Институт банкротства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:24, реферат

Описание работы

Развитие рыночных отношений в Российской Федерации привело к возрождению института несостоятельности (банкротства). Процесс банкротства в современной экономике выступает как один из её элементов, позволяющий влиять на хозяйствующие субъекты, слабые в организационном или производственном плане. Однако указанную роль институт банкротства играет лишь тогда, когда субъекты гражданского оборота действуют добросовестно, разумно и справедливо.

Работа содержит 1 файл

банкротство.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

      Руководить  текущей деятельностью предприятия  продолжает единоличный исполнительный орган юридического лица.

      В целях принятия решения о введении последующих процедур банкротства, образования комитета кредиторов, определения требований к арбитражным управляющим и выбора реестродержателя временный управляющий обязан провести первое собрание кредиторов.

     Главная цель проведения собрания — принятие решения о применении процедур банкротства, которое носит для арбитражного суда рекомендательный характер.

     С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным  судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

     Финансовое  оздоровление и внешнее  управление. Эти процедуры банкротства относятся к так называемым реабилитационным или реорганизационным процедурам, поскольку направлены на сохранение должника в качестве участника экономических отношений [16, с. 397]. По механизму осуществления они во многом схожи, соответственно, и роль арбитражного суда при их проведении достаточно тождественна, поэтому рассмотрим их в совокупности.

     Общим для обеих процедур является следующее:

     - они применяются только в отношении  должника - юридического лица;

     - поскольку обе процедуры направлены  на сохранение юридического лица  в целях осуществления им дальнейшей  экономической деятельности, в основе  их введения лежат прежде всего интересы должника. Однако нельзя утверждать, что интересы кредиторов при этом не учитываются, ведь решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления или внешнего управления принимается самими кредиторами, тем самым преследующими и свою, частную цель - сохранение выгодного контрагента, при этом предполагающими, что введение такой процедуры будет способствовать и производству расчетов с ними;

     - в целях успешного проведения  реабилитационных процедур законодательство  в качестве последствий их введения предусматривает создание для должника льготных правовых условий;

     - обе процедуры вводятся на  основании определения арбитражного  суда, при наличии в большинстве  случаев соответствующего ходатайства  собрания кредиторов.

     Различия  между обеими процедурами состоят  в экономических методах восстановления платежеспособности и объеме правовых льгот.

     Финансовое  оздоровление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в  соответствии с графиком погашения  задолженности.

     Можно выделить следующие особенности, характеризующие  эту процедуру:

     - с экономической точки зрения  финансовое оздоровление представляет  собой не что иное, как предоставление  должнику рассрочки погашения  долга под гарантии (обеспечение  собственным имуществом) участников, собственников имущества унитарного  предприятия или третьих лиц;

     - руководство организацией в ходе  осуществления финансового оздоровления  продолжают осуществлять ее органы  управления, но в качестве лица, надзирающего за соблюдением  должником графика погашения  задолженности, арбитражным судом  утверждается административный управляющий. Основной задачей административного управляющего является осуществление контроля за ходом процедуры с целью исключения нарушения прав кредиторов;

     - для успешного выполнения плана  финансового оздоровления должнику  предоставляются следующие правовые льготы: погашение долгов перед кредиторами производится только в соответствии с планом финансового оздоровления и графиком погашения задолженности, отменяются меры по обеспечению требований кредиторов и по обеспечению исков, принятые ранее, приостанавливается исполнение исполнительных документов, не начисляются неустойки, проценты и т.д. (ст. 81 Закона). Но, поскольку финансовое оздоровление производится должником самостоятельно, одновременно с целью обеспечения прав кредиторов существенно ограничивается дееспособность должника и, соответственно, полномочия его органов управления (ст. 82, 83 Закона).

     Внешнее управление - это процедура банкротства, так же направленная на восстановление платежеспособности должника, но иным способом.

     Основным  содержанием этой процедуры является применение к должнику экономических  методов восстановления платежеспособности (минимизации расходов, изменения стратегии и тактики менеджмента, перехода к производству новых видов товаров, работ и услуг, наконец, продажа части имущества или всего имущественного комплекса должника и т.д. - ст. 109 Закона) при создании соответствующих правовых условий, позволяющих выполнить установленные планом внешнего управления экономические мероприятия. К таким правовым условиям относятся:

     - прекращение полномочий исполнительных  органов, возложение обязанностей  по руководству организацией на утверждаемого арбитражным судом внешнего управляющего;

     - введение моратория на удовлетворение  требований кредиторов;

     - предоставление внешнему управляющему  права на односторонний отказ  от исполнения невыгодных для  должника сделок, не исполненных  сторонами полностью.

     Остальные правовые льготы схожи с теми, которые  предоставляются должнику при введении финансового оздоровления.

      Конкурсное  производство. Одна из задач современного института банкротства — оздоровление экономики государства путем ликвидации безнадежно неплатежеспособных предприятий-должников. Реализовать эту задачу позволяет процедура конкурсного производства.

      Данная  процедура имеет целью за счет реализации имущества должника распределить полученные средства в определенной Законом о банкротстве очередности. Одновременно конкурсное производство охраняет имущественные интересы участников процесса банкротства от неправомерных действий в отношении друг друга. Кроме того, должник, погасив свои обязательства за счет имеющегося имущества и освободившись от долгов, может начать новое дело. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве 2002 г., новый Закон) в ст. 2 дает легальное определение рассматриваемой процедуры.

      Итак, конкурсное производство представляет собой процедуру, которая применяется к должнику, уже признанному банкротом, и направлена на соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Для открытия конкурсного производства необходимо признание должника банкротом по решению арбитражного суда. Согласно ст. 53 нового Закона такое решение принимается при установлении в ходе рассмотрения дела о признании должника банкротом признаков банкротства, предусмотренных ст.ст. 3, 214, п. 1 ст. 217, п. 1 ст. 224, ст. 227 Закона.

      Конкурсное производство по Закону о банкротстве 2002 г. в целом не претерпело кардинальных изменений: алгоритм действий остался прежним (признание должника банкротом и открытие конкурсного производства, назначение конкурсного управляющего, формирование конкурсной массы, установление и внесение в реестр требований кредиторов, реализация имущества с торгов и удовлетворение требований кредиторов, утверждение отчета конкурсного управляющего, вынесение арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства). 
 
 
 
 
 
 
 

3. Роль института  банкротства в  России 

     Любое предприятие подвержено риску банкротства, так как в течение жизненного цикла организации взлеты чередуются со спадами. Истоками экономических  кризисов являются комплексы противоречий, которые накапливаются и обостряются в разнообразных процессах экономического развития [5, с. 25]. И если по каким-то причинам руководству и собственникам не удалось успешно преодолеть возникшую кризисную ситуацию, предприятие становится неплатежеспособным, что ведет к инициированию процедуры банкротства.

     С другой стороны, в современной экономике  банкротство является инструментом государственного регулирования рынка, так как благодаря существованию  данного явления в экономической  системе происходит естественный отбор, в ходе которого продолжают существовать более эффективные хозяйствующие субъекты.

     Очевидно, что более выгодной для государства  политикой в сфере банкротства  является направление усилий на восстановление предприятий, ставших банкротами, а  не уничтожение их. Так как при оздоровлении фирмы общество с одной стороны получит нового эффективного хозяйствующего субъекта, а с другой стороны – сохранит запас синергетической ценности, заложенной в существовавшей организации. Знаменательно, что, например, в США 98% банкротств начинается по инициативе самого должника – как способ защиты от недобросовестных кредиторов [6, с. 33].

     В то же время, восстановление платежеспособности должника – лишь одна из функций  института банкротства. Рассмотрим комплексно роль института банкротства.

     Существование института банкротства обусловлено  необходимостью защиты государства, наемных  работников, собственников имущества, а также органов управления предприятий  и организаций от негативных проявлений неплатежеспособности, вероятность  наступления которой объективно присутствует в рыночной экономике.

     Роль  института банкротства можно  раскрыть с двух точек зрения: с  макроэкономической (роль и место  в государственной политике), с  микроэкономической (влияние на различных  экономических агентов).

     С позиции государства, банкротство – это, во-первых, снижение уровня хозяйственных рисков в экономике путем ликвидации неэффективно функционирующих предприятий. К сожалению, в реальном народном хозяйстве не все предприятия работают одинаково хорошо: одни более успешно, другие – менее. При этом отстающие из-за торможения, либо полного прекращения расчетов по обязательствам тянут за собой вниз остальные организации. В этом случае институт банкротства выступает в роле санитара, призванного следит за общим состоянием экономической системы, оказывая воздействие на тех субъектов, уровень финансового благосостояния которых опускается ниже установленной ватерлинии. Воздействие может выражаться либо в виде ликвидации банкрота и перераспределения производственных активов в пользу эффективных хозяйствующих организаций, либо в запуске механизма оздоровления неэффективного предприятия под контролем государства и кредиторов.

      Таким образом, снижаются риски за счет возрастания уровня определенности в экономической системе. До тех  пор пока неплатежеспособное предприятие не прошло через процедуру банкротства, за ним числится задолженность по долгам, в том числе и по налогам. В то же время кредиторы такого предприятия, государство в том числе, рассчитывают на поступления от своего дебитора, планируя бюджет расходов. В этом случае возрастает риск того, что данные бюджеты не будут выполнены по причине неопределенности временного промежутка, в течение которого такая задолженность взыскана, если она вообще будет погашена должником. Таким образом, лучше зафиксировать убытки, чем рассчитывать на денежные средства, которые никогда не будут получены.

      На  микроэкономическом уровне  можно выделить несколько групп заинтересованных лиц: кредиторы (поставщики, кредитные организации, подрядчики, фискальные органы), наемные работники, учредители, участники организации, руководство организации.

      Для кредиторов банкротство представляет собой централизованный механизм возврата долгов. При наличии лишь рыночных механизмов возврата долгов кредиторам приходилось бы нести высокие расходы, с одной стороны, на такое обслуживание задолженности, которое бы обеспечивало полное исполнение должником обязательств в полном объеме при различных обстоятельствах, с другой стороны – на заключение контрактов между кредиторами с определением очередности и пропорции погашения задолженности. В условиях каждодневного заключения множества договоров, изменения состава кредиторов конкретной организации фиксирование подобных соглашений потребовало бы колоссальных трансакционных издержек. В этой связи механизм банкротства предполагает единообразный способ урегулирования финансовых проблем, порождаемых неплатежеспособностью организации, который обеспечивает защиту интересов должника, кредиторов и общества за счет осуществления контроля, как со стороны рыночных агентов (кредиторов), так и государства (регулирующий орган исполнительный власти, арбитражный суд).

      Что касается собственников и руководство  должника, то для них банкротство  обеспечивает цивилизованную форму  решения проблемы непогашенных долгов. урегулирование задолженности. Безусловно, собственники расстаются с частью своего имущества, менеджмент теряет работу, однако важно помнить, что это плата за тот предпринимательский риск, который присутствует в любой предпринимательской деятельности, но при этом они избегают различных проявлений нецивилизованных форм взыскания задолженности. 
 

Информация о работе Институт банкротства в России