Формирование информационной базы для диагностики состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Потребность в диагностике финансового состояния предприятия испытывают как сами предприятия, так и их контрагенты, инвесторы, заемщики и т.д. В то же время хроническая неплатежеспособность хозяйствующих субъектов создает серьезную угрозу экономической стабильности страны в целом и необходим систематический государственный мониторинг финансового состояния предприятий с целью выявления несостоятельных. Все это обусловило создание значительного числа методик проведения такого анализа.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Теоретические основы диагностики финансового состояния предприятия в системе антикризисного управления…………………………………………..4
Понятия и задачи антикризисного управления на предприятии…………4
Роль диагностики финансового состояния предприятия в антикризисном управлении…………………………………………………………………..7
Методики анализа финансового состояния предприятия в системе антикризисного управления………………………………………………..10
Краткая характеристика организации и основных ее показателей на примере ОАО «Обувная фабрика «Спартак»…………………………………………..17
Оценка финансового состояния предприятия по методике ФУДН……..20
Диагностика финансового состояния предприятия по методике Альтмана……………………………………………………………………23
Основные направления совершенствования результатов диагностики финансового состояния предприятия в системе антикризисного управления……………………………………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………………….29
Список литературы……………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Диагностика кризисного состояния предприятий.docx

— 55.73 Кб (Скачать)

    1 августа 1962 года в состав «Спартака» вошла Казанская фабрика детской обуви. В последующие годы комбинат укрупнился за счет еще трех предприятий, входивших в состав местной промышленности: Казанской, Зеленодольской и Чистопольской обувных фабрик. В конце 60-х и начале 70-х стали открываться филиалы фабрики в городах Татарстана и других регионов.

     В 70-80-е гг. обувной комбинат «Спартак» входил в число нескольких предприятий, обеспечивавших обувью все население Советского Союза. Объем выпускаемой «Спартаком» продукции в этот период достигал 11, 5 миллионов пар обуви в год.

       Продукция компании через развитую дистрибьюторскую сеть поставляется во все регионы России и страны СНГ. Обувь реализуется также через собственную розничную сеть фирменных магазинов «Спартак». На данный момент сеть включает в себя более 60 магазинов в 23 городах России.

      Сегодня ОАО занимает около 1% российского обувного рынка. Специализируется на производстве кожаной обуви в средне-низком ценовом сегменте, выпускает около 450 000 пар обуви в год. Фабрика специализируется на производстве женской, мужской и детской, кожаной и текстильной обуви для всех сезонов года. Кроме того, "Спартак" выпускает военную и специализированную обувь.

 

 

    Уставный капитал общества составляет 42 861 000 руб. Он разделен на 4 271 500 обыкновенных акций номинальной стоимостью 10 руб. и 14 600 привилегированных акций номинальной стоимостью 10 руб.

    В масштабах обувного рынка России с множеством операторов и огромным импортом, ни одна компания на сегодняшний день не имеет доли, равной 1 % и немногие могут похвастать столь динамично развивающимся оптом и развитой собственной сетью. Такое положение дела позволяет строить компании «Спартак» довольно смелые, но вполне выполнимые планы на период до конца 2012года:

 

- достичь доли рынка равной 1 %;

- расширить розничную сеть до 200 магазинов;

- закрепиться на рынках  СНГ и выйти на мировой рынок.

 

     Достижение целей компании возможно при ориентации на следующую стратегию: компания выходит за рамки производства-России-обуви и начинает не только производить, но и закупать для продажи, работать не только в России, но и за рубежом, предлагать не только обувь, но и одежду-аксессуары и т.д.

     Фабрика ощутила приближение кризиса еще осенью 2008г. При производстве продукции всегда нужна финансовая подпитка. "Спартак" - развивающийся ритэйлер со всеми вытекающими кредитными обязательствами. К тому же вырос курс доллара, соответственно подорожали и комплектующие: кожа, фурнитура, себестоимость продукции выросла. Было введено антикризисное управление и, благодаря этому, удалось свести негативные последствия финансового кризиса к минимуму.

     Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Обувная фабрика «Спартак» за 2008-2009 гг. представлены в таблице 2.

 

 

 

 

Таблица 2. Динамика показателей  финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Обувная фабрика «Спартак»  за 2008-2009 гг.

Наименование

2008г.

2009г.

Изменение (+,-)

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

969 095

931 193

-37 902

Себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

-851 933

-816 956

34 977

Валовая прибыль, тыс. руб. 

117 162

114 237

-2 925

Коммерческие расходы, тыс. руб.

-18 849

-14 272

4 577

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

41 257

39 407

-1 850

Чистая прибыль (убыток) отчетного  периода, тыс. руб.

-42 972

-22 926

20 046

ССЧ персонала, чел.

1 070

984

-86

Среднегодовая стоимость  ОППФ, тыс. руб.

317 804

560 433

242 629


 

      Как видно из таблицы 2. за анализируемый период прослеживается тенденция снижения основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия: выручка, валовая прибыль, прибыль от продаж. Так выручка от продажи товаров в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 37 902 тыс. руб. Себестоимость проданных товаров выросла на 34 977 тыс. руб. Коммерческие расходы сократились на 4 577 тыс. руб. Убыток отчетного периода составил 22 926 тыс. руб., что на 20 046 тыс. руб. меньше убытка прошлого 2008 года. Среднесписочная численность персонала сократилась на 86 человек. Среднегодовая стоимость основных промышленно-производственных фондов увеличилась в 2009г. на 242 629 тыс. руб. и составила 560 433 тыс. руб. Как видим, ОАО «Обувная фабрика «Спартак» является крупнейшим в России производителем обуви. Такое положение позволяет строить компании довольно смелые планы, в том числе выход на мировой рынок. Однако с 2008 года фабрика ощутила приближение кризиса. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия показывают, что предприятие находится в убытке, и наблюдается тенденция снижения показателей. За счет повышения себестоимости товаров снизилась выручка от их продажи. Было сокращено количество персонала.

 

2.1 Оценка финансового состояния предприятия по методике ФУДН

     Российское законодательство четко сформулировало признаки отнесения предприятий к группе несостоятельных (банкротов) на основе расчета и анализа следующих показателей: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами и коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

     По методике ФУДН - финансового управления по делам о несостоятельности (банкротстве) финансовое состояние предприятия признается удовлетворительным лишь тогда, когда оба коэффициента (Ктл и Косс) имеют значение в пределах норматива. Выход за рамки норматива хотя бы одного коэффициента считается достаточной причиной, чтобы считать предприятие неплатежеспособным и финансово неустойчивым.

Для оценки финансового состояния  предприятия за 2008 и 2009гг. необходимы данные итоговых строк разделов баланса  предприятия, представленные в таблице 3.

 

Таблица 3. Расчетные показатели  ОАО «Обувная фабрика «Спартак»  за 2007-2009 гг.

Показатель

2007г.

2008г.

2009г.

Внеоборотные активы, тыс. руб.  

970 074

1 334 466

902 885

Оборотные активы, тыс. руб.

514 045

1 162 804

1 453 208

Собственный капитал, тыс. руб.

-27 694

- 70 486

- 93 419

Краткосрочные обязательства, тыс. руб.

155 123

1 451 011

1 337 850


 

Произведем расчет показателей  за 2008 и 2009 года соответственно:

 

1) Ктл.н = 514 045 / 155 123 = 3,31 > 2

Ктл = 1 162 804 / 1 451 011 = 0,80 < 2,

Косс = (- 70 486 - 1 334 466) / 1 162 804 = - 1,21 < 0,1,

Квп = (0,80 + 6/12 (0,8 - 3,31)) / 2 = - 0,23 < 1.

 

2) Ктл = 1 453 208 / 1337 850 = 1,09 < 2,

Косс = (- 93 419 - 902 885) / 1 453 208 = - 0,69 < 0,1,

Квп = (1,09 + 6/12 (1,09 - 0,8)) / 2 = 0,62 < 1.

 

Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4. Финансовые показатели деятельности предприятия

Показатель

2008г.

2009г.

Изменение

(+, -)

Норматив показателя

Коэффициент текущей ликвидности (Ктл)

0,80

1,09

0,29

> 2

Коэффициент обеспеченности собственными средствами (Косс)

-1,21

-0,69

0,52

> 0,1

Коэффициент восстановления платежеспособности (Квп)

-0,23

0,62

0,85

> 1


 

    Как видим из таблицы, на конец 2008 года коэффициент текущей ликвидности равный 0,80 ниже нормы 2. Второй показатель, коэффициент обеспеченности собственными средствами, также ниже нормы (-1,21< 0,1). Согласно методу диагностики финансового состояния ФУДН это свидетельствует о неудовлетворительной структуре баланса, и неплатежеспособности предприятия. Коэффициент восстановления платежеспособности < 1, следовательно, предприятие в ближайшее время не имеет возможности восстановить свою платежеспособность. На конец 2009 года предприятие также является неплатежеспособным (Ктл < 2; Косс < 0,1) и в ближайшее время не имеет возможности восстановить платежеспособность (Квп < 1) . Однако наблюдается положительная тенденция по всем показателям (рост на 0,29; 0,52; 0,85 соответственно). Это говорит о некотором улучшении финансового состояния предприятия, и положительном влиянии введения антикризисного управления.

 

    Информация, содержащаяся в балансе и формах, прилагаемых к нему, не позволяет сделать исчерпывающие выводы о характере и устойчивости финансовой, а также хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия. Это обусловливает необходимость при подготовке и обосновании принимаемых Федеральным управлением и его территориальными агентствами решений в отношении неплатежеспособных предприятий проведение углубленного и комплексного анализа деятельности предприятий на основе дополнительно запрашиваемых данных.

     Решения на основании данного метода принимаются Федеральным управлением в отношении федеральных государственных предприятий, а также предприятий, в капитале которых доля Российской Федерации составляет более 25 процентов.

     Подготовка заключений для арбитражных судов по вопросам оценки финансового состояния предприятий и структуры их балансов осуществляется в соответствии с данным методом в отношении предприятий любых форм собственности.

    Следует особо отметить, что признание предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса не означает признания предприятия несостоятельным (банкротом), не меняет юридического статуса предприятия и не приводит к гражданско-правовой ответственности. Это лишь зафиксированное органом, уполномоченным на то собственником имущества, состояние финансовой неустойчивости предприятия. Поэтому нормативные значения системы критериев установлены таким образом, чтобы обеспечить своевременный контроль за финансовым состоянием предприятия и осуществление мер по предупреждению несостоятельности, стимулируя предприятия к самостоятельному выходу из кризиса.

 

 

2.2 Диагностика финансового состояния предприятия по методике Альтмана

 

    Для диагностики финансового состояния ОАО «Обувной фабрики «Спартак» воспользуемся модифицированным вариантом формулы Альтмана (1.3.6.), так как акции данного предприятия не котируются на бирже. Данные для расчетов возьмем из баланса предприятия (Приложение 1), и отчета о прибылях и убытках (Приложение 2).

 

Таблица 5. Расчетные показатели ОАО «Обувная фабрика «Спартак»

№ п/п

Показатель

Значение показателя, тыс. руб.

2008г.

2009г.

1

Оборотный капитал

1 162 804

1 453 208

2

Сумма активов

2 497 270

2 356 094

3

Нераспределенная прибыль

- 270 257

- 293 163

4

Балансовая стоимость  акций

10

10

5

Операционная прибыль

194 924

269 989

6

Заемные пассивы

2 567 756

2 454 595

7

Выручка от реализации

969 095

931 193


 

Используя данные таблицы 5, произведем расчет показателей модели Альтмана за 2008 и 2009гг. Результаты представлены в таблице 6.

 

1) X1 = 1 162 804 / 2 497 270 = 0,47,

X2 = - 270 257 / 2 497 270 = - 0,11,

X3 = 194 924 / 2 497 270 = 0,08,

X4 = 6,10 / 2 567 756 = 0,

X5 = 969 095 / 2 497 270 = 0,39.

 

 

 

 

2) X1 = 1 453 208 / 2 356 094 = 0,62,

X2 = - 293 163 / 2 356 094 = - 0,12,

X3 = 269 989 / 2 356 094 = 0,11,

X4 = 6,10 / 2 454 595 = 0,

X5 = 931 193 / 2 356 094 = 0,4.

 

Таблица 6. Факторы дискриминантной  модели Э. Альтмана

Фактор

2008 год

2009 год

X1 (показатель ликвидности)

0,47

0,62

X2 (показатель прибыльности)

- 0,11

- 0,12

X3 (показатель устойчивости)

0,08

0,11

X4 (показатель платежеспособности)

0

 0

X5 (показатель активности)

0,39

0,4


 

Рассчитаем Z-коэффициент  по данным 2008г. и 2009г. соответственно:

 

Z = 0.717 * 0.47 + 0.847 (- 0.11) + 30.1 * 0.08 + 0.42 * 0 + 0.995 * 0.39 = 0.89

Z = 0,717 * 0,62 + 0,847 (-0,12) + 3,1 * 0,11 + 0,42 * 0 + 0,995 * 0,39 = 1,07

 

      Значение Z-коэффициента за оба анализируемых года менее 1,23, следовательно, по методу Э.Альтмана, вероятность банкротства как в 2008г, так и в 2009г. очень высокая. Однако наблюдается увеличение показателя на 0,18, и приближение его к минимально допустимому значению 1,23. Что свидетельствует о положительном влиянии введения антикризисного управления.

 

 

   Таким образом, обе модели диагностики финансового состояния предприятия в системе антикризисного управления привели к одному выводу: ОАО «Обувная фабрика «Спартак» является неплатежеспособным, вероятность банкротства очень высока, но имеется некоторая тенденция к улучшению.

К основным факторам, повлиявшим на хозяйственные и финансовые результаты деятельности общества можно отнести  следующие.

 

Внешние факторы:

 

- усиление конкуренции  со стороны Российских обувных  компаний, которые шьют обувь  за пределами России (в основном в Китае);

- сужение рынка поставщиков  (качество кож, артикула кож), комплектующие и мех импортные;

- невыполнение договорных  обязательств поставщиками по срокам.

- удорожание энергоносителей и транспортных услуг;

- климатические условия;

- сужение рынка комплектующих;

 

Внутренние факторы:

 

- компания «Спартак» стала  клиентоориентированной, гибко и  своевременно реагирующей на  потребности своих клиентов компанией;

- переход на более сложные  и технологически трудоемкие модели;

- недостаток оборотных  средств (большой объем оборотных  средств отвлечен на неликвидную готовую продукцию);

Информация о работе Формирование информационной базы для диагностики состояния предприятия