Антикризисное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:14, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение теоретических вопросов в области антикризисного управления и изучение зарубежного опыта антикризисного управления. Задачами является анализ опыта зарубежных стран в борьбе с кризисом.

Работа содержит 1 файл

ау курсовая.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

     Введение

     Антикризисное управление – это управление, способное  предотвращать или смягчать кризисы, а также управление, способное  удерживать функционирование в режиме выживания в период кризиса и  выводить экономику или предприятия  из кризисного состояния с минимальными потерями.  
         Антикризисное управление в значительной мере является искусством управления. Для опытного и талантливого управляющего кризисов не существует, в том смысле, что они нарушают или разрушают управление. Для него кризис – это очередная сложная проблема, которую он успешно решает. Но искусству управления тоже надо учиться, оно само не приходит даже с опытом. Искусство управления – это соединение опыта, способностей и образования. В настоящее время, в условиях жесткой конкуренции, любой организации очень сложно выжить на рынке. Часто та или иная организация сталкивается с кризисными ситуациями, решение которых определяется политикой антикризисного управления. В работе описан опыт зарубежных стран в области антикризисного управления. Подробно рассмотрены действия в кризисной ситуации па примере США и Германии.

         Целью данной работы является  рассмотрение теоретических вопросов  в области антикризисного управления  и изучение зарубежного опыта  антикризисного управления.  
        Задачами является анализ опыта зарубежных стран в борьбе с кризисом.
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1: Понятие антикризисного управления

1.1  Необходимость и возможность антикризисного управления

     Термин  «антикризисное управление» возник сравнительно недавно с началом  реформирования экономики России и с постепенным вхождением страны в состояние кризиса. Очевидно, что для выхода экономики из кризиса необходим новый тип управления, кардинально отличающийся от менеджмента, осуществляемого в стабильных условиях.

     Обострение  кризиса в России вызвало потребность в директивном антикризисном управлении. Этот особый тип управления получил название антикризисного1.

     При этом возникает вопрос о необходимости  антикризисного управления как практической деятельности, науки и учебной  дисциплины после выхода страны из кризиса, ведь, безусловно, экономический кризис, каким глубоким он ни был, когда-нибудь пройдет2.

     Но  история экономического развития многих стран и особенности развития воспроизводственных процессов  в социально-экономических системах, рассмотренные в предыдущей лекции свидетельствуют, что кризисы и цикличность являются неотъемлемыми характеристиками любого процесса развития3.

     Неотвратимость  и неизбежность периодов спада и  подъема в развитии различных  систем существует при любом, даже самом успешном управлении. И не только экономика, но и все системы развиваются циклично, не только в ходе расширенного воспроизводства возникают кризисные ситуации. Поэтому процесс управления социальноэкономической системой должен быть всегда антикризисным.

     Антикризисное управление – это такой вид управления, при котором развиты механизмы предвидения и мониторинга кризиса, анализа его природы, вероятности, признаков, применения методов снижения отрицательных последствий кризиса и использования его результатов для будущего более устойчивого развития.

     Возможность антикризисного менеджмента связано  с искусством выхода из критических  ситуаций, деятельностью человека, который может искать и выбирать оптимальные пути выхода из кризисных  ситуаций, мобилизовываться на выход из наиболее тяжелых и опасных ситуаций, использовать прошлый тысячелетний опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к проблемным ситуациям. Также возможность антикризисного управления определяется знанием циклического характера развития социально-экономических систем, что позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития4.

     Все проблемы антикризисного управления можно  распределить по четырем группам. Первая группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций.

     Вторая  группа проблем антикризисного управления связана с методологическими  проблемами жизнедеятельности организации. Эта группа включает комплекс проблем  финансовоэкономического характера. Проблематику антикризисного управления можно представить и в дифференциации технологии управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем рассмотрении проблемы мониторинга кризисов и разработку прогнозов развития социально-экономических систем, проблемы разработки управленческих решений. Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации5. 

     1.2. Признаки и особенности антикризисного управления

     В широком смысле предметом управления всегда выступает деятельность человека. Антикризисное управление имеет предмет воздействия – проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса. Любое управление должно содержать черты антикризисного и задействовать антикризисный механизм управления по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия.

     Сущность  антикризисного менеджмента определяют следующие характеристики: кризисы  можно предвидеть, ожидать и вызывать; кризисы в определенной мере можно  ускорять, предварять, отодвигать; к  кризисам можно и необходимо готовиться; кризисы можно смягчать; управление в условиях кризиса требует иных методов, опыта и искусства, специальных знаний; кризисами можно управлять; управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

     В зависимости от разновидности кризиса будет различаться и механизм управления им6.

     Но  система антикризисного управления должна соответствовать следующим  характеристикам: гибкость и адаптивность, присущие матричным системам управления; склонность к усилению неформального  управления; диверсификация управления; децентрализация управления; повышение интеграции7.

     Особенности процессов и технологий антикризисного менеджмента можно выразить в  следующем: мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ; использование программно-целевых методов разработки и реализации управленческих решений; ускорение процесса реализации антикризисных мер; повышение эффективности оценки управленческих решений и оптимизации управленческих решений8.

     Приоритетными средствами антикризисного управления должны являться: мотивирование, ориентированное  на антикризисные меры; поддержание  оптимизма и уверенности у  персонала, предотвращение конфликтов; интеграции по ценностям профессионализма; развитие инициативы в решении проблем развития; корпоративность, взаимоприемлемость, поддержка инноваций9.

     Стиль антикризисного управления должен характеризоваться: профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским  подходом, самоорганизацией, принятием ответственности10.

     Важным  элементом системы антикризисного управления являются его функции.

     1. Функции антикризисного управления – это виды деятельности, которые реализуют предмет антикризисного управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно на всех стадиях кризиса. Можно выделить шесть функций: предкризисное управление; управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений.

     2. Важнейшей чертой антикризисного менеджмента является интеграция неформального и формального управления.

     3. Для антикризисного управления особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития11.

     Существуют  разные стратегии антикризисного управления. Наиболее важными являются следующие: предупреждение кризиса, подготовка к  его появлению; ожидание зрелости кризиса для его преодоления; противодействие кризисным явлениям, замедления его процессов; стабилизацие ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов; рассчитанный риск; последовательный вывод из кризиса; предвидение и создание условий устранения последствий кризиса12.

     1.3. Эффективность антикризисного управления

     Важным  показателем антикризисного управления является его эффективность.

     Она характеризуется соотношением эффекта, т. е. степени достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса, и затраченных ресурсов.

     На  эффективность антикризисного управления влияют следующие факторы.

     1. Профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка. Профессионализм формируется в ходе специального обучения, целенаправленного аккумулирования опыта и развития искусства антикризисного управления.

     Сегодня в стране создана система обучения антикризисных управляющих, которые  способны выводить предприятие из кризиса  с наименьшими потерями. Антикризисное  управление должно стать необходимым элементом любого управления: стратегического, креативного, производственного, экологического, финансового и пр.

     2. Искусство управления, данное природой и приобретенное в процессе специальной подготовки, следует выделить особо в перечне факторов эффективности антикризисного управления. Поэтому для антикризисного управления крайне важен психологический анализ в отборе специалистов, которые способны чутко реагировать на приближение кризиса и управлять в экстремальных ситуациях.

     3. Методология разработки рискованных решений. Такая методология должна быть создана и освоена, потому что она в значительной мере определяет такие качества управленческих решений, как своевременность, полнота отражения проблемы, конкретность, организационная значимость.

     4. Научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций. Видение будущего и не субъективное, а основанное на точном, научно обоснованном анализе позволяет постоянно осуществлять мониторинг приближающегося кризиса.

     5. Важным фактором эффективности антикризисного управления является также корпоративность, т. е. понимание и принятие всеми работниками целей организации, готовность самоотверженно работать для их достижения, это особый вид интеграции всех сотрудников, развитие внутреннего патриотизма и энтузиазма.

     6. Лидерство также входит в совокупность факторов эффективного антикризисного управления. Лидерство определяется не только личностью менеджера, но и сложившимся стилем работы, структурой персонала управления, авторитетом власти, уверенностью, укрепившимся доверием к менеджеру.

     7. Оперативность и гибкость управления заключаются в изменении управления в соответствии с ситуациями, адаптации управления к условиям кризиса.

     8. Стратегия и качество антикризисных программ. Во многих ситуациях возможна потребность в изменении стратегии управления и в разработке специальных программ антикризисного развития.

     9. Отдельным пунктом следует выделить человеческий фактор. Здесь подразумевается обязательное наличие антикризисной команды – ближайших помощников антикризисного менеджера, которые могут пользоваться его особым доверием.

     10. Система мониторинга кризисных ситуаций является крайне важным фактором эффективности антикризисного управления. Это организованные действия по непрерывному постоянному определению вероятности и реальности наступления кризиса для его своевременного обнаружения и распознавания13. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2: Зарубежный опыт антикризисного управления

     Как показывает практика большинства зарубежных стран, одним из ключевых элементов  современной системы банкротства  является наличие специального правительственного учреждения. Оно способно контролировать действия соответствующего законодательства и представлять рекомендации относительно действий правительства в данной области.

       Как правило, компетенция и функции государственных органов по банкротству установлены законом, но во многих странах они имеют свои специфические особенности. Так, госорганы стран Европейского Союза обладают полномочиями подавать в Суд ЕС запросы относительно постановлений Суда о толковании положений Европейской Конвенции по банкротству. 
       В Великобритании эту роль выполняет Служба несостоятельности, входящая в систему Министерства торговли и промышленности и насчитывающая 1800 постоянных сотрудников. Функции этой Служба таковы:

Информация о работе Антикризисное управление