Коррупция

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 17:14, реферат

Описание работы

в своей курсовой работе я постараюсь разобраться со всеми существующими методами предупреждения коррупции и определить наиболее эффективные.

Работа содержит 1 файл

Коррупция.doc

— 501.50 Кб (Скачать)

    Ситуация  с коррупцией в  современной России

В 1998 году доктор юридических наук Н. И. Матузов отмечал, что «привилегии, злоупотребления, коррупция современных начальников приобрели такие формы и масштабы, которые даже и не снились партгосчиновникам советского периода».

В 1999 году коррупцию оценивали в России как «тотальную».

В 2006 году ВЦИОМ  провёл опрос, согласно которому отношение  к мздоимцам смягчилось и значительная доля населения даже не считает коррупцию  преступлением.

20 ноября 2009 года  Госдума РФ приняла закон «Об  общих принципах организации  предоставления государственных  услуг и исполнения государственных  функций», который позволяет взимать  с граждан плату за «государственные  услуги» и «государственные функции». По мнению представителей КПРФ и ЛДПР этот закон легализует коррупцию.

9 декабря 2003 года Россия подписала, а в  2006 году ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции. За исключением ключевой статьи 20 (незаконное обогащение), предусматривающей государством «возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». Легко объяснимые проволочки с ратификацией этой статьи приводят к безнаказанности высокопоставленных коррупционеров.

    Социальные опросы выявили факт того, что почти каждый второй лично давал или принимал взятку.  
 
Доходы лиц, находящихся на государственной службе, делятся на официальные и неофициальные. Это стало возможным из-за наличия «дыр» в законодательной базе, которые «развязывают руки» недобросовестным чиновникам, осуществляющим незаконные действия с государственным имуществом и сделки с частным сектором. Почти вполовину вырос уровень дохода государственных чиновников по итогам 2005 года. 
 
Специалисты утверждают, что в России нет системы по борьбе с коррупцией: задержание и судебные тяжбы чиновников среднего звена не имеют влияния на то, что происходит в других органах. 
 
Количество крупных взяток увеличивается, количество зарегистрированных случаев также растет. Неумолимая статистика: количество взяток чиновников в развивающихся странах, подобных России, ежегодно составляет от 20 до 40 миллиардов долларов.
 

   По уровню коррупции Россия находится на 154-м месте из 178 стран. Такие данные приведены влиятельной международной организацией Transparency International за 2010 год1. Рядом с нами находятся наиболее отсталые страны Африки (Конго, Гвинея-Бисау), а также Папуа — Новая Гвинея и Таджикистан. Transparency International признала Россию самой коррумпированной страной среди ведущих стран мира, входящих в «Большую двадцатку». Наши коллеги по БРИК — Бразилия, Китай, Индия (69-е, 78-е и 87-е места соответственно) — выглядят намного лучше.

   Утверждение, что в России африканский уровень коррупции, в полной мере действительности давно не соответствует. Во многих африканских странах уровень коррупции ниже, чем в России. В Египте сотни тысяч граждан, возмущенных коррумпированностью власти Мубарака, вышли на улицы городов и добились его отставки. При этом в Египте уровень коррупции в полтора раза ниже, чем в России, а страна находится по этому показателю на 98-м месте.

   На следующей странице я привела график, демонстрирующий место России в списке коррумпированных стран.

     

   Место в списке коррумпированных стран определяется исходя из индекса восприятия коррупции. Если коррупции нет вообще, то индекс равен 10, а если она беспредельна, то индекс — 0.

     

   Российский индекс восприятия коррупции, рассчитанный, начиная с 1996 года, то есть со второго президентского срока Ельцина, свидетельствует о следующем. Среднее значение индекса за поздние годы правления Ельцина составило 2,4. После отставки Ельцина, когда к власти пришел Путин, ситуация с коррупцией стала улучшаться, среднее значение индекса достигло 2,6 (первый срок президентства Путина). На это повлияло обновление госаппарата, упрощение налогообложения, сокращение административного регулирования, числа разрешений и лицензий.

   Однако начиная со второго срока Путина и по нынешнее время ситуация стремительно ухудшалась. Индекс восприятия коррупции в 2010 году рухнул с 2,6 до рекордно низкой величины — 2,1. Такого воровства, и взяточничества Россия не знала за всю свою историю. Зачастую защитники Путина утверждают, что коррупция «лихих 90-х» была не ниже, чем нынешняя. Но факты говорят об обратном. Если обратиться к данным Росстата о количестве преступлений коррупционной направленности, то динамика очевидна — рост с 2700 в 1990 году до 13 100 в 2009 году2.

   В настоящее время ситуация с коррупцией стала намного хуже, чем в 90-е.

   Коррупция в России перестала быть проблемой, а стала системой. Она метастазами сковала экономическую и социальную жизнь страны. Ежегодный коррупционный оборот в нашей стране достиг 300 млрд долл.3, что сопоставимо с годовым российским бюджетом и составляет 25% ВВП страны.

   Рост тарифов и цен также во многом связан с коррупционной деятельностью чиновников всех уровней и путинских монополий. Откаты, распилы и поборы достигают 50 и выше процентов от стоимости работ. Вот почему стоимость строительства газопроводов в системе «Газпрома» в три раза выше, чем в Европе4. Прокладка нефтепроводов также сопровождается воровством и откатами на десятки миллиардов рублей5. В себестоимости строительства жилья взятки составляют до 30%. Очевидно, чтобы покрыть все эти постоянно растущие издержки монополий, руководство страны непрерывно повышает тарифы на газ, тепло, электроэнергию, растут цены на все. За коррупцию и воровство путинской «вертикали власти» приходится платить гражданам РФ.

   Для путинской системы характерно повсеместное и открытое сращивание чиновников и бизнеса, участие родственников, друзей и знакомых в освоении бюджетных средств и государственной собственности, несменяемость власти и закрытость ее функционирования.

   Крайне негативную роль играет цензура в СМИ, фактическое уничтожение парламентаризма. Отсутствие парламентского контроля за исполнительной властью, умноженное на отсутствие серьезных журналистских расследований коррупционной деятельности, создает питательную среду для коррупционного беспредела.

   Коррупция разъела и уничтожила правоохранительную систему. Главный приоритет многих милицейских начальников — личное обогащение6. Борьба с террором и безопасность граждан в их приоритеты не входят7.

   Режим чиновничьей вертикали уничтожил и независимый суд. Административное давление сделало судебную систему недееспособной и абсолютно зависимой от коррумпированной власти.

   Коррупцию усугубляет и главный путинский принцип управления: «Друзьям — все, остальным — беспредел». Соблюдение закона, справедливость не являются обязанностью путинских чиновников. Главное — личная лояльность. «Лоялен — воруй, не лоялен — сядешь» — еще один руководящий принцип нынешней власти.

   Президент Медведев начал свою деятельность с создания комиссии по борьбе с коррупцией, которую сам и возглавил. Однако результат объявленной антикоррупционной борьбы нулевой, если не отрицательный. Режим строго стоит на страже интересов коррупционеров. По данным председателя Верховного суда В. Лебедева, в результате рассмотрения коррупционных дел, которых на всю страну было немногим более 10 тыс., 65% обвиняемых получили лишь условное наказание8. Таким образом, в мафиозной системе коррумпированные чиновники имеют иммунитет от серьезных наказаний.

   В мире существует много стран, которые успешно побеждают коррупцию. Яркий пример успешной борьбы продемонстрировали Норвегия, Германия, Италия, Испания, США и Сингапур. Самый последний успешный пример — Грузия. Творец сингапурского чуда Ли Кван Ю, который сумел искоренить коррупцию и добиться фантастических успехов в экономике, выделяет три главных принципа для решения проблемы коррупции9:

  1. чистая центральная власть;
  2. неотвратимость наказания;
  3. хорошее вознаграждение за работу и стимулирование честной работы госслужащих

   Ни один из этих принципов в нынешней России не действует. Я убеждена, что без честной центральной власти проблему коррупции не решить. Рыба гниет с головы. И пока во главе страны стоит ориентированная на личное обогащение клептократия — решить проблему не удастся. В следующей главе я предложу ряд антикоррупционных действий. Хотя понимаю, что уничтожить коррупцию полностью не удастся. Однако снизить ее масштабы с уровня Гвинеи-Бисау хотя бы до уровня восточно-европейских стран и Грузии — вполне реалистичная и необходимая для развития страны задача.

   Без решения этой проблемы Россия обречена на вечную отсталость, вечную бедность и вечное бесправие ее граждан.

Методы борьбы с коррупцией

В политической сфере

  1. Ограничить пребывание на посту президента, губернаторов и мэров двумя сроками — не только подряд, но и с перерывом. С этой целью необходимо внести поправку в Конституцию и законы, запрещающую нахождение на этих постах более восьми лет, а также возвращение во власть.
  2. Отменить фактическую политическую цензуру. В первую очередь — на телевидении и в массовых изданиях.
  3. Вернуть честные свободные выборы с участием в них реальной политической оппозиции.
  4. Вернуть выборы губернаторов и мэров городов.
 

    5. Добиться реальной независимости судебной системы и ответственности судей за принимаемые решения. 

В законодательной сфере

  1. Обязать чиновников декларировать не только доходы, но и расходы, а также имущество. В случае выявления несоответствия расходов и имущества доходам имущество конфисковывать в судебном порядке.
  2. Ратифицировать 20-ю статью Декларации ООН о противодействии коррупции. В этой статье говорится о конфискации имущества коррупционеров в случае несоответствия доходов расходам и имуществу. Именно поэтому путинское правительство отказалось ее ратифицировать
  3. Ввести в действие дополнительные законодательные гарантии для запрета родственникам чиновников заниматься предпринимательской деятельностью в тех сферах, где эти чиновники обеспечивают регулирование (тогда историй типа Лужков — Батурина не будет в принципе).
  4. Принять закон об обязательной публикации и доступе любого гражданина ко всем без исключения решениям властей. Документы под грифом «Секретно» должны касаться исключительно вопросов национальной обороны и безопасности. Секретные решения должны быть предметом парламентского контроля.
 

В правоохранительной сфере

  1. Провести независимое расследование деятельности Путина и его приятелей — чиновников и бизнесменов на предмет коррупции. Результаты расследования придать широкой гласности.
  2. Реформировать МВД, ФСБ, прокуратуру.
  3. Социальный пакет для работников правоохранительных органов должен стимулировать к честной и продолжительной работе.
 
 
 
 
 
 
 

Выводы 

Системная коррупция угрожает национальной безопасности России. Бегство капиталов (в 2010 году более 38 млрд долл.), отсутствие инвестиций в первую очередь в несырьевой сектор стимулируют превращение России в сырьевой придаток не только Запада, но уже и Китая.

   Эмиграция из России 300 тыс. человек в год, главным образом предпринимателей, специалистов, образованной молодежи, резко снижает деловую активность в стране.

   Монополизация экономики, ее концентрация в руках друзей и знакомых Путина приводит к стремительному росту цен на товары и услуги, снижает уровень жизни граждан страны.

   Зависимость судов от исполнительной власти приводит к правовому беспределу, бесправию населения.

   Колоссальная коррупция стремительно толкает Россию в третий мир. Ни о какой модернизации, инновационной экономике при африканской коррупции не может быть и речи.

   Стране срочно нужна Национальная программа борьбы с коррупцией.  
 
 
 
 

    Я считаю, что в интересах страны и общества следует официально признать и повсеместно утвердить новый алгоритм согласованных действий в подобных ситуациях:

    - «презумпции невиновности»  для коррупционеров  не существует;

    - журналисты вправе и обязаны публично задавать вопросы об источниках «незаконного обогащения» публичных фигур.

    Важным  выводом является также новая последовательность рассуждений правоприменителей  в подобных спорных  случаях антикоррупционных  расследований. Полагая противодействие коррупции, как и всякие критические высказывания, нормой жизни в демократическом обществе, следователи, прокуроры и судьи обязаны исключать возможность всякого преследования лиц, обвиняемых в публичном обличении коррупционеров, до тех пор пока не будут проанализированы и разумно опровергнуты гарантии свободы самовыражения, предоставленные международными стандартами и Конституцией РФ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Коррупция