Методы оценки функционирования зрительной сенсорной системы у детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы явилось изучение методов оценки функционирования зрительной сенсорной системы у детского населения.
Были поставлены следующие задачи:
рассмотреть морфофункциональные особенности зрительной сенсорной системы;
изучить возрастные особенности зрительной сенсорной системы;
выявить наиболее доступные методы оценки исследования зрительной сенсорной системы у детей и подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Глава I. Физиологическая характеристика
зрительной сенсорной системы…………………………………………………4
1.1. Морфофункциональные особенности зрительной сенсорной системы….9
1.2. Возрастные особенности зрительной сенсорной системы………………18
Глава II. Методы оценки……………………………………………………….21
2.1. Методика определения остроты зрения по таблицам Сивцева…………..23
2.2. Цветоощущение, методы исследования
и диагностика его расстройств…………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………...31
Приложение 1…………………………………………………………………...33
Приложение 2…………………………………………………………...............34
Список используемой литературы…………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc2003.doc

— 327.00 Кб (Скачать)

      Крайне редко встречается ахромазия – полная цветовая слепота. Никакие цветовые тона в этих случаях не различают, все воспринимается в сером цвете, как на черно-белой фотографии. При ахромазии обычно бывают и другие изменения глаз: светобоязнь, нистагм, центральное зрение не бывает выше 0,1 из-за аплазии центральной ямки, никтолапия (улучшение зрения при пониженном освещении).

      Полная  цветовая слепота большей частью проявляется как семейное страдание с рецессивным типом наследования (цветовая астенопия). Цветовую астенопию у отдельных людей следует рассматривать как явление физиологическое, свидетельствующее о недостаточной устойчивости хроматического зрения.

      На  характер цветового зрения оказывают влияние слуховые, обонятельные, вкусовые и многие другие раздражения. Под влиянием этих непрямых раздражителей цветовое восприятие может в одних случаях угнетаться, в других – усиливаться. Для диагностики расстройств цветового зрения у нас в стране пользуются специальными полихроматическими таблицами профессора Е.Б. Рабкина.

      Таблицы построены на принципе уравнивания  яркости и насыщенности. Кружочки основного и дополнительного  цветов имеют одинаковую яркость и насыщенность и расположены так, что некоторые из них образуются на фоне остальных цифру или фигуру. В таблицах есть также скрытые цифры или фигуры, распознаваемые цветослепыми.

      Исследование  проводится при хорошем дневном  или люминесцентном освещении таблиц, так как иначе изменяются цветовые оттенки. Исследуемый помещается спиной к окну, на расстоянии 0,5-1 м от таблицы. Время экспозиции каждой таблицы 5-10 секунд. Показания испытуемого записывают и по полученным данным устанавливают степень аномалии или цветослепоты. Исследуется раздельно каждый глаз, так как очень редко возможна односторонняя дихромазия. В детской практике ребенку младшего возраста предлагают кисточкой или указкой провести по цифре или фигуре, которую он различает. Кроме таблиц, для диагностики расстройств и более точного определения качества цветового зрения пользуются специальными спектральными аппаратами – аномалоскопами. Исследование цветоощущения имеет большое практическое значение.

      Существует  ряд профессий, для которых нормальное цветоощущение является необходимым. Это транспортная служба, изобразительное искусство, химическая, текстильная, полиграфическая промышленности. Цветоразличительная функция имеет большое значение в различных областях медицины: для врачей инфекционистов, дерматологов, офтальмологов, стоматологов.

      Возможны  приобретенные нарушения цветового  зрения, которые по сравнению с  врожденными более разнообразны и не укладываются в какие-либо схемы. Раньше и чаще нарушается красно-зеленое  восприятие и позже - желто-синее. Иногда наоборот. Приобретенным нарушениям цветоощущения сопутствуют и другие нарушения: снижение остроты зрения, поля зрения, появление скотом и так далее. Приобретенная цветовая слепота может быть при патологических изменениях в области желтого пятна, папилломакулярном пучке, при поражении более высоких отделов зрительных путей. Приобретенные расстройства весьма изменчивы в динамике. Для диагностики приобретенных расстройств цветового зрения Е.Б. Рабкин предложил специальные таблицы. ( Приложение 2). (Измайлов Ч.А. 1989). 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Зрение  принадлежит  к  числу  интереснейших  явлений  природы.  Над изучением  зрения, его тончайших механизмов работают сотни исследователей  во многих лабораториях мира.

      Зрение  дает людям более 80 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой  деятельности:  учебы,  отдыха, повседневной  жизни.  И  каждый  должен  понимать,  как  важно  оберегать  и сохранять зрение. 

      Дефицит движений современного человека неизбежно  пагубно отражается и на функциональных свойствах зрительного анализатора –.   С другой стороны, чрезмерные информационные нагрузки на глаза и мозг  приводят к серьезным нарушениям и заболеваниям. В развитых странах каждый  четвертый – близорукий.  Нарастают и возрастные  изменения  глаза,   приводящие   к дальнозоркости. И особенно остро в последнее время этот вопрос  встал из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение. Одна из  главных причин такого роста глазных нарушений состоит в недостаточном внимании  со  стороны родителей, врачей и педагогов к вопросам гигиены зрения и освещения.

      В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

    1. В зрительной сенсорной системе выделяют три отдела:

    - периферический

    - проводящий

    - центральный

    2. С возрастом изменяются поле зрения, острота зрения, цветоощущения, улучшается стереоскопия.

          Физиологически  совершенное зрение формируется  к 15 годам.

    3. Наиболее доступными методами оценки остроты зрения являются методики предложенные Сивцевым. Так как, даже в лабораторных условиях, можно легко определить остроту зрения у детей и взрослых.

          Цветовые  ощущения целесообразно изучать  по таблицам Е. Б. Рабкина.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Приложение 1

Таблицы определения остроты зрения Сивцева

Таблицы для взрослых

Таблица для детей

Приложение 2

Таблицы для диагностики  расстройств цветового  зрения Е.Б. Рабкина 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Константинов  А.И. Сравнительная физиологическая сенсорная система / А.И. Константинов, В.А. Соколов, К.А. Быков,– М., 1980.

2. Серопегин И.М. Физиология человека/ И.М. Серопегин, В.М. Волков, М.М. Синайский, – М., 1979.

3. Измайлов  Ч.А. Психофизиология цветового зрения/ – М., 1989.

4. Бертулис  А.В., Пространственное цветовое зрение/ А.В. Бертулис, В.Д.  Глезер, – Л., 1990.

5. Шевелев  И.А. Динамика зрительного сенсорного сигнала/ – М., 1971.

6. Марр  Д. Зрение/ – М., 1987.

7. Гуртовой Г.К. Глаз и зрение/ – М., 1959.

8. Барер А.С., Функциональное состояние зрительного анализатора человека – оператора/ А.С. Барер, Е.А. Сокол, – М., 1990.

9. Зимкина Н.В. Физиология человека/ – М., 1975.

10. Васильева В., Физиология человека/ В. Васильева, Э. Коссовская, Н. Степочкина, – М., 1973.

11. Шмидт Р., Физиология человека. / Под. Ред. Р. Шмидта, Г. Тевса, – Т.1, М., 1996.

12. Аветисов, Э.С. Профессиональная офтальмология / Э.С. Аветисов, Ю.З. Розенблюм, Т.А. Корнюшена / Мед. труда и пром. экология. - 1995. - №4. – С. 14 – 16.

13. Балашевич Л.И. Динамика восстановления остроты зрения после воздействия на глаз кратковременных световых раздражителей / Л.И. Балашевич, В.И. Шостак // Вестник офтальмологии. - 1970. - №6. 63-65. 
14. Доклад Итоги проведенной диспансеризации детей Тамбовской области за 2009-2010 г.г. – 2010.

15. Основы физиологии человека. – Т.1, М., 1994 
 

Информация о работе Методы оценки функционирования зрительной сенсорной системы у детей и подростков