важнейших достижений экономической политики,

          Однако меры, предпринимаемые органами государственного управления, хотя и позволили снизить инфляцию, но не решили в полной мере данную проблему. Ощущается необходимость дальнейшего снижения инфляции и установления полного контроля над инфляционными процессами в стране. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Краткий статистический сборник "Республика Беларусь в цифрах", 2005: Стат. сб. Мн., 2005.

2. Инфляция в Беларуси: что, как и почему / В.В. Гаврилюк, Е.К. Медведев, Т.Н. Миронова и др. Мн., 1996.

3. Головачев С.А., Головачев А. С. Анализ и тенденции социально-экономического развития Республики Беларусь // Экономика. Управление. Право. 2002. № 2.

4. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. // Белорус, экон. журн. 2000. № 2.

5.  Гринберг Р. С. Экономические реформы в постсоветских странах: концепции, результаты, уроки // Белорус, экон. журн. 2003. № 1.

6. Гнездовский Ю.Ю , Мороз Е.П. Инфляция в условиях реформирования экономики Беларуси // Вопр. статистики. 2003. № 6.

7. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 1996 - 2002 гг. Мн., 2002.

8. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2006 г. Мн., 2006.

9. Тимошенко Л.М. Инфляционное таргетирование: сущность и условия реализации // Белорус, экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2003. № 3

10. Гаврилов В. Факторы инфляции в Беларуси // Банкаўскі веснік. – 2004. - 17 верасня.  - С.4-12

11. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник. - М.:  Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.-640 с.: ил.

12. Колесников А.А. Финансовый рынок Республики Беларусь в январе-августе 2005года //Экономика, финансы, управление. – 2005. - №10. – С.56-59.

13. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 512 с.

14. Тарасов В.И. Инфляция готовится к рекордам //Белорусы и рынок. – 2005. - №40. – С.9. 

Информация о работе Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства