Исчисление и взимание налоговых платежей

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений, и, особенно, в переходный к рынку период, налоговая система является основой механизма государственного регулирования экономики с помощью финансовых рычагов. Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны зависит от того, насколько правильно и гибко построена налоговая система. В этой связи необходимость предельно четкого понимания содержания понятия «налоговая система» представляется актуальной и значимой.

Содержание

Введение 2
Глава I. Система налоговых платежей в РФ 4
1.1 Основы современной налоговой системы РФ 4
1.2 Структура налогов 8
Глава II. Сущность налогов. Функции налогов. Формы проявления 13
2.1 Сущность налогов 13
2.2 Функции налогов и формы проявления 15
Глава III. Прямые налоги. Формы и методы косвенного налогообложения 17
3.1 Прямые налоги 17
3.2 Формы и методы косвенного налогообложения 19
Глава IV. Налоговый кредит 23
4.1 Механизм и процесс налогового кредита 23
4.2 Налоговый кредит 24
Заключение 28
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Исчисление и взимание налоговых платежей.doc

— 462.00 Кб (Скачать)

      Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      В условиях рыночных отношений, и, особенно, в переходный к рынку период, налоговая  система является основой механизма  государственного регулирования экономики  с помощью финансовых рычагов. Эффективное  функционирование всего хозяйственного комплекса страны зависит от того, насколько правильно и гибко построена налоговая система. В этой связи необходимость предельно четкого понимания содержания понятия «налоговая система» представляется актуальной и значимой.

      Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что финансовая наука неоднократно обращалась к рассмотрению структуры налоговой системы, а также к анализу соотношения категорий «налоговая система» и «система налогов и сборов», разработала классификации налогов по различным критериям, однако до настоящего времени не выработала единого подхода, который можно было бы принять за аксиому.

      В свою очередь, система налоговых  платежей (совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных налоговым  законодательством) является лишь одним  элементом налоговой системы, которая является системой (категорией) более высокого порядка. Кроме того, систему налоговых платежей можно условно представить себе, как состоящую из двух элементов, а именно, во-первых, из совокупности прямых и, во-вторых из совокупности косвенных налоговых платежей.

     Разработанность темы исследования. Основной вклад в разработку общетеоретических и практических проблем налогооблажения Российской Федерации внесли В. Азар, А. Чудновский, Б. Прянков, А. Умнов, Ю. Путрик, А. Терещенко, В. Квартальнов, И. Кабушкин, Г. Папирян, А. Лесник, Д. Исмаев, М. Смирнова, С. Скобкин.

     Цель  данной курсовой работы состоит обосновании исчисления и взимания налоговых платежей.

     Поставленная  цель потребовала последовательного  решения основных задач, включающих:

  • обоснование и характеристика система налоговых платежей в РФ;
  • выявление сущности налогов;
  • характеристика функций налогов и формы их проявления;
  • дать понятия прямых налогов;
  • охарактеризовать формы и методы косвенного налогообложения;
  • изучить понятие налоговый кредит.

     Предметом исследования являются государственные и муниципальные финансы.

     Объект  исследования исчисление и взимание налоговых платежей в РФ.

      Данная  курсовая работа состоит из введения, 4-х глав, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава I. Система налоговых платежей в РФ 

      1.1 Основы современной  налоговой системы  РФ 

      Порядок установления налоговых платежей преследуя цели пополнения казны и другие задачи, любое государство стремится разнообразить вводимые налоги. Обращаясь к истории дореволюционной (до 1917г.) России, встречаем немалое число налогов. Население уплачивало, например, личный налог, подушную подать, несколько имущественно-подоходных налогов - поземельный, подомовый (на доходы с дома), квартирный (уплачиваемый содержателем квартиры), промысловый, с наследства и др.

      Немалое число налогов установлено и  законодательством Российской Федерации, принятым в 1990-х гг. Следует заметить, что Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991г. содержит перечень не только налогов в собственном смысле слова, но и других платежей, подлежащих в обязательном порядке внесению в бюджет или внебюджетные фонды. При этом они объединены в общем понятии «налоговая система». Сюда вошли помимо налогов государственная и таможенная пошлины, различные сборы - целевые, лицензионные и др.

      Упомянутые  платежи отличаются от налогов в  собственном смысле слова. В определенной мере часть из них носит возмездный характер: они являются платой или за услуги, предоставляемые государством (например, государственная пошлина), или платой за получение разрешения на какую-то деятельность и т. д. Такие платежи носят обычно разовый характер. Налогам же в отличие от них свойственна регулярность уплаты, при наличии у налогоплательщика установленного законодательством объекта обложения (имущества, дохода и т. п.) налоги подлежат систематическому внесению в казну в предусмотренные сроки1.

      С налогами их объединяют такие общие  черты, как:

  • обязательность уплаты при указанных законодательством фактах;
  • внесение в бюджет или внебюджетный фонд определенного государственного или местного уровня; возложение контроля за их уплатой, как и уплатой налогов, на одну и ту же систему государственных органов - государственную налоговую службу, а в соответствующих случаях - на таможенные органы, с одинаковыми контрольными полномочиями, мерами принудительного воздействия. При этом законодатель не делает различий в общих правах и обязанностях субъектов, касающихся всех этих платежей, в том числе налогов.

      Учитывая  общие черты рассматриваемых платежей, законодатель условно именует налогами (помимо налогов в собственном смысле слова) также и другие платежи, понимая, под ними «обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами» (ст. 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991г.). А совокупность данных платежей называется налоговой системой. Вместе с тем очевидно, что, хотя налоги и объединены с другими сходными платежами в одну систему, закон признает различие между ними. Это видно уже из текста ст. 2 названного Закона Российской Федерации, дающей понятие налоговой системы. Следует однако, заметить, что в целом в действующем законодательстве нет еще достаточной четкости в разграничении упомянутых платежей, что проявляется и в решении конкретных вопросов отнесения того или иного платежа к налогу или сбору.

      Участники налогообложения представлены на рисунке 1.1

Рисунок 1.1 – Участники налогообложения 

      Объединение налоговых платежей в систему  предполагает возможность их классификации, позволяющей лучше уяснить сущность этой категории. Оснований для классификации  может быть несколько2.

      По субъектам (плательщикам) можно выделить налоги с юридических лиц и налоги с физических лиц. К той и другой группе относятся налоги разного территориального уровня. К первой группе относятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы и др. Ко второй - подоходный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, и ряд других. Выявление круга платежей по субъектам имеет важное практическое значение в характеристике правового статуса соответствующего юридического или физического лица, определении перспектив их деятельности, организации контроля за уплатой налогов.

      Вместе  с тем для настоящего времени  характерно появление в Российской Федерации группы налогов, общих  для юридических и физических лиц. Это земельный налог, налоги, зачисляемые в дорожные фонды, - налог с владельцев транспортных средств, налог на реализацию горюче-смазочных материалов и др. Эти налоги установлены общими для тех и других субъектов нормативными актами и совпадают по своему основному содержанию.

      Современную налоговую систему России критикуют  и в СМИ, и в Госдуме, и в регионах, и налогоплательщики, и, зачастую, правомерно.

      Основными недостатками налоговой системы  являются:

  • фискальный крен в налогообложении, на первый план выдвигается только пополнение доходной части бюджетов, регулирующей функции не придается должного значения, хотя именно она дает толчок экономическому развитию;
  • высокий уровень налогообложения предприятий и организаций и особенно налога на прибыль и НДС;
  • нестабильность налогового законодательства и особенно по прибыли, НДС, акцизам;
  • современная налоговая система слишком сложна для понимания налогоплательщиком и эффективного управления со стороны налоговых органов. Это ведет к лишним административным издержкам и порождает изощренные способы ухода от уплаты налогов;
  • существующее налогообложение заставляет предприятия пересматривать баланс не по экономическим причинам, а по налоговым;
  • ориентация на легкособираемые налоги, у которых налогооблагаемой базой является выручка от реализации продукции, что ведет к явной депрессии экономики производственной сферы3.

      В оценке эффективности любой налоговой  системы существует три критерия:

  • соотношения выгоды налогоплательщика предоставляемым государством услуг;
  • административные издержки;
  • затраты налогоплательщика на соблюдение налогового законодательства.

      Чтобы судить об эффективности современной  налоговой системы России необходимо выяснить составляющие этой систем.

      При анализе этого вопроса пришлось столкнуться с существующей сегодня  проблемой: нет единой трактовки  понятий:

    • налоговой системы и ее элементов;
    • система налогообложения и ее элементы.

      Налоговая система - это государственная система мер политического, экономического, административного, правового характера, направленная на исполнение доходной части бюджета, а также стимулирования роста внутреннего валового продукта (ВВП).

      Налоговая система включает:

    • налоговые органы;
    • налоговое законодательство;
    • налоговую полицию;
    • налоги;
    • пошлины;
    • сборы;
    • другие платежи;
    • распределение налогов по уровню бюджета;
    • налоговые суды (проект).
 

      1.2 Структура налогов 

      Структура центрального аппарата Федеральной  налоговой службы представлена на рисунке 1.2.

      Рисунок 1.2 – Структура  центрального аппарата ФНС 

      Все налоги рассматривают по источникам поступления:

    • налоги юридических лиц;
    • налоги на физических лиц.

      А также по уровню зачисления в бюджет:

    • федеральные;
    • республиканские (субъектов РФ);
    • местные.

      Всего на сегодня существуют и действуют  около 300 налогов, сборов, платежей и  пошлин. Налоги делятся по виду на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с доходов. Косвенные налоги - с расходов с потребления4.

      1. Прямые налоги:

    • подоходный налог;
    • налог на прибыль;
    • налог на имущество;
    • ресурсные платежи и др.

      2. Косвенные налоги:

    • налог на добавленную стоимость (НДС);
    • акцизы;
    • налог с продаж;
    • на операции с ценными бумагами и др.

      Система налогообложения

      Элементами  системы являются:

    • объект (предмет);
    • субъект (налогоплательщик);
    • налогооблагаемая база;
    • ставка (твердая, процентная);
    • порядок исчисления;
    • срок уплаты;
    • штрафы, пеня;
    • контроль.

Таблица 1.1

Характеристика основных налогов Российской Федерации

  налог на

добавленную

стоимость

акцизы налог на прибыль (доход) организаций подоходный  налог с физических лиц налог на имущество  организаций
Плательщики налога Организации и

индивидуальные

предприниматели

Организации и

индивидуальные

предприниматели,

а также  лица,

которые являются

налогоплательщиками при перемещении

товара  через

таможенную  границу

Организации Физические  лица Организации
Объект  налогообложения Реализация  товаров,

выполнение работ и услуг

- Прибыль

полученная

организациями

Доходы физических лиц (кроме денежных операций между  родственниками) Движимое и  недвижимое имущество организаций
Налоговая база Стоимость реализации по ценам предприятия - Доходы минус  Расходы Доходы минус Налоговые вычеты Среднегодовая стоимость

имущества

Налоговая ставка 0% - на экспортные  товары, 10% - на товары первой необходимости, товары для детей, книжную и медицинскую продукцию, 18% -на всё остальное Зависит от товара.

Взимаются со

следующих

товаров:

нефтепродукты,

спиртосодержащая

продукция (>9%

этилового спирта),

алкогольная

продукция (кроме

лекарственных

препаратов), пиво,

табачная

продукция,

легковые

автомобили.

24% из них  6,5% в федеральный бюджет и 17,5% в региональный бюджет

9% на  доходы в виде дивидендов

15% на  доходы в виде дивидендов от иностранных организаций

13%

35% - на  доходы в виде выигрышей или призов

9% - на  доходы в виде дивидендов

Устанавливается субъектами РФ, составляет не более 23%
Сроки уплаты налога При выручке  <2000000 руб/мес каждый квартал, если >2000000 руб/мес, то каждый месяц - Календарный год Календарный год Определяется  законами субъектов РФ

Информация о работе Исчисление и взимание налоговых платежей