Пути выхода предприятия из кризисной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что банкротство – стало фактом в России, особенно в настоящее время. С одной стороны банкротство – крах, гибель предприятия. Но с другой стороны – это толчок к изменению в лучшую сторону, возможность возрождения с учетом прошлых ошибок. Процедуры, используемые в качестве необходимых для вывода предприятия из кризисного состояния устанавливаются законодательно.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Общие положения
1.1.Понятие и критерии банкротства……………………………………………4
1.2 .Процедуры банкротства……………………………………………………..8
1.3. Стадии банкротства…………………………………………………………14
1.4. Признаки и факторы банкротства………………………………………….15
2. Общие принципы неплатёжеспособности и банкротства российских предприятий……………………………………………………………………...19
3. Методы диагностики банкротства предприятия……………………………21
3.1 Система формализованных и неформализованных критериев оценки положения предприятия……………………………………………………………………...24
3.2 Анализ и оценка ограниченного количества показателей платёжеспособности предприятия……………………………………………...27
4. Пути выхода предприятия из кризисной ситуации…………………………30
Заключение…………………………………………………………………….....34
Список использованной литературы…………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

введение.docx

— 63.70 Кб (Скачать)

      2. Организация труда: рациональное разделение и кооперация труда; организация и .обслуживание рабочих мест; улучшение санитарно-гигиенических условий труда, доведение их до комфортных; устранение производственных вредностей и опасностей; внедрение передовых приемов и методов труда; организация рациональных режимов труда и отдыха; укрепление трудовой и производственной дисциплины; развитие коллективных форм труда; совершенствование системы стимулирования труда; нормирование труда; развитие многостаночного и многоагрегатного обслуживания; рациональная расстановка и эффективное использование кадров и т.п.;

      3. Организация управления: формирование организационной структуры; создание экономичной и действенной управленческой структуры; координация работы предприятия внутри страны и за рубежом; привлечение высококвалифицированных специалистов; эффективная организационно-экономическая форма; совершенствование стилей и методов управления; финансовый, кадровый, инвестиционный менеджмент; управление ценовой политикой, издержками, амортизационной политикой и т.п.;

  • социально-экономические – факторы, связанные с составом работников, уровнем их квалификации, отношением работников к собственности, условиями труда и быта, эффективностью стимулирования труда. К ним относятся: материальная и моральная заинтересованность; уровень квалификации работников; уровень культуры труда; отношение к труду; изменение форм собственности на средства производства и результаты труда и т.п.

В зависимости  от преобладания причин возникновения  банкротства предприятий в экономике  различают следующие их типы:

- предприятие-банкрот, функционирующее в сбалансированной экономике, – это предприятие, которое не могло выполнить ранее взятые на себя обязательства по субъективным причинам;

- предприятие-банкрот, функционирующее в экономике массового банкротства, – это предприятие, которое не годится для решения экономических задач в перспективе. 

2. Общие причины неплатежеспособности и банкротства российских предприятий. 

Для российских предприятий сложно выделить приоритетность каких-либо из отмеченных факторов.

И все  же среди особенностей переходного  периода российской экономики можно  выделить следующие наиболее значимые негативные условия, приводящие к кризису  российских предприятий:

1. Политическая, экономическая и финансовая нестабильность  в России.

Она вызывает неуверенность у предпринимателей в успешности, и даже возможности  деятельности, отражается на всех составляющих организации производства, материально-технического обеспечения, сбыта продукции.

2. Высокие  темпы инфляции в России. Несмотря  на ее замедление в последнее  время, постоянные инфляционные  ожидания не способствуют, реализации  предприятием стратегических целей  и сопряжены с недостаточно  гибкой, а часто разорительной  налоговой системой государства,  кредитной политикой. Высокие  для конечного потребителя цены  стимулируют не расширение производства, а его сокращение.

Эти цены, назначаемые предприятием на свою продукцию, часто имеют своей причиной не столько необоснованную ценовую  политику, сколько внешние ценообразуюшие факторы. А это ведет, в свою очередь, к падению конкурентоспособности товаров и снижению потребительского спроса.

3. Высокая  степень монополизации экономики,  которая наряду со сложившимися  устойчивыми хозяйственными связями  и региональным разделением труда  затрудняет формирование действительно  конкурентной среды. 

Отсюда  сильное влияние естественных монополий, рост тарифов и цен на продукцию, которая недостаточно контролируется государством

4. Кризис  платежей, коснувшийся как самого  бюджета при оплате госзаказа,  так и абсолютного большинства  предприятий, при котором все  большее число предприятий попадает  в зону признаков банкротства,  установленных Федеральным законом  "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ.

5. На  многих предприятиях структура  акционерного капитала размыта  и не сформировался консолидированный,  мотивированный на финансовый  результат эффективный собственник.  Члены трудовых коллективов —  владельцы акций далеки от  управления предприятием.

Деятельность  менеджеров предприятия в таких  условиях проходит без должного контроля. Отсутствие эффективного собственника, являющегося стратегическим инвестором, в интересах которого не сиюминутная  выгода, например, от сдачи мощностей  и площадей в аренду, а долговременное стабильное развитие предприятия, тормозит рыночное реформирование, внутрифирменный  менеджмент на уровне предприятия.

6. Недостаточный  уровень подготовки и отсутствие  опыта работы в рыночных условиях  у высших менеджеров предприятий,  отсутствие эффективной организационной  системы управления, ориентированной  на самостоятельное функционирование  подразделений предприятия в  конкурентных условиях. Сложившаяся  в 80-е гг. на предприятиях командная,  централизованная линейно-функциональная структура управления часто не позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся условия на рынках продаж, правильно оценивать ситуацию и быстро принимать адекватные управленческие решения по изменению качества, дизайна и поиску каналов продвижения товаров на рынки.

7. Большое  число предприятий, у которых  основные средства имеют очень  высокую степень физического  и морального износа. Такое состояние  активов наряду с большими  затратами на их содержание  приводит к высокому уровню  издержек производства, снижению  рентабельности и росту числа  неплатежеспособных предприятий. 

    1. МЕТОДЫ  ДИАГНОСТИКИ БАНКРОТСТВА  ПРЕДПРИЯТИЯ
 

В целях  диагностики вероятности наступления  банкротства предприятия выработано несколько основных подходов к анализу  их финансово-хозяйственной деятельности, основанных на использовании:

  • интегрального показателя финансовой устойчивости;
  • системы формализованных и неформализованных критериев;
  • ограниченного количества показателей платежеспособности.

банкротство диагностика кризисный финансовый

  Интегральные показатели финансовой устойчивости.

Интегральные  показатели рассчитываются с помощью  скорингового моделирования, многомерного рейтингового анализа, мультипликативного дискриминантного анализа.

Методика  кредитного скоринга впервые была предложена американским экономистом Д. Дюраном в начале 1940-х гг. Сущность ее заключается в классификации предприятий по степени риска, исходя из фактических значений показателей финансовой устойчивости и рейтинга каждого показателя в баллах, полученного с помощью экспертных оценок.

Методика  многомерного рейтингового анализа  позволяет учитывать не только абсолютные значения показателей разных предприятий, но и степень их близости к эталонным  показателям. Данная методика реализуется  в четыре этапа:

1. На первом этапе необходимо обосновать показатели оценки деятельности предприятия, а также собрать данные по этим показателям и сформировать таблицу исходных данных.

2. Далее в каждом столбце таблицы определяется максимальное значение показателя, на которое затем делятся все значения этого столбца. Если с экономической точки зрения лучшим является минимальное значение показателя, то он делится на все значения этого столбца. Таким образом формируем таблицу стандартизированных коэффициентов.

3. Все значения стандартизированных коэффициентов возводятся в квадрат. Если задача решается с учетом разного веса показателей, то полученные значения умножаются на величину соответствующих весовых коэффициентов, определяемых методами экспертных оценок. Далее показатели суммируются по строкам. Полученные суммы являются рейтинговыми оценками результатов деятельности предприятий.

4. На четвертом этапе определяется место каждого предприятия среди всех анализируемых в порядке уменьшения значения суммы его оценки.

Мультипликативный дискриминантный анализ широко используется в странах с развитой рыночной экономикой. Этот метод был предложен  в 1968 г. Американским экономистом Э. Альтманом для построения индекса  кредитоспособности и позволяет  разделить предприятия на подверженные риску банкротства и находящиеся  в устойчивом финансовом состоянии.

Пятифакторная модель Альтмана “Z-счет” выглядит следующим образом:

“Z-счет“ = 0,012 x X1 + 0,014 х Х2 + 0,033 х Х3 + 0,006 х Х4 +0,999 х Х5,

где собственные  оборотные средства

X1 = (чистые  оборотные активы) объем активов 

Х2 = нераспределенная прибыль объем активов

Х3 = общая  прибыль объем активов 

рыночная  стоимость обыкновенных

Х4 = ___и привилегированных акций

объем заемных средств (пассивов)

чистая  выручка от реализации продукции

 Х5 = (чистая прибыль + амортизация) 

объем активов 

Если  результат получается меньше 1,8, вероятноять банкротства очень высокая; если в пределах от 1,9 до 2,7 – вероятность банкротства средняя; при значении покакзателя 2,89 – вероятность банкротства незначительная; при значении “Z-счета” выше 3 вероятность банкротства ничтожно мала.

Факторы, составляющие основу данной модели, действуют  и в нашей экономике. Однако надо иметь ввиду, что в нашей экономике  внешние факторы влияют больше, а  поэтому количественные значения “Z-счета” будут отличаться от западных. Данную модель диагностики банкротства можно использовать с определенной долей условности.

Известны  другие подобные критерии. Так британский ученый Таффлер (Taffler) предложил в 1977 г. четырехфакторную прогнозную модель, при разработке которой использовал следующий подход:

При использовании  компьютерной техники на первой стадии вычисляются 80 отношений по данным обанкротившихся и платежеспособных компаний. Затем, используя статистический метод, известный как анализ многомерного дискриминанта, можно построить  модель платежеспособности, определяя  частные соотношения, которые наилучшим  образом выделяют две группы компаний и их коэффициенты. Такой выборочный подсчет соотношений является типичным для определения некоторых ключевых измерений деятельности корпорации, таких, как прибыльность, соответствие оборотного капитала, финансовый риск и ликвидность. Объединяя эти  показатели и сводя их соответствующим  образом воедино, модель платежеспособности производит точную картину финансового состояния корпорации. Типичная модель для анализа компаний, акции которых котируются на биржах, принимает форму:

Z = 0,53X1 + 0,13X2 + 0,18 X3 + 0,16 X4

где:

х1=прибыль до уплаты налога/текущие обязательства;

х2=текущие активы/общая сумма обязательств;

х3=текущие  обязательства/общая сумма активов;

х4=выручка / сумма активов.

Если  величина Z-счета больше 0,3, это говорит  о том, что у фирмы неплохие долгосрочные перспективы, если меньше 0,2, то банкротство более чем вероятно. 

    1.   Система формализованных и неформализованных  критериев оценки положения предприятия.

Ориентация  на какой-то один критерий, даже весьма привлекательный с позиции теории, на практике не всегда оправдана. Поэтому  многие крупные аудиторские фирмы  и другие компании, занимающиеся аналитическими обзорами, прогнозированием и консультированием, используют для аналитических оценок системы критериев. Безусловно, в  этом есть и свои минусы: гораздо  легче принять решение в условиях однокритериальной, чем многокритериальной задачи. Вместе с тем, любое прогнозное решение подобного рода, независимо от числа критериев, является субъективным, а рассчитанные значения критериев  носят скорее характер информации к  размышлению, нежели побудительных  стимулов для принятия немедленных  решений.

Информация о работе Пути выхода предприятия из кризисной ситуации