Шпаргалка по "Анатомии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 23:19, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Анатомии".

Работа содержит 1 файл

К ПЕЧАТИ АНАТОМИЯ.doc

— 2.59 Мб (Скачать)

Механизм действия глюкагона

Глюкагон воздействует главным образом на печень, где немедленно стимулирует гликогенолиз, а спустя более продолжительное время – глюконеогенез и кетогенез. Очищенный рецептор глюкагона из печени крысы и человека представляет собой гликопротеин с мол. массой 60000. Глюкагон взаимодействует с рецептором и активирует аденилатциклазу, увеличивая продукцию цАМФ.
Глюкагон способствует расщеплению гликогена, белков и триацилглицеролов. Он ингибирует синтез белка и стимулирует активность лизосом. Глюкагон стимулирует липолиз; вызывая фосфорилирование и тем самым активацию триацилглицероллипазы, а также сильно ингибирует липогенез. В условиях пониженного окисления глюкозы, что часто сопровождает действие глюкагона, это приводит к кетогенезу.
Глюкагон – один из основных физиологических антагонистов инсулина – особенно эффективен при дефиците последнего. С другой стороны, часто не удается обнаружить биологических эффектов инсулина на печень, если она не подвергается воздействию глюкагона.

34. Проанализируйте возрастные особенности щитовидной железы.

Щитовидная железа является одним из первых органов, которые удается различить у человеческого эмбриона. Зачаток ее появляется на 3-й неделе эмбрионального развития в виде утолщения энтодермы, выстилающей дно глотки.                                                                                                                                      У зародыша длиной 23 мм щитовидная железа теряет свою связь с глоткой.                                 У новорожденного масса щитовидной железы колеблется от 1 до 5 г. Она несколько уменьшается к 6 месяцам, а затем начинается период быстрого ее увеличения, продолжающийся до 5 лет. С 6-7 лет период быстрого увеличения массы щитовидной железы сменяется медленным. В период полового созревания вновь отмечается быстрое увеличение массы щитовидной железы, достигающей массы железы взрослого человека.    Количеств фолликулов, формирующих щитовидную железу и их размер с возрастом увеличиваются. Так, у новорожденных диаметр фолликула составляет 60-70 мкм, в возрасте одного года - 100 мкм, 3 лет - 120-150 мкм, 6 лет - 200 мкм, 12-15 лет - 250 мкм. Увеличение количества фолликулов происходит путем их почкования. За счет деления клеток стенка фолликула утолщается в каком-то ее участке, в месте утолщения образуется полость, и сформированный таким образом новый дочерний фолликул отделяется от основного. После отделения фолликул покрывается соединительнотканной капсулой. Фолликулярный эпителий щитовидной железы у новорожденных кубический или цилиндрический. По мере роста организма он заменяется на кубический и плоский, который характерен для фолликулов щитовидной железы взрослого человека. К 15 годам масса и структура щитовидной железы становятся такими же, как у взрослого человека. Уже на втором-третьем месяцах внутриутробного развития в центре фолликула появляется коллоид. На 14-15-й неделе щитовидная железа начинает проявлять свою секреторную активность. Способность к концентрации йода в щитовидной железе появляется на 14-й неделе, а связывание его в органическую форму отмечается от 15-й до 19-й недели эмбрионального развития. К моменту рождения щитовидная железа является функционально активной, однако и в постнатальном развитии в соответствии с продолжающимся морфологическим созреванием происходит совершенствование ее функции.                                                                                                                                           Оба этих процесса, и морфологическое и функциональное созревание, направляются ТТГ гипофиза. Поэтому колебания в интенсивности выделения гормонов щитовидной железой полностью соответствуют колебаниям в секреции ТТГ гипофиза.                                                                                     Наибольшее увеличение секреции отмечается в периоды раннего детства и полового созревания. Максимум активности щитовидной железы достигается в 21-30 лет, после чего начинается постепенное уменьшение интенсивности ее функционирования. Оно обусловливается не только падением количества ТТГ гипофиза, но и понижением с возрастом чувствительности к нему щитовидной железы.                                                                           Чувствительность тканей к пороговой величине гормона щитовидной железы с возрастом увеличивается. В то же время интенсивность уже возникшей реакции у детей больше, чем у взрослых, что говорит о большей реактивности их тканей по отношении к гормонам щитовидной железы.

35. Проанализируйте звукопроводящую функцию слухового анализатора.

 

  Ушная раковина у человека по сравнению с животными сохранила небольшое значение в улавливании звука. Наружный слуховой проход проводит звуковую волну до барабанной перепонки. Наличие препятствия в слуховом проходе значительно снижает слух. Звуковая волна, вызывая колебания барабанной перепонки, распространяется на цепь слуховых косточек. Пластинка стремени, вставленная в окно преддверия, вызывает колебания перилимфы, которые передаются на основную мембрану. Этот путь получил название воздушной проводимости, по которой судят о состоянии органов, обеспечивающих звукопроводящую функцию (кондуктивный тип поражения).

 

  Схема распространения звуковой волны: 1 — барабанная перепонка; 2 — молоточек; 3 — наковальня; 4 — стремечко; 5 — верхний коридор улитки; 6 — нижний коридор улитки; 7 — преддверие; 8 — слуховая труба; 9 — барабанная полость                                                                                                      Костная проводимость осуществляется через сосцевидный отросток, минуя наружное ухо и барабанную полость, и является свидетельством качества звуковоспринимающего аппарата (нейросенсорный тип поражения).

36. Предложите меры профилактики нарушения слуха  у детей.

Профилактика нарушений слуха у детей осуществляется главным образом родителями и воспитателями детских учреждений.                                                                                        Профилактические мероприятия необходимо начинать с внутриутробного периода развития ребенка, оберегая мать в период беременности. После рождения ребенка важно тщательно следить за его здоровьем: держать уши в чистоте, предупреждать воспалительные процессы в органах слуха, принимать меры по избеганию бытовых травм. У маленьких детей крайне важно оберегать уши от холода, так как частые простуды могут привести к патологии речевого аппарата.                                                                                     Надо помнить, что для слуха вредны очень громкие звуки, крик, шум в группе. Поэтому следует создавать детям охранительный, щадящий режим, избегать сильных звуковых раздражителей, общения на повышенных тонах.                                                                                В целях предупреждения нарушений слуха врач-отоларинголог должен периодически обследовать детей. Это помогает своевременно устранять малейшие патологические изменения, которые могут привести к снижению слуха.  Если у ребенка уже имеется врожденное или приобретенное поражение органа слуха, необходимо безотлагательное вмешательство врача: от времени начала лечения во многом зависит, какой характер будет носить нарушение слуха и как это повлияет на формирование речевой функции.                                                                                                  Что может предложить современная медицина для детей с проблемами слуха? Следует сразу отметить, что нет причин для отчаяния. Многие формы приобретенной глухоты хорошо поддаются лечению. В этом аспекте огромное значение имеет постоянный контроль за развитием слуха у растущего ребенка в первые 7 – 8 лет жизни. Проконсультируйтесь с детским врачом. Для каждого возраста есть свои «индикаторы» нормального слуха. Периодический контроль слуха у ребенка в случае появления отклонений даст вам возможность своевременно выявить заболевание и начать лечение. Что, в свою очередь, существенно повысит шансы на выздоровление.
Еще больший эффект даст профилактика заболеваний слуха. При соблюдении гигиены труда и отдыха, а также профилактике детского травматизма, значительно снижается риск ухудшения слуха. Особенно хотелось бы сказать о необходимости ограждения ребенка от воздействия постоянного шума. Меры могут быть самые разнообразные – от бесед с ребенком о вредности громкой музыки до шумоизоляции квартиры.
Так же хотелось бы обратить внимание на своевременное и грамотное лечение инфекционных заболеваний у ребенка. Именно после таких заболеваний часто возникают осложнения, которые приводят к частичной или полной потере слуха.
Что касается врожденной или наследственной глухоты то, к сожалению, пока не существует методов лечения, полностью восстанавливающих слух. Помочь может слуховой аппарат или очень сложная и дорогостоящая операция – кохлеарная имплантация. Поэтому главный вывод для родителей – если ребенок родился здоровым, то профилактика, регулярный контроль и своевременное лечение помогут сохранить ему слух на долгие годы.

37. Предложите меры профилактики нарушения зрения у детей .       Существенное место среди отклонений в состоянии здоровья учащихся занимают нарушения зрения, в первую очередь миопия. Очень важным является раннее выявление так называемых "групп риска" - учащихся с предмиопией и спазмом аккомодации. Кроме того, необходимо своевременное лечение детей с прогрессирующей миопией, т.к. по мере перехода учащихся из младших классов в старшие увеличивается не только количество близоруких, но и степень близорукости, достигая, как правило, средних степеней. Одним из основных мероприятий, необходимых для профилактики нарушений зрения, является соблюдение основных санитарных правил освещенности в классах, мастерских и других учебных помещениях. Немаловажное значение имеет также цветовое оформление дверей, окон и оснащения классных комнат.                                                Причинами, ухудшающими освещенность в учебных помещениях, являются:

- закрашивание части оконных стекол;

- размещение на подоконниках цветов, учебных пособий и т.д.;

- развешивание на окнах занавесок и штор, закрывающих верхнюю часть окна или не убирающихся в простенки между окнами;

- затемнение окон деревьями.

Не менее важными факторами профилактики возникновения нарушений зрения является постоянный контроль за правильной посадкой учащихся во время занятий и использование удобной мебели, соответствующей росту. Учебная деятельность постоянно сопряжена с элементами чтения. В целях охраны зрения непрерывная продолжительность чтения должна быть регламентирована для младших школьников - 15 - 20 минут, для учащихся среднего возраста 25 - 30 минут, для старших школьников - 45 минут и сопровождаться промежутками для отдыха глаз от зрительной работы. Во время перерыва глазам необходимо дать отдых. Глаза отдыхают тогда, когда смотрят вдаль или когда они закрыты.                                                              Доказано положительное влияние физкультминуток на состояние органа зрения и формирование рефракции глаз у детей. При этом улучшается мозговое кровообращение, укрепляется склера глаза. Эффективность физкультминуток возрастает при проведении специального комплекса упражнений гимнастики для глаз, которые проводятся педагогом.                  Очень важным профилактическим мероприятием является коррекция зрительных внеучебных нагрузок детей в домашних условиях. Дети младшего школьного возраста могут смотреть телевизионные передачи и заниматься за компьютером в те дни, когда учебная нагрузка невелика. Продолжительность просмотра телепередач должна быть не более 1 часа в день. Необходимо, чтобы комната была освещена. Ребенок должен сидеть на расстоянии 3 - 5 метров от экрана в зависимости от размера экрана телевизора. Занятия за компьютером не более 20-30 минут в день, желательно не ранее 10 лет. Если ребенку назначены очки для дали, то смотреть телевизионные передачи обязательно надо в очках.                                 К профилактическим мероприятиям, предотвращающим прогрессирование нарушений зрения, относится:

- использование учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

- соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;

- чередование занятий учащихся с отдыхом;

- проведение гимнастики для глаз в школе и дома;

- контроль за правильной позой учащихся во время занятий;

- организацию систематических прогулок и игр на свежем воздухе;

- активное гармоничное физическое развитие детей и подростков;

- организацию рационального питания и витаминизации;

- исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.

Проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения

38 . Предложите упражнения для отдыха глаз при интенсивной зрительной нагрузке .

Комплекс упражнений может выполняться как дома, так и во время рабочего дня в качестве разгрузки и активного отдыха.

Упражнения для глаз 1. Сядьте и крепко зажмурьте глаза на 3–5 секунд, а затем на 3–5 — откройте. Повторите 6–8 раз.

Упражнения для глаз 2. Быстро поморгайте в течение 1 минуты (с перерывами).

Упражнения для глаз 3. Встаньте, вытяните вперед руку и посмотрите на кончик пальца, расположенного по средней линии лица. Медленно приближайте палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока он не начнет двоиться. Повторите 6–8 раз.

Упражнения для глаз 4. Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко обоих глаз, спустя 1–2 секунды снимите пальцы с век (рис. а). Повторите 3–4 раза.

Упражнения для глаз 5. Зафиксируйте кожу надбровных дуг указательными пальцами. Затем медленно закройте глаза, удерживая пальцами кожу надбровных дуг (рис. б). Повторите 8–10 раз.

Упражнения для глаз 6. Второй, третий и четвертый пальцы рук положите так, чтобы второй палец находился у наружного угла глаза, третий — на середине верхнего края орбиты, а четвертый — у внутреннего угла. Медленно закройте глаза. Пальцы должны оказывать этому небольшое сопротивление (рис. в). Повторите 8–10 раз.

Упражнения для глаз 7. Медленно переводите взгляд с пола на потолок и обратно, неподвижно зафиксировав голову. Повторите 8–12 раз.

Упражнения для глаз 8. Совершайте глазами медленные круговые движения то в одном, то в другом направлении (4–6 раз).

Упражнения для глаз 9. Отведите руку в правую сторону, медленно передвигайте палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следите за пальцем. Повторите 10–12 раз.

39 . Проанализируйте функцию аккомодационного аппарата глаз.

Аккомодационный аппарат глаза обеспечивает фокусировку изображения на сетчатке, а также приспособление глаза к интенсивности освещения. Он включает в себя радужку с отверстием в центре — зрачком — и ресничное тело с ресничным пояском хрусталика.Фокусировка изображения обеспечивается за счёт изменения кривизны хрусталика, которая регулируется цилиарной мышцей. При увеличении кривизны хрусталик становится более выпуклым и сильнее преломляет свет, настраиваясь на видение близко расположенных объектов. При расслаблении мышцы хрусталик становится более плоским, и глаз приспосабливается для видения удалённых предметов. Зрачок представляет собой отверстие переменного размера в радужке. Он выполняет роль диафрагмы глаза, регулируя количество света, падающего на сетчатку. При ярком свете кольцевые мышцы радужки сокращаются, а радиальные расслабляются, при этом зрачок сужается, и количество света, попадающего на сетчатку уменьшается, это предохраняет её от повреждения. При слабом свете наоборот сокращаются радиальные мышцы, и зрачок расширяется, пропуская в глаз больше света.

 



Информация о работе Шпаргалка по "Анатомии"