Инновационный процесс, как фактор антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта - всесторонний анализ инноваций в антикризисном управлении на примере организаций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать характеристику теоретическим понятиям инновационной деятельности;
- изучить теорию Кондратьева и взаимосвязь инноваций с кризисными явлениями в экономике;

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3
1. Инновационный процесс, как фактор антикризисного управления
1.1. Понятия инноваций………………………………………………………..…5
1.2. Теория Кондратьева, взаимосвязь инноваций с кризисными явлениями в экономике……………………………………………………………………...…..9
1.3. Антикризисные инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости……………………………………………………………………..15
2. Применение инноваций в антикризисном управлении на примере туроператора ООО «Тез Тур»
2.1. Общая характеристика ООО «Тез Тур»……….…………………………..23
2.2. Внедрение инноваций для повышения эффективной деятельности в компании «Тез Тур»……………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

!!!!готовая!!!.docx

— 58.33 Кб (Скачать)
  1. некоторые элементы ценностного характера  например ,процент на капитал , заработная плата, вклады в банки и т.д.;
  2. элементы смешанного характера, то есть слагающиеся под влиянием изменения как ценностных, так и натуральных факторов, например, объем внешней торговли в ценностном выражении;
  3. элементы чисто натурального характера, например данные о продукции различных отраслей промышленности и потреблении различных товаров.

     Статистические  данные, относящиеся к динамике элементов  второй группы, взятые в чистом виде, не вскрывали циклов или вскрывали  их с недостаточной точностью. Для  того чтобы выяснить наличие или  отсутствие больших циклов было необходимо применение более сложных приемов  обработки статистических рядов.

     Первая  эмпирическая правильность сводится к  следующему: перед началом повышательной  волны каждого большого цикла, а  иногда в самом ее начале наблюдаются  значительные изменения в условиях хозяйственной жизни общества. Эти  изменения обычно выражаются в той  или иной комбинации, в значительных технических открытиях и изобретениях, в глубоких изменениях техники производства и обмена, в изменении условий  денежного обращения, в усилении роли новых стран в мировой  хозяйственной жизни. Несомненно, указанные  изменения в той или иной степени  совершаются непрерывно, и их можно  наблюдать на протяжении всей истории  капитализма. Но, по-видимому, они протекают  неравномерно и наиболее интенсивно выражены именно перед началом повышательных  волн больших циклов и в начале их.

     Вторая  эмпирическая правильность: периоды  больших циклов, как правило, значительно  богаче крупными социальными потрясениями и переворотами в жизни общества (революции, войны), чем периоды понижательных волн. На периоды повышательных волн приходится наибольшее количество наиболее значительных социальных потрясений и переворотов, как революционных, так и военных.

     Третья  эмпирическая правильность, заключается  в том, что понижательные волны  этих циклов сопровождаются длительной депрессией сельского хозяйства.

     Кондратьев  одним из первых поставил вопрос о  существовании равновесий в экономике. Привлекательным было также сочетание у Кондратьева экономического анализа с социологическим: до Кондратьева исследователи длительных колебаний больше внимания уделяли изучению материальных факторов, а Кондратьев рассматривал социальные и политические аспекты - войны, перевороты. Интересно, что он впервые ввел различие между «промежуточными войнами», играющими роль стимулятора экономики в начале фазы подъема, и «окончательными войнами» и переворотами в конце подъема, разрешающими противоречие, накопившиеся в период подъема.

     В результате можно сделать следующие  выводы:

     1. Циклы по Кондратьеву выражаются  изменениями, либо уравнений экономических  показателей, либо темпов их  динамики и носят международный  характер. Опираясь на концепцию  частичного равновесия А. Маршала  (1842-1924гг.), ученый рассматривал обнаруженные  им большие циклы как нарушение  и последовательное восстановление  длительного экономического равновесия.

     2. Он установил ряд эмпирических  закономерностей, сопровождающие  большие циклы. Так, например, повышательная волна тогда, когда  накапливается достаточное количество  капитала, идущего на инвестиции  в обновление техники и создание  новых технологий.

     3. В мировой экономической науке  интерес к проблеме циклов  и закономерностей циклического  развития обострился после Великой  депрессии (1929-1933гг.). Гипотеза Кондратьева  нашла много сторонников и  последователей. Она прочно вошла  в число крупнейших достижений  науки. С тех пор длительные  циклы называются «циклами Кондратьева».

     Необходимым элементом антикризисного управления являются инновации- изменения в организации, способствующие новому, как правило, более эффективному, образу действий. Инновации обычно несут принципиальные новшества, они отличаются  наличием широкого спектра изменений.

     «Существует множество видов инноваций. Но для  антикризисного управления наибольшее значение имеют продуктовые новшества, определяющие материальный результат  управления, процессные преобразования, изменяющие все процессы функционирования организации, и преобразования ресурсные, связанные с перераспределением ресурсов. Особая роль этих видов инноваций  определяется их влиянием на инвестиционную деятельность организации».[4]

     Процессные  преобразования антикризисного управления включают следующие нововведения:

  1. в процессах взаимодействия организации с внешней средой (организация сбытовой и закупочной деятельности, схемы сотрудничества, выбор партнеров и пр.);
  2. в процессах управления движением материальных запасов и денежных средств (логистические преобразования);
  3. в процессах информационно-аналитического обеспечения управления (оперативность, достоверность, своевременность, аналитическая ценность и пр.);
  4. технологические - в процессах производства продукта, услуги и др.;
  5. организационные - в процессах взаимодействия функций, персонала, целевых групп и пр.;

     Процессные  инновации ориентированы на экономию всех видов издержек, времени, повышение  качества работы. В этом случае они  могут быть непосредственным источником дополнительной прибыли. Особенность  процессных преобразований - краткосрочность  их окупаемости, доступность в проектировании и реализации.

     Продуктовые инновации - это выбор и освоение новых видов продуктов и услуг. Конечно, для этого необходимо разработать  новые технологии или приобрести какие-либо новые технические решения  и права на их реализацию - путем  покупки изобретения, или приглашения  на работу новых работников, способных разработать новые технологии, или своими силами.

     При разработке продуктовых инноваций  в процессах антикризисного управления всегда возникает необходимость  выбора таких инноваций, которые  окажутся наиболее приемлемыми в  конкретных условиях функционирования предприятия, его положения на рынке, конкурентоспособности и ресурсоемкости.

     Классификация продуктовых инноваций возможна как по критериям новизны для  предприятия и рынка, так и  по другим критериям.

     По  жизненному циклу продукта или услуги можно выделить следующие продуктовые  инновации:

  1. с длительным жизненным циклом;
  2. с коротким жизненным циклом;
  3. инновации в продуктах и услугах, требующих значительного научно-  технического задела;
  4. капиталоемкие;
  5. некапиталоемкие;
  6. с коротким сроком окупаемости;
  7. с длительным сроком окупаемости.

     Данные  виды инноваций, как правило, сочетаются, что играет важную роль в различных  ситуациях антикризисного управления.

     Продуктовые инновации имеют решающее значение в реализации антикризисного управления.

     Ресурсные инновации - это реконструкции основных факторов функционирования предприятия:

  1. реорганизация предприятия в различных факторах его функционирования- управление, организация производства, работа с персоналом и др.;
  2. перераспределение или реструктуризация материальных и нематериальных ресурсов;
  3. перераспределение ответственности должностных лиц и полномочий менеджеров различного уровня, укрепление дисциплины, повышение организационной четкости работы всех звеньев управления.

     «Ресурсные  инновации  непосредственно не приносят дополнительных прибылей, но являются необходимым условием реализации всех преобразовательных проектов продуктового типа, всех преобразований по увеличению продаж и снижению себестоимости».[8]

     В то же время ресурсные инновации, как и все другие, требуют определенных затрат, проходят иногда весьма болезненно в социально-психологическом отношении  и медленно окупаются. Они характеризуют  стратегический аспект антикризисного управления.

     Различные виды инноваций в зависимости  от их окупаемости и доступности  относительно стартовых инвестиций можно ранжировать следующим  образом:

  1. наиболее доступные и оперативные - процессные новшества;
  2. продуктовые инновации являются среднесрочными и среднекапиталоемкими, а ресурсные - самыми долгосрочными и дорогостоящими.

     Это расположение инноваций остается таким  же, если ранжировать их в зависимости  от вероятности рисков.  В совокупности инноваций всегда существуют ведущие  и системообразующие.

     Таким образом, ресурсные нововведения в  антикризисном управлении играют различную  роль в зависимости от состояния  фирмы по отношению к возможному или реальному (наступившему) кризису. 

    1. Антикризисные инновации и механизмы повышения  антикризисной устойчивости

     Необходимым элементом антикризисного управления являются инновации. Существует широкий  спектр инноваций, присущих всякому  управлению. Но для антикризисного управления наибольшее значение имеют  инновации процессные, изменяющие все  процессы функционирования организации, инновации продуктовые, определяющие материальный результат управления, и инновации реорганизационные, связанные с перераспределением ресурсов (их иногда называют аллокационными инновациями).

     Особая  роль этих видов инноваций определяется их влиянием на инвестиционную деятельность организации.

     Процессные  инновации антикризисного управления включают следующие нововведения.

     Нововведения  в процессах взаимодействия организации  с внешней средой (организация  сбытовой и закупочной деятельности, схемы сотрудничества, выбор партнеров  и пр).

     Нововведения  в процессах управления движением  материальных запасов и денежных средств (логистические инновации).

     Нововведения  в процессах информационно-аналитического обеспечения управления (оперативность, достоверность, своевременность, аналитическая  ценность и пр.).

     Технологические нововведения в процессах производства продукта, услуги и др.

     Организационные нововведения в процессах взаимодействия функций, персонала, целевых групп  и т.д.

     Процессные  инновации ориентированы на экономию всех видов издержек, экономию времени, повышение качества работы. В этом случае они могут быть непосредственным источником дополнительной прибыли.

     Особенностями процессных инноваций являются краткосрочность  их окупаемости, доступность в проектировании и реализации.

     Продуктовые инновации заключаются в выборе и освоении новых видов продуктов  и услуг, для чего необходимо разработать  новые технологии или приобрести какие-либо новые технические решения  и права на их реализацию. Это  можно сделать путем покупки  изобретения или приглашения  на работу новых работников, способных  разработать новые технологии, или  своими силами, мобилизуя интеллектуальные ресурсы, найти новые технические  решения.

     При разработке продуктовых инноваций  в процессах антикризисного управления всегда возникает необходимость  выбора таких, которые окажутся наиболее приемлемыми в конкретных условиях функционирования предприятия, его  положения на рынке, конкурентоспособности  и ресурсоемкости.

     Диапазон  выбора новых товаров и услуг  определяется следующими видами продуктовых  инноваций:

     - товары и услуги, не новые для  предприятия, но новые для рынка,  на котором работает предприятие;

     - товары и услуги, не новые для  предприятия, но производимые  для нового рынка, на котором  может работать предприятие;

     - товары и услуги, новые для  предприятия, но не новые для  рынка и поэтому требующие  от предприятия освоения рынка;

     - товары и услуги, новые как  для предприятия, так и для  рынка, требующие освоения не  только производства, но и создания  рынка.

     Возможна  классификация продуктовых инноваций  не только по критериям новизны для  предприятия и рынка, но и по другим критериям.

     По  жизненному циклу продукта или услуги можно выделить следующие инновации:

Информация о работе Инновационный процесс, как фактор антикризисного управления