Антикризисный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:04, курс лекций

Описание работы

В учебной дисциплине рассматриваются основы теории и практики антикризисного управления, предотвращения банкротства и вывода предприятия из кризисного состояния. Особое внимание уделяется диагностике экономического состояния предприятия, разработке и реализации антикризисных мероприятий, стратегическому контроллингу, организационно-производственному менеджменту неплатежеспособных предприятий, а также учету риска в антикризисном управлении.

Содержание

1. Характеристика дисциплины «Антикризисный менеджмент»…………..
2. Содержание дисциплины «Антикризисный менеджмент»………………..
3. Краткий конспект лекций……………………………………………………
Тема 1. Природа и причины кризисов в экономическом раз¬витии…….
Тема 2. Методология антикризисного управления……………………….
Тема 3. Государственное антикризисное регулирование…………………
Тема 4. Институт антикризисных управляющих………………………….
Тема 5. Диагностика бизнеса……………………………………………….
Тема 6. Меры по предупреждению банкротства предприятия…………..
Тема 7. Реструктуризация предприятия в условиях кризиса……………
Тема 8. Процедуры банкротства предприятия…………………………..
Тема 9. Зарубежный опыт антикризисного менеджмента……………….
Тема 10. Умышленное банкротство предприятия………………………..
4. Примерные темы выступлений на семинарских занятиях……………….
5. Примерные вопросы к зачету. Вопросы к ГЭК……………………………..
6. Перечень рекомендуемой литературы……………………………………..

Работа содержит 1 файл

Акулич Антикризисный менеджмент.doc

— 2.14 Мб (Скачать)

Правовое антикризисное регулирование касается, в первую очередь, следующих видов отношений: налогово-бюджетных; б)кредитно-денежных; в) валютных; г) с иностранным капиталом; д) по поводу собственности; е) возникающих по поводу банкротства организации.

 

Специфическими мерами государственного антикризисного регулирования могут стать:

– создание благоприятных условий для объединения и слияния предприятий, создания концернов, ассоциаций, которые в рамках одной системы будут «вытягивать» слабые звенья за счет более устойчивых. Примеры из новейшей экономической истории Беларуси. 1). Присоединения убыточных колхозов к промышленным предприятиям. 2) Создание концернов в различных отраслях экономики Беларуси, видимо, для отстаивания интересов входящих в них предприятий в органах государственной власти, а также для защиты отечественных предприятий от конкуренции со стороны иностранных предприятий.

– выстраивание технолого-сбытовых цепочек, в которых местные власти, помогая одному предприятию, например, госзаказом, обеспечат мультипликационный эффект для всех взаимосвязанных производств;

– рациональное управление пакетами акций предприятий, находящихся в собственности государства.

 

Важнейшим элементом концепции антикризисного государственного регулирования является определение условий, при которых организация признается банкротом.

___________________________________________________________________

 

Выделим основные выгоды от антикризисного регулирования и управления предприятиями для всех участников этого процесса.

Для экономической системы общества – это:

  • формирование новой отраслевой структуры экономики, приспособленной к рынку;
  • переориентация экономических отношений, стимулирующих формирование рынка;
  • разгосударствление и приватизация имущества предприятий;
  • создание стимула для развития предпринимательской деятельности, что способствует совершенствованию материально-технической базы предприятий, повышению культуры производства;
  • высвобождение в результате ликвидации предприятия трудовых, производственных и финансовых ресурсов, которые становятся основой для развития новых предприятий;
  • сохранение и расширение позиций на рынке наиболее сильными и адаптивными к изменениям внешней среды предприятиями, что ведет к повышению эффективности экономики в целом;
  • рациональное и экономное использование природных ресурсов;
  • формирование новой культуры делового общения.

Для государства – это:

– погашение задолженности по бюджетам всех уровней с учетом пеней и штрафов;

– возвращение предприятия в качестве субъекта налогообложения после восстановления его финансового благополучия;

– повышение экспортного потенциала страны;

– лучшее использование местных сырьевых ресурсов;

– формирование информационных баз данных о состоянии каждого предприятия, которые можно использовать в иных системах регулирования и управления, а также при проведении научных исследований;

– совершенствование законодательной и нормативно-методической основы в свете рыночных отношений;

– возможность учиться жить по цивилизованным законам мира и сотрудничать в этой области со всеми зарубежными странами, обеспечивая тем самым допуск себе на международный рынок.

Для населения – это:

– расширение потребительского рынка, производство нужных людям товаров;

– повышение культуры обслуживания потребителей, стимулирование их лояльности к выпускаемой продукции;

– формирование новых ценностей и идеалов;

– влияние развития системы банкротства на создание рабочих мест для специалистов в этой области;

– создание условий для повышения уровня профессионализма специалистов высокой квалификации, в которых нуждается антикризисный менеджмент, а это значит, что с опытом вырабатывается умение эффективно управлять деятельностью предприятий;

– развитие благотворительной деятельности.

Для кредиторов – это:

– получение шанса спасти свои деньги;

– снижение риска от невозвращения долга.

Для персонала предприятия-должника – это:

– создание новых рабочих мест или получение полезной и ценимой работы;

– повышение культуры труда, улучшение его условий;

– усиление ответственности работников и повышение их деловой активности;

– защита работников от невыплаты им заработной платы и увольнений в результате реорганизации предприятия.

Для предприятия-должника – это:

– влияние жесткой конкуренции на развитие производства, деловую предприимчивость;

– создание уникальных возможностей, чтобы избавиться от кадрового «балласта», собрать и сплотить команду проверенных в деле профессионалов, которые могут помочь предприятию выстоять, а в дальнейшем захватить новые позиции на рынке;

–  повышение эффективности использования всех его ресурсов;

– защита от неблагополучных последствий конкуренции;

– предоставление возможности освободиться от бремени долгов;

– формирование банка профилактических и оздоровительных мероприятий, применяемых к несостоятельным либо потенциально несостоятельным предприятиям;

– возможность реорганизации производства, его обновления, получения квалифицированных консультаций арбитражного управляющего;

– предоставление шанса взять «новый старт», возобновив свою деятельность, а в результате вновь обрести финансовую стабильность.

Источник: Крум Э.В. Антикризисное управление предприятием: учебно-методический комплекс / Государственный институт управления и социальных технологий БГУ, Кафедра управления финансами и недвижимостью. Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. 283 с.

__________________________________________________________________

 

Антикризисные меры. Важнейшим элементом антикризисного управления является принятие решений. Решения, принимаемые с целью преодоления либо предотвращения кризиса на предприятии, называют антикризисными мерами.

Антикризисные меры, принимаемые при угрозе банкротства предприятия, включают в себя следующие категории: предупредительные меры;  экстренные меры;  последующие меры.

Антикризисные мероприятия можно условно объединить в следующие группы:

  1. Наиболее «популярные» антикризисные мероприятия:
    • снижение себестоимости (всесторонняя экономия затрат);
    • реорганизация управленческих структур;
    • маркетинговые программы;
    • новые методы работы с кадрами.

Спорная практика:

    • создание дочерних предприятий;
    • финансирование реструктуризации за счет собственных средств.

Нестандартные методы: 
– диверсификация;

– финансовое планирование;

– реструктуризация задолженности;

– реструктуризация предприятия;

– инновации и модернизация производства.

 

    1. Система антикризисного регулирования Беларуси.

 

Система антикризисного регулирования включает целостную совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, направленных на защиту предприятий от кризисных ситуаций и предотвращение банкротства.

Функциональными элементами системы антикризисного регулирования являются:

  • мониторинг состояния предприятий;
  • исследование изменения отраслевой структуры хозяйства;
  • прогнозирование и планирование;
  • принятие управленческих решений и распоряжений;
  • координирование и организация их выполнения;
  • введение системы стимулов;
  • учет и контроль результатов функционирования хозяйства.

 

Все они находятся в тесной взаимосвязи и непрерывном взаимодействии друг с другом. Особую роль играет мониторинг.

 

Механизмами (энергией), приводящими данную систему в действие и обеспечивающими ее функционирование, являются:

  • выработка стратегии, политики и принципов антикризисного регулирования и учреждение его участников;
  • наработка законодательной и нормативно-методической базы;
  • технология контроля, включающая мониторинг;
  • изучение изменений факторов внешней среды, оказывающих воздействие на предприятия;
  • принятие мер, направленных на преодоление неплатежей.

 

Основная задача института несостоятельности (банкротства) заключается в том, что коль скоро потери кредиторов оказались неизбежными, то эти потери должны быть распределены между ними наиболее справедливым образом.

В соответствии с этой позицией принципами антикризисного регулирования являются:

  • создание правовой основы цивилизованных предпринимательских отношений в условиях несостоятельности предприятий;
  • ограничение до разумных пределов государственного и административного влияния на деятельность неплатежеспособных предприятий, демократический подход к решению судьбы предприятия-должника;
  • предоставление честным должникам возможности возобновления своей деятельности и создание условий для возрождения отечественного бизнеса;
  • сохранение перспективных предприятий, имеющих временные финансовые трудности, и оказание им помощи;
  • введение системы безопасных мер для всех участников предпринимательства и экономической деятельности государства при банкротстве предприятий;
  • защита предприятия от влияний споров и тяжб, приводящих к ускорению его развала;
  • защита интересов всех участников банкротства, с предоставлением приоритета интересам кредиторов;
  • справедливое распределение имущества должника, подлежащего распродаже.

 

Участниками антикризисного регулирования являются различные службы и организации:

  1. Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Беларуси. В настоящее время заместителем министра экономики, который отвечает за это направление экономики, является Мирониченко Александр Иванович. В состав  Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Беларуси входят следующие структурные подразделения:

1) Управление государственной политики в сфере имущественных отношений (примеч. Имеет непосредственное отношение к сфере недвижимости. – В.А.). Начальником этого управления в настоящее время является  Ваулин Владимир Петрович.

2) Управление совершенствования организационных форм управления;

3) Территориальные отделы по санации и банкротству в областях и в г. Минске.

Основными задачами Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Беларуси являются:

  • разработка и реализация государственной политики по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства);
  • разработка и осуществление мер по финансовому оздоровлению и предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, а также по процедурам банкротства в соответствии с законодательством;
  • осуществление в установленном порядке лицензирования деятельности антикризисного управляющего в производстве об экономической несостоятельности (банкротстве), а также контроль за деятельностью лиц, осуществляющих данный вид деятельности;
  • обеспечение проведения процедур экономически несостоятельности (банкротства) отсутствующих должников;
  • организация подготовки и проведение аттестации на соответствие физических лиц профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющим в производстве по делам об экономической не состоятельности (банкротстве), лицензирование их деятельности.

 

  1.  Высший Хозяйственный Суд Беларуси (адрес сайта: http://www.court.by) и хозяйственные суды областей, города Минска (являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией Беларуси в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе иностранных.

Основными задачами хозяйственных судов являются:

  • обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности путем осуществления правосудия;
  • обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия;
  • содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

Информация о работе Антикризисный менеджмент