Развитие и формирование органов речи у детей. Значение внешних факторов на здоровье ребенка для полноценного развития органов речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:41, контрольная работа

Описание работы

Функция голосо – и речеобразования тесно связана с дыхательной функцией, а периферические органы речи являются в то же время и дыхательными органами. В состав периферического речевого аппарата входят: нос, рот, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка и диафрагма.

Содержание

1. Анатомия органов речи.........................................................................3
2. Анатомо-физиологические механизмы речи........................................4
3. Артикуляционный аппарат...................................................................5
4. Дыхательный аппарат...........................................................................6
5. Голосовой аппарат................................................................................8
6. Слуховой аппарат................................................................................10
7. Зрительный аппарат.............................................................................12
8. Речевое развитие ребенка как результат влияния макро- и
микросреды..............................................................................................14
9. Список литературы..............................................................................17

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

 

Министерство образования и  науки РФ ГОУ ВПО

Калужский Государственный университет  имени К.Э.Циолковского

Кафедра педагогики начального обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие и формирование органов речи у детей. Значение внешних  факторов на здоровье ребенка для  полноценного развития органов речи.

 

 

      

 

Контрольная работа по анатомии, физиологии, патологии органов речи, слуха и зрения

Студентки 2 курса, группы ЛЗ-21 факультета

начального образования заочной  формы обучения

Специальность "Логопедия"

Мещерской Екатерины Олеговны

Проверила: Ворсобина Наталья Владимировна

 

Калуга, 2012 г.

Содержание.

1. Анатомия органов речи.........................................................................3

2. Анатомо-физиологические механизмы речи........................................4

3. Артикуляционный аппарат...................................................................5

4. Дыхательный аппарат...........................................................................6

5. Голосовой аппарат................................................................................8

6. Слуховой аппарат................................................................................10

7. Зрительный аппарат.............................................................................12

8. Речевое развитие ребенка как  результат влияния макро- и 

микросреды..............................................................................................14

9. Список литературы..............................................................................17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Анатомия органов речи.

 

Функция голосо – и  речеобразования тесно связана  с дыхательной функцией, а периферические органы речи являются в то же время  и дыхательными органами. В состав периферического речевого аппарата входят: нос, рот, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка и диафрагма.

 

 

 

                                                                                              

                                                         головной мозг                                      

                                                                                                          

                            носовая полость

 

 

                                                     

                                              твердое небо

                                                            губы        мягкое небо

                                                           резцы        глотка

                                              кончик языка    спинной мозг

                                               спинка языка   позвоночник

                                                       корень языка   пищевод

                                                         надгортанник

                                                         гортань

                                                               бронхи

                                                                 легкое

                                                                                          

                                                     диафрагма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                     

 

 

 

2. Анатомо – физиологические механизмы речи. Мозг.

 

Ребенок рождается еще  с несовершенным мозгом. Особенно слабо развита кора полушарий. Она  бедна нейронными связями и нервными путями, что ведет к косности, диффузности и однообразию мозговых процессов.

У маленьких детей  процесс возбуждения преобладает  над процессом торможения. При  этом возбуждение легко, без задержки переключается с сенсорных путей  на слабо изолированные двигательные пути и часто вызывает случайные реакции в порядке « короткого замыкания». Отзывчивость на раздражители повышена, почти беспрерывные ориентировочные реакции нарушают устойчивость доминантных процессов (внимание) и поддаются торможению под влиянием лишь сильных раздражителей-внешне ярких, новых, вызывающих острый интерес. Условные рефлексы крайне неустойчивы и склонны к широкой и стойкой генерализации. Типична быстрая утомляемость ВНД.

Вследствие анатомо-физиологических  особенностей мозга, маленький ребенок, с одной стороны, ограничен в своих речевых, в частности фонематических возможностях; с другой- легко поддаваясь тем или иным воздействиям, быстро перестраиваются как с сторону правильных речевых рефлексов, так и в сторону отклонения от них. Этим и объясняется фонетическая недифференциованность и неустойчивость речи ребенка. Но так как господствующим раздражителем в конце концов является правильная речь окружающих, то ребенок постепенно овладевает речью взрослых.

 

 

                       

 

 

3. Артикуляторный аппарат.

 

Несовершенства произношения детей в первую очередь обусловлены  еще недостаточным развитием  речедвигательных механизмов. Артикуляции мало дифференцированы от сопутствующих лишних движений. Они слабо координированы, особенно в мелких движениях губ, языка. мышцы органов речи еще слабы, недостаточно упруги. Однообразные движения и положения органов речи быстро вызывает утомление. поэтому требуется очень частая смена новых, еще не автоматизированных артикуляций (усиливается процессы дыхания, кровообращения, что обеспечивает работоспособность).

Язык заполняет большую  часть ротовой полости, что ограничивает его двигательные возможности. Он оттянут  назад и плохо продвигается вперед. У детей ясельного возраста под  влиянием рефлекса сосания, наблюдается  выпячивание губ вперед что искажает произношение. По этой же причине язык до того, как ребенок овладеет жеванием, всегда диффузно напряжен и всей своей массой припднят к небу, что придает всем звукам мягкость. Остаточные явления сосательного рефлекса наблюдается еще у дошкольников старшей группы, даже у первоклашек.

При артикуляции язык недостаточно плотно примыкает к  зубам, деснам, небу- губы смыкаются  слабо., а мягкое небо мало поднимается. Полное или частичное отсутствие зубов во время смены молочных так же затрудняет четкое произношение.

По своему анатомическому строению мышцы ребенка более  эластичны и сокращаются медленнее, что уменьшает утомляемость. поэтому, несмотря на слабость их, при свойственной ребенку живости рефлексов, его  движения отличаются естественной легкостью и свободой. Этим и обьясняется возможность раннего звукопроизношения. так как маленькие дети понимают больше слов, чем произносят, то развитие артикуляции отстает от развития восприятий речи, т.е. фонематического слуха.

 

4. Дыхательный аппарат.

 

Дыхание ребенка в  своем развитии сильно изменяется. У новорожденного из-за почти перпендикулярного  положения ребер в отношении  позвоночника грудная клетка приподнята и при вдохе почти не расширяется- действует только диафрагмальное дыхание. Но с дальнейшим развитием ребенка ребра принимают саблевидную форму, грудь опускается. К 3-7 годам создаются условия для грудного дыхания, сочетающегося с диафрагмальным. С развитием же плечевого пояса грудное дыхание становится главным. Все же, так как у дошкольника ребра меньше наклонены, чем у взрослого, то дыхание его в значительной степени поверхностно. С 7 лет у  мальчиков снова развивается диафрагмальное дыхание, у девочек же остается без изменения.

Дыхание из очень частого  постепенно переходит к более редкому. С 8 лет девочки дышат чаще мальчиков. У детей от2 недель до 6 месяцев-25-30 вдохов и выдохов в минуту;10-15 лет-18-20; у взрослых-15-16.

Учащенный дыхательный  пульс нарушает ритм и плавность  произношения слов и фраз, что в  свою очередь ведет к искажению звуков.

Из-за легкой возбудимости дыхательного центра в мозгу ребенка, недоразвитие нервной регуляции всякое физическое напряжение и небольшое повышение температуры еще более учащают пульс дыхания, нарушают его ритм, а следовательно, усиливают несовершенства речи. наконец, неумение малышей дышать ртом также вносит известную дозорганизацию в произношении- пропуски звуков, задержки в их произношении, произношении на вдохе. Полное урегулирование дыхания достигается к 15-18 годам.

У дошкольников наблюдается такие несовершенства речевого дыхания:

1. Очень слабый вдох  и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.

        2. Неравномерное выделение выдыхаемого  воздуха. в результате этого дошкольник иногда выдыхает весь воздух на первом слове, ато и на первом слоге, договаривая фразу шепотом.

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Голосовой аппарат.

 

Недостаточная дифференцированность работы коры больших полушарий, ее несовершенная регуляция голосом и несовершенство голосового аппарата создают ряд возрастных своеобразий голоса. у дошкольников гортань мало развита, голосовые связки короткие, голосовая щель узкая. Слабо развиты и резонирующие носовая, гайморовы и лобная полости. Все это обуславливает высокий регистр, бледный тембр, слабость и музыкальную бедность детского голоса. Голос малыша- то крикливый, то, наоборот, очень слабый (до шепота), то хриплый, то дрожащий. Иногда дети говорят низким хриплым голосом из-за недостаточно напряженных голосовых связок.

У дошкольника, особенно в младшем возрасте, вследствие еще  недостаточного развития тормозных  процессов в коре больших полушарий  подкорковые процессы слабо регулируются корой. Поэтому вся его деятельность ярко эмоциональна. Эта эмоциональность в речи выражается интонациями.

Физиологический механизм интонаций  чрезвычайно сложный и тонкий.

Обратим внимание на мутацию голоса. В детском возрасте диапазоны  девочек и мальчиков  почти  не отличаются. С наступлением периода полового созревания у мальчиков голос резко изменяется в короткий срок (1,5 года). Этот процесс связан с быстрым ростом гортани и носит название-мутация голоса. Время мутации колеблется от 10-15 лет. У девочек мутация происходит на год раньше. При осмотре гортани в период перелома голоса, видны изменения в гортани – связки становятся покрасневшими, утолщенными.

Иногда наблюдаются  патологии мутации – ранняя или  поздняя мутация. Такие изменения  вызывает сбой в эндокринной системе . В период мутации необходимо соблюдать  некоторые меры предосторожности: исключить  всякую нагрузку на голосовой аппарат.

 

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Слуховой  аппарат.

 

Слуху принадлежит ведущая  роль в образовании звуковой речи. он функционирует уже с первых часов жизни ребенка, когда еще  замечается некоторая тугоухость, как  следствие заполняющей ухо серозной жидкости, которая постепенно рассасывается и частично выделяется через евстахиеву трубу.

Уже с первого месяца вырабатываются слуховые условные рефлексы, а с пяти месяцев этот процесс  совершается достаточно быстро. Младенец начинает различать голос матери, музыку и т.д. Без подкрепления эти рефлексы скоро угасают. такое раннее участие коры в развитии слуха обеспечивают раннее развитие звуковой речи. Но хотя слух в своем развитии и опережает развитие движений органов речи, все же он несовершенен.

 

 

 

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Орган слуха человека состоит из трех частей – наружного, среднего и внутреннего уха. В течении роста маленького ребенка меняются лишь размеры всех составных частей слухового аппарата. К 7 годам ухо ребенка приобретает совершенные размеры и его развитие почти заканчивается. В это время необходимо учить ребенка соблюдать меры предосторожности и гигиены во избежание травм. Необходимо проверять слух по мере роста ребенка не реже одного раза в год. Избегать громких звуков, шумов. Обязательно нужно развивать слух слушанием музыки, обучением игре на музыкальных инструментах; во время прогулок предлагать детям слушать пение птиц, шум леса, звуки моря. Это благоприятно действует на развитие слуха и нервной системы ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

7.   Зрительный  аппарат.

 

Зрение, имеющее существенное значение в развитии словесной речи, проявляется уже в первом полугодии, но еще мало дифференцированно. в  первые месяцы жизни ребенка лучше  развиты анализаторы, тесно связанные с актами еды. Но постепенно они уступают по своему значению в жизни ребенка ведущим анализаторам-слуходвигательному и зрительному. С момента такой перестройки (с 2 лет) начинается стадия бурного развития речи ребенка.

Информация о работе Развитие и формирование органов речи у детей. Значение внешних факторов на здоровье ребенка для полноценного развития органов речи