Антикризисное управление в современных российских условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:05, реферат

Описание работы

Начавшийся во второй половине 2008 г. глобальный экономический кризис оказался самым глубоким за последние десятилетия. Масштаб потрясений, которыми обернулся нынешний кризис для глобальной хозяйственной системы и отдельных стран мира, серьезно усугублялся тем, что ни национальные правительства, ни региональные интеграционные группировки, ни международные экономические организации, ответственные за регулирование глобальных экономических процессов, оказались не готовы своевременно предложить системные рецепты противодействия кризису и нейтрализации его последствий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
1. Методы преодоления финансового кризиса в организации……….....4

1.1. Особенность антикризисного управления организацией……….….4
1.2. Основные методы преодоления финансового кризиса
в организации………………………………………………………..……..5
1.3. Алгоритм разработки плана и методы реструктуризации задолженности……………………………………………………………….….9
2. Способы преодоления банкротства: опыт российских компаний…..15

3. Антикризисная политика в банковской сфере………………………. 20
Заключение………………………………………………………………..26
Список источников……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат по антиеризисному.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

    Внешнее управление далеко не часто дает положительный  результат, а напротив, может создать  ситуацию, когда предприятие еще  больше увязнет в долгах. Поэтому внешний управляющий должен отдавать себе отчет в том, чтобы использовать наиболее экономичные и оптимальные средства.

    Чтобы начать деревообработку, на Луховицком заводе специальных конструкций необходимо было полностью сменить оборудование. Внешний управляющий принял решение о создании на базе завода двух акционерных обществ, куда были переданы активы. Новый собственник навел порядок в цехах. Однако уже первый серьезный заказ на шумоглушители потребовал от предприятия серьезных усилий, и, прежде всего, покупки и ремонта дорогого оборудования. С деревообработкой также возникла проблема: оборудование для нее было очень энергоемким и морально устаревшим.

    Внешний управляющий попытался продать активы, оставшиеся от первоначальной инфраструктуры. Этой суммы могло хватить на расчеты с кредиторами. Однако оказался неучтенным неожиданно инициированный иск в суд с требованием индексации задолженности по зарплате. В итоге все средства ушли на зарплату. Внешний управляющий счел целесообразным решить судьбу имущества предприятия в конкурсном производстве. Тем более, что реализовать остатки собственности в этой процедуре проще, чем во внешнем управлении.

    Внешнее управление может осуществляться с использованием таких средств, как создание на базе предприятия холдинга из нескольких предприятий, использования толлинговых контрактов, продажи на аукционе акций компании, успешной работы с кредиторами и проведения реструктуризации долга, подписания мирового соглашения. Собрание кредиторов, как правило, должно утвердить годовой план внешнего управления и установить очередность выплаты долгов.

    К примеру, кредиторы Ангарской нефтехимической компании подписали мировое соглашение, по которому АНХК получила беспрецедентно льготные условия погашения долгов. Дело о банкротстве АНХК было возбуждено в декабре 1997 года по иску иркутского отделения Госналогслужбы. На момент возбуждения дела о банкротстве общая сумма задолженности АНХК составляла около 4 млрд руб., из которых 1,5 млрд руб. приходились на федеральный бюджет. Была проведена сделка по продаже контрольного пакета акций АНХК, с выкупом 62,5% долгов. После этого "Росинвестнефть" заключила мировое соглашение. Остальные долги АНХК также реструктурировались.

    Согласно  закону "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсное производство предусматривает остановку производства, отключение энергии (чтобы не накапливать долги), увольнение работников и реализацию активов. Однако конкурсное производство может рассматриваться в ряде случаев как процедура реанимации для предприятия, после которой оно получает новую жизнь. Подобные изменения требуют значительных инвестиций заинтересованных юридических лиц.

    Так завершилось в свое время конкурсное производство ОАО "Кондпетролеум". Был принят бизнес-план для "ТНК-Нягань" на три года, в рамках которого разработаны четыре инвестиционные программы, направленные на реконструкцию системы сбора и транспорта нефти, на бурение, на жилье и социальные проблемы, на закупку импортного оборудования.

    Конкурсное  производство на Ликинской мануфактуре ознаменовалось введением системы оперативного реагирования на любую информацию с производства, увеличением загрузки оборудования, ростом объемов производства, ростом производительности труда.

    Изменения на УралАЗе коснулись в основном системы управления предприятием. Команда, пришедшая на завод вместе с арбитражным управляющим, несмотря на постоянный дефицит финансовых ресурсов, внедрила новую информационную систему управления. Была изменена номенклатура выпускаемой продукции — в сторону увеличения ее ассортимента. Вырос объем продаж, были осуществлены расчеты с кредиторами как посредством живых денег, так и за счет продажи акций.

    Основные  способы вывода производственного  предприятия из кризиса, являющегося неплатежеспособным — банкротом 
 
1. На этапе внешнего управления: 
а) изменение системы управления; 
б) создание холдинга из ряда предприятий, заинтересованных в активах должника; 
в) продажа активов (оборудования, площадей, акций); 
г) использование толлинговых схем; 
д) введение режима экономии; 
е) продажа акций; 
ж) проведение реструктуризации долгов; 
з) заключение мирового соглашения с кредиторами. 
2. На этапе конкурсного производства: 
а) продажа имущества предприятия; 
б) реструктуризация предприятия-должника; 
в) образование на базе предприятия-должника новых организационно-правовых форм; 
г) выпуск и продажа акций вновь созданной на базе предприятия-должника организации; 
д) мировое соглашение с кредиторами; 
е) внедрение новых инвестиционных программ, способных кардинально изменить профиль деятельности предприятия и сделать его конкурентоспособным.

    Как показывает практика отечественных  производственных организаций, эффективность  реорганизационных мероприятий, осуществляемых в ходе процедур банкротства, зависит, прежде всего, от компетентности менеджмента  компании. Имеются примеры предприятий, которые проходили банкротство с огромными долгами. Однако благодаря последовательности действий управляющего, удавалось частично ликвидировать задолженность уже на коротком этапе внешнего управления, и затем в процессе конкурсного производства провести реструктуризацию. В ходе таких кардинальных перемен приходилось продавать имущество, активы должника, формировать новый бизнес-портфель, практически создавать другие предприятия на базе должника. Частично удавалось сохранить и выпуск первоначальной номенклатуры изделий, теперь уже ориентированных на конкретного потребителя.

    Как известно, в период экономического кризиса наибольшим циклическим  колебаниям подвержены именно те предприятия, которые выпускают средства производства. Данный факт нашел яркое воплощение в современной экономике России, претерпевшей кардинальные структурные сдвиги. Поэтому менеджеры отечественных предприятий должны владеть всем арсеналом средств антикризисного управления, чтобы своевременно реагировать на внешние изменения среды, уметь предвидеть кризисы, устранять и преодолевать их негативные проявления.  

    3. Антикризисная политика  в банковской сфере 

    Львиная доля государственных расходов, направленных на смягчение последствий кризиса  в российской экономике, пришлась на банковский сектор. Это соответствовало  мировой практике и, в определенной мере, было оправданно, поскольку удалось избежать худшего сценария - массового бегства вкладчиков из средних и мелких банков, краха сотен кредитных учреждений.

    Вместе  с тем, кризис подтвердил тот факт, что в целом наша банковская система  пока не справляется с ролью финансового посредника в экономике.

    Имеется целый ряд причин такого положения, лежащих вне самой банковской системы и связанных, прежде всего, с тем, что российская экономика при сложившихся механизмах налогового и таможенного регулирования, а также при существующем качестве институциональной среды оказалась не в состоянии генерировать необходимые для ее развития финансовые ресурсы. Среди этих причин можно выделить следующие.

  • Общая слабость многих предприятий промышленности и сельского хозяйства, работающих на внутренний конечный спрос и имеющих крайне низкую рентабельность. Такая ситуация, с одной стороны, ограничивает объемы свободных денежных средств предприятий, формирующих пассивы банковской системы, а, с другой стороны, сужает возможности для кредитования реального сектора на коммерческих условиях.
  • В то же самое время и в сельском хозяйстве, и в промышленности сформировались мощные структуры, которые в докризисный период вели высокоэффективный бизнес, однако их менеджеры и собственники предпочитали не держать накапливаемые средства в российской банковской системе. Очевидно, важной причиной этого была их неуверенность в стабильности инвестиционного климата и защищенности прав собственности в стране.

    В результате по существу сложился консенсус  в отношении того, что наиболее приемлемой формой привлечения финансовых средств является получение иностранных кредитов. При этом долго временные прямые инвестиции значительно уступали по масштабам краткосрочным ресурсам, в т.ч. ресурсам спекулятивного характера.

  • Наконец, не были созданы достаточно привлекательные условия для привлечения в банковскую систему ресурсов населения. Поскольку эти ресурсы для банков конкурировали с иностранными (которые в условиях повышения валютного курса рубля и низких валютных ставок были почти бесплатными), то доходность доступных массовому инвестору вкладов была значительно ниже инфляции. Это приводило к стимулированию потребления, в т.ч. в кредит, в ущерб сбережениям, особенно долговременным.

    Если  говорить о причинах, лежащих внутри самой банковской системы, то главная из них - ее качественный состав. Большинство банков (и крупных, и не очень) в России являются «карманными» банками - в лучшем случае крупных предприятий, иногда региональных властей, а зачастую - явно сомнительных структур.

    Другая  причина - высокая вовлеченность  банков в спекулятивные операции.2 До кризиса это была вовлеченность в операции с ценными бумагами, в основном, через аффилированные структуры. В период разворачивания кризиса - вовлеченность в валютные операции, т.е. в игру на скачках курсов в рамках расширенного валютного коридора. До кризиса основные кредиты у большинства банков направлялись на потребительские и автокредиты (т.е. фактически финансировался импорт автомобилей, а также бытовой техники), а также на ипотеку и девелоперские операции, стимулировавшие рост цен на недвижимость. И в том, и в другом случае первичные ресурсы банки получали за рубежом.

    Отрицательную роль играет неоправданно высокий уровень  наличных расчетов, в частности, по сделкам с недвижимостью, что сужает ресурсную базу для банков.

    Наконец, у нас нет, как в других странах, низовых элементов кредитной  системы - кредитных союзов, ассоциаций, кооперативов, которые могли бы стать  основным источником заемных ресурсов для малого и среднего бизнеса (фермеров, переработчиков сельхозсырья и местного кустарного производства), что существенно для поддержания занятости и благополучия российской глубинки даже в условиях мирового кризиса.

    Выходом из положения могла бы стать практика заключения трехсторонних соглашений между государством, банком и заемщиком, где четко определялись бы бизнес-планы по использованию кредита и ответственность за риски. Со стороны государства соглашение могло бы подписываться Минфином или ЦБ, в зависимости от того, кто выдаст деньги на господдержку. Конкретные ситуации и условия соглашений могут быть различные. Но, если государство само диктует (или в мягкой форме - «подсказывает») объект кредитования, то оно и должно нести основной риск по кредиту.

    Другой фундаментальный вопрос связан с поддержкой самой банковской системы. Масштабная поддержка банков критикуется общественностью, причем не только в России. Российская банковская система требует серьезной санации, и до ее проведения вливание ликвидности во все банки без разбора неоправданно.

    Необходимо  законодательно расширить функции  ЦБ, возложив на него ответственность  не только за курс рубля, но и за тенденции  экономической динамики в целом  и по регионам, как это принято  в других странах (например, в США).

    Стоит рассмотреть возможность дополнения центрального канала рефинансирования банков через ЦБ региональными каналами через территориальные структуры Банка России. Естественно, такое рефинансирование будет осуществляться в меньших, чем централизованное, объемах, но с учетом местной специфики оно может быть более эффективным.

    В любом случае политика поддержки  банковской ликвидности должна учитывать  основные направления будущего реформирования банковской системы:

    - укрупнение банков;

    - разграничение функций коммерческих и инвестиционных банков (как минимум - форм регулирования этих видов деятельности);

    - перевод «карманных» банков (принадлежащих как отдельным предприятиям, так и региональным структурам) в статус финансовых компаний;

    - ликвидация сомнительных кредитных учреждений;

    - создание кредитных ассоциаций и союзов на местах;

    - усиление в перспективе роли региональных (окружных) механизмов регулирования банковской ликвидности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Особенность антикризисного управления организацией заключается в повышенной сложности управленческих процессов. Финансовый кризис проявляется в нехватке денежных средств, росте просроченной кредиторской задолженности, падении продаж, недовольстве персонала и других неблагоприятных факторах. Уровень требований к руководителям, принимающим наиболее важные, стратегические решения, возрастает в геометрической прогрессии. Организация, испытывающая финансовый кризис, может прекратить свое существование, а может возродиться вновь, после проведения кардинальных перемен, например, реорганизации, реструктуризации компании. Успех преодоления кризиса зависит от умения ведущих менеджеров своевременно предпринять адекватные действия.

Информация о работе Антикризисное управление в современных российских условиях