Антикризисное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 01:26, реферат

Описание работы

В еще недавнем прошлом, в условиях советской экономики, проблемы антикризисного управления не только не были актуальными, но даже не упоминались. В стране господствовала официальная установка относительно пропорционального и планомерного, соответственно и бескризисного развития экономики, отсюда не было и нужды в антикризисном управлении. Правда, часть предприятий и в советский период была убыточной, в промышленности примерно 20%, в сельском хозяйстве около 30%. Но только наличие убыточных предприятий объяснялось тем, что государство сознательно устанавливает более низкие цены на продукцию части предприятий, в связи с чем возникает такой феномен в экономике, как планово-убыточные предприятия.

В условиях проведения радикальных рыночных реформ в России проблемы антикризисного управления приобрели особую актуальность.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

Глава 1: Причины введения системы антикризисного управления………....4
Влияние различных факторов на управление предприятием…..4
Роль антикризисного управления………………………………...7

Глава 2: Антикризисная стратегия предприятия……………………………..14

2.1. Разработка стратегии……………………………………………..14

2.2. Анализ стратегии………………………………………………….16

Глава 3: Реализация выбранной стратегии……………………………………24

3.1. Тактика управления………………………………………….......24

3.2. Организация внедрения антикризисной стратегии ………………29

Заключение……………………………………………………………………...32

Список литературы……………………………………………………………..34

Работа содержит 1 файл

Антикризисное управление.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

          Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

Глава 1: Причины  введения системы антикризисного управления………....4

    1. Влияние различных факторов на управление предприятием…..4
    2. Роль антикризисного управления………………………………...7

Глава 2: Антикризисная стратегия предприятия……………………………..14

          2.1.    Разработка стратегии……………………………………………..14

          2.2.    Анализ стратегии………………………………………………….16

Глава 3: Реализация выбранной стратегии……………………………………24

           3.1.    Тактика управления………………………………………….......24

     3.2. Организация внедрения антикризисной стратегии ………………29

Заключение……………………………………………………………………...32

Список литературы……………………………………………………………..34 
 
 
 
 

           Введение

     В еще недавнем прошлом, в условиях советской экономики, проблемы антикризисного управления не только не были актуальными, но даже не упоминались. В стране господствовала официальная установка относительно пропорционального и планомерного, соответственно и бескризисного развития экономики, отсюда не было и нужды в антикризисном управлении. Правда, часть предприятий и в советский период была убыточной, в промышленности примерно 20%, в сельском хозяйстве около 30%. Но только наличие убыточных предприятий объяснялось тем, что государство сознательно устанавливает более низкие цены на продукцию части предприятий, в связи с чем возникает такой феномен в экономике, как планово-убыточные предприятия.

     В условиях проведения радикальных рыночных реформ в России проблемы антикризисного управления приобрели особую актуальность.

     Во-первых, в условиях рыночно капиталистического хозяйства антикризисное управление играет особо важную роль в оздоровлении экономики. Во-вторых, по мере продвижения по пути "реформ" в России с катастрофической скоростью нарастало число убыточных предприятий. Начиная с 1995 г., удельный вес убыточных предприятий в нашей стране превысил 50% и продолжает расти. Удельный вес неплатежеспособных пред-приятий (банкротов по существу) значительно больше, так как мно-гие прибыльные предприятия имеют недостаточно доходов для по крытая своих денежных обязательств.

     Успех стратегии антикризисного управления в первую очередь зависит от того, как сможет менеджмент фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного  события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы.

     Вопросы стратегического и тактического планирования, а также формирования стратегии развития фирмы, сегодня  очень актуальны. Неверно выбранная  стратегическая политика, ошибки в  определении миссии, просчёты в формировании стратегии фирмы могут привести к значительным убыткам. В последнее время, бурная полемика, выбрасывает на читателя самые разнообразные высказывания, в том числе и на популярную тему планирования, формирования правильной стратегии фирмы. Поэтому, научиться осуществлять выбор целевых сегментов, проводить анализ среды и активно участвовать в формировании стратегии предприятия - главная задача любого экономиста. И от того, как это будет сделано, полностью зависит успех развития предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.1. Влияние различных факторов на управление предприятием

     Рыночные  формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к  несостоятельности отдельных субъектов  хозяйствования или к их временной  неплатежеспособности. Например, по данным газеты «Труд» от 30 марта 2004 г., в Российской Федерации — 40% убыточных предприятий. Просроченные кредитные задолжности на конец января 2004 г. составили 1,2 трлн руб. Однако даже в случае стабилизации экономики не следует ожидать, что в стране таких предприятий не будет. В США, например, около 50% вновь созданных малых и средних предприятий прекращают свою деятельность в течение года; вместе с тем признанные законом банкроты составляют всего около 1% количества всех предприятий. Сказанное позволяет сделать вывод о необходимости постоянно проводить работу по антикризисному управлению.

     Почему  благополучные ранее предприятия  оказались в состоянии неплатежеспособности? Как показывает теория и подтверждает опыт, нарушение платежеспособности в современных условиях является следствием несоответствия стратегии предприятия тенденциям развития рыночной ситуации.

     Еще 30 лет назад отсутствовали стратегические принципы управления предприятиями. Только на стыке 60–70-х гг. появляются новые  методы управления и вместе с ними термин «стратегическое управление» (рис. 9.1). Это вызвано, в первую очередь, изменениями внешней среды бизнеса.

     Малоподвижная внешняя среда 

     

     Подвижная внешняя среда, изменения незначительные, но узнаваемые

     

     Быстро  меняющаяся внешняя среда, неожиданные  и неузнаваемые изменения 

     

     Рис. 9.1. Эволюция организации и принципов управления 
Источник: «Менеджмент в России и за рубежом». — 1998. — № 1.

     Любую ситуацию, в которой предприятие  не успевает подготовиться к изменениям можно считать кризисной. Чтобы  этого не произошло, необходимо вовремя понять причины кризиса экономики предприятия и принять меры еще до внешнего проявления трудностей (финансовых сложностей).

     Причины, в силу которых предприятие попадает в кризис, можно разделить на две  группы:

  • внешние, которые не зависят от предприятия или на которые предприятие может повлиять в незначительной степени (табл. 9.1);
  • внутренние, которые возникли в результате деятельности самого предприятия.

     Исследования  подтвердили, что внутренние факторы  усиливают действие внешних. Логическую цепочку поиска внутренних причин экономического кризиса на российских предприятиях можно построить, исходя из увеличения или уменьшения объема продаж за последние два года.

     Если  проблемы с продажей продукции отсутствуют, то причина не в самой продукции, а в оборачиваемости оборотных средств. Если оборачиваемость малая, то проблема связана с большой длительностью производственного цикла. Необходимо выявить слабое звено цикла. Это могут быть задержки с оплатой отпущенных товаров — тогда причины кризиса связаны с ценовой политикой и контролем цен, с условиями договора на продажу товара (например, поставки товара осуществляются без предоплаты). Высокие цены могут быть связаны с издержками производства — тогда следует выяснить динамику изменения затрат на производство товара и причины роста издержек. Для российских предприятий, как правило, высокие составляющие издержек — это затраты на энергоносители.

     При высокой оборачиваемости средств  причины экономического кризиса  заключаются в рентабельности товара. Если объем продаж уменьшается, то причину следует искать в реализации продукции. Наличие запасов готовой нереализуемой продукции, потребительские свойства товара, ценовая политика и система распределения и продвижения товара могут быть причинами кризиса предприятия.

     Можно сделать вывод, что выход из кризиса российских предприятий связан с устранением причин, вызвавших его, а сам процесс планирования этого выхода можно назвать стратегией (антикризисное стратегическое планирование) и тактикой (оперативное планирование) антикризисного управления.

    1. Роль антикризисного управления

            В настоящее время для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности все предприятия должны время от времени вносить изменения в свою хозяйственную деятельность. Стратегия антикризисного управления позволяет установить:

  • каким образом предприятие может противостоять изменениям внешней среды (возникающим часто, нерегулярно и практически непредсказуемо);
  • с помощью каких предварительных мер можно сохранить свою жизнеспособность и достигнуть намеченных целей.
     Анализ  внешних факторов кризисного развития
     Факторы      Проявление  кризисных факторов      Возможные последствия
     Состояние национальной экономики       Правительство пытается сгладить последствия ухудшения  экономической политики регулированием налогов, денежной массы, ставки банковского процента      Ужесточение налогообложения, удорожание кредита, рост издержек
     Политические  факторы       Отношение государства к предпринимательской  деятельности запретительного или  ограничительного характера;  
нестабильность деятельности правительства и т.д.
     Ухудшение инвестиционного климата, вывоз  капитала из страны
     Правовые  факторы       Недостаточное антимонопольное регулирование; 
ограниченное регулирование ВЭД; 
неразвитость законодательной базы.
     Повышение предприятиями-монополистами доходов за счет повышения цен на продукцию; 
спад производства; 
отсутствие необходимой законодательной базы; 
трудности выхода на внешний рынок
     Социальные  факторы       Традиции, жизненные ценности; 
менталитет административно-плановой экономики; 
отсутствие навыков управления финансами; 
невысокий уровень культуры.
     Низкий  уровень руководства; 
тяга к расточительству; 
преступность, коррупция.
     Технологические факторы       Низкие  расходы государства на науку  и технику; 
низкий технический уровень
     Технологический застой, низкое качество и высокая себестоимость продукции, низкий уровень производительности и конкурентоспособности предприятий
     Взаимоотношения с покупателями и поставщиками      Медленный темп роста выручки; 
задержки поставок сырья и материалов; 
их низкое качество.
     Рост  неплатежей; снижение объема производства и качества продукции 

     Стратегия антикризисного управления охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области  существующей стратегии, производственных процессов, структуры и культуры любой социально-экономической системы, включая частные и государственные предприятия. Предприятие должно постоянно следить за основными факторами окружающей среды и делать своевременные и правильные выводы относительно своих потребностей в изменениях. Толчком к изменениям являются кризисные ситуации. В зависимости от того, в какой области они представляют опасность для достижения целей предприятия, выбирается соответствующая антикризисная стратегия.

     Кризис  ликвидности означает реальную потерю платежеспособности. В этом случае стратегия антикризисного управления — это прежде всего стратегия выживания: необходимо сохранить ядро трудового коллектива, основные фонды, ключевые технологии, удержать производство, т.е. стабилизировать положение организации, при этом не потеряв перспективу и просчитывая все действия, исходя из реальных возможностей. Выход из кризиса есть всегда.

     Элементарная  задача предприятия в случае кризиса  ликвидности — сократить расходы. В докризисной ситуации на большинстве российских предприятий наблюдалась избыточность персонала. В условиях кризиса сокращение его численности становится необходимостью, в противном случае результаты могут быть плачевными. Действия менеджера должны быть в этом случае взвешенными и рациональными. Вместе с тем экономия на заработной плате при ее умелом проведении может стать действенным фактором антикризисного управления. Так, на Кузнецком металлургическом комбинате удалось решить проблему снижения заработной платы, избежав забастовок, стачек и других проявлений недовольства трудового коллектива. В первый же месяц внешнего управления было объявлено, что всем рабочим уменьшается заработная плата, но с условием ее регулярной выплаты. И действительно, задержки с ее выплатой прекратились. Когда стало ясно, что слова управляющего не расходятся с делом, трудовой коллектив безоговорочно поддержал новую власть.

     Снижению  издержек может способствовать кампания по экономии материальных затрат, если она проводится с применением  принципа «одного зонтика», суть которого — управлять суммарными издержками всей организации, а не проводить экономию по отдельным подразделениям.

     Объем продаж в кризисной ситуации можно  увеличить за счет рационального  размещения мест продажи товара, что  облегчает покупателям возможности его приобретения. Так действуют, например, мясокомбинаты, которые приобрели передвижные фургоны-магазины и установили их в местах, удобных для потенциальных покупателей. Ряд предприятий (например, молочные заводы) увеличивают торговый оборот за счет роста численности продавцов, что дает возможность максимально использовать небольшие торговые площади на рынках. Подобные меры исключают участие торговых посредников, что позволяет удерживать повышение цен.

Информация о работе Антикризисное управление