Лекции по "Антикризисному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:14, курс лекций

Описание работы

Лекция 1 Понятие антикризисного управления
Антикризисное управление имеет предметом воздействия предполагаемые причины и проблемы, вызванные кризисом.
Сущность антикризисного управления определяют следующие характеристики:
Кризис можно предвидеть, ожидать и вызывать;
Кризисы в определенной мере можно ускорять;
К кризисам можно и необходимо готовиться;

Работа содержит 1 файл

АУ.docx

— 101.77 Кб (Скачать)

Возможность, необходимость  и проблематика антикризисного управления

Возможность АУ определяется в первую очередь человеческим фактором – потенциалом активного и решительного поведения человека в условиях кризиса. Кроме того, возможность АУ определяется знанием циклического характера развития социально-экономических систем.

Необходимость АУ отражает потребности преодоления и разрешения кризисов, возможного смягчения его последствий. Реализовывать ее можно только посредством специальных механизмов, которые следует создавать и совершенствовать.

Проблематика  АУ делится на 4 группы:

  1. проблемы распознавания предкризисных ситуаций
  2. проблемы, связанные с ключевыми сферами деятельности организации – методологические проблемы ее жизнедеятельности (финансово-экономические, правовые проблемы, организации АУ, социально- психологические проблемы АУ)
  3. проблемы прогнозирования кризисов, проблемы разработки инновационных стратегий
  4. конфликтология и селекция персонала

Эффективность АУ

Развитие управления всегда должно сопровождаться повышением его  эффективности.

Эффективность АУ характеризуется  степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного  использования кризиса в сопоставлении  с затраченными на это ресурсами.

Факторы, определяющие эффективность:

  1. профессионализм антикризисного управления и специальной подготовки
  2. искусство управления
  3. методология разработки рискованных решений
  4. научный анализ обстановки и прогнозирования тенденций
  5. корпоративность
  6. лидерство
  7. оперативность и гибкость управления
  8. стратегия и качество антикризисных программ
  9. человеческий фактор
  10. система мониторинга кризисных ситуаций

 

Лекция 4 Диагностика  АУ

Диагностика – это определение состояния объекта, предмета, явления или процесса посредством реализации комплекса исследовательских процедур

Процесс диагностики – исслед.процесс, использующий определенные способы, методы и приемы

Объектом может являться как сложная, высокоорганизованная система, так и любой ее элемент.

Цель – установить диагноз объекта, дать заключение о его состоянии на дату завершения исследования, поле чего можно откорректировать экономическую политику, стратегию и тактику

Задачи – определение  мер, направленных на координацию работы всех составляющих элементов системы, проф. управление

Требования, предъявляемые к процессу диагностирования:

  • аутентичность (основанность на первоисточниках)
  • объективность (сначала необходимо выработать процедуру оценки и составить программу исследования объекта;  данная процедура должна учитывать 3 обязательных условия – кто  проводит исследование, где она проводится, четкое определение базовых параметров, по которым проводится исследование)
  • точность
  • воспроизводимость (необязательное)

Типы диагноза:

  1. устанавливает отклонение от нормы
  2. дает возможность определить принадлежность исследуемого объекта к конкретному классу, группе или совокупности
  3. позволяет оценить объект как уникальное сочетание признаков. Используется в ситуациях, когда невозможно провести сравнительные оценки из-за отсутствия базовых параметров

результат соответствия диагностируемого объекта какому-то уровню, требованию, эталону, норме или отклонения от базы.

Этапы и методы диагностики кризиса

Выделяют 2 этапа: 1) качественная идентификация объекта – подразумевает определение параметров, которые являются общими для некоторой совокупности объектов (для макроэкономического анализа необходимо определить к какому типу относится экономика страны); 2) количественная идентификация объекта – для нее используют базовые параметры диагнозов

Методы, средства и формы  диагноза могут существенно отличаться в зависимости от природы объекта. Важнейшим фактором является время. В соответствии с целями и задачами диагностирования состояние объекта  может оцениваться на определенный момент времени (диагностика статического состояния) или же может проводиться  диагностика процесса.

Диагностика проводится различными методами:

  1. аналитические (методы, основанные на операциях со статистическими данными)
  2. экспертной диагностики (средства диагноза, основанные на обобщении оценок и информации данной экспертами)
  3. линейное программирование (математический прием, используемый для определения лучшей комбинации ресурсов и действий, необходимых для достижения оптимального результата)
  4. динамичное программирование (вычислительный метод для решения зада управления определенной структуры, когда задачи с несколькими переменными представляются как многоэтапный процесс принятия решений) 3этапа: построение математической модели; решение управленческих задач; обобщение полученных результатов.

При диагностике кризиса  исследуется как статическое  состояние объекта, так и его  развитие во времени. Информация необходима для получения заключения об объекте. Она обобщается по 2 основным блокам:

  1. Влияние факторов стабилизирующих систем
  2. Динамические свойства системы и масштабы из проявления

Работа с полученной информацией  проходит в 3 этапа:

  1. Группировка и обобщение – осуществляется сбор информации, ее группировка методом классического анализа, т.е. определяется принадлежность информации к конкретной группе; полученные результаты оформляются в виде аналитических матриц;
  2. Обработка материала – рассчитываются индексы и определяются статистические показатели для оценки состояния объекта;
  3. Анализ – делаются выводы по состоянию диагностируемого объекта.

Диагностика банкротства  предприятия

С точки зрения менеджмента  возможное наступление банкротства  является кризисным состоянием предприятия. Неплатежеспособности предприятия  соответствует неудовлетворительная структура его баланса. Нормативность  по несостоятельности предприятия  определена системой коэффициентов для установления неудовлетворительной структуры балансов:

  1. Коэффициент текущей ликвидности (не менее 2)
  2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами (не менее 0,1)
  3. Коэффициент восстановления платежеспособности предприятия (рассчитывается в случае, если один из выше перечисленных меньше критериального уровня, 0,1)
  4. Коэффициент утраты платежеспособности предприятия (рассчитывается, если первые два коэффициента не соответствуют нормам, 1)

Решение о признании структуры  баланса неудовлетворительной по перечисленным  основаниям может быть отложено на срок, определенный законом, если установлено  наличие реальной возможности восстановления платежеспособности предприятия.

Цель АУ – возобновление платежеспособности и восстановление достаточного уровня финансовых источников.

Этапы исследования:

  1. Периодическое исследование финансового состояния предприятия
  2. Определение масштабов кризисного состояния 
  3. Изучение основных факторов, обусловивших кризисное состояние
  4. Формирование целей и выбор основных механизмов АУ предприятия
  5. Внедрение внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия
  6. Выбор эффективных форм санации
  7. Финансовое обеспечение ликвидационных процедур при условии банкротства
  8. Ликвидационная комиссия

Уровень текущей угрозы банкротству  определяется с помощью коэффициента текущей платежеспособности и коэффициента автономии (оптимальное значение 0,7 и 0,5 соответственно). Возможность нейтрализовать угрозы банкротства за счет внутреннего потенциала предприятия диагностируется в помощью 2х показателей:

  • коэффициент рентабельности собственного капитала – дает представление о том, в какой мере предприятие способно формировать дополнительные денежные потоки для удовлетворения возросших платежных обязательств

КРск = ЧП-СК

  • коэффициент оборачиваемости активов- демонстрирует степень скорости формирования этих потоков

КО = Σ общего оборота по реализации продукции (Ор, Тоб) / средний остаток активов (А)

Пятифакторная модель Альтмана:

  1. отношение рабочего капитала к сумме всех активов предприятия (показывает степень ликвидности активов)
  2. уровень рентабельности активов или всего используемого капитала
  3. уровень доходности активов (отношение чистого дохода к средней сумме используемых активов)
  4. оборачиваемость активов/капитала (отношение Тоб к средней стоимости активов)
  5. коэффициент отношения суммы собственного капитала к заемному

 

Стратегия АУ

Позволяет установить каким  образом предприятие может противостоять  влиянию внешней среды и с  помощью каких мер может сохранить свою жизнеспособность.

Стратегия АУ охватывает все запланированы организуемые и контролируемые перемены в области существующей стратегии производственных процессов, структуры социально-экономической системы. Предприятие должно постоянно следить за основными факторами окружающей среды и делать своевременные и правильные выводы относительно своих потребностей в изменении.

Анализ внешних факторов

Факторы

Проявление кризисных  факторов

Возможные последствия

Состояние национальной экономики

Правительство пытается сгладить последствия ухудшения экономической  политики, регулирования налогов, денежной массы, ставки банковского процента

Ужесточение Н/О, удорожание кредита, рост издержек

Политические 

Отношение государства к  предпринимательской деятельности запретительного или ограничительного характера, нестабильность деятельности правительства

Ухудшение инвестиционного  климата, вывоз капитала из страны

Правовые

Недостаточное антимонопольное  регулирование, ограниченное регулирование  внешнеэкономической деятельности, неразвитость законодательной базы

Повышение предприятиями-монополистами  доходов за счет повышения цен  на продукцию, спад производства, трудности  выхода на внешний рынок

Социальные 

Традиции, жизненные ценности, менталитет административно-плановой экономики, отсутствие навыков управления финансами, невысокий уровень культуры

Низкий уровень руководства, тяга к расточительству, коррупция

Технологические

Низкие расходы государства  на науку и технику, низкий технический  уровень

Технологические застои, низкое качество и высокая себестоимость  продукции, низкий уровень производительности и конкурентоспособности предприятия

Взаимоотношения с покупателями и поставщиками

Медленный темп роста выручки, задержки поставок сырья и материалов, их низкое качество

Рост неплатежей, снижение объема производства и качества продукции


 

Стратегия – принцип эффективной адаптации к изменяющейся внешней среде.

Стратегия АУ дает возможность  вовремя распознать кризис и учитывая его особенности снизить остроту.

Разработка антикризисных  стратегий предприятия

В АУ решающее значение имеет  стратегия управления. Главное внимание в ней уделяется проблемам  выхода из кризиса непосредственно  связанным с устранением причин, способствующих его возобновлению.

Состоит из 3х этапов:

1этап. диагностика внешней среды:

  1. анализ внешних факторов с целью выявления причин кризиса (анализ макросреды и анализ конкурентной среды по ее 5ти составляющим – покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, потенциальные новые конкуренты и товарозаменители); наиболее эффективный – SWOT-анализ
  2. анализ состояния предприятия, находящегося в кризисной ситуации (кризисная ситуация на предприятии – признак слабой стратегии или ее плохой реализации); анализируя стратегию следует сконцентрироваться на 5 моментах:
  • эффективность текущей стратегии (необходимо определить место предприятия среди конкурентов, границы конкуренции/размер рынка, группа потребителей, на которых предприятие ориентируется, функциональные стратегии в области производства, маркетинга, финансов)
  • сила и слабость, возможности, угрозы предприятию
  • конкурентоспособность цен и издержек предприятия (обычно используется стратегический анализ издержек с помощью метода цепочки ценности)
  • оценка прочности конкурентной позиции предприятия
  • выявление проблем, вызвавших кризис на предприятии

Данные, полученные при исследовании кризисного состояния предприятия необходимо систематизировать:

1гр – стратегические  показатели деятельности предприятия (доля рынка, объем продаж, размер прибыли, доходность акций, рентабельность)

2гр – внутренние сильные  и слабые стороны (результаты  SWOTанализа)

3гр – конкурентные  переменные (качество товаров, репутация  компании, производственные возможности,  технологические навыки, сбытовая  сеть, маркетинг и пр)

4гр – выводы о положении  предприятия по сравнению с  конкурентами

5гр – главные стратегические  проблемы, которые должны быть  решены предприятием.

2 этап. корректировка миссии и системы целей предприятия.

Миссия может включать:

  1. провозглашение убеждений и ценностей
  2. продукцию и услуги которые предприятие будет продавать.
  3. рынки на которых будет работать предприятие, а именно способы выхода на рынок, технологии, которые будет использовать предприятие и политика роста и финансирования

Информация о работе Лекции по "Антикризисному управлению"