Кондитерская промышленность Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 08:49, контрольная работа

Описание работы

Задание: Всем студентам необходимо изучить представленный кейс. Но основе кейса подготовьте в индивидуальном порядке:
1. проект типовой структуры краткосрочного антикризисного плана. Предлагаемые разделы:
1) Финансовая политика;
2) Организационная структура;
3) Управление кадрами;
4) Товарная политика (производство, технология, ассортимент, инновация, качество);
5) Ценовая политика;
6) Сбыт, география и каналы сбыта. Логистика (транспортировка, снабжение);
7) Продвижение (реклама, брендинг, ПР, в том числе экологические аспекты);
2. Составьте развернутый SWOT-анализ для ШФН.
3. Используя Интернет и другие источники информации, подготовьте материал о том, как в 2002 году были предприняты попытки обанкротить Бабаевскую фабрику с целью ее продажи Nestle (через «Гутабанк») и о современной ситуации на фабрике.

Работа содержит 1 файл

Домашняя работа 1 Разработка антикризисного плана.doc

— 2.14 Мб (Скачать)

2.3.4. Структура  затрат

2.3.4.1. Точка безубыточности

Доля материально-сырьевых затрат в совокупных производственных затратах ШФН составляет 44,30%, что на 15% с лишним меньше, чем в среднем по японским компаниям — 61,11%. В производстве шоколада материально-сырьевые затраты составляют львиную долю переменных затрат, в результате чего предельная норма прибыли ШФН (46,20%) также выше, чем в японских компаниях (41,99%).

По результатам данного  анализа физический объем продаж, при котором достигается равновесие прибылей и убытков от основной деятельности ШФН, составляет 3899 тонн, что означает выручку (и соответственно затраты) в объеме 74 176 000 руб. на момент сбора исходных данных. Таким образом, данная цифра по своей сути является минимальным уровнем, который ШФН должна поддерживать. Однако, учитывая нестабильность хозяйственной конъюнктуры, в условиях которой приходится действовать компании, следует осознавать, что данная точка безубыточности находится в опасной зоне. В частности, как было отражено в п. 2.3.3, с точки зрения движения денежных средств объем производства и сбыта в 1997 году является минимальным уровнем, необходимым для выживания предприятия.

2.3.4.2. Рекламно-пропагандистские  расходы и расходы на НИОКР

Весьма важным выводом  анализа затрат является то, что  сумма рекламно-пропагандистских расходов и расходов на НИОКР слишком мала. Доля рекламно-пропагандистских расходов и расходов в выручке от реализации японских компаний составляет в среднем 3,13%, а в ШФН — только 0,05%. Как отмечено в главе 2.6 настоящей части, важнейшей текущей проблемой ШФН является недостаточно активная маркетинговая деятельность.

О расходах на НИОКР можно  сказать то же самое. Их доля в выручке  от реализации японских компаний составляет в среднем 0,73%, а в ШФН — только 0,04%, что в 18 с лишним раз меньше.

2.3.5. Анализ  добавленной стоимости

Основным показателем  эффективности производства добавленной стоимости является сумма добавленной стоимости в расчете на одного работника (т. е. производительность труда). Этот показатель на японских предприятиях составляет в среднем 524 696 руб., а на ШФН в 12 раз меньше, всего лишь 42 728 руб. Производительность труда, определяя долгосрочный потенциал роста предприятия, также представляет собой потолок уровня доходов работников.

 

 

2.3.6. Анализ  затрат на оплату труда

С точки зрения затрат важным показателем является доля затрат на оплату труда в выручке от реализации, т. е. коэффициент оплаты труда. На японских предприятиях данный показатель в последние  годы растет и достиг 22,5%, в то время  как на ШФН он держится на низком уровне в 17,19%. (Тем не менее невозможно судить о наличии избытка рабочей силы на ШФН исключительно на основе данного коэффициента.)

С другой стороны, абсолютная сумма затрат на оплату труда одного работника на японских предприятиях составляет 373 826 руб., а на ШФН -- 18 153 руб. Безусловно, такая разница сказывается на расхождении в коэффициентах оплаты труда, однако ее влияние невелико (тогда как затраты на оплату труда различаются в 21 раз, коэффициент оплаты труда различается всего в 1,3 раза).

2.4. ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ  ПРЕДПРИЯТИЯ

Приходится констатировать, что и здание завода, и вспомогательное оборудование, и производственные станки за прошедшие 15—20 лет значительно устарели с точки зрения происходящего сейчас в мире бурного технического прогресса. Следовательно, для основательной организации производства кондитерских изделий необходимо осуществить обновление и модернизацию оборудования предприятия. Однако этому должны предшествовать детально выработанные планы, а планы по оборудованию должны, естественно, опираться на маркетинговые исследования и планы сбыта продукции.

Ассортимент выпускаемой  в настоящее время продукции  состоит из трех основных ее видов: шоколадных изделий, основную часть которых составляют шоколадные конфеты, мармелада, а также зефира, т. е. суфле, высушенного таким образом, чтобы его поверхность стала несколько тверже. Основную часть номенклатуры составляет продукция, производимая с использованием шоколада, т. е. кондитерские изделия на шоколадной основе. Таким образом, компания самостоятельно производит шоколад из какао-бобов. Мы постоянно чувствовали стремление компании к развитию именно в качестве производителя шоколада.

Хотя на предприятии  имеется, естественно, достаточный  технический уровень по выпуску собственного шоколада (вторичной переработке), количество видов конечной продукции пока весьма незначительно. В дальнейшем для успеха на рынке, стремящемся к резкому росту, необходимо будет овладевать технологией выпуска разнообразной продукции. С другой стороны, в настоящее время плиточный шоколад по-прежнему пользуется большой популярностью.

2.4.1. Производственная  технология 

2.4.1.1. Шоколад

Имеется полный набор  оборудования для вторичной переработки  шоколада — машина предварительной очистки какао-бобов, дробильно-очистительная машина, обжарочная установка, ударная мельница, пятивалковая мельница, установка Конти и т. п., составляющие основу производства на АО «Новосибирская». Имеются также и какао-масло-прессы, позволяющие производить какао-масло и какао.

Значительная часть  станков была выпущена в первой половине 1980-х годов. С того времени прошло примерно 15 лет, что означает и продолжительный  опыт работы с оборудованием, и отсутствие проблем в плане навыков выпуска  шоколадной продукции. Хотя часть оборудования выпущена в Москве, много также оборудования немецкого производства, прежде всего производства компании «Наша». Станки «Нагма» широко используются и в Японии, являясь вполне подходящими для выпуска шоколада.

Далее   рассматриваются   не   столько   технологии   как   таковые, сколько общие тенденции.

1. Ассортимент шоколадной  продукции предприятия состоит  почти полностью из темного  (сладкого) шоколада, доля молочного  шоколада незначительна, а различные  шоколадные ассорти состоят полностью из одинаковых видов шоколада. Представляется, что дело скорее состоит в значительных расходах на закупки сырья, себестоимости производства и оборудования, которые потребуются при внедрении новой продукции.

2.   Несколько грубая  зернистость.

В принципе грубая зернистость  объясняется недостаточным перемолом на пятивалковой мельнице, не позволяющим в достаточной степени измельчить частички. С другой стороны, если предположить, что грубый перемол является, напротив, изюминкой этой продукции, то нужно констатировать, что и в Японии степень перемола отличается в некоторой степени в зависимости от производителя.

2.4.1.2. Различные шоколадные  конфеты (продукция третичной  переработки)

В принципе существует четыре - пять способов использования (переработки) шоколада: выпуск изделий посредством заливки (плиточный шоколад), выпуск изделий с шоколадным покрытием (с использованием заливки, создается внешний корпус и добавляется съедобная начинка), выпуск глазированных изделий (изделия с покрытием), изделия с вращательным нанесением шоколада (с использованием повторного основания производится нанесение шоколада на съедобную начинку в соответствии с ее формой, создавая объемное по форме изделие), выпуск изделий типа Эриксон (создается шоколадная сердцевина, на которую наносится сахарная глазурь). Однако на АО «Новосибирская» массово производится только глазированная продукция. Имеется четыре линии по ее выпуску, 17 заверточных автоматов. Завертывание прямоугольных изделий в алюминиевую фольгу производится в едином производственном цикле. Предприятием также приобретен один автомат для завертки популярным в настоящее время среди российских покупателей методом, когда с обеих сторон оставляются уголки, которые приятно брать в руки (играть). Таким образом, предпринимаются попытки повысить качество завертывания изделий и их упаковок.

2.4.1.2.1. Начинки

Ниже приведена общая  классификация начинок изделий  с шоколадной глазурью. Изменение вкуса той или иной начинки позволяет сделать продукцию весьма разнообразной.

Пралиновая начинка

Прямоугольно нарезанные шоколадные плитки с ореховым    вкусом

В виде нуги

Молочный вкус

Вафли

Шоколадные вафли (типа «Кит-кат»)

Ликерная заливка

Наполнение ликером  за счет статической заливки


2.4.1.2.2. Наливные конфеты

На предприятии нет оборудования для производства наливных конфет, однако на нем производят наливные шоколадные изделия вручную. На этих операциях занято примерно пять работниц. Они производят незначительную в количественном отношении продукцию. Однако ввиду ручного характера этой работы с ней можно справиться только при правильном понимании работы и владения соответствующими навыками.

2.4.1.2.3. Шоколадные вафли

Шоколадные вафли представляют собой один из видов глазированной шоколадной продукции. Их сборка и нарезка также производится вручную (четыре работницы). Хотя эти операции также можно автоматизировать. Их производство остается на нынешнем уровне в соответствии с объемом сбыта, так же как в случае с наливными конфетами.

Рассмотрение ассортимента шоколадной продукции показывает, что он, без преувеличения, полностью состоит из глазированных изделий. Ощущается, что, несмотря на наличие техники и оборудования для производства собственно шоколада (вторичной переработки), производится недостаточное количество видов переработанной продукции. Имеются, кроме того, случаи, когда предприятие, несмотря на владение навыками выпуска продукции, не имеет соответствующего оборудования. Так, практически не выпускаются изделия, получаемые посредством вращательного нанесения глазури вокруг начинки. Для выпуска таких изделий техника, как в смысле оборудования, так и в смысле технологии переработки, требуется больше всего.

2.4.1.3. Мармелад  и зефир

Хотя это и не тот  вид продукции, который нуждается  в какой-то специальной технической аттестации, тем не менее в производственном плане бросилась в глаза большая задействованность персонала на этих операциях.

2.4.2 Производственный  контроль (организация производства  на месте)

2.4.2.1. Контроль качества

Имеется отдел контроля качества, в котором работает пять работниц. Кроме того, еще четыре работницы следят за качеством продукции, постоянно находясь на производственных линиях.

Так как имеются пособия, где указаны различные объекты  контроля каждого из видов готовой продукции — шоколада, мармелада и зефира, на основании этих положений производится регулярный контроль.

2.4.2.2. Обслуживание и ремонт оборудования

Полагаем, что контроль организован в соответствии с  масштабами производства, однако считаем его не совсем удовлетворительным в следующих отношениях.

Продукция

Условия хранения на складе также были ненадлежащими:

• хотя и имелась натянутая сетка для предотвращения попадания вредных насекомых, она не всегда была в надлежащем состоянии. Данное замечание касается не только склада, но и всего завода в целом;

• продукция в беспорядке была нагромождена на полу.

Сырье

В месте хранения сырья  на заводе не было достаточного порядка.

Расходные, вспомогательные материалы и  т. п.

Отдельно на заводе имеется  склад материалов, который хорошо организован с точки зрения доставки необходимых предметов на производство.

В принципе среди материалов имелось много посторонних предметов, приставших предметов и примесей, которых не должно быть.

2.4.3. Санитарный  контроль

Самым неблагоприятным  в АО «Новосибирская» был именно этот пункт. Конечно, ничего не поделать с тем, что и здание, и, следовательно, оборудование старое.

Ознакомление с мужским туалетом в конторе завода позволяет представить  себе и все остальное. Безобразное  состояние туалета контрастировало с порядком в конторе и других помещениях. Неестественным и трудно постижимым представляется сам этот контраст.

На самом производстве организованы сетки, предотвращающие  попадание насекомых, на входе в  цеха имеется «воздушный душ» и другие приспособления.

2.5. ПРОИЗВОДСТВО, СБЫТ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ  СЫРЬЕМ, ТРАНСПОРТИРОВКА

Валютный кризис и  инфляция, вызванные распадом Советского Союза, и обусловленные ими сложности  в получении импортного сырья  привели к распаду системы  производства и непосредственной продажи продукции ее производителями и преобладанию импортной шоколадной продукции.

Кроме того, произошло  изменение отношения потребителей к кондитерским изделиям — к их оценке собственно по вкусу добавилась оценка по внешнему виду, вызванная большей привлекательностью красиво упакованной западной продукции по сравнению с продававшимися на вес российскими кондитерскими изделиями. Это привело к значительным переменам в сфере производства кондитерских изделий в России.

После стабилизации инфляции и системы производства начиная с 1996 года происходит возврат к представлению россиян о том, что лучшими являются кондитерские изделия с «русским вкусом», что привело к постепенному возрождению местной продукции.

Конкуренция с импортной  продукцией привела, в свою очередь, к тому, что больше внимания стало уделяться внешней ее привлекательности, и способствовало увеличению добавочной стоимости за счет дизайна продукции, ее расположения, упаковки и т. д.

Эти тенденции коснулись  и АО «Новосибирская». Так, если раньше почти вся продукция продавалась на вес, то в настоящее время 25% ее продается в упаковках.

Наступление крупного зарубежного  и отечественного капитала привело  к тому, что и АО «Новосибирская»  стало внедрять продукцию, продающуюся на территории всей страны. В новых условиях малые и средние производители стоят перед выбором дальнейшего направления своей деятельности - или повышать рациональность производства за счет попадания под эгиду крупных производителей, или стремиться к превращению в компанию с ярко выраженной региональной спецификой, выпускающую характерную только для своего региона продукцию.

Информация о работе Кондитерская промышленность Российской Федерации