Антикризисное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:14, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение теоретических вопросов в области антикризисного управления и изучение зарубежного опыта антикризисного управления. Задачами является анализ опыта зарубежных стран в борьбе с кризисом.

Работа содержит 1 файл

ау курсовая.doc

— 102.50 Кб (Скачать)
  • лицензирование специалистов по банкротству, контроль за процессом выдачи этих лицензий и за деятельностью арбитражных и конкурсных управляющих;
  • осуществление функций конкурсного управляющего в случае нехватки активов подвергаемого процедуре банкротства предприятия для оплаты конкурсного управляющего из числа независимых профессионалов;
  • выявление вероятных причин банкротства должника и понесения им убытков;
  • выявление причин незаявления о банкротстве директорами должника, как только стало ясно, что спасение бизнеса невозможно;
  • проверка документации любой компании в случае поступления жалоб от клиентов, партнеров или общественности;
  • предписание неблагополучным компаниям пройти аудиторскую проверку и назначение определенных аудиторов за счет компании;
  • добиваться ликвидации любой компании в случае, если Служба несостоятельности пришла к выводу, что это соответствует интересам общества (на такие случаи приходится примерно 1% всех банкротств в Великобритании — несколько сотен случаев в год);
  • возбуждать в судах дела о судебном преследовании должников.

         Многолетний богатый опыт государственного регулирования банкротств существует в Соединенных Штатах Америки. С 1934 года роль государственного органа по несостоятельности стала выполнять Комиссия по биржам и ценным бумагам (КБЦБ) Правительства США. В реформированном в 1978 году американском Законе о банкротстве у КБЦБ есть три функции:

  • выступать в суде и быть заслушанной по любому вопросу дела о банкротстве, в частности, по поводу назначения конкурсного управляющего, назначения комиссий кредиторов и акционеров, уровня оплаты конкурсных управляющих, использования, продажи и аренды собственности;
  • контролировать и обеспечивать адекватность заявления предприятия-должника о своем финансовом состоянии и наличии активов;
  • возражать против утверждения судом плана реорганизации по мотивам злоупотреблений со стороны должника.

    В ряде случаев КБЦБ вмешивалась в условия продажи действующих неплатежеспособных предприятий, настаивая и добиваясь других условий продажи. В 1983 году в дополнение к КБЦБ в США появились Государственные Федеральные Конкурсные Управляющие. Их задача, среди прочего, состоит в контроле деятельности и оплаты независимых конкурсных управляющих, а также в предотвращении мошенничества, нечестности и нарушения законности при осуществлении процедур банкротства. 
        Государственный орган по банкротству Швеции находится в единой системе с налоговой службой и органами судебного исполнения и состоит в совместной компетенции Министерства финансов и Министерства юстиции. Этот орган, имеющий отделения во всех провинциях страны, контролирует и регулирует осуществление процедур несостоятельности.  
       Сравнительный анализ функций и полномочий Государственных органов по банкротству некоторых стран приведен в таблице. 
       В зарубежных странах достаточно широко применяются и внесудебные процедуры несостоятельности, осуществляемые по инициативе как должников, так и кредиторов. В некоторых странах предпочитают поощрять именно внесудебные процедуры реструктурирования долгов как формы реорганизации несостоятельного предприятия — достаточно мягкие, добровольные формы. Так в Законе о банкротстве Германии предусмотрено, что основные решения в ходе производства по несостоятельности принимаются не судьей по делам о банкротстве, а собранием кредиторов, на котором голоса распределяются в соответствии с реальной стоимостью прав требования. 
          В целом, добровольное внесудебное урегулирование проблем между должником и кредиторами используется повсеместно, хотя оно только поощряется, но ни в коем случае не навязывается. Использование процедуры добровольного признания несостоятельности типично для стран с общим (прецедентным) правом (Великобритания и др.). В этих странах около 60% признаний предприятий несостоятельными (банкротами) происходит по процедуре добровольного решения кредиторов о ликвидации компании должника в соответствии с уставом компании. 
         Английский закон содержит множество различных процедур признания несостоятельности должника, в том числе широко используемые внесудебные процедуры, когда кредиторы ликвидируют компанию по своей воле. В Великобритании ликвидация предприятия по решению кредиторов осуществляется в случае, если за это проголосовало большинство акционеров (не менее 75%), и после этого было вынесено решение суда. Однако любой кредитор имеет право подать прошение в суд и добиться принудительной ликвидации предприятия-должника. Это часто случается тогда, когда кредиторы имеют основания подозревать, что проверка деятельности должника проведена недобросовестно. По своей структуре внесудебное признание несостоятельности и принудительная ликвидация по суду идентичны и в равной мере обеспечивают права кредиторов. 
         В этой же стране некоторые функции органа по банкротству в части осуществления внесудебных процедур выполняют также банки. По закону любой английский банк, в том случае если он приходит к выводу о неплатежеспособности своего клиента, имеет право назначить на такое предприятие внешнего управляющего. Банк может назначить на предприятие аудитора за счет самого предприятия. Этот аудитор может подготовить отчет банку не только о финансовом состоянии должника, но и о компетенции его руководства. Таким образом, английский банк не может ликвидировать предприятие-должника во внесудебном порядке, но может инициировать его реорганизацию. 
       Законодательством Канады предусмотрено наличие превентивных реорганизационных мер, применяемых к должнику с целью недопущения его банкротства, причем проведение таких мероприятий может прямо указываться в договоре, из которого вытекают обязательства должника (судебные же процедуры возникают только с момента появления предмета спора по реализации указанных процедур). 
         По мнению ведущих западных специалистов, при существующем положении вещей в странах с переходной экономикой (к которым относится и Россия), целесообразно привлекать судебные органы к решению проблем несостоятельности только в самых крайних случаях, и гораздо шире практиковать внесудебные процедуры банкротства. Поскольку в развивающихся странах не всегда хватает знаний и опыта в области судебных разбирательств по коммерческим вопросам. 
 
Функции и полномочия Государственных органов по банкротству

Наименование  функций и полномочий Государственного органа по делам о банкротстве Велико- британия США Швеция Россия 
1. Государственный  орган по банкротству  и государственная  политика в этой  сфере
Государственный контроль исполнения законодательства о банкротстве + + + +
Разработка  законодательства по банкротству и  право законодательной инициативы   + +  
Разработка  рекомендаций правительству страны относительно государственной политики в сфере несостоятельности + + +  
Предоставление  разъяснений по вопросам применения законодательства о банкротстве +   + +
Анализ  и предоставление правительству  статистической информации по делам  о несостоятельности +   +  
Сбор  и анализ результатов осуществления конкретных решений по делам о банкротстве и разработка рекомендаций правительству, судам и специалистам по банкротству + + +  
Консультирование  государственных служащих, судей, юристов  и специалистов по банкротству + + +  
2. Государственный  орган по банкротству и несостоятельные предприятия
Получение любой информации о неблагополучных  в финансовом отношении предприятиях, в том числе с правом свободного входа на такие предприятия +     +
Предъявление  обязательных для исполнения требований о проведении аудиторской проверки должника, а также о проведении оценки стоимости активов +   + +
Ведение реестра юридических лиц, подлежащих учету в соответствии с законодательством  о банкротстве + + + +
Предупреждение  неправомерных действий при банкротстве, выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства + + + +
Выявление неправомерных действий управляющих (менеджеров) любых действующих предприятий + + +  
Предъявление  менеджеру должника требований об устранении нарушений законодательства о банкротстве + + + +
Направление в суд ходатайства о дисквалификации  менеджера должника + + + +
3. Государственный  орган по банкротству  и процедуры несостоятельности
Обращение в суд с заявлением о признании  должника несостоятельным (банкротом) в случаях, предусмотренных законом + +   +
Экспертиза  дел о банкротстве (несостоятельности) + + + +
Обеспечение реализации процедуры банкротства  предприятия с недостаточными средствами для осуществления ликвидационных процедур (отсутствующего должника) +   + +
Защита интересов больших групп мелких кредиторов при осуществлении процедур банкротства + + +  
Обеспечение выплат задолженности по зарплате и  выходным пособиям сотрудника в случае несостоятельности и нехватки конкурсной массы     +  
4. Государственный  орган по банкротству и специалисты по несостоятельности
Организация системы подготовки специалистов по банкротству +     +
Утверждение требований к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере  антикризисного управления + + + +
Организация контроля деятельности арбитражных и конкурсных управляющих + + +  
Лицензирование  деятельности специалистов по банкротству  в качестве арбитражных управляющих +   + +
Контроль  соблюдения профессиональных и этических  стандартов деятельности специалистов по банкротству + + +  
Разработка  и контроль соблюдения шкалы и  правил вознаграждения арбитражных  и конкурсных управляющих + + +  

Информация о работе Антикризисное управление