Институт банкротства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:24, реферат

Описание работы

Развитие рыночных отношений в Российской Федерации привело к возрождению института несостоятельности (банкротства). Процесс банкротства в современной экономике выступает как один из её элементов, позволяющий влиять на хозяйствующие субъекты, слабые в организационном или производственном плане. Однако указанную роль институт банкротства играет лишь тогда, когда субъекты гражданского оборота действуют добросовестно, разумно и справедливо.

Работа содержит 1 файл

банкротство.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

Введение

     Развитие рыночных отношений в Российской Федерации привело к возрождению института несостоятельности (банкротства). Процесс банкротства в современной экономике выступает как один из её элементов, позволяющий влиять на хозяйствующие субъекты, слабые в организационном или производственном плане. Однако указанную роль институт банкротства играет лишь тогда, когда субъекты гражданского оборота действуют добросовестно, разумно и справедливо.

      К сожалению, столь частая смена одного законодательного акта другим  обусловили необходимость исследования многих вопросов, связанных с банкротством предприятий. Важность института банкротства заключается также в том, что теоретический анализ неразрывно связан и переплетен с прикладными вопросами.

     Основной  целью данной работы является изучение института банкротства на современном этапе развития рыночной экономики России.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач. Это прежде всего:

     рассмотреть вопросы, касающиеся  исторического развития института банкротства, в т.ч. исследовать эволюцию правовой базы,

     раскрыть  понятия «несостоятельность» и  «банкротство»;

     изучить  процедуры банкротства;

     а также определить роль института  банкротства.

     Проблематика  института банкротства является предметом размышлений не одного поколения правоведов. В нашей стране есть классическая литература по данной тематике, которая и на нынешнем витке развития законодательства вполне востребована. Речь идет о работах Г.Ф. Шершеневича, В.Л. Исаченко, П.П.Цитович и других ученых. В частности, необходимо отметить такие как Г.Ф. Шершеневича «Конкурсный процесс», В.Ф. Попондопуло «Конкурсное право».

     Для осмысления современной проблематики несостоятельности (банкротства) нам помогают работы ведущих юристов современности. К ним, прежде всего можно отнести П. Баренбойм, который является одним из разработчиков «Закона о несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992года. Комментарии В.В. Витрянского и М.В. Телюкиной к Федеральным законам «О несостоятельности (банкротстве)», которые помогают выявить пробелы в законодательстве, а также найти пути их решения. Прикладные и учебные пособия по основам банкротства под редакцией ведущих юристов страны, такие как Юдин В.Г., Свириденко О.М., Короткова Э.М., которые способствуют развитию нормативной базы в данной области. Журналы «Юрист», «Законодательство», «Арбитражный процесс», «Вестник Арбитражного Суда» и многие другие современные издания содержать в себе интересные работы и статьи по банкротству, позволяют увидеть перспективы развития этого научного направления в нашей стране. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Становление  и  развитие института банкротства в России

      1.1.

      Банкротство - важнейший элемент рыночной экономики. Во все времена существования  экономических, имущественных отношений  ряд их участников, по разным объективным и субъективным причинам, не могли или не сумели "вписаться" в виражи экономического оборота: не исполняя принятые ими денежные и иные имущественные обязательства.

      Институт банкротства известен российской практике еще со времен Киевской Руси. В «Русской правде» 13 века уже  можно найти указания на институт банкротства (статьи 54 и 55 Троицкого списка).  Например, ст. 54 гласила: «Аже которыи купец, кде любо шед с чюжими кунами, истопиться, любо рать возметь, ли огонь, то не насилити ему, ни продати его но како начнет от лета платити, тако же платить, зане же пагуба от бога есть, а не виноват есть; аже ли пропиеться или пробиеться, а в безумьи чюжь товар испортить, то тако любо тем, чии то товар, ждут ли ему, а своя им воля, продадять ли, а своя им воля» [11, т. 2, с. 68].

     Законодательство  того времени  различало несчастную несостоятельность, возникшую не по вине должника, при которой он получал возможность выплатить долг в рассрочку, но эта льгота не распространялась на купца, пропившего капитал или потерявшего его в драке (неосторожное банкротство). В таких случаях судьба должника зависела от воли кредиторов, которые могли по своему усмотрению либо согласиться на погашение долга в рассрочку, либо продать имущество и самого должника в холопы.

     От  случайного и неосторожного древнерусский  законодатель отличает злостное банкротство: «Аже кто многимъ долженъ будеть, а пришедъ гость из иного города или чюжеземець, а не ведая запустить за нь товаръ, а опять начнеть не дати гости кунъ, а первии должебити начнуть ему запинати, не дадуче ему кунъ, то вести и на торгъ, продати же и отдати же первое гостины куны, а домашнимъ, что ся останеть кунъ, тем же ся поделять; паки ли будуть княжи куны, то княжи куны первое взяти, а прокъ в делъ; аже кто много реза ималъ, то тому не имати» [11, т. 2, с. 68].

     Деление несостоятельности на категории  и установление характера вины должника свойственны исключительно русскому законодательству. В любом явлении  идет попытка докопаться до сути причин, его порождающих, во имя справедливой оценки и воздаяния. Рациональный и деловой Запад такой черты в характере своих народов не имеет [14, с. 157].

     Русская Правда настолько хорошо удовлетворяла  потребности княжеских судов, что  ее включали в юридические сборники вплоть до XV в. Списки Пространной Правды активно распространялись ещё в XV—XVI вв. И только в 1497 г. был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший Пространную Правду в качестве основного источника права на территориях, объединённых в составе централизованного Русского государства.

     Статьи, содержащие нормы о банкротстве, можно обнаружить и в последующих  нормативных актах, действовавших  в средневековой Руси. Так, в ст. 55 Судебника 1497 г., первого крупного общерусского закона, детализированы описанные ранее нормы Русской Правды и регламентированы некоторые вопросы процедурного характера.

     Затем в истории развития института  банкротства имеется значительный пробел. Вплоть до принятия  Соборного  уложения 1649 года отсутствовали законы, регулирующие институт  несостоятельности, хотя в других  странах такие законы  уже были. [1, с. 76]. Очевидно, что в России  в то время не было необходимости в таких законах.  Об этом говорит и тот факт, что Соборное Уложение содержит положение, представляющее переложение на русский язык 17 в. статьи 55 «Русской правды». 

       Следует отметить, что уже в законодательстве о несостоятельности Древней Руси вводилась очередность удовлетворения исков кредиторов. Первым по очередности был князь, за ним шли иностранные и иногородние купцы, а последними ¾ местные кредиторы. К тому же к удовлетворению требований не допускались кредиторы, успевшие взыскать значительную сумму процентов, в результате чего кредитор практически взыскал с должника данный взаймы капитал. Приведенные положения казались настолько важными и справедливыми, что их практически полностью воспроизводили последующие законодательные акты русского права. В более позднем российском законодательстве, например в Уложении Алексея Михайловича 1649 г., преимущество в очередности кредиторов отдавалось государственной казне и иностранным кредиторам.

     Впервые понятие  несостоятельности после  начала становления мануфактурных  отношений в экономике было определено Вексельным Уставом 1729 года. Но отсутствие единого цельного законодательного  акта в условиях усложнения  экономических отношений и развития торговых сетей часто на практике приводил к большим пробелам. Поэтому 15 декабря 1740 года Сенатом был принят специальный банкротский устав. К сожалению, в силу ряда причин этот Устав не получил широкого применения в жизни. В последствии  были разработаны проекты Банкротских уставов 1753 г., 1763 г., 1768г. Хотя проекты  и издавались один за другим, но настоящего устава все не было.  Поэтому в 1784 году был издан специальный указ, предписывающий всякие недоразумения  в делах о несостоятельности решать по большинству кредиторов, определяемому суммой требований. (10, с. 58).

     Переломным  в истории банкротства в России стала вторая половина XVIII в. Именно тогда были разработаны четыре законопроекта, регулирующие проблемы банкротства, было принято множество актов, и вся оживленная работа по кодификации завершилась изданием 19 декабря 1800 г. крупнейшего законодательного акта — Устава о банкротах.

     По  Уставу 1800 г. банкротом считалось лицо, «не могущее сполна заплатить своих долгов». Вводилось три вида банкротства: от несчастья, от небрежности и пороков, от подлога. В отношении каждого из видов несостоятельности принимались различные меры воздействия. В любом случае банкрот не считался бесчестным, если не было доказано его злостное намерение.

     По  структуре своей Устав о банкротах 1800 г. весьма оригинален и состоял  из двух частей. Первая часть называлась «Для купцов и другого звания торговых людей, имеющих право обязываться  векселями»; вторая — «Для дворян и  чиновников», которая практически не имела отношения к конкурсному праву, поскольку в основном рассматривала вопросы правоспособности дворян в области обязательственных отношений.

     23 июня 1832 г. был принят приемлемый и адекватный российской действительности новый закон ¾ «Устав о торговой несостоятельности», который вначале применялся только к лицам, принадлежащим к торговому сословию, а в 1846 г. был распространен на всех лиц, занимающихся торговлей. Данный Устав применялся с небольшими поправками вплоть до 1917 г.

     В Уставе 1832 г. выделялось три вида несостоятельности: простая несостоятельность, подложная  или злонамеренная при наличии  умысла и подлога; и при отсутствии вины должник признавался несостоятельным  по несчастию и не подлежал аресту.

     По  другому критерию, в зависимости от ведения лицом торговой деятельности, выделяются торговая и неторговая несостоятельность. Данная норма способствовала определению субъектов, которые могут быть признаны несостоятельными.

     Дореволюционное законодательство в России предусматривало три формы возбуждения дела о несостоятельности: по заявлению должника, по просьбе кредиторов и по инициативе суда. Прежде всего, право просить об открытии конкурсного процесса было предоставлено кредиторам, но предполагалось, что сам должник раньше своих кредиторов может обнаружить свою несостоятельность. Чистосердечное признание должника было очень важным обстоятельством, так как, во-первых, кредиторы могли убедиться в добросовестности такого должника, во-вторых, в случае собственного заявления должник мог избежать ареста.

     Следующий, весьма непродолжительный по времени  этап развития института несостоятельности  можно назвать советским. На данном этапе развития процедура несостоятельности, как способ прекращения предпринимательской деятельности, практически не применялась.

     Учитывая  тот факт, что институт несостоятельности  присущ только рыночной экономике, то его возрождение стало возможным  только с переходом российской экономики  к рыночным отношениям.

     С началом проведения реформ по формированию рыночной экономики проблема создания нормативно-правовой основы несостоятельности хозяйствующих субъектов стала неотложной практической задачей. Уже в самом первом российском экономико-реформаторском законе «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (принят Верховным Советом РСФСР 25 декабря 1990 г.) имелась ст. 24, п. 3 которой гласил: предприятие, не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом) в соответствии с законодательством РСФСР.

     Третий, современный этап функционирования механизма банкротства начинается с опубликования обстоятельного, богатого по нормативно-правовому содержанию Указа Президента РФ от 14 июня 1993 г. №623 «О мерах по поддержанию и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур». Указ появился в чрезвычайно сложный для СССР период, когда фактический началась процедура распада страны, что привело обрыву годами складывавшихся связей между социалистическими предприятиями, терялась вертикаль управления экономикой, началась приватизация государственных и муниципальных предприятий.  

1.2. Развитие института банкротства  в современной России

      После длительного господства в нашей  стране экономической системы планово-распределительного типа институт несостоятельности (банкротства) является относительно новой формой экономических отношений, находясь в процессе перманентного развития и трансформации [9, с. 40]. Так, на протяжении последних восемнадцати лет развития рыночных отношений в России сегодня действует уже третий закон о несостоятельности (банкротстве), что обусловлено совершенствованием и развитием экономических отношений, появлением новых организационно-правовых форм, экономико-финансовых институтов. Поскольку законодательство в данной области является сравнительно новым, его развитие происходит довольно динамично, по мере обнаружения проблемных вопросов и правовых коллизий. Представляется, что в целях дальнейшего совершенствования законодательства и эффективного устранения выявляемых недостатков и пробелов в правовом регулировании отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством), необходим комплексный анализ как самого института банкротства, так и истории его становления в нашей стране.

Информация о работе Институт банкротства в России