Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас - хронический; современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……5

1. ИНФЛЯЦИЯ, ЕЕ ПРИЧИНЫ И ВИДЫ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ……………………..6

2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ….

3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ЕЕ ПРИОРИТЕТЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ И НАПРОВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ .………………………...19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..37

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 653.50 Кб (Скачать)

      А теперь мы проследим как протекали инфляционные процессы в РБ.

      В Республике Беларусь, как и в других странах с переходной экономикой, резко усилились инфляционные тенденции.

      Предпосылки роста инфляции в Беларуси к началу 90-х гг. XX в. были заложены в диспропорциональной структуре экономики. Унаследованная от советской экономики ресурсоемкая и трапспортоемкая структура производственного сектора, ориентированная на дешевые энергетические ресурсы, высокая степень монополизации и милитаризации экономики, преобладание роста тяжелой промышленности над выпуском потребительских товаров, неэффективность сельского хозяйства и неразвитость сферы услуг, технологическая и инфраструктурная негибкость в условиях либерализации цен и открытия экономики в 90-е гг. стали основными инфляционными факторами. Следует отметить и нерациональную инвестиционную политику с характерным для нее долгостроем и распылением средств по многим объектам. Возник дисбаланс между спросом и предложением. Начали расти цены, но не только как при классической инфляции. Потребительская корзина в начале 90-х гг. на 80 % состояла из дефицитных товаров.

Отечественный опыт регулирования социально-экономического развития, проведения денежно-кредитной, структурной, технологической и другой политики в 1990-х годах и в 2000" 2003 гг. позволяет разрабатывать достаточно гибкие и эффективные антиинфляционные меры с учетом достижений высоко развитых стран, опыта стран с переходной экономикой, большинство из которых были вынуждены выходить из состояния стагфляции. 
 

      Таблица1. Индекс потребительских цен за год (соответствующий период предыдущего года = 100%)

      Год       Индекс  потребительских цен
      1990       104,7
      1991       194
      1992       1071
      1993       1290
      1994       2321
      1995       809
      1996       153
      1997       164
      1998       173
      1999       394
      2000       269
      2001       146
      2002       135
      2003       125
      2004       114
      2005       108
      2006       107
 

Инфляционные  процессы в Беларуси. Национальная экономика страны пережила очень сложные потрясения на протяжении 1990-х годов в результате глубокого системного кризиса, вызванного развалом СССР и его народнохозяйственного комплекса. Динамику инфляции можно проследить в рамках

четырех периодов.

     Первый период (1991 1994 гг.). Это был самый трудный период, связанный с углублением экономического кризиса из-за разрыва хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублевой зоны, переходом на национальную денежную систему, построением институтов белорусской государственности. Эти процессы вместе с нарастанием экспансионистской денежной политики обусловили гиперинфляцию в 1993—1994 гг., когда цены вырастали в год более чем в 20 раз (табл. 6.7). Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке по рублевым инструментам были отрицательными. Уровень монетизации ВВП сократился с 71 % в 1990 г. до 7 % в 1994 г., а обменный курс за этот же период девальвировал более чем в 64 тыс. раз. В 1994 г. среднемесячная заработная плата (в перерасчете на доллары) составляла 20—25 дол. США.

      Второй период (ноябрь 19941996 гг.). В результате осуществления комплекса антиинфляционных мер монетарной политики была достигнута определенная финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995 г. до 244 % , а в 1996 г. — до 39,3 % (в 1994 г. — 1959 %). Изменение ситуации было связано с переходом к жесткой денежно-кредитной политике, которая выразилась в ограничении темпов роста денежной массы путем сокращения объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличении доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, в политике положительных реальных процентных ставок. Основным принципом новой депозитной политики стало регулирование месячных ставок в зависимости от уровня инфляции. Поддержание реальных процентных ставок на положительном уровне и стабилизация обменного курса белорусского рубля, связанная с резким снижением денежного предложения в национальной валюте, обеспечили устойчивое преимущество рублевых срочных сбережений по доходности относительно финансовых инструментов в свободно конвертируемых валютах (СКВ). Уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе в 1996 г. вырос до 9 % . Однако в конце периода произошел отход от завоеванных позиций, усилились элементы административного peгулирования хозяйственной жизни с использованием денежной экспансии с целью поддержки реального сектора экономики. Это ухудшило ситуацию в 1997—1999 гг.

    Третий период (19971999 гг.). Высокая инфляция в республике в 1998—1999 гг. имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена главным образом экспансионистской денежно-кредитной политикой, в том числе эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства и АПК, административным поддержанием официального обменного курса белорусского рубля (на завышенном уровне по сравнению с его рыночными котировками). В этот период в течение каждого года существенно превышались утвержденные в Основных направлениях денежно-кредитной политики параметры кредитной эмиссии, прироста чистого рублевого внутреннего кредита Национального банка и роста денежной массы в национальной валюте.

Вместе с административным сдерживанием цен это привело  к образованию инфляционного навеса. Несмотря на высокие, темпы экономического роста, инфляция в 1999 г. выросла до максимального в данном периоде уровня — 350 % за год, а уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе снизился до 6 %. Вследствие отрицательного в реальном выражении уровня процентных ставок удельный вес срочных рублевых сбережений в общем объеме рублевой денежной массы сократился до 5,3 %.

     Четвертый период (2000по настоящее время). В 2000 г. произошел переход к более взвешенной, умеренно жесткой денежно-кредитной политике, что дало свои положительные результаты. Несмотря на отклонения денежно-кредитных параметров (уровня кредитной эмиссии, роста денежной массы) от их целевых прогнозных значений, имело место снижение темпов инфляции до 208 % за год. По итогам 2001 г. рост ИПЦ составил 146,0 %, в 2002 г. — 134,8 % , в 2003 г. — 125,4 % . Впервые с 1996 г. было обеспечено поддержание реальных процентных ставок по срочным рублевым депозитам на положительном уровне. К середине сентября 2000 г. был осуществлен переход на единый курс на всех сегментах валютного рынка. С ликвидацией множественности курсов наметилась тенденция легализации валютных операций, однако уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе снизился в 2000 г. до 5 % . Среднемесячная заработная плата (в долларовом эквиваленте) в декабре 2000 г. составила 76 дол. США. В 2002 г. реальная заработная плата повысилась на 7,7 % . В 2003 г. среднемесячная заработная плата выросла до 140 дол. США.

      Таким образом, текущая ситуация в экономике Беларуси по своим характеристикам в целом соответствует признакам финансовой стабилизации, в качестве критерия которой международные финансовые организации принимают уровень инфляции, не превышающий прирост цен за год на 40 %

Рис. 1 
 

Рис. 2

Рис. 3 
 
 

 

Рис.4 

2. Антиинфляционная  политика: содержание  и виды.

      Основными методами стабилизации денежного обращения являются антиинфляционная политика и денежная реформа.   

      Антиинфляционная  политика   предствляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленному на ограничение инфляции. Эти меры можно подразделить на стратегические, которые включают цели и методы долговременного характера, и тактические, ориентированные на получение краткосрочных результатов.

      Антиинфляционная  стратегия влечет в себя уменьшение инфляционных ожиданий путем укрепления рыночных механизмов и искоренение неуправляемой инфляции.

      Она включает в себя:

    • повышение компетенции органов управления
    • долгосрочную монетарную политику, которая предусматривает регулирование спроса на деньги
    • бюджетная политика, которая направлен на сокращение бюджета

      Антиинфляционная  тактика направлена не столько на устранение инфляции, сколько на использовние  краткосрочных, но сильных мер воздействия,т.е.направленных на уменьшение текущего инфляционного давления и подготавливающих почву для применения долгосрочных стратегических мер. 

          Методы антиинфляционной тактики позволяют резко увеличить предложение без соответствующего увеличения спроса или способствует резкому снижению текущего спроса без соответствующего уменьшения предложения.

            Преодоление инфляционных ожиданий путем страха перед обесцениванием сбережений.

           Денежно-кредитная  политика направленная  на уменьшение  денег в стране.

          Увеличение совокупного  предложении

     А также метод “шоковой терапии “ , который позволяют быстро снизить инфляцию, но сопровождается быстрым спадом производства (либерализация хозяйственной жизни, освобождение цен, снижение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов).

     Метод “градуализма “ – постепенное снижение темпов роста денежной массы, что не позволяет быстро снизить инфляцию, однако позволяет избежать глубокого спада производства (активное вмешетельство государства в экономическую деятельность, налоговое стимулирование предпринемательвтва, поддержка важных отраслей производства).

       Разработка и реализация антиинфляционных мер представляют собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную задачу. Опыт развития стран с рыночной экономикой дает богатый материал в области как теории инфляции, так и методов практической борьбы с ней. Из всего множества подходов следует выделить два основных  варианта антиинфляционной программы  стабилизации экономики.

Ортодоксальная  программа чисто монетаристского характера основана на максимальном расширении сферы действия рыночных регуляторов при ограничении роли и функций государства, его вмешательства в экономику. Примером такой программы может служить программа МВФ, принятая в России в рамках Вашингтонского консенсуса. Она предусматривает либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынках, свободные цены при ограничении роста заработной платы и поддержании плавающего курса национальной валюты.

Сторонники  кейнсианской точки  зрения на инфляцию настаивают на более активной роли государства в регулировании экономики, включая временное замораживание цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей

и производств.

Как правило, в  практической деятельности в западных странах используются смешанные программы, которые содержат элементы политики из обеих программ.

              В странах с неразвитой инфраструктурой экономика не может задействовать мультипликационный эффект любого регулятора, используемого банком или государством, так как нет возможности использовать оздоравливающий передаточный механизм взаимодействия предприятий 
 

        

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Антиинфляционная политика государства Республики Беларусь, ее приоритеты, эффективность и направления совершенствования.

      В Беларуси в настоящее время процесс реформирования экономики и общественных отношений не завершен. Огромные инвестиционные ресурсы направляются на реализацию важнейших проектов, обеспечивающих модернизацию действующих производств с применением новых высокоэффективных технологий: ввод мощности по руде взамен выбывающей за счет строительства рудника на Краснослободском участке калийных солей РУП “ПО Беларуськалий”; строительство завода по производству газетной бумаги в г.Шклове; организация производства лакирования и литографии жести на РУПП “Березатара”; организация производства бесшовных горячих труб РУП “БМЗ”; развитие предприятия РУП“МТЗ”; техническое перевооружение ПРУП “Минский автомобильный завод”; строительство культурно-строительного комплекса “Минск – Арена” и др.

Информация о работе Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства