Методы оценки функционирования зрительной сенсорной системы у детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы явилось изучение методов оценки функционирования зрительной сенсорной системы у детского населения.
Были поставлены следующие задачи:
рассмотреть морфофункциональные особенности зрительной сенсорной системы;
изучить возрастные особенности зрительной сенсорной системы;
выявить наиболее доступные методы оценки исследования зрительной сенсорной системы у детей и подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Глава I. Физиологическая характеристика
зрительной сенсорной системы…………………………………………………4
1.1. Морфофункциональные особенности зрительной сенсорной системы….9
1.2. Возрастные особенности зрительной сенсорной системы………………18
Глава II. Методы оценки……………………………………………………….21
2.1. Методика определения остроты зрения по таблицам Сивцева…………..23
2.2. Цветоощущение, методы исследования
и диагностика его расстройств…………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………...31
Приложение 1…………………………………………………………………...33
Приложение 2…………………………………………………………...............34
Список используемой литературы…………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc2003.doc

— 327.00 Кб (Скачать)

    В процессе онтогенеза пропускная способность  зрительной сенсорной системы также  изменяется. До 12-13 лет существенных различий между мальчиками и девочками не наблюдается, а с 12-13 лет у девочек пропускная способность зрительного анализатора становится выше, и это различие сохраняется в последующие годы. Интересно, что уже к 10-11 годам этот показатель приближается к уровню взрослого человека, который в норме составляет 2-4 бит/с. ( Шмидт 1996). 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II.

МЕТОДЫ  ОЦЕНКИ

      Проверка зрения осуществляется с помощью специальных таблиц для проверки остроты зрения, как для детей, так и для взрослых, и  построены по десятичной системе.

      Перед проверкой зрения по таблицам определяют на близком расстоянии при обоих  открытых глазах, знает ли ребенок  картинки (буквы, знаки). Затем исследуют  зрение каждого глаза с дальнего расстояния (5 м) и остроту зрения при обоих открытых глазах. Острота зрения обоими глазами почти всегда несколько выше (на 0,1—0,3), чем та, которая достигается каждым глазом в отдельности.

      Если  исследуемый не различает с расстояния 5 м даже первой строки таблицы проверки зрения, необходимо приблизить его к таблице до тех пор, пока не будет виден ясно первый ряд, и далее произвести расчет по формуле. Существует множество простых и более сложных аппаратов с элементами автоматизации для определения остроты зрения. Особенно удобны и более точны для определения остроты зрения у детей старшего возраста и у взрослых автоматизированные проекторы знаков (фороптеры).

      Для объективной регистрации остроты  зрения и количественного ее определения  применяют методы оптокинетического  нистагма (ОКН). Он основан на регистрации движений глаз в ответ на движения удаленных на различное расстояние и разных по величине тестобъектов.

      Центральное или форменное зрение осуществляется наиболее высокодифференцированной областью сетчатки - центральной ямкой желтого  пятна, где сосредоточены только колбочки. Центральное зрение измеряется остротой зрения. Исследование остроты зрения очень важно для суждения о состоянии зрительного аппарата человека, о динамике патологического процесса.

      При исследовании остроты зрения определяется минимальный угол, под которым могут быть раздельно восприняты два световых раздражения сетчатой оболочки глаза. На основании многочисленных исследований и измерений установлено, что нормальный глаз человека может раздельно воспринять два раздражения под углом зрения в одну минуту.

      Эта величина угла зрения принята за интернациональную  единицу остроты зрения. Такому углу на сетчатке соответствует линейная величина в 0,004 мм, приблизительно равная поперечнику одной колбочки в  центральной ямке желтого пятна. Для раздельного восприятия двух точек глазом, оптически правильно устроенным, необходимо чтобы на сетчатке между изображениями этих точек существовал промежуток не менее чем в одну колбочку, которая не раздражается совсем и находится в покое. Если же изображения точек упадут на смежные колбочки, то эти изображения сольются и раздельного восприятия не получится.

      Острота зрения одного глаза, могущего воспринимать раздельно точки, дающие на сетчатке изображения под углом в одну минуту, считается нормальной остротой зрения, равной единице (1,0). Есть люди, у которых острота зрения выше этой величины и равна 1,5-2,0 единицам и больше.

      При остроте зрения выше единицы минимальный  угол зрения меньше одной минуты. Самая  высокая острота зрения обеспечивается центральной ямкой сетчатки. Уже на расстоянии от нее на 10 градусов острота зрения в 5 раз меньше.

      Для исследования остроты зрения предложены различные таблицы с расположенными на них буквами или знаками  различной величины. Впервые специальные  таблицы предложил в 1862 году Снеллен. На принципе Снеллена строились все последующие таблицы. В настоящее время для определения остроты зрения пользуются таблицами Сивцева и Головина. (Приложение 1). (Аветисов 1995).

2.1. Методика определения остроты зрения по таблицам Сивцева

      Таблицы состоят из 12 рядов букв. Каждая из букв в целом видна с определенного расстояния под углом в 50, а каждый штрих буквы под углом зрения в 10. Первый ряд таблицы виден при нормальной остроте зрения равной 1,0 с расстояния 50 м, буквы десятого ряда с расстояния 5 м.

      Исследование  остроты зрения проводится с расстояния 5 м и для каждого глаза отдельно. Справа в таблице стоит цифра, указывающая остроту зрения при  проверке с расстояния 5 м, а слева  цифра, указывающая расстояние, с  которого этот ряд должен видеть исследуемый при нормальной остроте зрения.

      Острота зрения может быть вычислена по формуле  Снеллена:

V = d/D,

где V (Visus) - острота зрения, d - расстояние, с  которого видит больной, D - расстояние, с которого должен видеть глаз с  нормальной остротой зрения знаки данного ряда на таблице.

      Во  время исследования больной должен держать голову прямо, веки обоих  глаз открыты.

      Неисследуемый глаз прикрывают непрозрачным щитком белого цвета. В течение 2 – 3 секунд показывают знак на таблице и просят исследуемого назвать его. Определение лучше начинать с мелких знаков, а затем переходить к более крупным.

      При оценке результатов исследования пользуются понятиями о полной и неполной остроте зрения.

      Полная  острота зрения – это такая, при которой все знаки  в соответствующем ряду названы правильно.

 
 Если в рядах таблицы, соответствующих  остроте зрения 0,3: 0,4; 0,5; 0,6, не распознан  один знак, а в рядах 0,7; 0,8; 0,9; 1,0 —  два знака, то такая острота зрения оценивается по соответствующему ряду как неполная; нормальной считается острота зрения, равная 1,0. Для определения остроты зрения меньше 0,1 больного приближают к таблице через каждые 0,5 м (на полу или стене надо сделать соответствующие метки), пока он не назовет правильно знаки верхнего ряда. (Балашевич 1970).

      Для определения остроты зрения у  детей служат детские таблицы, принцип  построения которых такой же, как  и для взрослых. Показ картинок или знаков начинают с верхних  строчек. При проверки остроты зрения детям школьного возраста, также  как и взрослым, буквы в таблице Сивцева показывают, начиная с самых нижних строк.

      При оценке остроты зрения у детей  надо помнить о возрастной динамике центрального зрения.

В 3 года острота зрения равна 0,6-0,9, к 5 годам  – у большинства 0,8-1,0 ().

      На  первой неделе жизни о наличии зрения у ребенка можно судить по зрачковой реакции на свет. Надо знать, что зрачок у новорожденных узкий и вяло реагирует на свет, поэтому проверять его реакцию надо путем сильного засвета глаза и лучше в затемненной комнате. На 2-й 3-й неделе - по кратковременной фиксации взглядом источника света или яркого предмета. В возрасте 4-5 недель движения глаз становятся координированными и развивается устойчивая центральная фиксация взора. Если зрение хорошее, то ребенок в этом возрасте способен долго удерживать взгляд на источнике света или ярких предметах. Кроме того, в этом возрасте появляется рефлекс смыкания век в ответ на быстрое приближение к его лицу какого-либо предмета. Количественно определить остроту зрения и в более позднем возрасте почти невозможно.

      В первые годы жизни об остроте зрения судят по тому, с какого расстояния он узнает окружающих людей, игрушки. В  возрасте 3, а у умственно хорошо развитых детей и 2 лет, часто можно  определить остроту зрения по детским  таблицам. (Аветисов 1995).

2.2. Цветоощущение, методы  исследования и  диагностика его  расстройств

      Человеческий  глаз различает не только форму, но и цвет предмета. Цветоощущение, также  как и острота зрения, является функцией колбочкового аппарата сетчатки и связанных с ним нервных центров. Человеческий глаз воспринимает цвета с длиной волны от 380 до 800 нм.

      Богатство цветов сводится к 7 цветам спектра, на которые разлагается, как показал  еще Ньютон, солнечный свет, пропущенный  через призму. Лучи длиной более 800 нм являются инфракрасными и не входят в состав видимого человеком спектра. Лучи менее 380 нм являются ультрафиолетовыми и не вызывают у человека оптического эффекта.

      Все цвета разделяются на ахроматические (белые, черные и всевозможные серые) и хроматические (все цвета спектра, кроме белого, черного и серого). Человеческий глаз может различать до 300 оттенков ахроматического цвета и десятками тысяч хроматических цветов в различных сочетаниях. Хроматические цвета отличаются друг от друга по трем основным признакам: по цветовому тону, яркости (светлоте) и насыщенности.

      Цветовой  тон – качество цвета, которое  мы обозначаем словами красный, желтый, зеленый и так далее, и характеризуется  он длиной волны. Ахроматические цвета  цветового тона не имеют.

      Яркость или светлота цвета – это близость его к белому цвету. Чем ближе цвет к белому, тем он светлее.

      Насыщенность  – это густота тона, процентное соотношение основного тона и  примесей к нему. Чем больше в  цвете основного тона, тем он насыщенней.

      Цветовые  ощущения вызываются не только монохроматическим лучом с определенной длиной волны, но и совокупностью лучей с различной длиной волн, подчиненной законам оптического смещения цветов. Каждому основному цвету соответствует дополнительный, от смешения с которым получается белый цвет.

      Пары  дополнительных цветов находятся в  диаметрально противоположных точках спектра: красный и зеленый, оранжевый  и голубой, синий и желтый. Смешение цветов в спектре, расположенных  близко друг от друга, дает ощущение нового хроматического цвета. Например, от смешения красного с желтым получается оранжевый, синего с зеленым – голубой. Все разнообразие ощущения цветов может быть получено путем смешения только трех основных цветов: красного, зеленого и синего. Так как существует три основных цвета, то в сетчатке глаза должны существовать специальные элементы для восприятия этих цветов. (Бертулис 1990).

      Трехкомпонентную  теорию цветоощущения предложил  в 1757 году М.В. Ломоносов и в 1807 году английский ученый Томас Юнг. Они  высказали предположение, что в  сетчатке имеются троякого рода элементы, каждый из которых специфичен только для одного цвета и не воспринимает другого. Но в жизни оказывается, что потеря одного цвета связана с изменением всего цветного миросозерцания.

      Если  нет ощущения красного цвета, то и  зеленый и фиолетовый цвета становятся несколько измененными. Через 50 лет Гельмгольц, выступивший со своей теорией трехкомпонентности, указал, что каждый из элементов, будучи специфичен для одного основного цвета, раздражается и другими цветами, но в меньшей степени. Например, красный цвет раздражает сильнее всего красные элементы, но в небольшой степени зеленые и фиолетовые.  Зеленые лучи – сильно зеленые, слабо – красные и фиолетовые. Фиолетовый цвет действует очень сильно на элементы фиолетовые, слабее – на зеленые и красные. Если все три рода элементов раздражены в строго определенных отношениях, то получается ощущение белого цвета, а отсутствие возбуждения дает ощущение черного цвета.

      Возбуждение только двух или всех трех элементов  двумя или тремя раздражителями в различных степенях и соотношениях ведет к ощущению всей гаммы имеющихся в природе цветов. Люди с одинаковым развитием всех трех элементов имеют, согласно этой теории, нормальное цветоощущение и называются нормальными трихроматами. Если элементы не одинаково развиты, то наблюдается нарушение восприятия цветов.

      Расстройство  цветового зрения бывает врожденным и приобретенным, полным или неполным. Врожденная цветовая слепота встречается  чаще у мужчин (8%) и значительно  реже - у женщин (0,5%).

      Полное выпадение функции одного из компонентов называется дихромазией. Дихроматы могут быть протанопами, при выпадении красного компонента, дейтеранопами – зеленого, тританопами – фиолетового. Врожденная слепота на красный и зеленый цвета встречается часто, а на фиолетовый – редко. Протанопией страдал знаменитый физик Дальтон, который в 1798 году впервые точно описал цветослепоту на красный цвет.

      У некоторых лиц наблюдается ослабление цветовой чувствительности к одному из цветов. Это цветоаномалы. Ослабление восприятия красного цвета называется протаномалией, зеленого – дейтераномалией и фиолетового – тританомалией.

      По  степени выраженности цветоаномалии  различают аномалии типа А, В, С. К  цветоаномалиям А относятся более далекие от нормы формы, к С –  более тяготеющие к норме. Промежуточное положение занимают цветоаномалы В.

Информация о работе Методы оценки функционирования зрительной сенсорной системы у детей и подростков