Лекции по "Антикризисному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:14, курс лекций

Описание работы

Лекция 1 Понятие антикризисного управления
Антикризисное управление имеет предметом воздействия предполагаемые причины и проблемы, вызванные кризисом.
Сущность антикризисного управления определяют следующие характеристики:
Кризис можно предвидеть, ожидать и вызывать;
Кризисы в определенной мере можно ускорять;
К кризисам можно и необходимо готовиться;

Работа содержит 1 файл

АУ.docx

— 101.77 Кб (Скачать)

Система целей предприятия представляет собой отражение целей различных групп – собственников предприятия (получение прибыли), сотрудников предприятия (получение мах з/п, карьерный рост, социальные гарантии, условия работы), покупатели (качество при минимальной цене), деловые партнеры, общество в целом (благоустройство города).

Если миссия – это видение того, каким предприятие должно быть в будущем, то система целей – это желаемый результат, соответствующий пониманию целей.

 

Реструктуризация.

Преследует цель быстрая  адаптация предприятия к рыночным условиям хозяйствования, мобильности  управления, просто показатели экономического развития, увеличение уровня занятости.

Существуют несколько  форм преобразований:

  1. реструктуризация – изменение производственных структур, в том числе замена и модернизация оборудования, рационализация иерархии управления, система обработки информации;
  2. переориентация – изменение профиля продукции услуг в соответствии с требованиями рынка;
  3. Обновление – преобразование в области стилей руководства;
  4. Переоценка ценностей;

Преобразование  бизнеса – организационное перепроектирование архитектуры предприятия которое достигается в результате одновременной работы по 4м направлениям:

- рефрейминг – сдвиг представлений компании о том чем она является сейчас и чего может достичь;

- реструктуризация;

- ревилитализация – усиление роста компании посредством взаимодействия её с окружающей средой;

- обновление – обеспечивает  людей новыми навыками и новыми  целями.

Существуют  различные виды преобразований по определенным критериям:

  1. Цель – в зависимости от ситуации на предприятии осуществляются мероприятия оперативного и долгосрочного характера (на выживание компании, решение сиюминутных целей);
  2. Стадия жизненного цикла предприятия – в зависимости от стадии развития деятельности по реструктуризации можно разделить на 2 вида: превентивные меры (предупреждающие) и преобразование компании уже находящейся в условии кризиса;
  3. Уровень преобразования – изменения могут быть внутренними (выработка операционной, инвестиционной, финансовой стратегии предприятия) и внешними ( реорганизация видов деятельности и структуры предприятия, расширение путем слияния компаний, сокращение – разделение компаний и преобразование -  акционерного капитала);
  4. Функциональные сферы преобразования (производственная, организационная, кадровая, финансовая – изменение активов и пассивов предприятия)

Наступательная  и оборонительная стратегия преобразования

Чаще всего используют оборонительную стратегию, т.е. стремятся  сократить объемы производства, отказаться от убыточной продукции, сократить численность работников, избавиться от излишних производственных мощностей. Предприятия, руководствующиеся наступательной стратегией, выходят на рынок с новыми видами продукции, приобретают другие предприятия, осваивают другие виды деятельности.

Революционные и  эволюционные модели изменения

Для революционной характерно радикальное перепроектирование предприятия и производственных процессов, глубокие всеохватывающие перемены.

Эволюционные осуществляются в рамках организационного развития, который определяется как долгосрочный, тщательный, непрерывный всеобъемлющий  процесс изменений и развития организации.

Функциональная  реструктуризация – определенные структурные преобразования внутри организации исходя из ее функций, зависящие от выбора объекта реструктурирования и направленные на достижение оптимального баланса между эффективностью деятельности организации и стабильностью ее положения.

Существуют следующие виды:

  1. Производственная – внедрение производственных инноваций.  Технология реструктуризации – …в целях создания непрерывной технологической цепочки для производства, реализации какого-либо вида продукции.
  2. Рыночная – объектом которой является система поставок и сбыта
  3. Финансовая – изменение движения денежных потоков; подразделяется на реструктуризацию активов и реструктуризацию пассивов
  4. Социальная – направлена на управление трудовыми ресурсами
  5. Управленческая – изменение внутрисистемных отношений, т.е. управление организацией, стратегии ее развития, взаимодействие между элементами, преобразование структуры и системы управления

Задачи реструктуризации:

  1. Совместная деятельность
  2. Рост и разностороннее развитие организации
  3. Соответствие требованиям рынка капитала
  4. Пересмотр приоритетов деятельности
  5. Изменение целей менеджмента

Принципы и критерии эффективности  реструктуризации:

Реструктуризация это  структурная перестройка в целях  обеспечения эффективного распределения  и использования всех ресурсов предприятия. Перед ней стоят следующие  цели:

  1. Обеспечить стабильное и эффективное функционирование
  2. Обеспечить увеличение объема поступление в бюджеты всех уровней
  3. Оздоровить экономику за счет увеличения рабочих мест и регулярной выплаты з/п

При проведении реструктуризации должны быть соблюдены следующие  требования:

1) сохранение сформированного  научного, технического, производственного  и кадрового потенциала;

2) согласование интересов  всех сторон (предприятие; общество; потребители);

3) решение проблем погашения  задолженности перед кредиторами;

4) увеличение реальных  поступлений в бюджет;

5) минимально возможное  сокращение и создание новых  рабочих мест;

6) защита прав акционеров;

Принципы:

  1. принцип системности  - поиск и определение связей, целостности, сопоставление свойств, нахождение границ внутренней и внешней среды;
  2. принцип последовательности – требует проведение исследований по определенной заранее разработанной технологии;
  3. принцип целенаправленности – любое преобразование должно иметь определенную цель, которая определяет выбор решений и последовательность их разработки;
  4. принцип корпоративности – понятие и принятие всеми сотрудниками организации целей и задач компании;
  5. принцип оперативности и гибкости;
  6. принцип концептуальности – реструктуризации должна содержать единую доступную терминологию, деятельность всех подразделений должна строиться на одних и тех же принципах;
  7. принцип прозрачности – любой работник организации должен знать и понимать сущность и значение тех мероприятий, которые проводятся при реструктуризации;
  8. принцип инновационности – постоянный поиск новых решений;
  9. принцип мониторинга и эффективного контроля – должен проводиться мониторинг и контроль результата;
  10. принцип стабилизации и управляемости – изменения, проводимые в процессе реструктуризации не должны проходить стихийно.

Эффективность проведения реструктуризации – связана с определением е  критериев:

  • жесткие – привлечение внешних инвестиций, создание совместных предприятий, установление стратегического партнерства, повышение объемов реализации, увеличение объемов экспорта, снижение издержек производства;
  • эластичные – число руководителей верхнего и среднего звена, охваченных программами помощи, степени участия российских консультантов в реализации проектов, количество регионов занятых в осуществлении программ реструктуризации. Учитывают позитивные результаты реструктуризации которые не поддаются прямому измерению, но могут быть отнесены к долгосрочным инвестициям в человеческий капитал.

Организация реструктуризации.

Базовая модель – осуществление 14 этапов: (объяснить на практике - пояснить)

  1. определение целей развития и критериев их достижения;
  2. оценка экономического потенциала предприятия;
  3. анализ проблемного поля и выделение ключевых проблем;
  4. формирование путей и проектов решения проблем;
  5. оценка инновационного потенциала;
  6. выделение приоритетных направлений деятельности;
  7. прогноз, анализ и оценка вариантов реформирования предприятия;
  8. разработка программы реструктуризации;
  9. оценка источников ресурсов и распределение ресурсов;
  10. выделение первоочередных проектов;
  11. формирование команд;
  12. выбор и фиксация стратегий и программы реформирования;
  13. соответствие выбранной программы потенциалу и возможностям фирмы;
  14. определение первоочередных организационных шагов.

 

Технология АУ – это комплекс последовательных мер предупреждения, профилактики и предотвращения кризиса, снижение уровня его отрицательных воздействий. Она предполагает исследовательско-аналитическую и социально-организационную деятельность.

Наиболее ответственным  этапом технологии АУ является разработка управленческих решений. Качество управленческих решений зависит от множества факторов:

  1. категория проблем, которые можно разделить на:
  • стандартные – их решение требует четкого следования определенным стандартам
  • типовые – они решаются на базе множества заранее разработанных правил
  • эвристические – их решение требует творческого подхода
  1. условия разработки решений:
  • относительно стабильные, благоприятные
  • экстремальные (начало кризиса, неожиданные, непредвиденные проблемы)
  • кризис (ряд проблем)
  1. достаточность исходной информации
  • достаточный
  • недостаточный
  • избыточный
  1. достоверность исходной информации
  • явно недостоверная
  • псевдодостоверная
  • достоверная
  1. масштаб проблемы
  • глобальная
  • локальная
  • микролокальная
  1. т

Этапы разработки управленческих решений:

  1. разработка системы мер по предупреждению или выводу фирмы из кризисной ситуации
  2. сбор исходной информации о ситуации в организации
  3. морфологический анализ внутренней и внешней обстановки. Исследование случайных и закономерных тенденций
  4. поиск вариантов избегания кризиса
  5. если благоприятный момент начала деятельности по выводу компании из кризиса уже прошел, а кардинальные изменения способны породить новые негативные явления, то возможен лишь контроль за протекающими процессами
  6. если кризисная ситуация оказала значительно негативное воздействие на организацию, ее существование невозможно. В этом случае строят модель реструктуризации предприятия, прекращения деятельности и банкротства
  7. если кризисная ситуация оказала слабое негативное влияние, строится модель реструктуризации
  8. определение ресурсов для достижения поставленных целей
  9. разработка мероприятий для реализации поставленных целей
  10. проверка возможностей достижения поставленных целей
  11. формулирование управленческих решений по выходу из кризисной ситуации

Банкротство предприятия

Признаки  и порядок установления банкротства  предприятия 

Банкротство – результат  развития кризисного состояния предприятия. Современные экономические проблемы имеют специфические формы проявления.

Одна из них это банкротство, являющийся неизбежным явлением рыночного пространства, которое используется в качестве рыночного инструмента перераспределения капитала.

ФЗ «о несостоятельности (банкротства)» от 26.10.02г. №127 ФЗ устанавливает  основания для  признания должника несостоятельным, регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности, а также порядок и условия проведения процедур банкротства.

Кроме того, закон предусматривает  возможность исполнения обязательств должника перед кредиторами на любой  стадии процедуры банкротства.

Основная цель закона –  установление нормальной платежной  дисциплины и нового баланса взаимоотношений  всех участников процесса.

Законом предусмотрено расширение прав государства как собственника имущества должника. (унитарное предприятия).

Усовершенствование порядка  заключения мирового соглашения.

Закон не преследует цели обязательной ликвидации предприятия при наличии  признаков банкротства.

Если имеются возможности  оздоровить деятельность предприятия  с целью предотвращения ликвидации, предусматривает специальные реорганизационные  процедуры, а также вводится процедура  финансового оздоровления.

Информация о работе Лекции по "Антикризисному управлению"