Исчисление и взимание налоговых платежей

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений, и, особенно, в переходный к рынку период, налоговая система является основой механизма государственного регулирования экономики с помощью финансовых рычагов. Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны зависит от того, насколько правильно и гибко построена налоговая система. В этой связи необходимость предельно четкого понимания содержания понятия «налоговая система» представляется актуальной и значимой.

Содержание

Введение 2
Глава I. Система налоговых платежей в РФ 4
1.1 Основы современной налоговой системы РФ 4
1.2 Структура налогов 8
Глава II. Сущность налогов. Функции налогов. Формы проявления 13
2.1 Сущность налогов 13
2.2 Функции налогов и формы проявления 15
Глава III. Прямые налоги. Формы и методы косвенного налогообложения 17
3.1 Прямые налоги 17
3.2 Формы и методы косвенного налогообложения 19
Глава IV. Налоговый кредит 23
4.1 Механизм и процесс налогового кредита 23
4.2 Налоговый кредит 24
Заключение 28
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Исчисление и взимание налоговых платежей.doc

— 462.00 Кб (Скачать)
 
 

      Структурный состав налоговых отчислений за 2010 год представлен на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 – Структурный  состав налоговых отчислений за 2010 год 

      В настоящее время согласно Федеральному закону «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в ст. 19, 20, 21 действует до принятия Госдумой II части Налогового кодекса прежний список налогов по уровню.

      Общее количество их 45, в частности:

  • федеральных налогов и сборов -15;
  • республиканских (субъектов РФ) – 7;
  • местных налогов и сборов – 23 (табл. 1.1).

      Предполагается, что с принятием II ч. НК количество налогов увеличится, но ставки будут  снижены5.  
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава II. Сущность налогов. Функции налогов. Формы проявления 
 

      2.1 Сущность налогов 

      В соответствии с Налоговым кодексом РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

      Налоги  являются неотъемлемой частью общественно-хозяйственной  жизни. От них в значительной части зависит благополучие граждан, предприятий и государства в целом. Налоги в виде конкретной системы являются экономической категорией. Они исторически связаны с появлением государства и выполнением целого ряда общегосударственных функций.

      Налоги  нельзя сводить только к денежным отношениям. Это, прежде всего, совокупность финансовых отношений, складывающихся в процессе перераспределения ВВП  с целью создания общегосударственного фонда для финансирования общегосударственных  функций6.

      Наиболее  лаконичным и верным с теоретических  позиций можно считать следующее  определение. «Налоги – императивные денежные отношения, в процессе которых  образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента».

      Налоги  являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Государство, как правило, обладает незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование бюджета происходит за счет изъятия части ВВП у других участников производственного процесса. Таким образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

      Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих  субъектов (физических и юридических  лиц) по поводу формирования государственных  финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

      В понимании налогов важное значение имеют два аспекта. Во-первых, налог  – это объективная экономическая  категория, ее внутренняя сущность; во-вторых, существует конкретная видимая правовая форма проявления внутренней сущности налогов в процессе их использования в реальной экономической жизни (с субъективной стороны).

      Налоги  как экономическая категория  являются исходными и основным понятием, определяющим главные, сущностные черты налогов. Объективная сущность налогов не зависит от конкретной экономической действительности, она определяется лишь факторами, вызвавшими появление этой категории.

      Налог как экономическая категория  выражает денежные отношения между  государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной стоимости ВНП и отчуждения части ее стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке7.

      Субъективная  сторона налогов (их виды, уровень  ставок и т.п) определяется внешней  средой, в которой функционируют  налоги. Особенно важное значение здесь  имеют: уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, традиции и т.д. Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам. Нормативное определение налога содержится в Налоговом кодексе РФ (ч.1, ст.8):

  • Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований;
  • Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов госорганами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий8.

      Налоговые отношения структурно входят в систему  финансовых отношений, но как особый их вид имеют отличительные признаки, присущие именно налогам. Это обязательность, безвозмездность, безэквивалентность. 

      2.2 Функции налогов и формы проявления 

      Сущность  налогообложения проявляется через  функции налогов. Налоги выполняют 4 важнейшие функции:

  1. Фискальная функция (основная) – подразумевает обязательное и безвозмездное взимание налогов государственными органами
  2. Социальная (распределительная) функция. Проявляется через неравное налогообложение сумм доходов. С помощью нее перераспределяются доходы между различными группами населения (пр. прогрессивная шкала налогообложения, налоговые скидки, вычеты)
  3. Регулирующая функция. Налоги выполняют задачи налоговой политики государства. Суть регулирующей функции в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от налогообложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов.

      Выделяют  три составляющие (подфункции):

    • стимулирующая подфункция, проявляющаяся через систему льгот и освобождений, например, для сельскохозяйственных производителей;
    • дестимулирующая подфункция, которая через повышение ставок налогов позволяет ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т. д.;
    • воспроизводственная подфункция, аккумулирующая средства на восстановление используемых ресурсов.

      4. Контрольная функция - позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики9. 

      
     
     
     
     
     
     
     

      Глава III. Прямые налоги. Формы и методы косвенного налогообложения 

      3.1 Прямые налоги 

      Прямые  налоги, в отличие от косвенных, непосредственно обращены к налогоплательщику - его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения. Юридический и фактический плательщик в этом случае совпадают в одном лице.

      Исторически прямые налоги - наиболее ранняя форма налогообложения. Возникли, например, подушный, поземельный, подомовый налоги. В настоящее время в Российской Федерации прямыми налогами являются подоходный, земельный налоги, налоги с имущества и др., составляющие большую часть среди всех налогов действующей системы. В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну.

      В Российской Федерации действует следующая система основных прямых налогов:

  • Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц, - налог на прибыль предприятия (корпорационный налог), налог на имущество предприятия; земельный налог с предприятия.
  • Прямые налоги, взимаемые с физических лиц (населения), - подоходный налог с населения; поимущественный налог с населения; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; налог на владельцев транспортных средств.

      Важнейшим прямым налогом, взимаемым с юридических лиц, является налог на прибыль предприятий. Его плательщики - это предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, а также иностранные компании, занимающиеся предпринимательской деятельностью в России10.

      Объектом  обложения является валовая прибыль  предприятия, представляющая собой  сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (основного  капитала), иного имущества и доходов  от внереализационных операции за вычетом  суммы расходов по этим операциям.

      Другим  видом прямых налогов с юридических  лиц является налог на имущество  предприятий. Плательщиками этого  налога являются предприятия, имеющие  самостоятельный баланс и являющиеся собственниками имущества, находящегося на территории Российской Федерации. Налогообложению не подлежит имущество, используемое для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, а также имущество вновь созданных предприятий в течение первого года с даты их государственной регистрации.

      Налог на имущество - это республиканский (региональный) налог. Его конкретная ставка определяется народными собраниями субъектов Российской Федерации, в зависимости от видов деятельности предприятий. Однако данная ставка не дифференцируется по отдельным предприятиям.

      Разновидностью  прямых налогов на движимое и недвижимое имущество является налог на имущество  граждан. По закону Российской Федерации  «О налогах на имущество физических лиц» объектом обложения выступает  следующее имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также моторные лодки, вертолеты, самолеты и другие транспортные средства (за исключением автомобилей, мотоциклов и других самоходных машин и механизмов на пневмоходу, собственники которых уплачивают налог с владельцев транспортных средств).

      Уплаченные  налоговые суммы поступают в  местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

      К прямым налогам можно отнести  и взносы в фонд социального страхования. Эти взносы представляют собой специальные платежи физических и юридических лиц государству и предназначены для дальнейшего оказания услуг населению (выплаты пенсий, пособий по уходу за ребенком, на медицинское обслуживание).

      В России физические лица осуществляют отчисления в Пенсионный фонд, юридические лица отчисляют взносы с фонда оплаты труда: в Пенсионный фонд, в государственный фонд занятости, на обязательное государственное медицинское страхование, на социальное страхование11. 

      3.2 Формы и методы  косвенного налогообложения 

      В нашей стране сегодня система  косвенного налогообложения представлена такими видами налоговых платежей, как налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы (до 2005 года таможенные пошлины), что, в целом соответствует практике экономически развитых зарубежных стран.

        Основным и наиболее удельно  весомым в доходах бюджетной  системы РФ является, так называемый  «универсальный акциз», а именно  НДС, который в виде надбавки  к цене взимается с конечного  потребителя, перенося на него  основную тяжесть налогообложения. Следует иметь в виду, что данный налог в настоящее время традиционно взимается во всех странах западной Европы, и хотя он имеет некоторые национальные особенности в каждом европейском государстве, в целом наблюдается тенденция к его гармонизации в рамках европейского сообщества.

        Помимо налога на добавленную  стоимость в систему косвенного  налогообложения входят акцизы (до 2005 года входили и таможенные  пошлины, которые в настоящее  время выведены законодателем  за предел налоговых доходов).

      Будучи  элементами одной системы все  виды косвенных налоговых платежей находятся в постоянной структурной  взаимозависимости и взаимосвязи: любое изменение, внесенное законодательством  в регулирование одного из них  порождает цепную реакцию, выражающуюся в автоматическом изменении других (например, многоступенчатость при обложении НДС импортируемых товаров). Вместе с тем, следует обратить особое внимание на то, что российское законодательство, регулирующее косвенное налогообложение является весьма динамичным.

Информация о работе Исчисление и взимание налоговых платежей