Антикризисное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:03, реферат

Описание работы

Антикризисное регулирование предполагает анализ зарождения и протекания циклических процессов, а также выработку специальных антикризисных стратегий для смягчения последствий кризисов. Основными задачами антикризисного регулирования являются смягчение кризисных процессов и использование кризиса как стартовой точки для нового витка развития экономической системы.

Работа содержит 1 файл

Антикризисное управление.docx

— 41.54 Кб (Скачать)

Введение

Антикризисное регулирование предполагает анализ зарождения и протекания циклических процессов, а также выработку специальных антикризисных стратегий для смягчения последствий кризисов. Основными задачами антикризисного регулирования являются смягчение кризисных процессов и использование кризиса как стартовой точки для нового витка развития экономической системы.

Антикризисное регулирование существует как на макро, так и на микро-уровне. Поскольку именно предприятие является основным звеном национального хозяйства, то и кризисные процессы проявляются наиболее отчетливо на предприятиях. Антикризисные мероприятия на макроуровне создают благоприятную среду для преодоления предприятиями кризиса с наименьшими потерями. В то же время, ситуация на каждом конкретном предприятии в большой степени зависит от действий его руководства во время вхождения предприятия в кризисную фазу. Поэтому именно антикризисное управление на микроуровне имеет наибольшее практическое значение для состояния экономики в целом.

Для экономической  науки России проблема антикризисного регулирования - новая, неразработанная тема. Особенно это касается антикризисного управления на микроуровне.Проблемы антикризисного регулирования на макроуровне широко освещены в экономической науке зарубежными учеными самых разных экономических школ. Среди них К.Маркс, Ф.Энгельс, Н.Кондратьев, М.Фридмен, Э.Хансен, Й.Шумпетер. Дж.М. Кейнс. Дж.Гэлбрайт, П.Самуэльсон, Дж.Хикс и др. Большой вклад в исследование этих проблем внесли отечественные экономисты: Е.Варга, Л.Мендельсон. А.Милейковский, А.Аникин, С.Меньшиков, С.Далин, Ю-Покатаев, М.Сажина, И.Трахтенберг, А.Дёмин. Б.Денисов, В.Кудров, А.Куликов, Г.Куманин, Р.Энтов, И.Осадчая, Г.Шпилько, Ю.Осипов и др. 

1. Что такое кризис?

Кризис - это  тяжелое переходное состояние экономики. Он представляет диалектическое единство предела и стимула развития. С одной стороны, кризис выступает тормозом экономического развития, что выражается в падении цен, курсов акций, банковского процента, в сокращении производства, сокращении занятости, падении рентабельности предприятий (как в сфере промышленного производства, гак и в сфере услуг). С другой стороны, во время кризиса закладываются основы восстановления нарушенных законов движения экономики и дальнейшего ее развития. При этом стихийный рыночный механизм для разрешения противоречий использует кризисные параметры.

Важнейшее проявление кризиса - снижение цен. Падают цены на товары (перепроизводство товарного  капитала), снижается заработная плата  и обесценивается основной капитал (перенакопление производственного капитала), снижается покупательная способность денег (обесценение денежного капитала). Обесценение капитала принимает массовый характер. На длительность и глубину кризиса существенно влияет колебание инвестиций. Кризис образует исходный момент для новых массовых капиталовложений, причём на новом техническом уровне.

1.1. Классификация кризисов.

1. По причинам  возникновения.

1.1. Стратегический  кризис - затрагивает все сферы  местной экономики, возникает  при потере администрацией стратегического  видения проблем развития территории, при желании сохранить преимущественно  административный механизм управления  и отказе переходить на рыночные  методы хозяйствования, особенно  характерен для территорий с  относительно высокой долей государственного  и муниципального сектора.1.2. Кризис  «успеха» - возникновение неплатежеспособности  в связи с недостатками менеджмента,  когда наблюдается необоснованный  рост расходов бюджета, что в будущем может привести к необходимости расширенного использования заемных средств. Выражается в снизившейся доле собственных доходов бюджета.

1.3. Кризис неплатежеспособности - внешнее проявление нарушений  в функционировании системы, когда  предприятие не способно погасить  свои долги. Причиной такого  кризиса чаще всего является  несвоевременное поступление средств  в бюджет от других уровней  бюджетной системы, разовые незапланированные  расходы бюджета, необходимость  формировать резервные фонды.  Кредиторы отказываются ждать  оплату за поставленные товары  и оказанные услуги, а также выполнять работы или услуги без предоплаты, банки отказывают в дальнейшей выдаче кредитов.

2.По длительности.

2.1. Долгосрочный - для стратегического кризиса.

2.2. Среднесрочный  - для кризиса «успеха».

2.3. Краткосрочный  - для кризиса неплатежеспособности.

3. По стадиям.

3.1. Обратимые  кризисы - когда администрация  предприятия самостоятельно или  с участием заинтересованных  сторон производит преобразования  в экономической, финансовой, социальной  и политической сферах, в результате  которых восстанавливает платежеспособность.

3.2. Необратимые  кризисы - когда администрация  предприятия не в состоянии  самостоятельно разрешить кризисную  ситуацию, требуется федеральное  вмешательство.

4. По сфере  возникновения.4.1. Эндогенные кризисы  - возникают внутри организации,  как правило, в результате ошибочного  управления. Для его выявления  необходимы дополнительные исследования  в области маркетинга и менеджмента  на основе внутреннего анализа.

4.2. Экзогенные  кризисы возникают по причинам, не зависящим от организации  - высокий уровень инфляции, высокие  проценты по кредитам, нестабильность  налоговой системы и межбюджетных  отношений, забастовки, несовершенство  системы государственного регулирования  цен и тарифов, особенно на  услуги субъектов естественных  монополий и др. Для диагностики  необходимы дополнительные исследования  региональных и местных рынков  ссудного капитала, рабочей силы  и др.

5. По природе.

5.1. Экономические.  В основе экономических кризисов  нерациональное использование ресурсов (трудовых, природных, земельных,  производственных) или их недостаток  в силу невыгодного географического  положения или истощения месторождений  природных ископаемых, физического  и морального износа основных  фондов, низкой квалификации рабочих  и управленческих кадров, неэффективного  использования муниципальной собственности,  низкой инвестиционной привлекательности  территории.

5.2. Бюджетно-финансовые  кризисы возникают в связи  с несбалансированной бюджетной  политикой, низкой налоговой базой  местного самоуправления, несвоевременным  или неполным поступлением обязательных  платежей, высоким уровнем заимствований,  низкой платежной дисциплиной,  недостаточным правовым и методическим  обеспечением системы управления, прямыми нарушениями финансовой  дисциплины

5.3. Общественно-политические  кризисы объективно присущи территориальным  системам и могут возникать  как результат неадекватной политики  местных властей, внутренней борьбы  между политическими партиями  и течениями, утраты контроля  над ситуацией со стороны главы  администрации, личных амбиций  отдельных политических лидеров.

5.4. Социальные  кризисы связаны с национальными,  этническими, религиозными конфликтами,  а также с высоким уровнем  безработицы, резкой дифференциацией доходов населения и невозможностью получить весь необходимый пакет социальных услуг по минимальным социальным стандартам.

5.5. Экологические  кризисы и чрезвычайные ситуации  возникают вследствие стихийных  бедствий, природных и техногенных  катастроф, неадекватного воздействия  человека на окружающую среду,  животный и растительный мир  и непринятия своевременных мер  по их защите. Характерно ухудшение  производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической  обстановки, возникновение эпидемий, эпифитотий.

6. По масштабу.

6.1. Национальные - охватывают территорию всей  страны.

6.2. Региональные - охватывают территорию отдельного  субъекта федерации или территорию  нескольких субъектов.

6.3. Местные - охватывают территорию отдельного  предприятия .

7. По глубине.

7.1. Локальные  - затрагивают отдельные подсистемы  территориальной системы управления, выделенные по предметному, функциональному  или другому признаку.

7.2. Системные  - затрагивают все подсистемы  территориальной системы управления.

8. По периодичности.

8.1. Циклические  кризисы связаны с циклическими  колебаниями экономики.

8.2. Нециклические  кризисы не связаны с циклическими  колебаниями экономики, а вызваны  причинами объективного или субъективного  характера.

1.2. Микроэкономические  проявления кризисов.

Поскольку предприятие  является основным звеном национального  хозяйства (в контексте создания реальных ценностей - производства товаров и оказания услуг), то и кризисные явления в экономике проявляются наиболее ярко на предприятиях. Кризисы на предприятиях, прежде всего, обусловлены влиянием внешних (макроэкономических) факторов. В то же время, на макроэкономические причины накладываются внутренние причины отдельного предприятия (производственные, рыночные и управленческие), которые, в совокупности с внешними причинами, усиливают кризис на предприятии и придают ему конкретную специфическую форму.

Выделяют несколько  видов кризиса на предприятии:

* финансовый

* организационно-структурный

* технологический

*  социально-политический

*  психологический

Особое внимание уделено финансовому подходу, поскольку  именно в финансовой сфере кризис на предприятии проявляется наиболее ярко. В качестве действенного инструментария этого подхода диссертантом предложен комплексный мониторинг финансового состояния предприятия, включающий в себя анализ следующих факторов - платежеспособности предприятия, его кредитоспособности, финансовой устойчивости, рентабельности активов и собственного капитала, имущественного положения, деловой активности, ликвидности оборотных активов предприятия.

2. Антикризисное регулирование.Процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий-должников называется антикризисным процессом.

Мировой опыт показывает, что антикризисный процесс в  условиях рыночной экономики - управляемый  процесс, включающий в себя два блока  процедур: антикризисное управление и антикризисное регулирование.

Антикризисное регулирование - это воздействие  на должника на макро и микроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и  нормативно-правового воздействия  со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных  ситуаций, предотвращение банкротства  или ликвидацию в случае неэффективности  его дальнейшего функционирования.

Основными направлениями  государственного антикризисного регулирования  являются:

- совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

- осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий;

- принятие правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей;

- приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников;

- создание института арбитражных и конкурсных управляющих.

Государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования, является ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ И БАНКРОТСТВУ (ФСФО)

    Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и финансовом оздоровлении организаций.1

Федеральная служба осуществляет возложенные на нее  функции и полномочия непосредственно  и через свои территориальные  органы и представителей на соответствующих  территориях.

    В своей деятельности Федеральная служба руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Информация о работе Антикризисное регулирование