Лекции по "Антикризисному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 14:21, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий озор курс лекций по дисциплине "Антикризисное управление".

Работа содержит 14 файлов

3. Кризисы в развитии организации.doc

— 167.50 Кб (Открыть, Скачать)

4. Государственное регулирование кризисных ситуаций.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

Государственное регулирование кризисных  ситуаций 

1.  Роль и функции антикризисного  регулирования………………………... 1
2.  Система антикризисного регулирования…………………………………. 5
3.  Меры антикризисного регулирования,  применяемые к предприятиям… 12
4. Мониторинг  состояния предприятий………………………………..…….. 17
5.  Процедуры, применяемые к предприятиям-банкротам……………..… 20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ  КРИЗИСНЫХ  СИТУАЦИЙ 

1.  Роль и функции  антикризисного регулирования 

     Антикризисное регулирование - это политика правительства, направленная на предотвращение развития кризисов в масштабе всей экономики, представляющая собой систему, важным элементом которой является защита предприятий от кризисных ситуаций и регулирование процессов банкротства.

     Регулирование может быть регламентированным законодательством и творческим.

     Для антикризисного регулирования необходима база надежных данных, создание специфической  методики исследований, привлечение  высококвалифицированных специалистов, проведение исследований, а также разработка, принятие и осуществление мер, стабилизирующих состояние экономики. В этом направлении государственные органы осуществляют:

     •   правовое регулирование  -  создание  правовой  основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства;

     •   методическое регулирование - методическое обеспечение проведения мониторинга  состояния предприятий, профилактики их банкротства,  судебных процедур,  а также  санации  в  случае возникновения факта несостоятельности;

     информационное    регулирование         учет    и    анализ

     платежеспособности  крупных, а также экономически и  социально значимых предприятий; •  экономическое и административное регулирование - применение эффективных мер и методов воздействия на экономику с целью ее стабилизации;

     •   организационное регулирование - создание условий для цивилизованного  разрешения всех споров по поводу несостоятельности  должника;

     •   социальное регулирование - социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий;

     •  кадровое регулирование - поиск и  подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями (административных и арбитражных управляющих), повышение уровня их квалификации;

     •  экологическое регулирование - защита окружающей предприятия природной  среды от загрязнения в результате осуществления ими своей деятельности.

     С целью стабилизации экономики применяются  экономические и административные методы государственного воздействия на состояние предприятий. Экономические методы государственного воздействия на состояние предприятий - налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, приватизация, реструктуризация задолженности и др.; административные методы государственного воздействия на состояние предприятий - принятие и корректировка законодательства и контроль его соблюдения.

     Государственное регулирование предполагает проведение определенной государственной экономической политики. В условиях рыночной экономики государственная экономическая политика может быть представлена как комплекс мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, реализуемых соответствующими государственными органами в целях обеспечения наилучших результатов экономического и социального развития общества и предотвращения (снижения риска) негативных последствий деятельности отдельных экономических субъектов или блоков экономической системы. Таким образом, государственная экономическая политика и составляющие ее элементы имеют  антикризисную направленность.

     Государственная экономическая политика включает в  себя следующие элементы.

     1. Фискальная (бюджетная) политика  представляет собой регулирование  с помощью государственного бюджета и налогообложения, т.е. установление на определенном уровне степени зависимости предприятия от бюджета. Такая политика проявляется в следующих функциях:

     - в период спада производства - в увеличении объемов финансирования общественных работ, государственных программ по оказанию поддержки важным для экономики предприятиям;

     -  в период подъема - в уменьшении налогов с населения и предприятий, что ведет к повышению платежеспособного спроса населения и возможностей для инвестирования у предприятий, а следовательно, к оживлению экономики;

     -  в любой период - в налоговом  регулировании,  которое выражается  в увеличении льгот для предприятий,  функционирующих в желательных  для  государства  сферах  экономики,  для  малых предприятий  и предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое  перевооружение  или  расширение действующего производства; в установлении моратория на уплату обязательных платежей; в замораживании начисления пеней; в предоставлении рассрочки и отсрочки погашения долга, в возможности получения налогового кредита.

     2. Структурная политика представляет собой целенаправленное воздействие государства на реформирование отношений собственности в экономике и повышение таким образом эффективности ее функционирования. Она реализуется в процессе приватизации имущества государственных предприятий.

     В этой области государственным управлением  осуществляются следующие функции:

     -  пересмотр принципов и приоритетов  в области управления и распоряжения  государственным имуществом;

     -  определение роли государства в процессе реформирования отношений собственности;

     -  реализация эффективного контроля  в государственном секторе экономики.  Особенно это касается тех  предприятий, которые обеспечивают  научно-техническую и технологическую  независимость страны как неотъемлемую часть национальной безопасности.

     3. Финансово-кредитная политика представляет  собой целенаправленное управление  государства банковским процентом,  денежной массой и кредитами,  которые, в свою очередь, воздействуют  на потребительский и инвестиционный  спрос.

     Она выполняет следующие функции:

     -  оказание финансовой поддержки  на безвозмездной основе и  на условиях льготных кредитов  жизненно важным для экономики  предприятиям;

     -  воздействие Центрального банка  РФ на коммерческие банки, в  частности с помощью нормирования их обязательных резервов и стимулирования или ограничения тем самым выдачи кредитов организациям;

     -  осуществление   операций государства  на рынке ценных бумаг (покупка  и продажа ценных бумаг государства  влияет на экономический рост  и инфляцию: покупка ведет к увеличению денежной массы, продажа - к ее снижению).

     4. Научно-техническая политика состоит  в обеспечении комплексного развития  науки и техники. Она выполняет  следующие функции:

     -  выбор приоритетных направлений  в развитии науки и техники;

     - государственную поддержку приоритетных направлений в развитии науки и техники путем финансирования;

     - осуществление    прогрессивной    амортизационной    и инвестиционной политики;

     -  совершенствование системы оплаты  труда научных работников;

     - участие в международном научно-техническом сотрудничестве и др.

     5.  Промышленная политика направлена  на выполнение следующих функций:

     -  преобразование отраслевой структуры  промышленности в ходе государственного  регулирования промышленности региона,  в том числе на реструктуризацию предприятий;

     - создание системы стратегического  корпоративного планирования и  финансового мониторинга;

     -    формирование   системы    информационной    поддержки  промышленности.

     В настоящее время происходит процесс  внутренней перегруппировки сил, заставляющий вчерашних олигархов развернуться в сторону более активной и финансово-ощутимой поддержки национальной экономики.

     6.  Амортизационная политика - это оптимизация  формирования затрат по использованию  основных фондов путем выбора  наилучшего варианта исчисления амортизации.

     7.  Инвестиционная политика нацелена  на выполнение следующих функций:

     -  регулирование темпов роста производства;

     - ускорение НТП;

     -  изменение отраслевой структуры  экономики.

     Главная задача здесь видится в освобождении государства от функции основного инвестора и создании условий для привлечения частных инвестиций в экономику.

     8.  Прогнозирование и планирование  занимают не последнее место  в системе государственного регулирования.  Индикативное планирование, основанное  на анализе развития экономики, осуществляется в соответствии с    имеющимися    ресурсами.    Результатом    являются    основные макроэкономические показатели в плановом периоде: темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровень инфляции, безработицы, МРОТ, дефицит бюджета, процентные ставки и др. Определяются способы их достижения и регулирования в случае их невыполнения.

     9.  Ценовая политика состоит в  регулировании цен на важнейшие  (первой необходимости) товары  и услуги и на продукцию монополистов с помощью определения предельных или фиксированных цен, предельных коэффициентов изменения цен, предельных уровней рентабельности.

     10.  Внешнеэкономическая политика предполагает  обеспечение условий для притока  иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок с помощью таможенных тарифов, протекционизма, принятия соответствующих законов.

     11. Социальная политика является  одним из важнейших направлений  государственного регулирования. 

     В процессе антикризисного регулирования должны разрешаться и такие проблемы, как неприятие руководителями предприятий давления со стороны местной администрации, нежелание раскрыть финансовую и производственную информацию о своем бизнесе, убежденность в том, что в условиях экономической нестабильности составлять программы финансового оздоровления предприятий бесперспективно, отсутствие опыта у руководителей в подготовке конкретных финансовых предложений.

     Таким образом, антикризисное регулирование - многогранная функция государственного управления, состоящая в использовании правительством всех уровней имеющихся в его распоряжении полномочий по всему фронту экономики с целью ее стабилизации. 
 

2.  Система антикризисного  регулирования 

5.Основные черты антикризисного управления предприятием.doc

— 68.00 Кб (Открыть, Скачать)

6. Диагностика причин возникновения кризисной ситуации на предприятии.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

7.Маркетинг в антикризисном управлении.doc

— 85.00 Кб (Открыть, Скачать)

8.Стратегия и тактика в антикризисном управлении.doc

— 100.50 Кб (Открыть, Скачать)

9.Риски в антикризисном управлении.doc

— 138.00 Кб (Открыть, Скачать)

11. Финансовое оздоровление предприятий.doc

— 99.50 Кб (Открыть, Скачать)

10.Инновации и инвестиции в антикризисном управлении.doc

— 295.50 Кб (Открыть, Скачать)

12. Механизмы конфликтологии в антикризисном управлении.doc

— 100.50 Кб (Открыть, Скачать)

13.Антикризисное управление персоналом предприятия.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

14.Особенности деятельности антикризисного управляющего.doc

— 93.00 Кб (Открыть, Скачать)

1.Кризисы в социально-экономическом развитии.doc

— 119.50 Кб (Открыть, Скачать)

2.Особенности возникновения и разрешения экономических кризисов.doc

— 94.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Антикризисному управлению"