Антикризисная программа в Корее

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

В этой работе я рассмотрю опыт антикризисного управления в Республике Корея. Государственное регулирование – основа южнокорейской экономики. Предпринимая усилия по обеспечению общегосударственных интересов, руководство страны всегда стремилось соблюдать определенный баланс во взаимоотношениях двух столпов экономической структуры – государства и частного бизнеса. Отойдя от жесткого контроля государства над экономикой, Республика Корея ищет свою модель оптимального сочетания рынка с системой косвенного государственного вмешательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЧТО ТАКОЕ АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 5
3. РЕФОРМЫ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ В КОРЕЕ 7
3. ПРОБЛЕМЫ «ЧЕБОЛЕЙ» 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по грэ КОРЕЯ.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

     Обеспокоенность иностранных кредиторов ситуацией  в Республике Корея обусловливалась  также тем, что официальные, базирующиеся на не соответствовавшей западным стандартам бухгалтерской отчетности, данные о  текущем состоянии дел в стране не позволяли составить адекватное представление о подлинном финансовом положении компаний и отраслей южнокорейской экономики. Нарастание же политической нестабильности в стране во многом инициировалось приближением президентских выборов.

     Вполне  закономерным следствием этого стал фактический отказ иностранных банков в предоставлении новых кредитов южнокорейским корпорациям и продлении сроков выплат по предыдущим заимствованиям.

     Внутрихозяйственные неурядицы в РК дополнялись неблагоприятной  ситуацией на зарубежных рынках, поскольку экономика страны из-за использования модели экспортоориентированного развития оказалась весьма чувствительна к таким внешним факторам, как ухудшение условий мировой торговли. Кроме того, лепту в развитие этих тенденций в южнокорейской экономике внесло и развертывание финансовых кризисов в соседних государствах Юго-Восточной Азии.

       А возможно, и полновесную драхму.

     Среди важнейших причин кризисных потрясений в Республике Корея выделялись очевидные  слабости национальных ФПГ и финансового сектора. Однако непосредственным поводом для начала кризиса послужили банкротства ряда ведущих южнокорейских «чеболей», а также явные недочеты в сфере государственного управления (внешним долгом, золотовалютными резервами, обменным курсом национальной валюты).

     В ходе разразившегося к концу 1997 года кризиса существенно снизились  темпы экономического роста: если к  концу года они равнялись 5,5%, то в  следующем, 1998 году отмечались уже отрицательные  показатели (по официальным данным Банка Кореи, они упали до –6%. Я оцениваю спад в 29-33%).

     Помимо  этого, уменьшение стоимостных показателей  экспорта и импорта страны в 1997-1998 годах составило соответственно 2,2 и 35,5 %.

     В ходе кризиса заметно уменьшились  золотовалютные резервы страны. В  докризисный период их реальный объем сохранялся на уровне примерно 30 млрд. долларов США, а к ноябрю 1997 года он снизился почти до 7 млрд. долларов США. Некоторое улучшение экономической ситуации в Республике Корея стало просматриваться лишь на рубеже 1998-1999 годов, поскольку «низшая точка» кризиса экономикой РК была пройдена.

     Среди наиболее очевидных последствий  южнокорейского финансово-экономического кризиса следующие: по объему производства ВВП страна опустилась с 11 на 17 место  в мире, примерно в 1,5 раза снизились  доходы на душу населения, национальная валюта была девальвирована практически наполовину, свыше миллиона человек потеряли работу. Оказались подорваны позиции «среднего класса».

     Кризисные явления вынудили руководство Республики Корея пойти на принятие программы  срочных мер, на которых весьма активно настаивали эксперты Международного валютного фонда. Уже в начале 1998 года новая президентская администрация инициировала широкомасштабные перемены в хозяйственной жизни страны.

     Комплекс  неотложных мероприятий, призванных вывести экономику РК из кризиса, включал:

     - реформу «сектора» финансово-промышленных групп;

     - трансформацию рынка труда;

     - реструктуризацию национальных финансовых институтов;

     - либерализацию внешнеэкономической сферы.

     Иными словами, помимо общих «оздоровительных мер» финансово-экономического характера, одним из важнейших элементов антикризисной программы действий стало реформирование «чеболей», бывших к началу потрясений средоточием гигантских хозяйственных ресурсов.

     Таким образом, первоочередными оказались задачи реформирования сообщества крупнейших южнокорейских конгломератов (недавней национальной гордости). Прежде всего оказалась под запретом практика перекрестных платежных гарантий между фирмами, входящими в состав одной ФПГ. С 1999 года, дабы повысить прозрачность системы управления, от «чеболей» стали требовать предоставления консолидированной финансовой отчетности. Были расширены права мелких акционеров, для которых облегчили процедуру возбуждения судебных дел против крупных корпораций и выдвижения требований об отставке должностных лиц из руководящего состава семейно-клановых, по существу, ФПГ.

     Руководство страны прибегло к реструктуризации крупнейших ФПГ, расчленяя «чеболи», добиваясь более приемлемого  и безопасного соотношения имеющейся  у корпораций «фирменной» задолженности с акционерным капиталом компании, осуществляя серьезные изменения в кадровом составе и стиле работы южнокорейского топ-менеджмента.

     Важно иметь в виду, что с самого начала говорилось о «решении проблемы»  так называемой «Большой пятерки» ведущих конгломератов РК (первых пяти из тридцати крупнейших ФПГ страны, традиционно выделявшихся в престижных ежегодных рейтингах). Речь шла о Hyundai («Хендэ»), Samsung («Самсунг»), Daewoo («Тэу»), LG («Эл-Джи») и SK («Эс-Кей»).

     Последовавшие в 2000-2001 годах события исключили из числа пятерки ведущих «чеболей» практически развалившийся, по язвительному определению профессора Сеульского университета Канг Чхоль Кю, конгломерат Daewoo. В высших эшелонах управления данной компании с 1999 года возникли серьезные проблемы. Причиной их стал передел власти между членами «семьи», занимавшими ключевые позиции и среди собственников, и в топ-менеджменте корпорации.

     В начале XXI века новая южнокорейская  администрация продолжала преобразовывать  крупнейшие ФПГ, добиваясь при этом не только отделения «непрофильных» филиалов, но и сосредоточения деятельности оставшихся структур на наиболее важных направлениях деятельности корпораций. Как результат прогнозировалось выживание на рынке лишь ведущих производителей в ключевых отраслях национальной промышленности (выпуск полупроводников, электроника, автомобилестроение и химическая промышленность).

     Выполнялась стратегия продажей части собственности  конгломератов, директивного отделения  их предприятий, обменом между ними отдельными видами предпринимательской деятельности.

     Так, предусматривалось слияние нефтехимических  филиалов ФПГ Hyundai и Samsung, полупроводниковых  производств LG и Hyundai.

     Предполагалась  также «рокировка», итогом которой  становился переход электронного предприятия Daewoo к корпорации Samsung. Создававшиеся  автомобилестроительные мощности «Самсонг», в свою очередь, оказывались в  составе концерна «Тэу», намеревавшегося  войти в число крупнейших мировых производителей автомобильной техники. Подобные договоренности, заключавшиеся в рамках грандиозного национального проекта, получили известность под именем «Большой сделки» (Big Deal). Исполнение намеченного правительством встретило серьезное противодействие со стороны ведущих «чеболей». Корпорации выразили стремление к большей самостоятельности в проведении внутренних структурных преобразований.

     Последующие события продемонстрировали туманные перспективы полномасштабного осуществления этого, весьма необычного, соглашения между правительством и крупным бизнесом РК, несмотря на активное воплощение идей в действительность и настоятельные требования к конгломератам представить действительные планы по снижению их фирменной задолженности, сокращению избыточных мощностей.

     Сложности в исполнении намеченной реформы  обусловлены очевидным нежеланием ведущих южнокорейских конгломератов  приступить к «обмену», продаже своих  предприятий, действующих в ключевых сферах их бизнеса. Напротив, «чеболи» заинтересованы сохранить собственное могущество, традиционно отождествляя его с размахом операций, а не с эффективностью производства.

     Однако  политическое руководство РК продолжало настаивать на исполнении ведущими «чеболями» достигнутых соглашений, намереваясь при необходимости наказать «саботажников», пользуясь проверенными финансовыми рычагами. (Контролируемые правительством банковские структуры могли отказаться от кредитования «непочтительных» корпораций.)

     Понять  сложности выполнения правительственной  антикризисной программы поможет анализ происходившего внутри ведущих ФПГ Республики Корея. 
 
 

3. ПРОБЛЕМЫ «ЧЕБОЛЕЙ»

     На  грани распада оказался один из традиционно  наиболее известных и влиятельных  «чеболей» Hyundai. Это произошло не только по экономическим причинам, связанным с его неспособностью осуществить расчеты с основными кредиторами. Нарастали и противоречия между членами владеющей им «семьи». Уже в начале XXI века стала вполне вероятной серьезная трансформация этого концерна, некогда одного из двух самых могущественных конгломератов Республики Корея. Именно поэтому профессор Канг Чхоль Кю несколько лет тому назад уверенно прогнозировал сложности и трудности на пути реформирования «чеболей». Их структурная перестройка, по всей видимости, окажется куда более долгой, чем предполагалось ранее. Тем не менее, к сегодняшнему дню в сообществе крупнейших южнокорейских конгломератов произошли довольно заметные сдвиги, хотя лидирующие позиции сохранили за собой наиболее известные «чеболи». Так, во главе списка ведущих концернов РК по-прежнему находятся Samsung, LG, Hyundai и SK, образующие теперь уже «Большую четверку» национального бизнеса.

     Относительно  спокойно пережившая кризисные потрясения в стране и в Юго-Восточной  Азии группа Samsung заметно трансформировалась. Действительно, ее автомобилестроительное производство Samsung Motor Co, стоимостью около 5 млрд. долларов США, было продано компании Renault. Однако вытянувшая всю группу в период кризиса корпорация Samsung Electronics Co (SEC) остается ее признанным лидером, хотя группа активно проявляет интерес к прочим направлениям деятельности. (К ним относятся тяжелое машиностроение, строительство, инжиниринг, финансы, индустрия развлечений, а также проведение серьезных экономических исследований в собственном аналитическом центре). На международном уровне среди корпораций этой группы продолжает лидировать Samsung Electronics Co, которой в 2006 году принадлежало 9 компаний, имевших около 80 филиальных производств за рубежом и успешно осваивавших до 130 секторов мирового рынка.

     Конгломерат LG также претерпел существенную реорганизацию. Прежний Lucky–Goldstar, образовавшийся при объединении корпорации Goldstar, занимавшейся главным образом производством  электроники, и Lucky, специализировавшейся на выпуске бытовой химии, ныне включает ряд ассоциированных групп: GS (строительство, торговля), LS (Leading Solution, электротехника) и LG, в том числе LG Electronics. LG Electronics имеет ряд совместных производств, в частности, с Royal Philips Electronics и Hitachi, Ltd., ориентированных в основном на разработку и производство новейших носителей информации.

     Еще недавно выделявшийся даже среди  крупнейших южнокорейских ФПГ конгломерат Hyundai подутратил прежнее влияние, поскольку  в сферу только основных его интересов  входило судостроение, автомобилестроение, строительство, финансы, торговля, электроника. Гигант корейского бизнеса распался после кончины своего основателя (в 2001 году) на пять групп.

     С апреля 2003 года на южнокорейском и  зарубежных рынках действуют занимающая ведущее положение в сообществе «Хендэ» Hyundai Asan, а также Hyundai Kia Automotive Group, Hyundai Group, Hyundai Department Store Group и Hyundai Development Group.

     Компания Hyundai Asan является не только флагманом  «сообщества Хендэ», но и крупнейшим иностранным инвестором в КНДР. Она успешно осуществляет ряд крупных проектов на территории Северной Кореи. Среди них создание туристического и оздоровительного комплекса в районе Кымгансан. Уже с 1998 года этот курорт посещается южнокорейскими туристами, а с 2002 года его территория выделена из управления провинции Канвон как особая административная зона.

     Помимо  этого, корпорация участвует в строительстве  технопарка в окрестностях крупного северокорейского города Кэсон. По завершении проекта, намеченного к 2007 году, в  «индустриальном парке Кэсона»  будет функционировать свыше 250 южнокорейских  фирм. Пока что в пилотной его фазе с марта 2005 года там активно сотрудничают три компании из РК.

     Также входящая в «сообщество Хендэ» корпорация Hyundai Heavy Industries приобрела мировую  известность в области судостроения. Понятно, что именно благодаря ее производственным достижениям и Республика Корея смогла стать одним из мировых лидеров этой отрасли.

     Не  менее поучительна судьба ведущих  автомобилестроительных корпораций РК. Прежде самостоятельный концерн Kia, переживший крах в 1997 году, был в 1998 году приобретен «сообществом Хендэ». Позднее, уже в 2001 году, составлявшая некогда славу отечественного автопрома корпорация Hyundai Motor Group вышла из состава Hyundai Group. Ныне, после поглощения Kia, компания Hyundai Motor Company входит на правах одного из двух подразделений в Hyundai Kia Automotive Group - крупнейшего в РК и шестого в мире производителя автомобильной техники, являясь при этом представителем интересов группы в целом.

Информация о работе Антикризисная программа в Корее