Экономико-статистический анализ инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Инфляционные процессы. Показатели изучения инфляции.
Методологические проблемы статистического изучения инфляции.
Анализ инфляции.

Работа содержит 1 файл

Инфляция Курсач.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

   Наиболее  же широко используемым в рыночной экономике показателем инфляции является индекс потребительских цен (ИПЦ). Он измеряет изменение с течением времени в стоимости фиксированной  потребительской корзины товаров  и услуг. При таком подходе  изменения индекса могут вызываться только изменениями цен, но не переменами в структуре потребления в результате изменения доходов или появления новых товаров. ИПЦ позволяет получить подробную картину изменения цен на отдельные группы товаров и услуг и может помочь выявить те области, где факторы, связанные с предложением, могут способствовать инфляции.

   Для удобства компиляции практически все  официальные ИПЦ в индустриальных странах рассчитываются на основе формулы  Ласпейреса для отношений цен  к базовому   периоду:

J= , 

где:    J      - индекс для периода n по отношению к базе  0,

           -  цена товара j  в базовом периоде,

           - цена товара j в периоде   n,

            - количество товара j  в базовом периоде.

    Этот вариант формулы Ласпейреса  можно также представить более  просто в виде взвешенной средней  отношений цен товара: 

J= ,

где:

      является весом  товара j, или долей расходов на товар j в общих расходах, а     - индивидуальный индекс цен для товара j.

Основной  формулой для расчета ИПЦ в  является:

J=

  где: . 

2.2. Статистика цен и расчёт ИПЦ.

Главной целью наблюдения за уровнем цен  и тарифов на потребительском  рынке является сбор информации для  расчета индекса потребительских  цен как в целом.

Расчет  индекса потребительских цен  производится на базе информации, полученной из двух источников:

  • данных об изменении цен, собранных путем ежемесячной регистрации цен и тарифов на потребительском рынке;
  • данных о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год, рассчитанной на основе показателей выборочного обследования домашних хозяйств.

Наблюдение  за ценами на товары и платные услуги на потребительском рынке и расчет индекса потребительских цен  включает в себя следующие этапы  работы:

  • отбор базовых предприятий торговли и сферы услуг;
  • отбор товаров и услуг – представителей;
  • регистрация цен и тарифов;
  • формирование структуры весов для расчета индекса цен потребительского рынка;    
  • расчет индекса потребительских цен;
  • расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги;
  • определение стоимости и изменения стоимости набора из 25 основных продуктов питания, входящих в прожиточный минимум (взамен рассчитываемого до 1997 г. набора из 19 важнейших продовольственных товаров);
  • расчет контрольной стоимости необходимого социального набора).

   Для регистрации цен отбираются в  каждом городе крупные, средние и мелкие предприятия торговли и сферы услуг, расположенные как в центральной части города, так и на его окраинах, с тем чтобы в наблюдение попали предприятия с различными условиями торговли (обслуживания).

   В сферу наблюдения репрезентативно  включаются предприятия торговли, в том числе комиссионные, предприятия сферы услуг всех форм собственности и организационно-правовых форм (государственные, муниципальные, частные, смешанные и общественных объединений, организаций), городские продовольственные и вещевые рынки. Также регистрация цен проводится на мелкооптово-розничных ярмарках (рынках).

   В набор включены товары и услуги массового  потребительского спроса, а также  отдельные товары и услуги необязательного  пользования (легковые автомобили, ювелирные  изделия из золота, техническое обслуживание легкового автомобиля и т.д.). Отбор позиций произведен с учетом их относительной важности для потребления населением, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия их а продаже.

года).

   В условиях замедляющихся темпов инфляции повышаются требования к качеству собираемой ценовой информации, в связи с  этим ужесточаются правила регистрации  цен,  а также требования по замене товаров и предприятий торговли, где регистрируются цены на наблюдаемый перечень товаров.

   Расчет  ИПЦ производится с месячной, квартальной  периодичностью, а также нарастающим  итогом за период с начала года. Ежемесячно рассчитывается ИПЦ к предыдущему  месяцу, к соответствующему месяцу предыдущего года, к декабрю предыдущего года, нарастающим итогом с начала года к соответствующему периоду предыдущего года.

   Расчет  индексов цен за квартал, полугодие, период с начала года производится «цепным» методом, то есть путем перемножения месячных индексов потребительских цен.

2.3. Сезонная корректировка  ИПЦ.

   Одной из важнейших проблем при построении индекса потребительских цен, является учет сезонной составляющей по сезонным продуктам.

   Наблюдение  за ценами и тарифами на потребительском  рынке показывает, что цены некоторых товаров и услуг, особенно по отдельным видам плодоовощной продукции, подвержены заметным сезонным колебаниям в течении года. При этом такие колебания, как правило, носят циклический характер .

   Этот  метод используется в случае, если цены на сезонные товары, отсутствующие в отдельные периоды года, меняются пропорционально ценам на аналогичные или эквивалентные товары соответствующей группы, имеющиеся в наличии в данное время. Например, цены на отдельные виды сезонных товаров, входящих в группы одежды и обуви, регистрируются лишь в периоды массовой реализации этих товаров. В несезонные периоды года повторяется последняя имеющаяся в наличии цена периода массовой реализации товара, без каких-либо ее изменений до начала следующего сезона, либо данная цена индексируется с учетом изменения цен на аналогичные виды эквивалентных летних или соответственно зимних предметов одежды и обуви, либо индексируется с учетом темпов роста цен в целом по соответствующей группе товаров.

   степени обеспечивает увязку цен на картофель урожая текущего года с ценами картофеля урожая предыдущего года.

   В предлагаемом методе сезонной корректировки  индексы цен, нивелирующие влияние  сезонного фактора, рассчитаны по отдельным  товарам как отношение индекса  цен за отчетный месяц к коэффициенту сезонности для данного месяца по каждому конкретному товару.

   Коэффициент сезонности для каждого отчетного  месяца текущего года определен как  отношение среднемесячного индекса  цен базисного года каждого товара к помесячным индексам цен того же года. При этом среднемесячный индекс цен для каждого товара рассчитан, как среднегеометрическая величина корня двенадцатой степени из среднегодового индекса цен на этот же товар.

   С целью отработки алгоритма сезонной корректировки цен и, соответственно, индексов по плодоовощной группе продукции, а также определения ИПЦ, скорректированного за счет сезонного фактора, проведены экспериментальные расчеты индексов потребительских цен по сезонным видам плодоовощной продукции.

Применение  индексов сезонности при расчете  индексов потребительских цен позволяет получить ИПЦ, в котором исключена сезонная волна, то есть снивелированы сезонные колебания цен, что особенно важно в условиях умеренных темпов инфляции.

2.4. Учёт влияния инфляции  на результаты  финансовой деятельности  предприятий.

   В методологической схеме измерения  и анализа влияния инфляции на результаты финансовой деятельности нефинансовых предприятий – прибыль и рентабельность – являются результативными показателями, а показатели, определяющие их поведение (изменение "продажных цен", "покупных цен", изменение заработной платы и другие) – факторными показателями.

   Применение  факторного метода предполагает выделение  следующих основных этапов проведения данного анализа: выбор базовых  показателей; расчёт относительных  показателей прибыли и рентабельности и факторов, влияющих на их величину в фактически действующих ценах; расчёт индексов инфляции; измерение влияния инфляции на каждый фактор изменения прибыли и рентабельности предприятия в отдельности и на общее финансовое положение в целом.

   Для применения факторного метода в анализе  влияния инфляции необходимо выделить хотя бы четыре группы условных индексов цен, которые применяются в расчётах: индекс изменения "продажных цен" для продукции товаров и услуг, производимых предприятием; индекс изменения "покупных цен" для сырья, топлива, материалов, услуг и т.д., приобретаемых предприятием; индекс изменения стоимости основных средств и капиталовложений по балансовой оценке; индекс изменения средней заработной платы в связи с инфляцией.

   Влияние изменения цен  на стоимость продукции  товаров и услуг. Пересчитывается в постоянные цены объём выручки от реализации путём деления данного в фактически действующих ценах на индекс оптовых цен предприятий.

   Изменение себестоимости продукции  под влиянием инфляции. Для этого используется стоимостная структура себестоимости продукции: материальные затраты, оплата труда, амортизационные отчисления и прочие затраты. Все эти элементы переоценивают в постоянные цены, используя соответствующие индексы цен.

   Таким же образом определяется влияние  инфляции и на другие показатели. В  результате можно оценить влияние  на прибыль и рентабельность.

   2.5.Проблема учёта инфляции в макроэкономических показателях (показателях СНС).

   Международный опыт и наша статистическая практика показывают, что самым надёжным, доступным и распространённым методом измерения инфляции является индексный метод. Экономические счета СНС в основном обеспечивают основы разработки системы индексов цен и физического объёма наряду с обеспечением согласованности статистических данных во всей системе.

   Применяется следующая последовательность проведения расчётов: а) определяются стоимостные показатели СНС в фактически действующих ценах, на которые влияет инфляция;

б) рассчитываются индексы цен и дефляторы по широкой схеме и в разных разрезах; в) проводится пересчёт выделяемых показателей из фактических в постоянные цены, для этого используется соответствующий индекс цен; г) путём вычитания из общей суммы показателей, рассчитанных в текущих ценах, суммы тех же показателей, пересчитанных в постоянные цены, определяется рост стоимостных показателей под воздействием инфляции;

д) проводится анализ результатов.

   Для проведения расчётов по измерению влияния  инфляции на экономику страны необходима дополнительная информация:

  • валовой внутренний продукт, внутренний конечный расход, национальный доход;
  • потребление основного капитала;
  • себестоимость реализованной продукции;
  • затраты из госбюджета на здравоохранение, образование, армию и т.д.;
  • стоимость основных производственных фондов на начало и конец года;
  • стоимость активов на начало и конец года;
  • стоимость запасов оборотных средств;

объём капитальных вложений, авансы и другие показатели.

   Необходимы  также данные о занятости населения  по категориям в разных разрезах управления, общая численность населения и другие сведения.

   Задача  статистиков состоит в пересчёте  всех стоимостных показателей из текущих в постоянные цены с целью  измерения и устранения влияния  на них инфляции. Для определения  изменения цен по экономике в  целом, по отраслям и секторам используется вся система индексов цен, индексов физического объёма и дефляторов. Следует отметить, что в статистической практике до сих пор не определяется только один общий индекс цен, который мог использоваться во всех случаях для измерения влияния инфляции на все стороны общественного воспроизводства.

Информация о работе Экономико-статистический анализ инфляции