Маркетинг в антикризисном менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 12:26, контрольная работа

Описание работы

Актуальность проблемы маркетинга в антикризисном управлении связана с существующими экономическими условиями хозяйствования предприятий в России и необходимостью осуществления не столько реформирования промышленных предприятий, сколько восстановления бизнес-процессов с учетом реальных экономических условий и проблем и возможностей предприятий.

Содержание

Введение

1. Роль маркетинга в антикризисном менеджменте

1.1 Антикризисное управление и регулирование

1.2 Понятие антикризисной маркетинговой стратегии

2. Типы антикризисных маркетинговых стратегий

2.1 Использование средств маркетинга в антикризисном управлении

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

готовая контрольная антикризисное управление.rtf

— 208.41 Кб (Скачать)

Монина Е.С., ст. препод.Г 
Маркетинг в антикризисном менеджменте

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

1. Роль маркетинга в антикризисном менеджменте

1.1 Антикризисное управление и регулирование

1.2 Понятие антикризисной маркетинговой стратегии

2. Типы антикризисных маркетинговых стратегий

2.1 Использование средств маркетинга в антикризисном управлении

Заключение

Список литературы

 

      ВВЕДЕНИЕ

     В наше время очень многие предприятия сталкиваются с моментами кризиса, когда все идет к краху того, что так долго создавалось. Хочется сохранить то, во что вложил средства, силы и душу.

     В науке существует такое направление как «антикризисный менеджмент», что является, своего рода  инструкцией по спасению своего дела.

     Цель маркетинга в антикризисном управлении - обеспечить в первую очередь производство и продажу таких товаров, которые пользуются наибольшим и устойчивым спросом на рынке и приносят предприятию основную массу прибыли. Наиболее полно и лучше, чем конкуренты, удовлетворять запросы потребителей возможно, если в выбранных направлениях деятельности предприятие имеет или может иметь сильные и устойчивые конкурентные преимущества, основанные на стержневых компетенциях предприятия.

     Задачами маркетинга являются комплексное изучение рынка, оценка спроса и неудовлетворенных потребностей, разработка маркетинговой стратегии и комплекса маркетинговых средств (товар, цена, каналы распределения, коммуникации) для ее реализации.

     Актуальность проблемы маркетинга в антикризисном управлении связана с существующими экономическими условиями хозяйствования предприятий в России и необходимостью осуществления не столько реформирования промышленных предприятий, сколько восстановления бизнес-процессов с учетом реальных экономических условий и проблем и возможностей предприятий.

     Предметом исследования является маркетинг в антикризисном управлении и его основные стратегии, обусловливающие характер и особенности формирования и использования маркетинговых программ в антикризисной политике развития организации.

     1. РОЛЬ МАРКЕТИНГА В АНТИКРИЗИСНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

     1.1 Антикризисное управление и регулирование

 

     Опасность кризиса существует всегда: в управлении постоянно существует риск цикличного развития социально-экономической системы, изменения соотношения управляемых и неуправляемых процессов.

     Управление социально-экономической системой в определенной мере всегда должно быть антикризисным.

     Антикризисное управление - это управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

     Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором, потенциалом активного и решительного поведения человека в условиях кризиса, его заинтересованностью в преодолении кризисов, пониманием истоков и природы кризиса, закономерностей его протекания. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям [6].

     Кроме того, возможность антикризисного управления определяется и знанием циклического характера развития социально-экономических систем. Это позволяет предвидеть ситуации кризиса и готовиться к ним. Наиболее опасными являются неожиданные кризисы.

     Необходимость антикризисного управления отражает потребности преодоления и разрешения кризиса, возможного смягчения его последствий. Это естественная потребность человека и организации. Реализовывать ее можно только посредством специальных механизмов антикризисного управления, которые следует создавать и совершенствовать.

     Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:

     а) кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

     б) кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;

     в) к кризисам можно и необходимо готовиться;

     г) кризисы можно смягчать;

     д) управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;

     е) кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;

     ж) управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

     2 Понятие антикризисной маркетинговой стратегии

 

     Разработка маркетинговой стратегии для антикризисного управления - сложная и многогранная работа, в значительной степени зависящая от конкретной ситуации. Стратегия управления рассматривается в условиях рыночных отношений как мощный управленческий инструментарий, с помощью которого современная организация противостоит изменяющимся условиям, прежде всего, внешней среды.

     Стратегия управления представляет собой хозяйственную политику, разработанную на основе предвидения будущего развития, характера и последствий производственно-хозяйственной деятельности путем определения и прогнозирования результатов, потребных ресурсов, средств и методов управления. Объектом стратегии маркетинга производственно-хозяйственной системы выступает будущее положение организации на конкретном рынке, а также характер использования для его достижения разнообразных маркетинговых средств и методов.

     Стратегия в маркетинге - более устойчивый инструмент, чем цели, так как служит условием, обеспечивающим реализацию идей и миссии организации. Цели же маркетинга более динамичны и подвержены корректировке в зависимости не только от стадий антикризисного управления, но и от изменяющейся конъюнктуры рыночного спроса, цен, инфляции и других процессов.

     Учитывая комплексный характер средств маркетинга и логическую последовательность их использования в маркетинговом цикле, любая маркетинговая стратегия рассматривается как многоаспектная. Содержание стратегии маркетинга обогащается по мере ее продвижения по стадиям маркетинговой деятельности. В качестве примера в табл. 1 приведены основные антикризисные управленческие решения по укрупненным видам маркетинговой деятельности.

     Выделены типичные для маркетингового цикла четыре стадии: анализ и оценка рыночных и маркетинговых возможностей организации; отбор целевых рынков; разработка комплекса маркетинга; разработка и реализация маркетинговых программ.

     Маркетинговая информация и маркетинговые рекомендации рассматриваются как базовая информация к принятию антикризисных управленческих решений, направленных на стабилизацию и выход организации из кризиса.  

     Таблица 1 - Направления антикризисных управленческих решений [1, с. 168]

     
Виды маркетинговой деятельности Виды решений
1. Анализ и оценка рыночных и маркетинговых возможностей организации - оценка и ранжирование факторов маркетинговой среды, тормозящих функционирование организации, их нейтрализация

- экспертная оценка риска работы на конкретных рынках, определение границы риска и условий неопределенности

- оценка возможных преимуществ организации в функционировании на реальных рынках

2. Отбор целевых рынков - оценка спроса и вероятности освоения рынка

- формирование потребности в продукте на новых сегментах рынка

- оценка негативных и позитивных факторов, влияющих на формирование целевых сегментов и условия их освоения

3. Разработка комплекса маркетинга - выбор критериев инновационных решений по профилирующей продукции (услугам)

- выбор методов оценки уровня цен

- выбор средств и методов управления процессом выведения товаров (услуг) на рынки и их продвижение к потребителю

- выбор средств и методов управления сбытом продукции (услуг)

- выбор средств и методов предоставления фирменных услуг (сервиса)

- оценка эффективности коммуникаций, средств и методов рекламной кампании

4. Разработка и реализация маркетинговых программ - обоснование антикризисных программ организации, стратегических и тактических планов, бизнес-плана
 

     В таблице 1 приводится «поле» решений, на основе которых менеджер строит логику модели формирования стратегии поведения организации на рынке, выбирает главное направление концентрации усилий организации по выходу из кризиса за счет маркетинговых возможностей - ключевую маркетинговую стратегию.

     Все другие стратегии ранжируются и могут служить направлением тактических действий на более коротких промежутках времени. Чаще всего в кризисных условиях разрабатывается среднесрочная стратегия до трех лет. Любая стратегия маркетинговой деятельности реализуется в конкретной программе.

     Маркетинговые программы включают мероприятия, которые следует выполнить организации для стабилизации ситуации на рынке и по выходу из кризиса неплатежеспособности (неуправляемости, неконкурентоспособности). Маркетинговые антикризисные программы могут быть частью стратегического и тактического плана организации по выходу из кризиса или антикризисного бизнес-плана. Приоритетными в антикризисном маркетинге являются стратегии продвижения товаров на новые рынки, упрочнения положения на старых рынках, диверсификация.

     При выборе маркетинговой стратегии существенную помощь менеджеру может оказать выделение признаков и классификация стратегий (таб. 2).

     Особенность данной классификации - в выделении признаков, комплексно характеризующих не только будущее положение организации на рынке, но и пути его достижения. 

     Таблица 2 - Классификация маркетинговых стратегий в антикризисном управлении [1, с. 169]

     
Признак Виды стратегий
1. Маркетинговая среда Интеграционные стратегии:

- макроэкономическая,

- внешнеэкономическая,

- региональная,

- производственной сферы и непроизводственной сферы,

- межотраслевая и отраслевая

2. Функциональное значение Стратегии факторов производства:

- производственных,

- инвестиционных,

- инновационных,

-финансовых,

- трудовых,

- информационных

3. Развитие организации Антикризисная стратегия:

- предотвращение несостоятельности,

- выход из кризиса,

- ликвидация его последствий

4. Вид и масштаб рынка Рыночная стратегия:

- расширение рынка,

- проникновение вглубь рынка,

- продвижение товара на новые рынки,

- конкурентные преимущества

5. Приоритет средств маркетинга Товарная стратегия:

- дифференциация профилирующего товара, диверсификация

Ценовая стратегия:

- повышение/понижение цен,

- ценовая конъюнктура

Фирменная стратегия:

- фирменного товара,

- имиджа,

- сервиса,

- стиля,

- дизайна

Рекламная стратегия:

- информирование о преимуществах товара,

- убеждение,

- мотивация,

- напоминание

6. Рыночная конъюнктура Стратегия спроса и предложения:

- стимулирующая,

- креативная,

- поддерживающая,

- противодействующая

7. Рыночное поведение Стратегия мелких организации:

- копирование продуктов ведущих фирм,

- приспособление к потребностям,

- интеграция с более крупными организациями

Стратегия средних организаций:

- патентная - рыночных ниш,

- инновационная,

- интенсивного маркетинга

Стратегия крупных фирм:

- широкое проникновение,

- «снятие сливок»

Информация о работе Маркетинг в антикризисном менеджменте