Инновационный процесс, как фактор антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта - всесторонний анализ инноваций в антикризисном управлении на примере организаций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать характеристику теоретическим понятиям инновационной деятельности;
- изучить теорию Кондратьева и взаимосвязь инноваций с кризисными явлениями в экономике;

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3
1. Инновационный процесс, как фактор антикризисного управления
1.1. Понятия инноваций………………………………………………………..…5
1.2. Теория Кондратьева, взаимосвязь инноваций с кризисными явлениями в экономике……………………………………………………………………...…..9
1.3. Антикризисные инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости……………………………………………………………………..15
2. Применение инноваций в антикризисном управлении на примере туроператора ООО «Тез Тур»
2.1. Общая характеристика ООО «Тез Тур»……….…………………………..23
2.2. Внедрение инноваций для повышения эффективной деятельности в компании «Тез Тур»……………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

!!!!готовая!!!.docx

— 58.33 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение……………………………………………………………...……………3 

1. Инновационный  процесс, как фактор антикризисного  управления

1.1. Понятия инноваций………………………………………………………..…5

1.2. Теория Кондратьева, взаимосвязь инноваций с кризисными явлениями в экономике……………………………………………………………………...…..9

1.3. Антикризисные инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости……………………………………………………………………..15 

2. Применение инноваций в антикризисном управлении на примере туроператора ООО «Тез Тур»

2.1. Общая  характеристика ООО «Тез Тур»……….…………………………..23

2.2. Внедрение инноваций для повышения эффективной деятельности в компании «Тез Тур»……………………………………………………………..26 

Заключение……………………………………………………………………….30

Список  литературы………………………………………………………………32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В условиях современного рынка система, недооценивающая роль инновационного потенциала, сталкивается с ослаблением  своих позиций на рынках, потерей  потребителей и снижением размеров прибыли. Все это способствует возникновению  кризисной ситуации и приводит к  краху всей системы. Необходимо отметить, что часть вышеперечисленных "симптомов" также применима и к государственному сектору, который, по своей природе, является поставщиком специфических  услуг для особенного потребителя  – общества в целом. Таким образом, развитие инновационного сектора является одним из приоритетных направлений  государственной политики в условиях стремления общества и государства  выйти на качественно новый уровень  развития.

     Опыт  развитых стран свидетельствует  о том, что коренные преобразования в области производительных сил  в эпоху НТР, быстрая сменяемость  ее волн, а, следовательно, новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение  нововведений стали нормой современной  экономической жизни. И если инновационный  подход играет возрастающую роль в  развитых странах, то в современной  России, в условиях перехода к рыночной экономике и необходимости выхода из глубокого кризиса эта роль особенно велика.

     В создавшихся условиях необходимым  элементом успешной реализации инновационных  процессов является наличие развитой научно-технической инфраструктуры, обеспечивающей проведение научных  разработок различной сложности. Ее эффективность может быть повышена государственной политикой.

     Актуальность  курсового проекта заключается  в возрастающей роли инноваций, которая  в свою очередь  обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью преодоления кризиса и выхода на траекторию устойчивого роста.

     Объект  исследования - одна из ведущих туристических компаний в России ООО «Тез Тур».

     Предмет исследования - инновационная деятельность в антикризисном управлении организации.

     Цель  курсового проекта - всесторонний анализ инноваций в антикризисном управлении на примере организаций.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

      - дать характеристику теоретическим понятиям инновационной деятельности;

      - изучить теорию Кондратьева и  взаимосвязь инноваций с кризисными явлениями в экономике;

      - рассмотреть  антикризисные инновации и механизмы  повышения антикризисной устойчивости;

      - рассмотреть инновационную деятельность в компании ООО «Тез Тур». 
       
       
       
       
       
       
       

  1. Инновационный процесс, как фактор антикризисного управления
 
    1. Понятия инноваций

     «Под  инновацией (англ. «innovation» - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления».[2] Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

     Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое  явление. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс  использования новшества. С момента  принятия к распространению новшество  приобретает новое качество и  становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его  в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

     Понятие «инновации» как экономической  категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

  1. использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
  2. внедрение продукции с новыми свойствами;
  3. использование нового сырья;
  4. изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  5. появление новых рынков сбыта.

     В соответствии с международными стандартами  инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

     Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.

     1. По степени новизны:

  1. радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;
  2. улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;
  3. модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.

     2. По объекту применения:

  1. продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;
  2. технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;
  3. процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;
  4. комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.

     3. По масштабам применения:

  1. отраслевые;
  2. межотраслевые;
  3. региональные;
  4. в рамках предприятия (фирмы).

     4. По причинам возникновения:

  1. реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;
  2. стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

     5. По эффективности:

  1. экономическая;
  2. социальная;
  3. экологическая;
  4. интегральная.

     Девиз инновации – «новое и иное» - характеризует  многоликость этого понятия. Так, «инновация в сфере услуг - это новшество  в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении работников».[10] Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях.

     Инновационная деятельность - понятие более широкое. Она включает научно-техническую  деятельность, организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей  составляющей продвижения новшеств потребителям. Научные исследования и разработки, являясь источником новых идей, осуществляются на различных  этапах инновационного процесса.

     В исследованиях инноваций выделяют следующие виды инновационной деятельности:

  1. инструментальная подготовка и организация производства (приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса);
  2. пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается доработка конструкции;
  3. маркетинг новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом нового продукта на рынок, то есть предварительное исследование рынка, адаптация продукта к различным рынкам, рекламная кампания);
  4. приобретение овеществленной  технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;
  5. приобретение овеществленной технологии (машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций);
  6. производственное проектирование (подготовка планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик).

     Инновация не обязательно должна быть технической  и вообще чем-то вещественным. Мало технических инноваций могут  соперничать в своем влиянии  с такой идеей, как продажа  в рассрочку. Использование этой идеи буквально преображает экономику. «Инновация - это новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей».[3]

     Таким образом, непременными свойствами инновации  являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей. 

    1. Теория  Кондратьева, взаимосвязь инноваций  с кризисными явлениями в экономике

     Теория  «длинных волн» Кондратьева доказывает, что страны с рыночной экономикой в своем развитии регулярно проходят через стадии экономического подъема  и спада, образующие стандартные  циклы, которые повторяются каждые 40 - 60 лет. Такие большие циклы  рождаются после или вместе с  серьезными новшествами в экономической  жизни общества (внедрение крупных  изобретений и открытий ученых, появление  на мировом рынке новых групп стран и т. д.). При этом подъем волны обычно сопровождается особенно большим числом войн и всякого рода политических потрясений, включая революции. Реальной же материальной основой «длинных волн» является коренное обновление человечеством тех видов производственных сооружений и оборудования, которые имеют особенно длительные сроки службы (железные дороги, мосты, каналы, плотины и т. д.). В период понижательных волн большого цикла преобладают годы депрессий, а в период повышательных волн большого цикла - годы подъемов.

     «Все  подвергнутые изучению Кондратьева  элементы экономической действительности по характеру своей динамики распадаются прежде всего на две группы. Элементы первой группы характеризуются тем , что наряду с колебательными процессами их динамика не обнаруживает какой-либо общей тенденции роста или падения или эта тенденция почти незаметна , по крайней мере за рассматриваемый период».[5] При обработке данных этой группы для выявления больших циклов ученый использовал элементарные приемы анализа. В частности, в случае с ценами он брал их индексы, не подвергая их даже механическому выравниванию.

     Элементы  второй группы характеризовались тем, что в своей динамике они наряду с колебательными процессами обнаруживают также тенденцию определенного направления, как правило, тенденцию роста. К элементам этой группы относятся:

Информация о работе Инновационный процесс, как фактор антикризисного управления