Зрительный анализатор

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 21:34, реферат

Описание работы

Орган зрения является сложной системой и приспособлен для восприятия света и извлечения из него информации о внешнем мире. Именуемый зрительным анализатором, он состоит из трех отделов: периферического, проводникового и центрального.

Работа содержит 1 файл

строение зрит. анализ..doc

— 64.50 Кб (Скачать)

                                   Строение зрительного анализатора.

Орган зрения является сложной системой и приспособлен для восприятия света и извлечения из него информации о внешнем мире. Именуемый зрительным анализатором, он состоит из трех отделов: периферического, проводникового и центрального.

Периферический  отдел образуют два глазных яблока, представляющие собой совокупность оптической и световоспринимающей  систем. Оптическая система каждого  глаза состоит из оптических сред, создающих изображение предметов внешнего мира на сетчатке; а также мышечных систем, одна из которых управляет движением глаз, другая, расположенная внутри глазного яблока, обеспечивает фокусировку изображения на сетчатке и регулирует освещенность на ней, изменяя размер зрачка. Световоспринимающей системой глаза является его сетчатая оболочка, содержащая светочувствительные клетки – зрительные рецепторы. Проводниковым отделом служат зрительные нервы, которые соединяют отдельными волокнами зрительные рецепторы с клетками затылочной части коры головного мозга, где расположена центральное звено зрительного анализатора, воспринимающее и анализирующее то, что видит глаз.

Глазное яблоко человека (рис.1.2.2.1) имеет форму, близкую  к шаровидной, состоит из нескольких оболочек и размещается в особом полом пространстве черепа – глазнице. Наружная, довольно прочная, соединительнотканная оболочка глазного яблока, обеспечивающая его форму, называется склерой или белковой оболочкой. Толщина ее около 1 мм. В передней части глазного яблока склера переходит в более выпуклую прозрачную роговую оболочку, или роговицу, толщина которой в центральной зоне уменьшается до 0,5 мм.

Под склерой  находится более тонкая (около 0,3 мм) сосудистая оболочка (хориодея), состоящая  из сети мелких кровеносных сосудов, питающих глазное яблоко. Спереди сосудистая оболочка утолщается и переходит в так называемое ресничное тело и радужную оболочку. Радужная оболочка состоит из нежных соединительнотканных фибрилл, кровеносных сосудов, мышечных волокон и пигментных клеток (от числа последних и зависит цвет глаз). В центре радужной оболочки имеется отверстие – зрачок. Он играет роль, подобную диафрагме в фотоаппарате.

Находящиеся в  радужной оболочке кольцевые и радиальные мышечные элементы ведают сужением и  расширением зрачка. Благодаря им диаметр зрачка глаза при изменении освещенности может изменяться в пределах от 2 до 8 мм. К ресничному телу прикреплена тончайшими цинновыми связками прозрачная двояковыпуклая линза – хрусталик.

Щелевидное пространство между роговицей и радужной оболочкой называется передней камерой, а пространство между радужной оболочкой и хрусталиком – задней камерой. Обе камеры заполнены жидкостью, которая называется водянистой влагой. Остальная полость глазного яблока заполнена студенистым веществом, называемым стекловидным телом.

К сосудистой оболочке по всей ее внутренней поверхности  прилегает пигментный слой эпителиальных  клеток. Перед пигментным слоем, примыкая к нему, лежит самая внутренняя из оболочек глаза – сетчатая оболочка, или ретина. Она выполняет основную функцию глаза – воспринимает формируемое оптикой глаза изображение внешнего мира, преобразует его в нервное возбуждение и направляет в мозг. Строение сетчатки чрезвычайно сложно. Обычно в ней насчитывают десять слоев.

Распределение палочек и колбочек по сетчатке не равномерно. В месте сетчатки, через которое проходит зрительная линия глаза, расположены одни колбочки. Этот участок сетчатки, несколько углубленный, диаметром примерно 0,4 мм, что соответствует углу 1,2°, называется центральной ямкой – fovea centralis (лат.) – сокращенно, фовеола или фовеа. В центральной ямке находятся только колбочки, их число здесь достигает 4 – 5 тыс. Фовеола располагается в середине горизонтально расположенного овального участка сетчатки размером от 1,4 до 2 мм (что соответствует угловым размерам, равным 5 – 7°), известного под названием желтого пятна или macula ( macula – по лат. «пятно»), В этом пятне содержится придающий ему соответствующую окраску пигмент, а помимо колбочек встречаются уже и палочки, однако число колбочек здесь значительно превышает число палочек.

Желтое пятно (по новой классификации – «пятно сетчатки») и особенно его углубление – фовеа, являются областью наиболее ясного видения. Эта область обеспечивает высокую остроту зрения: здесь  от каждой колбочки к зрительному нерву отходит отдельное волокно; в периферической же части сетчатки одно зрительное волокно соединяется с рядом элементов (колбочек и палочек).

В сетчатке есть участок, совсем лишенный палочек и  колбочек и поэтому нечувствительный к свету. Это место сетчатки, где ствол зрительного нерва, идущий к мозгу, выходит из глаза. Этот круглый участок сетчатки на дне глаза, диаметром около 1,5 мм, называют диском зрительного нерва. Соответственно ему в поле зрения можно обнаружить слепое пятно.

Колбочки и палочки различаются по своим функциям: палочки более светочувствительны, но не различают цветов, колбочки различают цвета, но менее чувствительны к свету. Цветные объекты при слабом освещении, когда весь зрительный процесс осуществляется палочками, отличаются только яркостью, цвет же объектов в этих условиях не ощущается.

В палочках имеется  особое вещество, разлагающееся под  действием света, – зрительный пурпур, или родопсин. В колбочках существует зрительный пигмент, называемый иодопсином. Разложение зрительного пурпура и зрительного пигмента под действием света представляет собой фотохимическую реакцию, в результате которой в нервных волокнах появляется электрическая разность потенциалов. Световое раздражение в виде нервных импульсов передается от глаза в мозг, где и воспринимается нами в виде света.

В последнем  слое сетчатки, прилегающем к сосудистой оболочке, в виде отдельных зерен  находится черный пигмент. Существование  пигмента имеет большое значение для приспособления глаза к работе при различных уровнях освещенности, а также для уменьшения рассеяния света внутри глаза 

                                    Профилактика нарушения зрения.

Очень важно  вовремя выявить проблемы со зрением. С раннего детства необходимо ежегодно проходить обследование у окулиста, а при наличии близорукости - правильно и своевременно ее лечить. Также очень важно соблюдать правила гигиены зрения (достаточное освещение рабочего места, правильная посадка при чтении и письме и т.д.), чередовать работу с отдыхом, выполнять специальные упражнения для тренировки мышц глаз, проводить общеукрепляющие процедуры.

Чтение

Во время чтения глаза выполняют огромную работу. Многочисленными исследованиями ученых установлено: движение глаз по строке происходит не плавно и непрерывно, а скачками, после следует остановка. Скачки, т.е. движения глаз, происходят настолько быстро, что глаз в это время не различает текста. Восприятие текста происходит во время остановки (фиксации). Продолжительность фиксации - 0,2-0,6 сек., скачков - 0,02 сек. Т.е., 97% времени тратится на чтение и 3% - на скачки.

При усталости  появляются длительные остановки, уменьшение числа фиксаций и рефиксаций. Изменяется и поза читающего: человек ближе  наклоняется к книге. чаще меняет позу, прерывать чтение. Особенно вредно читать недостаточно освещенный или нечеткий текст.

Навык низко  склоненной головы чаще отмечается у  детей с недостаточной двигательной и пространственно-зрительной активностью. Офтальмологи рекомендуютпри чтении каждые 45 минут для детей 12-14 лет и  каждый час для15-17 - летних делать перерыв на 10-15 минут. При этом следует сменить позу, проделать 4-5 простых упражнений, вовлекающих в работу большие группы мышц.

При чтении лежа тружно обеспечить правильное освещение  и работа глаза затрудняется. Чтение в метро, автобусе также вредно, т.к. и освещение там недостаточное, и вибрация постоянно меняет расстояние от глаз до книги, что вызывает излишнее утомление. Ни в коем случае нельзя читать вовремя ходьбы.

Правила чтения

· Нельзя читать лежа.

· Расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев.

· Во время занятий  рабочее место ребенка должно быть достаточно хорошо освещено. Свет должен падать на страницы сверху и  слева.

· Книжки для  дошкольников и младших школьников должны быть с крупным шрифтом. Детям, у которых плохо развита аккомодация, а зрительные нагрузки чрезвычайно  велики, грозит близорукость.

· Во время чтения следует делать перерывы от трех до пяти м. Нельзя держать книгу на груди или коленях; в этом положении ухудшается кровообращение и за счет сжатия гортани ухудшается дыхание.

· Необходимо варьировать  расстояние до книги, чтобы избежать онемения мышц глаза.

· Нельзя перед  сном читать, лежа в постели, т.к. можно заснуть с книгой.

Чтобы разгрузить глазную мышцу рекомендуется  выполнять несложные упражнения для глаз: поморгайте; закрыв глаза, повращайте глазными яблоками; подойдя  к окну, расслабьтесь, посмотрите вдаль.

Телевизоры, мониторы

Сегодня эти  изобретения получают все большее распространение во всех сферах деятельности человека. В то же время, длительная работа перед экраном вызывает ряд негативных реакций: резь в глазах, быструю утомляемость, усиленная слезоточивость, снижение резкости зрения, а так же головные боли и другие симптомы перенапряжения. Главная причина - несоблюдение правил, что пагубно отражается на их здоровье и производительности. Если с компьютерами соприкасаются не многие, то телевизор - вещь распространенная. Для телезрителя характерно зрительное утомление, для избежания которого используют разные методы: включенный свет, цветная пленка на экране и т.д. С учетом изложенного несколько рекомендаций для уменьшения утомления при работе с мониторами:

Размещайте  монитор чуть выше уровня глаз, что снижает нагрузку на мышцы, окружающие глаз, т.к. в таком положении они неимении напряжены.

Вечернее освещение  кабинета - голубых оттенков; по яркости  примерно как у дисплея.

Через каждые 30-45 минут проводить зарядку для  глаз.

Пальминг

Наши ладони - превосходный инструмент для защиты глаз. Если соединить пальцы рук в центре лба, то ладони плотно закроят глаза, что позволит глазам быстрее отдохнуть и восстановить кровообращение. Двухминутный пальминг настолько улучшает зрение, что кажется. что появился новый источник света.

При правильном пальминге края ладоней должны лишь слегка касаться носа, а большие  пальцы должны лежать на височной области.

Дыхание

Люди с плохим зрением, разглядывая что-либо, нередко  задерживая дыхание, снижается кислород в крови и в глазах темнеет, а ведь глазам необходима усиленная циркуляция крови с кислородом. Поэтому рекомендуется использовать технику “затяжного” дыхания. Она состоит в удалении воздуха из легких через неплотно сжатые губы с шипением. Использовать в случае ухудшения зрения.

Зрение  и спорт

Близоруким  людям, а особенно детям необходимо учитывать показания и противопоказания при занятиях спортом, т.к. спорт  может им сильно навредить, особенно при огромных нагрузках.

Освещение.

Освещение - имеет  важное гигиеническое значение. Хорошее освещение создает благоприятные условия для жизни и деятельности человека. Свет играет важную роль в хорошем самочувствии. Недостаточное освещение снижает работоспособность и производительность труда, утомляет глаза, способствует развитию близорукости.

Освещение бывает естественное, искусственное и смешанное. Естественное освещение обуславливается  прямыми солнечными лучами и рассеянным светом небосвода и меняется в  зависимости от географического  положения широты места, высоты стояния  солнца, степени облачности и прозрачности атмосферы. В России установлены нормы естественного освещения помещений в зависимости от назначения зданий. Наиболее благоприятное освещение жилища в нашей стране достигается при ориентации зданий на южную половину горизонта, расположением их друг гот друга на расстоянии не менее высоты противостоящего здания. В солнечные дни на рабочих столах и классных досках создаются блики, что вызывает слепимость у учащихся. Для защиты от прямых солнечных лучей лучше всего применять регулируемые жалюзи (деревянные, металлические, пластмассовые). Можно использовать раздвижные занавески светлых тонов, убирая их в простенки в дождливую, пасмурную погоду.

Информация о работе Зрительный анализатор