Кризис в банковской сфере, разработка мероприятий по его предупреждению

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 14:33, контрольная работа

Описание работы

В последние десятилетия в развитии мировой экономики отчетливо прослеживаются две внутренне связанные тенденции: глобализация и рост нестабильности. Особенно ярко они проявляются в банковском секторе экономики как наиболее чувствительном ко всем изменениям, особенно внешним, в экономике, политике, социальной сфере.
С конца 1970-х годов по настоящее время в десятках стран, включая развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой, происходят системные банковские кризисы, причем в отдельных государствах они случались неоднократно.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..….3
Глава 1. Кризисы в банковской сфере……………………………………...4
Глава 2. Мероприятия по предупреждению кризисов в кредитных организациях…………………………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………...……19
Список используемой литературы……………………………………….....21

Работа содержит 1 файл

Антикризисное управление кредитными организациями.docx

— 46.49 Кб (Скачать)

 

Основные последствия  системного кризиса.

Последствия системного банковского  кризиса достаточно многообразны, однако они разные для тех или иных сторон, имеющих отношение к банковскому делу.

Для общества в целом наступление  системного банковского кризиса  и его преодоление означают:

• уменьшение совокупного  общественного капитала, размера  национального богатства, спад производства, уменьшение ВВП;

• бюджетно-финансовую дестабилизацию, высокую инфляцию и демонетизацию  экономики;

• общее ухудшение ситуации в экономике, оценок такой ситуации (в т.ч. со стороны иностранных предпринимательских кругов) и перспектив ее улучшения;

• обострение в сфере  социальных отношений и необходимость быстро снять возникшее напряжение;

• необходимость разработки новых подходов к организации  и управлению не только банковским сектором, но и всей экономикой и  реализации основанного на таких  подходах комплекса практических мероприятий;

• необходимость понесения более или менее значительных непредвиденных расходов.

 

Для клиентов банков тот  же самый процесс будет означать:

• полную или частичную  потерю денег, доверенных ими банкам, которые не смогли пережить кризис;

• ухудшение условий ведения  бизнеса (для предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей), условий  банковского обслуживания физических лиц;

• подрыв финансового положения  заемщиков из-за ухудшения экономической ситуации в стране, нарастание их просроченных и безнадежных долгов банкам;

• необходимость поиска других (надежных) банков, если прежние потерпели крах;

• возможно, необходимость  пересмотра отношений с банками, сумевшими пережить бурю и сохранить  свою работоспособность.

 

Для банковского сообщества в целом последствия могут  быть следующими:

• уменьшение совокупного  банковского капитала;

• понижение стоимости  активов банковского сектора;

• изъятие частью клиентов своих средств даже из надежных банков (сокращение ресурсной базы банковской системы);

• ухудшение качества кредитных  портфелей банков;

• возникновение или усиление несоответствия между пассивами  и активами банков по объемам и срокам;

• более или менее полная утрата банками платежеспособности и ликвидности;

• падение доверия к  банкам в целом;

• уменьшение объемов операций и прибылей;

• перераспределение клиентуры между банками, оставшимися «на плаву»;

• необходимость уточнения характера отношений с клиентами;

• необходимость участия, в т.ч. своими финансами, в мероприятиях, которые должны оздоровить ситуацию;

• сокращение сети банковских учреждений (территориально удаленных подразделений банков);

• необходимость как минимум скорректировать стратегию развития, политики применительно к разным направлениям деятельности и все процессы организации управления в банках;

• усиление напряженности  на рынке труда банковских специалистов;

• усиление напряженности  в отношениях с обществом, регулирующими  банковскую сферу органами, вообще с властями, со вспомогательными организациями.

 

Таким образом, банковские кризисы  — явления более чем нежелательные, приводящие к тяжелым общеэкономическим  и социальным последствиям. Среди  всех возможных непосредственных последствий  системного банковского кризиса  невозможно найти ни одного, которое можно было бы истолковать как позитивное или благотворное. Позитивными могут оказаться только более отдаленные последствия кризиса, точнее, не самого кризиса, а тех правильных уроков, которые общество вынесет из него, реализации тех адекватных решений, которые будут приняты на основе трезвого анализа того, что и почему случилось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Мероприятия по предупреждению кризисов в кредитных организациях.

 

Мировая практика однозначно свидетельствует: ни одна банковская система ни одного государства не застрахована от новых кризисов, даже если они в данный момент считаются «абсолютно здоровыми». А если мы имеем дело с банковскими системами, обремененными хотя бы некоторыми из перечисленных ранее причин нездоровья (самый близкий нам пример — отечественная банковская система в ее сегодняшнем состоянии), то такие системы почти наверняка «приговорены» к очередному кризису. Во всяком случае в течение нескольких последних десятилетий системные банковские кризисы большей или меньшей глубины и остроты периодически происходят в очень большом числе стран мира.

Так что ждать новых кризисов не надо, а нужно обязательно упреждать таковые, а если это не дало должного эффекта — встречать очередной кризис с готовым планом действий, в результате которых он должен быть преодолен с минимальными потерями для общества, клиентов банков и самой банковской системы.

Разумеется, если банк оказался в кризисе, то соответствующим образом  организованное управление должно помочь ему преодолеть такое состояние, вывести его из кризиса в ряды «нормальных» банков. Однако более предпочтительными и оправданными следует считать такую политику и практическую «настройку» системы управления, которые позволяли бы вести профилактику и предупреждать, предотвращать само возникновение кризисных ситуаций в банках. И это может быть отнесено как к каждому отдельно взятому банку, так и ко всей их системе, к управлению такой системой в национальных масштабах.

Нормальная деятельность банка невозможна без постоянно  ведущейся и грамотно организованной аналитической работы. Чтобы управленческие решения принимались обоснованно, специалисты банка должны профессионально анализировать, с одной стороны, внутренние отношения, процессы, тенденции банка, с другой — все многообразные факторы, которые действуют на банк извне (в том и другом случае имеются в виду процессы и факторы как экономические и финансовые, так и политические, социальные, правовые, психологические, технико-технологические и др.).

Банку необходимо постоянно  анализировать все важнейшие  внешние факторы, от которых зависит  его деятельность как сейчас, так  и в обозримой перспективе:

• состояние и тенденции  развития экономики страны в целом  и региона, отдельных ее секторов, включая банковский;

• конъюнктуру рынков, включая  банковский;

• спрос на банковские услуги (в т.ч. новые) в регионе действия банка и соответствие ему предложения  таких услуг;

• развитие новых банковских продуктов и новых финансовых инструментов;

• фактическое и возможное  место банка на рынке банковских услуг в целом и на отдельных  его сегментах;

• отношения с клиентами  и круг потенциальных клиентов банка;

• конкуренты банка.

Без этого невозможны ни планирование перспектив развития банка, ни

сколько-нибудь осмысленное  регулирование (оперативное управление) его деятельности, т.е. абсолютно невозможно нормальное управление.

Таким образом, исследоваться  должен весь поддающийся анализу комплекс внешних для банка факторов, воздействующих или могущих воздействовать на условия его функционирования, способных изменить в ту или иную сторону эти условия. Полезно также изучать внутрибанковские факторы и процессы в той связи, в какой они влияют на рыночные позиции и реализацию рыночной политики банка.

При этом анализ должен проводиться  и оперативный, и стратегический.

Под оперативным анализом целесообразно понимать текущий (фактически ежедневный, ежечасный) анализ достаточно поверхностной информации, важной для текущей деятельности банка (главным образом финансово-экономической, в первую очередь разнообразных индикаторов состояния рынков, на которых работает банк), которым могут и должны постоянно заниматься в рамках своих должностных обязанностей все специалисты банка, а под стратегическим (системным) — анализ глубинных факторов (прежде всего внешних), от которых будет зависеть будущее банка, что доступно только специалистам-аналитикам высокого класса.

 Здоровое и уверенное  развитие банка может быть  обеспечено только при комплексной и разумной организации всей его работы, т.е. при соблюдении всех законодательных и нормативных требований к его деятельности, требований, вытекающих из его собственных внутренних документов, утвержденных правил, стандартов и процедур, при учете лучшего отечественного и мирового опыта в банковской сфере, т.е. при осмысленном применении всего широкого круга мер (инструментов), без которых эффективная постановка банковского дела по сути невозможна.

 

Сегодня некоторые кредитные  организации для улучшения показателей  своего баланса на ранних стадиях  проблемности используют разные бухгалтерские ухищрения. При этом они за счет нового кредита производят выплаты процентов и погашение основной суммы долга или переоформляют кредиты с наступившими сроками погашения в векселя. В настоящее время Центральный банк ввел ограничения на величину обязательств банка, привлеченных в векселя, однако необходимо совершенствовать и порядок формирования резервов по этим операциям.

Строительство "кредитных  пирамид" в активах проблемных банков, как правило, сопровождается таким же строительством "пирамид" и в пассиве баланса, поэтому, как только приток средств в банк снижается, пирамиды начинают разрушаться, уничтожая банк.

Одной из серьезных причин ухудшения финансового состояния  отечественных кредитных организаций  являются факты мошенничества и, как результат, преднамеренное или  фиктивное банкротство. Для преодоления  этих причин, кроме усиления контроля над ними и увеличения инспекционных  проверок, необходимо совершенствование  системы банковской отчетности.

Серьезные проблемы, возникающие  у кредитных организаций в  настоящее время, могут быть вызваны  практикой выдачи льготных кредитов, а также порядком льготных выплат сотрудникам. Порядок отражения  оплаты сотрудников по балансу во многом определяется фантазией руководства. Как правило, его большая часть  указывается в операциях по кредитованию населения, операциях с ценными  бумагами, на валютных счетах и пр. В  большинстве проблемных институтах существует практика выдачи льготных или беспроцентных кредитов своим  учредителям и работникам, а также  организациям, в которых данные институты  участвуют своей долей капитала или имеют представителей в органах  управления. С подобными кредитами  связана и проблема достоверности  принимаемого залогового обеспечения  кредита и порядок отражения  в балансе гарантий по кредитам. Большинство проблемных кредитов, выданных как своим учредителям, так и  некоторым клиентам, имеют плохое обеспечение. Принятое в залог имущество  из-за плохого юридического оформления гарантийных, залоговых и страховых  обязательств труднореализуемо. В этой связи необходимо совершенствовать и по возможности законодательно определить перечень ценностей, которые могут быть приняты в качестве обеспечения кредита в современных условиях.

Службы внутреннего контроля кредитных организаций должны диверсифицировать  риски по кредитным вложениям. Однако и надзорные органы должны иметь  возможность с учетом клиентской базы отдельного коммерческого банка  устанавливать дифференцированные показатели риска активов по кредитам клиентов, отличные от единой схемы (100% риска), установленной Инструкцией  № 1, причем диверсификацию рисков желательно проводить до наступления серьезных  и трудноисправимых ситуаций в банке.

Особая категория клиентов кредитной организации - клиенты, финансирование которых производится из средств  местных или федеральных бюджетов. В результате невыполнения бюджетом своих обязательств большинство  подобных клиентов являются злостными  неплательщиками. Надзорным органам  в этих условиях необходимо ввести для кредитных организаций, обслуживающих  низкорентабельных, но необходимых для экономики клиентов, особый порядок их регулирования по нормативам ликвидности.

Недостаточная величина собственных  средств также часто является причиной плохого финансового состояния  кредитной организации. Достаточность  капитала характеризует степень  надежности банка и защищенности средств отдельных категорий  депозиторов. При необеспеченности собственными средствами капитальных  затрат, распылении фондов и прибыли  средства депозиторов в проблемном банке остаются практически ничем  не обеспеченными (только невозвратными  ссудами и низколиквидными активами). Капитал банка является также показателем допустимого уровня эмитируемых банком векселей и суммы привлеченных вкладов населения. В настоящее время (по данным банковской статистики) проблемные банки имеют общий уставный фонд в размере 5,4% своего баланса, а действующие около 6%. Более того, доля уставного фонда проблемных банков в общем уставном фонде всех зарегистрированных банков постоянно увеличивается. Это свидетельствует как о том, что коммерческие банки, испытывающие затруднения, стараются привлечь дополнительных акционеров и увеличить размер собственных средств, также и о негативной тенденции разрастания проблем и привлечения не только мелких, но и средних банков в категорию банков с отозванной лицензией.

Существенным фактором сокращения кредитных рисков являются резервы  по ссудам. Источником создания резервов в зависимости от категории ссуды  являются доходы и чистая прибыль. Однако в настоящее время в банковском законодательстве существуют возможности  снизить объемы средств, направляемые в резервы по ссудам, так как  банки по своему усмотрению классифицируют ссуды по категориям, а затем недоначисляют резервы. Это чаще всего позволяют себе слабые банки с низкой рентабельностью, доходность которых имеет тенденцию к снижению. Занижая коэффициенты рисковых оценок, банки получают возможность завуалировать неэффективность своей деятельности. Это ведет к искажению финансовой отчетности, создавая на время видимость благополучия в банке.

Информация о работе Кризис в банковской сфере, разработка мероприятий по его предупреждению