Рекомендации по организации функционирования антикризисной службы предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является рассмотрение роли антикризисной службы в структуре предприятия. В связи с поставленной целью были выделены следующие задачи:
 охарактеризовать понятие антикризисного управления;
 описать цели, задачи и функции антикризисной службы предприятия;
 рассмотреть роль антикризисной службы в управлении предприятием и методы, ею применяемые;
 проанализировать антикризисную службу предприятия;
 дать рекомендации по улучшению антикризисной службы предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….... ...3
1. Основы организации антикризисной службы в организационной структуре предприятия……………………………………………..…….5
1.1. Понятие антикризисного управления………………………………..5
1.2. Цели, принципы и функции антикризисной службы……………..…8
1.3. Роль антикризисной службы предприятия и методы управления кризисами………………………………………………………..…....11
2. Антикризисное управление ООО «ЭДИКТ»………………………..…19
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………..….19
2.2. Антикризисный отдел в организационной структуре предприятия.19
3. Рекомендации по организации функционирования антикризисной службы предприятия……………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………….………33
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа внутренняя антикризисная служба.doc

— 423.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………....   ...3

1.      Основы организации антикризисной службы в организационной структуре предприятия……………………………………………..…….5

1.1.           Понятие антикризисного управления………………………………..5

1.2.           Цели, принципы и функции антикризисной службы……………..…8

1.3.           Роль антикризисной службы предприятия и методы управления кризисами………………………………………………………..…....11

2.      Антикризисное управление ООО «ЭДИКТ»………………………..…19

2.1.           Общая характеристика предприятия……………………………..….19

2.2.           Антикризисный отдел в организационной структуре предприятия.19

3.      Рекомендации по организации функционирования антикризисной службы предприятия……………………………………………………..26

Заключение……………………………………………………………….………33

Список литературы……………………………………………………………..35

Приложения………………………………………………………..……………37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. На  сегодняшний день  экономику  России  нельзя  назвать абсолютно стабильной  и  прогнозируемой.  Все  еще продолжаются  трансформационные  процессы,  не установились  полностью  принципы  рыночной экономики.  Многие  предприятия,  особенно государственные,  продолжают  применять  методы управления,  характерные  для  административно-командной  системы,  что  негативно  влияет  на успех их деятельности. 

Для  эффективного  функционирования предприятия в настоящих условиях динамичной и быстроменяющейся  среды  хозяйствования, напротив,  следует  применять  новые  принципы  и методы  управления.  Предприятиям  следует становиться более гибкими, быстро реагировать на

изменения  внешней среды,  подстраивая  под  них внутрихозяйственную  деятельность.  Наиболее востребованными на данный момент является, во-

первых, стратегическое управление предприятием, так  как  позволяет  планировать  деятельность предприятия  в  долгосрочной  перспективе,  во-

вторых,  антикризисное  управление,  позволяющее сохранить  предприятие  в  сложных  условиях практически  постоянного  кризиса, что и обусловило решение о выборе данной темы курсовой работы.

Исследованность темы. Сущность и методы антикризисного управления предприятием рассматриваются в работах Г. А. Александрова, 

М. Д. Аистова, К. В. Балдина, А. Г. Грязновой, С. А. Дведенидова, Р. Н. Деникаева, Е. П. Жарковской, Э. М. Короткова, Э. С. Минаева, В. П. Панагушина, Р. А. Попова, Н. В. Родионовой, Е. М. Трененкова, Э. А. Уткина. 

Однако  вопросы комплексного  анализа  и  выбора  оптимальной

модели остаются недостаточно освещенными, что подтверждает актуальность выбранной темы для исследования.

              Целью написания работы является рассмотрение роли антикризисной службы в структуре предприятия. В связи с поставленной целью были выделены следующие задачи:

      охарактеризовать понятие антикризисного управления;

      описать цели, задачи и функции антикризисной службы предприятия;

      рассмотреть роль антикризисной службы в управлении предприятием и методы, ею применяемые;

      проанализировать антикризисную службу предприятия;

      дать рекомендации по улучшению антикризисной службы предприятия.

Объектом исследования является предприятие ООО «ЭДИКТ».

Предметом исследования является деятельность антикризисная служба предприятия, её задачи и методы выполнения функций.

Методологической  и  теоретической  основой  исследований  явились  фундаментальные исследования  отечественных  и  зарубежных  экономистов  по  проблемам  устойчивости предприятий,  их финансового  оздоровления,  менеджмента, организации деятельности. В ходе исследования были проанализированы материалы монографий, статей в научных сборниках и периодической печати.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                 Основы организации антикризисной службы в организационной структуре предприятия

 

1.1.           Понятие антикризисного управления

 

Рассматривая сущность и задачи антикризисного управления все исследователи сходятся в одном, что антикризисное управление это специфическое направление управления, которое требует применения специальных приемов, форм и технологий менеджмента.

Наиболее распространенное определение данного понятия дает Е. О. Уткин, который считает, что «антикризисный менеджмент является частью общего менеджмента, использует его лучшие приемы, средства и инструменты, ориентируется на предупреждение возможных проблем в деятельности предприятия, обеспечение его  стабильного успешного функционирования».

 Большое внимание антикризисному управлению уделяет в своих работах  Бланк И. О.  Однако он  дает определение «антикризисного финансового менеджмента», делая акцент на применение финансовых рычагов и инструментов реализации процесса управления в условиях кризиса. Он считает, что антикризисное финансовое управление является частью общей финансовой стратегии предприятия и заключается в разработке системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и создание механизмов финансового оздоровления предприятия, которые обеспечивают   его выход из кризисного состояния.[1]

Беляев С. Г, Базаров Г. З, Белых Л. П. дают следующее определение  данному понятию: «антикризисное управление – это совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур касательно конкретного предприятия должника. Антикризисное управление является категорией микроэкономической и отображает общественные отношения, которые складываются на уровне предприятия при его оздоровлении или ликвидации».[2]

При анализе данного определения можно говорить о том, что в нем не учтен комплекс мероприятий по выявлению признаков кризиса и их своевременной диагностике, т.е. фактически при таком подходе рассматривается вариант, когда предприятие уже является должником и не выполняет свои финансовые обязательства. Недостатком данного определения является то, что под этим термином понимают управление в условиях наступившего кризиса, либо управление, которое должно способствовать выводу предприятиям из этого состояния. Также необходимо учесть, что данные авторы разграничивают понятия «антикризисное управление» и «антикризисное регулирование», считая первое категорией микроэкономической, а второе - макроэкономической.

Иное определение дает Грязнова А. Г.: "Антикризисное управление – такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, опираясь в основном на собственные ресурсы".[3]

Рассматривая данное определение можно делать вывод о том, что оно наиболее четко и объемно дает понятие антикризисному управлению как системному и комплексному процессу, который является неотъемлемой частью деятельности предприятия.

Лигоненко Л. А. считает, что: «антикризисное управление представляет собой специальное, постоянно организовываемое управление, нацеленное на наиболее оперативное выявление признаков кризисного положения и создание соответствующих условий для его своевременного преодоления с целью обеспечения восстановления жизнедеятельности отдельного предприятия, недопущение возникновения ситуации его банкротства».[4]

Таким образом, анализ литературных источников, проведенный авторами, показал, что не существует единого мнения относительно сущности понятия «антикризисное управление».  Существует три основных подхода к данному понятию:

      антикризисное управление как процесс управления в условиях кризиса, целью которого является стабилизация деятельности предприятия и его финансового положения;

      антикризисное управление как процесс предотвращения кризиса – предкризисное управление, ориентированное на своевременное выявление симптомов надвигающегося кризиса с целью недопущения его развития;

      антикризисное управление как управление процессами выхода из кризисной ситуации, направленное на минимизацию затрат и потерянных возможностей при выходе из кризиса.

По мнению авторов, только комплексный подход к определению сущности данного понятия, который рассматривал бы процесс антикризисного управления как с макро- так и микроэкономической точки зрения и включал специальные приемы и методы управления процессами  предотвращения, преодоления и управления в условиях кризиса позволит построить  действенную систему антикризисного управления предприятием, адекватную современным  условиям хозяйствования.

 

 

1.2.           Цели, принципы и функции антикризисной службы

 

Антикризисное управление – это комплекс мер по выводу предприятия из такого фактического финансового состояния.

Антикризисное управление завершается с выходом предприятия из финансового кризиса, что выражается либо в исчезновении угрозы банкротства, либо – при более «мягком» варианте – в преодолении убыточности фирмы.

Цели  антикризисного управления  в разных  ситуациях должны отвечать  как интересам  кредиторов предприятия (чтобы минимизировать  потерю  ими  средств  по  ранее  предоставленным  банковским  или  коммерческим кредитам), так и имущественным и другим материальным интересам иных лиц, связанных (или которые могут быть связаны в будущем) с данным предприятием.

Например, если финансовый кризис на предприятии настолько глубок, что по предприятию начата процедура банкротства, то на первый план выдвигается задача минимизации потерь его кредиторов, возврат максимальной  части  ссуженных  ими  средств  или  стоимостного эквивалента  оказанных  в  кредит  поставок  и  услуг (включая трудовые услуги работников). Если же финансовое состояние фирмы не настолько плохо, чтобы признать её банкротом, то антикризисное управление происходит в интересах её акционеров, чтобы минимизировать их потери.

Последнее имеет место и тогда, когда финансовое состояние предприятия действительно крайне плохо, но не находится того, кто был бы способен инициировать процедуру банкротства и не опасался бы этого (так как в этом случае мог бы потерять одного из немногих покупателей своих товаров (услуг) или одного из немногих своих плательщиков либо в случае банкротства должника мог бы оказаться в одной из последних очередей на удовлетворение претензий).

Кроме того, в любой ситуации антикризисное управление должно быть ориентировано также на социальные цели –  сохранение нормально  оплачиваемых  рабочих мест, поддержание местной  коммунальной инфраструктуры,  обеспечиваемой  градообразующими  предприятиями  в  отдельных  местностях, и др.[5]

Янике  М.  выделяет  два  вида антикризисного управления:[6]

      реактивный (планирование  и  внедрение небольшого  количества  мероприятий,  целью которых  является  восстановление на предприятии докризисного  состояния).  К  формам  реактивного реагирования  можно  отнести  восстановление платежеспособности,  сохранение  капитала  путем уравнивания  доходов  и  затрат,  сохранение факторов производства;

      превентивный  либо  антиципативный (можно  представить  в  виде  реализации долгосрочной  программы).  К  формам антиципативного  преодоления  кризисных ситуаций  относят  отслеживание  негативных факторов,  оценку  и  преодоление неопределенности  в  сферах  деятельности, увеличение  экономической  безопасности  путем повышения  адаптивных  свойств  предприятия  и т.д.  

К  принципам  антикризисного  управления можно отнести:[7]

      целенаправленность;

      комплексность;

      полезность;

      беспрерывность;

      эффективность;

      гибкость;

      оперативность;

      рациональность.

Исходя из определения предмета антикризисного управления, можно выделить ее основные функции. К ним относятся:

      познавательная функция;

      практическая функция;

      методологическая функция;

      воспитательная.[8]

В  свою очередь  система  управления  рисками  включает  следующие  этапы:

      выявление причин  возникновения  рисковых  ситуаций;

      детальное  исследование  факторов, влияющих на риск, и их ранжирование;

      оценка степени риска;

      ранжирование вероятности  возникновения  рисков,  их  степени  влияния  или  возможных  последствий;

Информация о работе Рекомендации по организации функционирования антикризисной службы предприятия