Развитие и формирование органов речи у детей. Значение внешних факторов на здоровье ребенка для полноценного развития органов речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:41, контрольная работа

Описание работы

Функция голосо – и речеобразования тесно связана с дыхательной функцией, а периферические органы речи являются в то же время и дыхательными органами. В состав периферического речевого аппарата входят: нос, рот, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка и диафрагма.

Содержание

1. Анатомия органов речи.........................................................................3
2. Анатомо-физиологические механизмы речи........................................4
3. Артикуляционный аппарат...................................................................5
4. Дыхательный аппарат...........................................................................6
5. Голосовой аппарат................................................................................8
6. Слуховой аппарат................................................................................10
7. Зрительный аппарат.............................................................................12
8. Речевое развитие ребенка как результат влияния макро- и
микросреды..............................................................................................14
9. Список литературы..............................................................................17

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

                                

                                


 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  

                                                              

             Глаз расположен в углублении  черепа- глазнице.Форма глаза шаровидная. У взрослых диаметр его составляет 24 мм, по мере роста ребенка размер глазного яблока увеличивается. У новорожденных-16мм, в 6-7 лет -19-20 мм. Как видно из цифр, бурный рост и развитие органа приходится на первые 6-7 лет человека. К 9 - 12 годам глаз достигает размера взрослого. Однако у части детей шаровидная форма глаза может измениться, стать удлиненной. Задний отдел глазного яблока растягивается, сетчатка соответственно отодвигается. Глаза становятся близорукими. Если глазное яблоко продолжает удлиняться, то увеличивается и степень близорукости.

Необходимо соблюдать  гигиену зрения. Прежде всего требования относятся к подбору книг: шрифт  должен быть крупным, четким, картинки, таблицы должны быть яркие. Необходимо следить за освещенностью помещений. Не рекомендуется долго смотреть телевизор, находиться у компьютера.Как видно из вышенаписанного, что возрастные особенности органов речи очень четко прослеживаются в каждом из периодов жизни ребенка. Взрослым необходимо быть очень внимательными к развитию ребенка. необходимо замечать каждое отклонение в развитии малыша и своевременно обращаться к специалистам. Регулярно соблюдать гигиенические требования, предъявляемые к содержанию ребенка.

Очевидно, что на речь человека влияет очень много факторов как внешних, так и внутренних, поэтому необходимо стараться воспитывать ребенка гармонично, ежеминутно развивая его тело и психику.

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Речевое развитие ребенка как результат влияния макро- и микросреды.

 

Охрана здоровья населения  относится к важнейшей функции  государства. Профилактическая направленность в деле сохранения здоровья и воспитания гармонически развитой личности составляет главное содержание гуманизма. Синтез гигиенических, воспитательных и коррекционных мероприятий призван обеспечить развитие физических и духовных сил подрастающего поколения.

Конец XX в. в стране характеризуется  ухудшением здоровья детей. По данным, приведенным академиком РАО А. Г. Хрипковой, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35—40% — хронические заболевания. По данным мировой статистики, число речевых расстройств растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей и подростков принимает глобальный характер.

Одним из фундаментальных  методологических принципов, которым  следует наука о человеке, является принцип анализа психофизиологических функций в их развитии и становлении. Известно, что психофизиологическое развитие человека в онтогенезе имеет определенные закономерности, базирующиеся на природных данных (врожденные биологические, в том числе генетические) и социальных влияний (особенности семьи, обучения и пр.).

Психофизиологические  функции организма ребенка развиваются  неравномерно, претерпевают в процессе становления ряд критических этапов, отличительными чертами которых являются повышенная сензитивность и ранимость под влиянием вредоносных факторов. Понятие «кризис развития» введен Л. С. Выготским еще в 30 годы XX в. и включает представление о том, что накапливающиеся на каждом возрастном этапе онтогенеза психологические изменения подготавливают переход на новый уровень психического развития, новообразования каждого предыдущего периода развития становятся основой для формирования психики на новом этапе.

В России сегодня проживает  около 39 миллионов детей, что составляет более 26% общей численности населения. Среди количественно-качественных показателей, характеризующих их состояние, прежде всего, обращает на себя внимание большая младенческая и детская смертность - уровень ее достаточно высок и почти в два раза превышает соответствующие показатели в США, Франции, Великобритании (в 1994 году на 1000 родившихся было зарегистрировано 19,9 детей, не доживших до одного года; коэффициент детской смертности в возрасте до 5 лет в том же году составил 22,2 в расчете на тысячу детей соответствующего года рождения).

Не снижается материнская  смертность. Ухудшается качество здоровья беременных женщин и новорожденных  детей. Только за 1990-1994 годы общая заболеваемость новорожденных возросла в 2,3 раза.

Реализация профилактического  направления здравоохранения и  специальной педагогики начинается еще до рождения ребенка путем  создания для будущей матери в  период беременности максимально благоприятных  условий, регламентируемых соответствующими законами и обеспечиваемых всей службой охраны здоровья матери и ребенка, но несмотря на эти меры увеличивается число хронически больных детей, особенно с болезнями нервной системы, органов пищеварения, онкологическими заболеваниями, заболеваниями крови, эндокринной системы, опорно-двигательного аппарата, не говоря уже о «почти массовой речевой патологии.»...

Специальные исследования показывают, что 15-20% детей дошкольного  возраста страдают заболеваниями затяжного  характера, 35-40% имеют речевую патологию, более чем у 50% школьников - ослабленный организм, до 40% детей к окончанию школы ограничены в выборе профессий по своему физическому состоянию. Растет заболеваемость дифтерией, коклюшем, туберкулезом, до сих пор фиксируются случаи полиомиелита. Среди инфицированных вирусом иммунодефицита человека около одной трети - дети.

Как известно, наиболее наглядным  показателем здоровья человека выступает  его физическое развитие. Оно - чуткий индикатор социально-экономических  изменений как в ту, так и в другую сторону. Установлено, что в общей массе школьников резко возросла доля детей с дефицитом веса тела и роста (до 20%). Это стало особенно проявляться в последние годы, причем главным образом у детей, только начинающих школьную жизнь (в 6-8 лет). Факт тревожный. Он обусловлен как неблагополучием в организации питания детей, так и увеличением объема суммарной учебной нагрузки.

Тревожит неуклонный рост хронических заболеваний органов  пищеварения как у школьников, так и в последнее время  у детей дошкольного возраста – этому способствуют систематическое психоэмоциональное перенапряжение, неправильная организация питания в детских дошкольных учреждениях, школе и дома.

В конце XX столетия здоровье подрастающего поколения зависит  от ряда условий, связанных главным образом с экологией, ее влиянием на иммунную, нервную и эндокринную системы. Загрязнение воздуха, воды, почвы влечет за собой рост острых и хронических (особенно аллергических) заболеваний, снижение сопротивляемости организма вредоносным влияниям. Наряду с этим возрастает роль и стрессовых психологических воздействий, что в свою очередь ухудшает нервно-психологическое здоровье и иммунитет у детей. Понятно, что и качество всех сторон здоровья родителей также продолжает снижаться, а при отягощенной наследственности дети в 2—3 раза чаще страдают тем же недугом, что и их родители. Все еще большую роль играют экологические факторы, причем для ребенка с его еще не вполне зрелыми защитно-приспособительными механизмами крайне опасны не только любые, отдельно взятые из них, различные по своему происхождению и биологическому действию, но и сочетания их, вызывающие последствия подчас непредсказуемые.

 

 

Список литературы.

 

Леонтьева Н.Н. Анатомия и физиология детского организма. - М.-1975г.

Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи М.2001г.

Хватцев М.Е. предупреждение и устранение недостатков речи – М.2004г.

Хрипкова А.В.Анатомия, физиология и гигиена человека. - М.1975г.

 

 


Информация о работе Развитие и формирование органов речи у детей. Значение внешних факторов на здоровье ребенка для полноценного развития органов речи