Диагностика в антикризисном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 01:21, курсовая работа

Описание работы

Термин «антикризисное управление», как отмечается в работах некоторых отечественных специалистов по теории менеджмента, в российских условиях еще не устоялся. Причиной терминологических разночтений является отсутствие прочных научных традиций и практического опыта в антикризисном менеджменте. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития социально-экономических систем и существованием опасности возникновения кризиса.

Работа содержит 1 файл

Курсовая ТАУ.docx

— 38.08 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 

     Термин  «антикризисное управление», как отмечается в работах некоторых отечественных  специалистов по теории менеджмента, в  российских условиях еще не устоялся. Причиной терминологических разночтений  является отсутствие прочных научных  традиций и практического опыта  в антикризисном менеджменте. Необходимость  антикризисного управления определяется целями развития социально-экономических  систем и существованием опасности  возникновения кризиса. Однако неоднозначность  и многообразие содержания кризиса  дают в науке разные основания  для классификации экономических  кризисов и циклов.

     Категория антикризисного управления устанавливает  понятийную демаркацию одного типа управления от другого. Многозначность экономического, особенно управленческого понимания  этой категории,  обусловливается  двойственной природой любого кризиса, который одновременно созидает и  разрушает, т.е. формирует предпосылки  и подготавливает условия для  дальнейшего развития и освобождает  от прежней стратегии бизнеса.

     В соответствии с этим теории, акцентирующие  внимание на разрушительной функции  кризиса, предлагают воспринимать кризис как ситуацию, остро угрожающую существованию  предприятия. Кризисная ситуация в  таком случае требует немедленного преодоления, локализации последствий  методами антикризисного управления, чтобы сохранить прежде всего  материальную основу для продолжения  хозяйственно-экономической деятельности при остром дефиците оборотных средств.

     Теории, рассматривающие кризис как явление, ориентированное на ломку старого  и развитие нового, воспринимают его  позитивно. Поэтому в основу заложена не борьба с кризисом, а реструктуризация системы, соответствующая новым  отношениям.

     Становится  очевидным, что своевременное распознавание  признаков и природы кризиса, его локализация, использование  элементов исследования как меры превентивной санации и восстановления платежеспособности составляют суть целей  диагностики в антикризисном  управлении, которые необходимо разобрать в данной курсовой работе, а также рассмотреть нынешнюю ситуацию кризиса в России.

     Между тем проблема диагностики в антикризисном  управлении относится к числу  мало исследованных в отечественной  экономической и управленческой науке. Это объясняется весьма продолжительным  господством в российской экономике  марксистско-ленинского учения, исключающего кризисы при социализме. Естественно, такой подход выхолостил в теории и практике управления всю специфическую  проблематику антикризисного управления, включая антикризисную диагностику.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.ПРИЧИНЫ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ  КРИЗИСА 

 
       Главные причины возникновения кризиса на предприятии. Без этого знания трудно определить, где же "узкое место", а значит, сложно поставить диагноз и начать "лечение компании".

     Прежде  всего, выделяют внутрение и внешние причины возникновения кризиса на предприятии. К внутренним причинам относят:

  1. Плохой менеджмент;
  2. Неадекватный финансовый контроль;
  3. Плохое управление рабочим капиталом компании;
  4. Высокий уровень затрат;
  5. Недостаточный уровень маркетинговой активности;
  6. Большой объем торговли в кредит;
  7. "Неподъемные" проекты;
  8. Неудачно выкупленная компания;
  9. Финансовая политка компании;
  10. Инерция и путаница в компании.

     К внешним причинам кризиса в компании являются:

  1. Изменения спроса на рынке;
  2. Конкуренция;
  3. Изменение в ценах на сырье.

    Рассмотрим  некоторые из причин:

    1. Плохой менеджмент

     Персональные  характеристики главного директора  и управляющего персонала играют ключевую роль в возникновении кризиса  на предприятии. Обычная некомпентность или отсутствие интереса к производству являются наиболее часто встречающимися характеристиками менеджмента убыточных предприятий. При анализе руководства компаний надо рассматривать несколько факторов.

    • Автократичное управление.

       Присутствие доминирующего и  автократичного лидера характеризует многие плохо работающие компании. Однако сам по себе автократичный стиль руководства не может быть решающим фактором. Если такая компания хорошо работает, то все хвалят "дальнозоркого" директора, его умение управлять. Когда же дела идут плохо, все опять же указывают на "самодура"-босса, видя в нем главное препятствие на пути эффективного развития предприятия. Какова же грань отделяющая "дальновидящих соколов" от "близоруких кретинов"? В отношении к постоянно меняющемуся рынку. Если диктатор-директор воспринимает изменения как необходимое условие рынка и изменение компании как необходимое условие ее развития и выживания, то более чем вероятно, что такое предприятие будет успешно развиваться. Если же директор "затормозился" на своем восприятии рынка десятилетней давности, то он, наверняка станет главным тормозом в успешной работе предприятия.

    • Неэффективный совет директоров.

       Несмотря на свою расплывчатость, этот параметр определяет эффективность  распределения ресурсов, решений  по контролю за деятельностью предприятия и планирование развития - ключевых факторов деятельности компании.

    • Неэффективный менеджмент.
 

     Многие  менеджеры являются не менеджерами, а администраторами. Поддержание  статус-кво - это не то, что должны делать менеджеры. Развитие предприятия - вот их главная задача. Постоянно изменяющаяся ситуация на рынке - вызов каждому предприятию и если менеджер не обладает достаточными навыками или интеллектуальной способностью изменять деятельность предприятия в соответствии с ситуацией на рынке, он неминуемо становится тормозом или причиной кризиса на предприятии.

    • Небрежное отношение менеджмента к основному бизнесу компании.

    На определенной ступени развития предприятия, компания неминуемо начинает диверсифицироваться. Когда компания начинает новое направление, управленцы вернее всего сосредоточат большую часть своего внимания на его развитии и внедрении, при  этом очень легко можно забыть о задачах своего основного бизнеса и он может превратиться в "падчерицу" менеджмента. Если учесть то, что именно этот бизнес приносит основной доход компании, результаты такого ведения бизнеса могут быть катастрофическими.

    1. Неадекватный финансовый контроль.

     Это одна из наиболее часто встречающихся  причин упадка в бизнесе. Как правило, страдают следующие показатели:

  • движение наличных денежных средств;
  • контроль затрат;
  • контроль за расходами компании;
  • контроль за ключевыми показателями деятельности компании.
    1. Плохое управление капиталом компании

     Рабочий капитал - средства, имеющиеся в распоряжении предпринимателя для развития предприятия. Зачастую плохое использование рабочего капитала является следствием неудовлетворительного финансового контроля. Управление рабочим капиталом имеет дело прежде всего с дебиторами, кредиторами, товарными запасами и наличностью. Увеличение товарных запасов и дебиторов, сокращение количества кредиторов, такая ситуация характеризуется повышенной потребностью в наличности и, если выйдет из-под контроля, может привести к серьезному кризису предприятия.

    1. Высокие затраты.

     Компания, где затраты на производство значительно  выше, чем у ее главных конкурентов  на рынке постоянно находится  в проигрышном состоянии. Существует шесть главных источников высоких  затрат:

  • неспособность компании получить выгоду от масштаба производства товара или отсутствие опыта производства по отношению к конкурентам;
  • контролирование стратегических элементов производства конкурентом, недоступных компании;
  • диверсификация;
  • стиль управления компанией и организационная структура;
  • неэффективность в связи с нехваткой инвестиций и плохим менеджментом;
  • постановления правительства, оказывающие воздействия на производство.
    1. Недостаточный уровень маркетинговой активности.

     Огромное  количество компании, входящих в стадию кризиса, характеризуются самоуспокоенностью их менеджмента и работников. Отсутствие адекватного маркетинга, как правило, характеризуется следующими чертами:

  • недостаточно активное реагирование на запросы покупателей;
  • плохо мотивированные продавцы товара;
  • неэффективная реклама;
  • усилия не направленные на ключевых покупателей и ключевые товары;
  • плохой сервис после продажи;
  • отсутствие исследования или знания привычек покупателей;
  • отсутствие рекламной литературы;
  • слабое или полное отсутствие разработки новых продуктов.
    1. Большой объем торговли в кредит.

     Это ситуация, когда объем продаж значительно  обгоняет приток наличности при торговле в кредит. Такое чаще всего случается  при плохом финансовом контроле на предприятии. Другой причиной может  быть сознательно выбранная стратегия  предприятия: погоня за объемом продаж без уделения внимания прибыли.

    1. "неподъемные" проекты.

     Очень часто встречается ситуация, когда  компания берется за новый интересный проект и переоценивает прибыль  и время для достижения нужных результатов. Совет: никогда не надо браться за проект, который, в случае неудачи может поставить под  угрозу все предприятие. При расчетах затрат и необходимого капитала обычно требуемую сумму увеличивают  на 30-40% и время, требуемое для  достижения результатов - примерно на такое же количество.

 
 
 

     2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИАГНОСТИКИ КРИЗИСА

     2.1 Основные параметры диагностирования

     Слово «диагностика» от слова «диагноз»  в переводе с греческого означает распознавание, определение. В повседневной жизни, употребляя слово «диагноз», мы имеем в виду, во-первых, констатацию результатов исследования кого-то или чего-то, во-вторых, заключение по этим результатам на основании показателей, нормативов, характеристик и т. д. 
Диагноз — это что-то конкретное, фиксированное по времени и имеющее адресную привязку. Возможность установить диагноз нам позволяет такая исследовательская категория, как диагностика. Диагностика — определение состояния объекта, предмета, явления или процесса управления посредством реализации комплекса исследовательских процедур, выявление в них слабых звеньев и «узких мест». Диагностика — это не одноразовый акт, а процесс, который осуществляется во времени и в пространстве. Процесс диагностики — исследовательский, поисковый, познавательный процесс. Наиболее полезно применение диагностики для определения реального состояния процессов управления. Прежде чем подробнее остановиться на процессе, необходимо определить, что может являться объектом диагностирования, цели и задачи диагноза, базовые параметры и другие сопутствующие исследованию понятия. 
Объектом диагностики может быть как сложная, высокоорганизованная динамическая система (вся экономика страны, отдельная отрасль, конкретная фирма или организация любой формы собственности), так и любой элемент этих систем (внутренняя среда организации, конкретные виды ресурсов, производственные функции, организационная структура, себестоимость и т. д.). 
В основе управления объектом диагноза лежат конкретные управленческие процедуры. 
Цель диагностики — установить диагноз объекта исследования и дать заключение о его состоянии на дату завершения этого исследования и на перспективу. Осуществив цель на основании данных диагноза, можно будет выработать правильную и грамотную экономическую (политическую, социальную) политику, стратегию и тактику. 
Задачи диагностики заключаются в определении мер, направленных на отлаживание работы всех составляющих элементов системы, и способов их реализации. Нельзя осуществлять управление на любом хозяйственном и управленческом уровне, не имея четкого представления о его состоянии. Задачи диагностики тесно переплетаются с двумя другими задачами — прогнозом и анализом происхождения. 
В экономической диагностике очень часто прогноз позволяет уточнить диагноз. Исследование процесса развития объекта также помогает лучше уяснить его существующее состояние. В то же время диагностика является исходным пунктом прогноза, поскольку без четкой и достоверной констатации сложившегося положения невозможно оценить альтернативы развития объекта. Отсюда можно сделать вывод, что проведение диагностических исследований необходимо во всех структурах и на всех уровнях управления. Как уже отмечалось, диагностирование — это исследовательский процесс, а значит на него автоматически переносятся все основные требования, предъявляемые к любому исследованию. 
Во-первых, оно должно быть аутентичным, т. е. основанным на первоисточниках (на первичной достоверной информации любого вида и любой формы представления). 
Во-вторых — объективным. Это значит, что перед тем как начать процесс диагностирования, его участникам необходимо выработать процедуру оценки и составить программу исследования объекта. Эта процедура должна учитывать три обязательных условия: кто проводит исследование; где оно проводится и четкое определение базовых параметров, по которым проводится исследование. Это позволит минимизировать влияние фактора субъективизма при постановке диагноза, а значит повысятся его объективность и точность. 
Точность — это третье требование к правильности диагноза. Существует и такое требование, как воспроизводимость исследования, но это, скорее, желаемое его качество, так как если это не хронометраж, фотография рабочего дня или кинопленка, воспроизвести один к одному проведенное исследование невозможно, хотя бы в силу фактора времени, так как с его течением обязательно изменится 
Релевантная информация — это данные, касающиеся конкретной проблемы, человека, цели и периода времени. 
Когда диагностируют проблему, необходимо отдавать себе отчет в том, что именно можно с нею сделать. Для оперативного управления кризисами необходимо располагать их четкой классификацией. При этом исходят из различных критериев классификации кризисов. К ним можно отнести следующие: тип, или вид; сфера влияния или возникновения кризиса; метод определения кризиса; степень развития кризиса; распределение кризиса во времени; характер учета кризиса; возможность регулирования кризиса.

     2.2 Информация о диагностике

     При диагностике кризиса ведется  исследование не статического состояния  объекта, а его развития во времени. Если объектом диагностики является экономика государства, критериями диагноза являются макроэкономические показатели, если отрасль, то основные технико-экономические показатели этой системы, применяемые в бухгалтерском  учете. 
Основная информация, необходимая для получения заключения . об объекте, обобщается по двум основным блокам: влияние факторов, стабилизирующих систему; динамические свойства системы и масштабы их проявления. 
Исследование этих информационных блоков с помощью средств и методов диагностики позволяет получать необходимые данные о состоянии и перспективах развития объекта. Достоверная информация является залогом верного диагноза состояния экономического объекта. Для исследования состояния какого-либо объекта информация берется из официальных источников, предоставляемых органами государственной статистики. 
Статистические организации проводят массовое научно организованное наблюдение, с помощью которого получают первичную информацию о параметрах диагностируемого объекта. В нашем случае такой информацией являются отчетность о деятельности отдельных предприятий (организаций), сведения о занятости, количестве и распределении трудовых ресурсов. Массовое статистическое наблюдение — это учет максимально возможного числа всех входящих в область исследования единиц. Это исходный материал для статистических обобщений и выводов об исследуемом объекте. Получение сведений о достаточно большом числе единиц дает возможность освободиться от влияния случайных причин и установить характерные черты диагностируемого объекта. 
С формальной точки зрения вся полученная информация об интересующем нас объекте проходит три стадии работы с ней: группировка и обобщение, обработка материала, анализ. При прохождении этих стадий информация по диагностике кризиса подвергается методам статистической обработки, но предварительно осуществляется качественный анализ параметров диагностируемого объекта. Это необходимо для постановки диагноза, так как в любом объекте происходят не только количественные, но и качественные изменения. 
На первой стадии работы с информацией осуществляются ее сбор и группировка методом кластерного анализа. Определяется принадлежность той или иной информации к конкретной группе, подгруппе или классу по принципу сходства и однородности. Полученные результаты оформляются в виде аналитических матриц. Это процедура позволяет выявить сравниваемые между собой объекты, особенности их развития. Затем полученные данные обобщаются. 
На стадии обработки материала осуществляются расчет индексов и определение синтетических показателей для оценки состояния диагностируемого объекта, тенденций и закономерностей его развития. 
Заключительная стадия (анализ информации) необходима для получения выводов о состоянии диагностируемого объекта. Они могут быть представлены в форме текста и дополняться графиками, таблицами, диаграммами и другим иллюстративным материалом.

     Все стадии диагностики тесно связаны  между собой, недостатки, возникающие  в одной из них, сказываются на всем исследовании. 
Результаты диагностики излагаются в следующей последовательности: 
Определение общей тенденции экономического (социального, политического) развития объекта. 
Деление процесса развития диагностируемого объекта на стадии и определение, на какой из них находится объект. 
Представляется прогноз развития объекта.
 

     При диагностике кризиса ведется  исследование не статического состояния  объекта, а его развития во времени. Если объектом диагностики является экономика государства, критериями диагноза являются макроэкономические показатели, если отрасль, то основные технико-экономические показатели этой системы, применяемые в бухгалтерском  учете. 
Основная информация, необходимая для получения заключения . об объекте, обобщается по двум основным блокам: влияние факторов, стабилизирующих систему; динамические свойства системы и масштабы их проявления. 
Исследование этих информационных блоков с помощью средств и методов диагностики позволяет получать необходимые данные о состоянии и перспективах развития объекта. Достоверная информация является залогом верного диагноза состояния экономического объекта. Для исследования состояния какого-либо объекта информация берется из официальных источников, предоставляемых органами государственной статистики. 
Статистические организации проводят массовое научно организованное наблюдение, с помощью которого получают первичную информацию о параметрах диагностируемого объекта. В нашем случае такой информацией являются отчетность о деятельности отдельных предприятий (организаций), сведения о занятости, количестве и распределении трудовых ресурсов. Массовое статистическое наблюдение — это учет максимально возможного числа всех входящих в область исследования единиц. Это исходный материал для статистических обобщений и выводов об исследуемом объекте. Получение сведений о достаточно большом числе единиц дает возможность освободиться от влияния случайных причин и установить характерные черты диагностируемого объекта. 
С формальной точки зрения вся полученная информация об интересующем нас объекте проходит три стадии работы с ней: группировка и обобщение, обработка материала, анализ. При прохождении этих стадий информация по диагностике кризиса подвергается методам статистической обработки, но предварительно осуществляется качественный анализ параметров диагностируемого объекта. Это необходимо для постановки диагноза, так как в любом объекте происходят не только количественные, но и качественные изменения. 
На первой стадии работы с информацией осуществляются ее сбор и группировка методом кластерного анализа. Определяется принадлежность той или иной информации к конкретной группе, подгруппе или классу по принципу сходства и однородности. Полученные результаты оформляются в виде аналитических матриц. Это процедура позволяет выявить сравниваемые между собой объекты, особенности их развития. Затем полученные данные обобщаются. 
На стадии обработки материала осуществляются расчет индексов и определение синтетических показателей для оценки состояния диагностируемого объекта, тенденций и закономерностей его развития. 
Заключительная стадия (анализ информации) необходима для получения выводов о состоянии диагностируемого объекта. Они могут быть представлены в форме текста и дополняться графиками, таблицами, диаграммами и другим иллюстративным материалом.

Информация о работе Диагностика в антикризисном управлении