Антикризисное управление организацией на примере ООО "Роско"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 04:10, дипломная работа

Описание работы

Вступление экономики России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаров зарубежных предприятий поставили большинство российских организаций в сложное финансовое и экономическое положение. Результатом этого явились рост неплатёжеспособности и последующее банкротство организаций.
Следует отметить, что в мире не было ни одной организации, которая в той или иной мере в своей производственно-хозяйственной деятельности не испытала на себе кризисные явления, экономические и финансовые проблемы, нередко приводящие к банкротству. В связи с переходом российской экономики на рыночные отношения перед руководством организаций, органами государственной и муниципальной власти встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение организаций, поскольку банкротство одних компаний часто вызывает ухудшение финансового состояния (платёжеспособности) многих других, порождая так называемый эффект домино.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1 Антикризисное управление как проблема теории и практики менеджмента…………………………………………………………………….7
1.1 Антикризисное управление: основные понятия, признаки, особенности……………………………………………………………………..7
1.2 Причины ухудшения финансового состояния организации…………….15
1.3 Этапы, стратегии и меры финансового оздоровления организации…..21
Глава 2 Анализ состояния антикризисного управления ООО «Роско»…..36
2.1 Общая характеристика хозяйственно-экономической деятельности предприятия…………………………………………………………………….36
2.2 Анализ финансового состояния и мер обеспечения платёжеспособности, финансовой устойчивости и финансового равновесия компании…………..39
2.3 Анализ состояния организационного развития организации…………..60
Глава 3 Стратегии и меры антикризисного управления ООО «Роско»……66
3.1. Стратегии и меры устранения неплатёжеспособности организации….66
3.2 Стратегии и меры восстановления финансовой устойчивости организации…………………………………………………………………….68
3.3 Стратегии и меры обеспечения финансового равновесия и деловой активности организации………………………………………………………..69
3.4 Стратегии и меры организационного развития………………………….72
Заключение……………………………………………………………………...75
Список использованной литературы………………………………………….82
Приложения……………………………………………………………………..84

Работа содержит 1 файл

мой диплом (исправленный).doc

— 574.50 Кб (Скачать)

- сокращением  объема программы участия наемных  работников, финансируемых из прибыли;

- отказом  от внешних социальных, экологических  и других программ, финансируемых  за счет прибыли организации.

      2. Увеличение притока собственных  финансовых ресурсов может быть  достигнуто за счет реализации  следующих мер:

- увеличения объема выпуска рентабельной продукции;

- снижения  себестоимости выпускаемой продукции  за счет сокращения операционных  издержек;

- оптимизации  ценовой политики организации;

- увеличения  доли предоплаты за отгружаемую  продукцию;

- оптимизации  налоговой политики организации, обеспечивающей минимизацию налоговых платежей без нарушения законодательства;

- проведения  ускоренной амортизации оборудования  с целью быстрого списания  амортизационных отчислений;

- осуществления  эмиссионной политики по выпуску  дополнительных пакетов ценных бумаг (акций, облигаций).

       Цель второго этапа оздоровления финансово-хозяйственной деятельности считается достигнутой, если организация вышла на рубеж финансового равновесия, предусматриваемый показателями финансовой структуры капитала и обеспечивающий ее финансовую устойчивость, то есть, когда потребность и наличие денежных средств в обороте сбалансированы.

       3 Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде может быть достигнуто посредством реализации мер стратегической реструктуризации.

       Реструктуризация – это комплекс организационно-экономических, правовых, технических мер, направленных на финансовое оздоровление, увеличение объемов выпуска конкурентоспособной продукции, повышение эффективности производства организации. Реструктуризация – это, в первую очередь, комплексное стратегическое преобразование внутренних взаимосвязей организации для обеспечения ее соответствия современным условиям внешней среды. Процесс реструктуризации организации включает в себя пять этапов:

1 этап - этап определения целей реструктуризации;

2 этап  – этап диагностики хозяйственной  деятельности организации;

3 этап  – этап разработки стратегии  и программы реструктуризации;

4 этап  – этап реализации стратегии  и программы реструктуризации;

5 этап  – анализ и оценка результатов  реструктуризации.

       Для выявления проблем, способствовавших снижению эффективности деятельности организации, а, главное, причин, породивших эти проблемы, до разработки стратегии и программы реструктуризации нужно обязательно провести комплексную диагностику хозяйственной деятельности организации. Основу комплексной диагностики составляют три вида анализа: управленческий, стратегический и финансово-экономический анализ. В ходе проведения диагностики деятельность организации рассматривается в разрезе функций ее менеджмента: производство, финансы, маркетинг, персонал, инновации, а также через анализ системы управления и внутренних процессов организации. Еще раз отметим, что главной целью комплексной диагностики является не столько выявления проблем, сколько точное определение причин, породивших эти проблемы, так как обеспечение финансового равновесия организации в длительном периоде может быть достигнуто только в том случае, если управленческие меры будут направлены на устранение и предупреждение появления именно этих причин. Реструктуризации будет тогда эффективной в длительном периоде, когда будет направлена ни на устранение последствий кризиса, а на предупреждение причин, порождающих кризисные состояния. 

       Основными направлениями анализа деятельности организации в ходе комплексной диагностики являются:

  1. Анализ состояния внешней среды организации, ее рынка, конкурентного положения организации на рынке, ее способностей адаптироваться к изменениям внешней среды.
  2. Анализ финансового состояния организации, включая платежеспособность, рентабельность по видам продукции, эффективность управления денежными средствами, оборотными активами и т.д.
  3. Анализ системы управления, включая организационную структуру, распределение функций, масштаб управляемости, организацию документооборота и т.д.
  4. Анализ производственных процессов, включая организацию производства, рациональность производственных процессов, нормирование и производительность труда, причины потерь производственных ресурсов. [17,61]
  5. Анализ кадрового потенциала и систем мотивации персонала.
  6. Анализ инвестиционной стратегии и политики в области основных фондов, включая анализ состояния оборудования, организации инвестиционного процесса, системы управления имуществом.
  7. Анализ инновационной стратегии и политики организации.
  8. Анализ организационных коммуникаций, включая анализ информационных потоков, схем коммуникаций, поддерживающих процесс принятия управленческих решений, техническую и методическую обеспеченность планирования, мотивации, организации и контроля в  менеджменте организации.

        Обязательным в ходе комплексной диагностики является оценка состояния жизненного цикла организации и характеристика его современного этапа. По результатам комплексной диагностики осуществляется разработка стратегий и мер реструктуризации хозяйственной деятельности организации. Как правило, это комплекс стратегий, позволяющих провести следующие направления реструктуризации:

    - изменение  масштаба или сферы деятельности  организации;

    - внутриорганизационные  изменения;

    - изменение  состава и структуры собственности капитала (активов и пассивов) и корпоративного контроля. [17,40]

          Изменение масштаба или сферы деятельности организации может быть достигнуто посредством двух стратегий: стратегии  увеличения или стратегии сокращения масштаба деятельности.

    Увеличение  масштаба или сферы деятельности организации может быть достигнуто с помощью следующих мер стратегической реструктуризации:

    - слияния, поглощения, присоединения и консолидации посредством:

    а) прямой вертикальной интеграции – расширения организации за счет приобретения или установления контроля над организациями, находящимися между фирмой и конечным потребителем;

    б) обратной вертикальной интеграции – расширение за счет интеграции с фирмами поставщиками ресурсов, создания дочерних структур, осуществляющих снабжение;

    в) кластерной интеграции – расширение за счет интеграции с организациями разных направлений  хозяйственной деятельности, объединенных региональной общностью;

    - концентрированного роста посредством:

    а) усиления позиций на рынке – совершенствуя  маркетинг и усиливая контроль над конкурентами, усилить позицию на рынке для уже производимого продукта;

    б) поиска новых рынков для уже производимого  продукта;

    в) разработки и организации производства нового конкурентоспособного продукта;

    - диверсифицированного роста посредством:

    а) центрированной диверсификации – организации производства новой продукции на базе существующего  в организации производства;

    б) горизонтальной диверсификации – поиск возможностей роста за счет производства новой  продукции, требующего модернизации уже используемой в организации технологии;

    в) конгломератной диверсификации – фирма расширяется  за счет производства новых продуктов, технологически не связанных с современным  продуктом организации,

    - покупки имущества;

    - аренды имущества;

    - лизинга имущества; 

    Сокращение  масштаба или сферы  деятельности организации достигается с помощью следующих мер:

    - сокращения затрат на материалы и рабочую силу, получения дохода от распродажи производимого и накопленного продукта при устойчивой тенденции сокращения производства;

    - закрытия или продажи  одного или нескольких  подразделений организации  для того, чтобы  изменить бизнес-процесс;

    - сокращения издержек  и проведения политики  широкой экономии  затрат существующего  бизнеса;

    - разделения, выделения  и продажи имущества;

    - сдачи имущества  в аренду;

    - безвозмездная передача  имущества;

    - передача имущества  в счет обязательств;

    - консервация имущества;

    - создание дочернего  предприятия;

    - ликвидация организации.

       Для проведения внутриорганизационных изменений, как правила, проводят реструктуризацию организационной структуры и реструктуризацию производственной службы организации, повышение эффективности которой является важным фактором финансового равновесия. Меры и способы реализации этих стратегий показаны в таблице 5.1. 

Таблица 5.1

Наименование  стратегии Наименование  мер и способов реализации стратегии
1. Реструктуризация  организационной структуры - оптимизация  функций и задач служб и  подразделений организации;

- изменение  организационной структуры;

- оптимизация диапазона контроля (масштаба управляемости);

- оптимизация  полномочий должностных лиц;

- изменения  кадровой политики;

- оптимизация  системы мотивации персонала;

- реорганизация  системы оперативного учета;

- оптимизация  внутренних коммуникаций и документооборота;

- создание  центров финансовой (экономической)  ответственности или штабов с  централизацией экономических функций.

2. Реструктуризация  производственной службы - оптимизация  расположения производственных  подразделений организации;

- модернизация производства;

- реконструкция  и капитальный ремонт основных  фондов;

- выделение  основных и вспомогательных подразделений;

- выявление  и использование внутренних резервов;

- создание  центров качества продукции;

- рационализация  производственных процессов и деятельности производственных подразделений.

 

Стратегии и меры реализации третьего направления  реструктуризации (изменение состава и структуры собственников капитала и корпоративного контроля) представлено в таблице 5.2.

Таблица 5.2

Наименование  стратегии Наименование  мер и способов реализации стратегии
1. Изменение состава  собственников - преобразование  предприятия;

- продажа  предприятия;

- приватизация  предприятия;

- банкротство  предприятия.

2. Изменение структуры  собственности и контроля - продажа акций;

- приобретение  акций;

- конвертация  акций;

- дополнительная  эмиссия акций.

3. Изменение состава  и структуры активов - продажа активов;

- покупка  активов;

- переоценка  основных фондов;

- оценка  предприятия.

4. Реструктуризация  кредиторской задолженности - уступка прав  собственности на основные средства;

- уступка  акций организации;

- проведение  взаимозачетов;

- переоформление  кредиторской задолженности;

- погашение  кредиторской задолженности за  счет предоставления векселей;

- списание;

- отсрочка и рассрочка кредиторской задолженности;

- конвертация  кредиторской задолженности.

5. Реструктуризация  дебиторской задолженности - взаимозачет  платежных требований;

- получение  от дебитора части его имущества;

- сдача  кредитору недвижимости в аренду  без арендной платы;

- переоформление  задолженности в форме займа  или векселя;

- снижение  дебиторской задолженности за  счет предоплаты за отгруженную  продукцию (может составлять 20-25% стоимости партии);

- погашение  дебиторской задолженности посредством  предложения скидок в обмен на ускоренные выплаты (5-7% при досрочной оплате, 2-3% - при своевременной);

- снижение  периода предоставления товарного  кредита;

- применение  процедуры факторинга: договора  финансирования под уступку прав  требования;

- применение  договора цессии: замены в договоре одного кредитора другим;

- отсрочка  обязательств по дебиторской  задолженности с обеспечением  ее залогом.

Информация о работе Антикризисное управление организацией на примере ООО "Роско"