История развития взглядов на физиологические основы психики и поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:11, курс лекций

Описание работы

В лаборатории Павлова И.П. были выделены три основных свойства нервной системы: сила, уравновешенность и подвижность. Все свойства нервной системы и типы ВНД основаны на соотношении параметров двух процессов – возбуждения и торможения. Эти свойства по-разному выражены в каждом человека, но некоторые сочетания встречаются особенно часто. Эти сочетания легли в основу выделения типов ВНД, каждый из которых может быть сопоставлен с одним из четырех типов темперамента: сильный неуравновешенный (холерик); сильный, уравновешенный, инертный (флегматик); сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник); слабый (меланхолик). Исследователи школы Теплова-Небылицына подчеркивали, что разные полюсы свойств нервной системы (сила-слабость, подвижность-инертность) – это не разные уровни совершенства, а лишь разные способы уравновешивания индивидов с окружающей средой. Для определения выраженности свойств нервной системы у животных Павлов использовал длительные и трудоемкие эксперименты с выработкой условных рефлексов и торможением. В настоящее время в исследованиях на людях используются бланковые методики или опросники. У детей принято выделять типы ВНД либо на основании соотношения влияния коры и подкорковых структур на поведение (Красногорский), либо по соотношению возбуждения и торможения (Иванов-Смоленский).

Работа содержит 1 файл

физиология.docx

— 2.03 Мб (Скачать)

Фаза 3. Непосредственный раздражитель - словесная реакция (Н-С).

Фаза 4. Словесный раздражитель - словесная реакция (С-С). Словесные реакции вызываются не только непосредственными раздражителями, но и словами. Это возникает к концу третьего года жизни.

9.4. Нарушения  речи

В детском возрасте из наиболее частых признаков неврозов§ являются нарушения речи§. Исходя из клинических представлений, можно разграничить формы речевой патологии следующим образом: 1) логоневроз, 2) неврозоподобные нарушения речи.

    1. Логоневроз - психогенное заболевание с преимущественным поражением речевой функции. Он вызывается психической травмой, эта травма отражается в клинической картине заболевания, по мере того, как удлиняется период после психической травмы, психогенное расстройство постепенно ликвидируется. В клинической картине логоневроза сочетаются:
      • общеневротические симптомы,
      • и речевые симптомы.

К типичным общеневротическим симптомам, сопровождающим логоневроз, относятся следующие: пониженное настроение, чувство неполноценности, тревожность, нарушения сна (частое пробуждение), сниженные аппетит, вегетативные расстройства в виде повышенной потливости, чувства жара в теле.

    1. Невротическое нарушение речи при логоневрозе – это логофобия (навязчивый страх речи) и заикание, обусловленное логофобией. Логофобия проявляется в том, что после психической травмы возникает напряженное ожидание невозможности произнести звук, слово или фразу. В психотравмирующей ситуации она более выражена, а в знакомой, нетравмирующей ситуации может отсутствовать.

Логофобия приводит к невротическому заиканию, которое обнаруживается только в психотравмирующей ситуации. Заикание усиливается, если привлечь внимание пациента к своему дефекту, а при отвлечении внимания проходит в более мягкой форме или вообще исчезает. Заикание, обусловленное логофобией, часто сочетается с невротическими тиками§ и невротическими синкинезиями§ (сопутствующими движениями).

Также логоневроз§ может развиваться по преимущественно истерическому механизму. Он возникает после психической травмы шокового или субшокового характера. Такая травма парализует центральные механизмы речевой деятельности. Включается так называемый древний механизм самозащиты, который Э. Кречмер€ назвал мнимой смертью. Человек страха не испытывает, а просто молчит не только в психотравмирующей, а в любой ситуации. Возникает истерический мутизм§. Как правило, это острое состояние, которое исчезает через несколько часов или несколько дней после шока. Правда после исчезновения истерического мутизма нередко возникает истерическое заикание.

    1. Неврозоподобные нарушения речи – это расстройства непсихогенного происхождения, они являются результатом органического поражения ЦНС§ в раннем возрасте (черепно-мозговая травма (ЧМТ), менингиты§, энцефалиты§ и т.д.). Часто они наблюдаются в рамках шизофрении§, эпилепсии§, олигофрении§. У детей с остаточными явлениями раннего органического поражения головного мозга часто развивается неврозоподобный синдром, складывающийся из недержания мочи, тиков, заикания. Неврозоподобное заикание может быть наследственным. В таком случае, у одних детей оно может прекратиться или уменьшиться к 10-12 годам, а у других может сохраняться на всю жизнь.

9.5. Резюме

Понятия о первой и второй сигнальных системах, введенные в  науку Павловым И.П., описывают разные способы отражения действительности мозгом человека и животных. Как  считается, вторая сигнальная система  есть только у человека. В первую очередь она связана с речью  и речемыслительной деятельностью. У речи выделяют три основные функции: коммуникативная, регулирующая и программирующая. В головном мозге большинства  людей за речь отвечают структуры  левого полушария. Принято выделять две основные речевые зоны: центр  Вернике§ (в височной доле) и центр Брока (в лобной доле). Первый отвечает за понимание речи (сенсорный центр), а второй – за произнесение речи (моторный центр). Критическим в отношении развитии речи считается возраст до 5-7 лет. Различные психические травмы у детей могут привести к развитию логоневроза§, а органические поражения ЦНС – к развитию неврозоподобных нарушений речи.

Понятие «межполушарная асимметрия»  включает в себя функциональную неравнозначность правого и левого полушарий головного  мозга человека, наличие доминантного§ и субдоминантного полушарий§ в отношении контроля движений и сенсорных функций, а также процессов мышления§ и восприятия§. Функциональная неравнозначность полушарий проявляется сразу же после рождения ребенка, однако окончательное формирование механизмов межполушарной асимметрии и взаимодействия происходит к 12—14 годам или даже позже. Таким образом, парная работа полушарий формируется под влиянием как генетических, так и социальных факторов.

10.1. Исследования  функций полушарий

На сегодняшний день известно несколько методов, применяющихся  для исследования особенностей и  функций отдельных полушарий:

Метод 1. Исследование последствий локальных поражений участков коры больших полушарий.

Научные исследования нарушений  сложных психических процессов  в клинике локальных поражений  мозга начались в 1861 году, когда французский  анатом Поль Брока€ дал описание мозга больного, который не мог говорить, хотя и понимал устную речь. Брока первым показал, что моторная речь, т. е. двигательные координации, результатом которых является произнесение слов, связаны с задней третью нижней лобной извилины левого полушария. Брока утверждал, что эта зона является «центром моторных образов слов». Его открытие представляло собой первый случай, когда сложная психическая функция, подобная речи, была четко локализована на базе клинических наблюдений. Это наблюдение дало также Брока возможность дать первое описание различия функций левого и правого полушарий мозга.

За открытием Брока последовало открытие немецкого психиатра Карла Вернике€. В 1874 г. Вернике опубликовал описание нескольких случаев, когда повреждения задней трети верхней височной извилины левого полушария вызывали потерю способности понимать слышимую речь. Он назвал эту зону «центром сенсорных образов слов», или центром понимания устной речи.

В течение короткого времени  было обнаружено много других мозговых «центров». К 1880-м годам неврологи  и психиатры начали создавать  «функциональные карты» коры головного  мозга.

Во время и после Второй мировой войны в нашей стране неоценимый вклад в изучение функций коры больших полушарий и, в том числе, правого и левого полушарий внесли исследования Лурии А.Р.€ и его коллег. Они исследовали больных с локальными поражениями головного мозга (в результате ранений в голову). Результатом этих исследований стало создание теории о динамической локализации психических функций§ (А.Р.Лурия. 1982. по: http://flogiston.ru/library/luria_mozgü).

Метод 2. Морфологические исследования головного мозга.

В 1968 году в результате детального посмертного исследования мозга  у ста человек Н. Гешвинд и У. Левитски сообщили о заметных анатомических различиях между полушариями. В большинстве случаев участок коры височной доли, перекрывающийся с зоной Вернике§ и называемый planum temporale§, был больше в левом полушарии и только в 11% случаев - в правом полушарии. В последующие годы было изучено множество препаратов мозга. Полученные данные в основном совпадают: приблизительно в 70% случаев planum temporale в левом полушарии крупнее. Кроме того, сильвиева (латеральная) борозда§, отделяющая височную долю от остальной коры, в левом полушарии в семь раз длиннее и более прямая, а в правом она сильнее изогнута вверх (Хрестомат. 10.1.¨). Этот факт свидетельствует о том, что структурные межполушарные различия в известной степени являются врожденными. У взрослых людей структурные различия проявляются главным образом в большей величине площади зоны Вернике в височно-теменной области (Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю., 2001).

Метод 3. Исследование пациентов с расщепленным мозгом.

Основной вклад в исследование мозга людей и животных с изолированными полушариями внес Роджер Сперри. Он работал научным сотрудником в Гарвардском университете и совместно с Карлом Лэшли€ проводил исследования по изучению животных с оперированным головным мозгом (у них были хирургически пересечены пути, соединяющие левую и правую половины головного мозга). Эти пути идут в составе передней спайки§ и мозолистого тела§ (Хрестомат. 10.2.¨). Операция по перерезке путей, связывающих два полушария, называется комиссуротомией. Исследования Сперри во многом помогли объяснить, каковы мозговые механизмы памяти, речи и восприятия пространственных взаимоотношений. Он также обнаружил, что после комиссуротомии «каждое из разъединенных полушарий вело себя таким образом, как если бы оно не осознавало, какие познавательные процессы происходят во втором полушарии» (Мозг, разум и поведение). Эти опыты показали, что нервные связи между полушариями играют важнейшую роль для целостного чувственного восприятия у экспериментальных животных. Продолжая свои работы по изучению расщепленного мозга, Сперри в 1961 г. начал сотрудничать с Д. Богеном и Ф. Вогелем, нейрохирургами из Лос-Анджелеса. Боген и Вогель осуществляли у больных с неизлечимой эпилепсией комиссуротомию, для того чтобы препятствовать распространению судорожной активности с одного полушария на другое. Сперри со своими коллегами подвергал таких больных психологическому тестированию спустя некоторое время после операции. Данные, которые они при этом получили, внесли существенный вклад в современное понимание специализированных функций левого и правого полушарий мозга.

Рис. 10.1 Методика исследования функций правого и левого полушарий (по: Щульговский В.В.).

 

Сперри€ со своими сотрудниками разработал новый способ тестирования, позволяющий оценить познавательные функции обоих полушарий независимо друг от друга. Для этого использовался тахистоскоп, при помощи которого на короткое время предъявлялись изображения, которые воспринимались поочередно правым и левым полями зрения (рис. 10.1). Поскольку же зрительные нервы в головном мозге частично перекрещиваются, информация от левого поля зрения обрабатывается корой правого полушария, а от правого поля зрения – корой левого полушария (рис.10.5.). Типичный тест для больных с «расщепленным» головным мозгом заключался в том, что изображение объекта (например, кольца) кратковременно предъявлялось для восприятия правым полем зрения, следовательно, оно поступало в кору левого полушария. Затем больного просили назвать предъявленный предмет. В случае если информация об изображении поступала в «доминирующее полушарие», пациент всегда отвечал правильно: «Это кольцо». Если же то же самое изображение воспринималось левым полем зрения и обрабатывалось «недоминирующим» полушарием, то больные либо не могли назвать предмет, либо утверждали, что не видели никакого изображения. Однако при этом больные вполне могли выбрать из предметов разной формы именно кольцо, что свидетельствовало о том, что они правильно восприняли изображение (рис.10.2.). Таким образом, в этих опытах было показано, что кора левого полушария отвечает за вербальные операции и речь, а кора правого полушария контролирует выполнение невербальных§ функций.

Рис.10.2 Исследование функций  полушарий у людей с расщепленным мозгом (по: Физиология человека, Шмидт, Тевс).

 

Позднее Эран Зайдель (Zaidel, 1975) изобрел устройство, названное Z-линзой и выполняющее ту же задачу, что и тахистоскоп, но в некоторых отношениях более эффективное (Мозг, разум и поведение). С помощью этого устройства испытуемый может подолгу разглядывать предъявляемый стимул, тогда как тахистоскоп обеспечивает лишь кратковременное восприятие изображения в течение 0,1-0,2 секунды, поскольку любое, даже незначительное движение глаз в сторону от центральной точки приведет к тому, что раздражитель попадет в оба поля зрения. Z-линза гарантирует, что зрительную информацию получит лишь одно полушарие мозга (см. рис.10.3.).

Рис. 10.3. Принцип работы Z-линзы. Линза прилегает непосредственно  к глазу, и проходящие через нее  лучи света проецируют изображение  только на одну половину сетчатки. Другой глаз закрыт накладкой, так что для  другого полушария возможность  «увидеть» тот же материал полностью  исключена. Поэтому испытуемые могут  разглядывать изображение гораздо  дольше, чем в экспериментах с  тахистоскопом (по: http://www.galactic.org.ua/Xomo/m997.htmü).

Метод 4. Метод Вада

Метод Вада основан на избирательном наркозе полушарий. При этом в одну из сонных артерий на шее (слева или справа) вводят раствор снотворного (амитал-натрий). Каждая сонная артерия снабжает кровью лишь одно полушарие, поэтому с током крови снотворное попадает в соответствующее полушарие и оказывает на него свое действие. Во время теста испытуемый лежит на спине и считает вслух. При попадании препарата в речевое полушарие, наступает пауза, которая в зависимости от введенной дозы может длиться 3-5 минут. В противоположном случае задержка речи длится всего несколько секунд. Таким образом, этот метод позволяет на время "выключать" любое полушарие и исследовать изолированную работу оставшегося (Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю., 2001).

Метод 5. Метод  дихотического прослушивания

Сущность метода дихотического прослушивания заключается в одновременном предъявлении различных акустических сигналов в правое и левое ухо и последующем сравнении эффектов восприятия. Например, испытуемому одновременно предъявляются пары цифр: одна цифра в одно ухо, вторая в другое, со скоростью две пары в секунду. После прослушивания трех пар цифр испытуемых просят назвать их. Оказалось, что испытуемые предпочитают сначала называть цифры, предъявленные в одно ухо, а затем в другое. Если их просили назвать цифры в порядке предъявления, то число правильных ответов значительно уменьшалось. На основании этого было сделано предположение о раздельном функционировании слуховых каналов и о большей мощности контралатерального (противоположного) слухового пути по сравнению с ипсилатеральным (принадлежащем той же стороне) (рис.10.4.).

Поскольку подавляющее большинство  людей праворуки, центр речи у  них, как правило, сосредоточен в  левом полушарии, для них свойственно  преобладание правого слухового  канала. Это явление носит специальное название - эффект правого уха§. Величина эффекта у разных людей может колебаться. Степень индивидуальной выраженности эффекта может быть оценена с помощью специального коэффициента, который вычисляется на основе различий в точности воспроизведения сигналов, подаваемых в левое и правое ухо.

Итак, в основе этого эффекта  лежит раздельное функционирование слуховых каналов. При этом предполагается, что при дихотическом прослушивании передача по прямому пути тормозится. Это значит, что у праворуких людей информация от левого уха сначала поступает по перекрестному пути в правое полушарие, а потом через особые связующие пути (комиссуры) в левое, при этом часть информации теряется (Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю., 2001).

Метод 6. Униполярный электросудорожный припадок (УЭП)

Информация о работе История развития взглядов на физиологические основы психики и поведения