Анатомия мышечной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 23:40, контрольная работа

Описание работы

Мышцы и группы мышц окружены соединительнотканными оболочками - фасциями. Фасции покрывают также целые области тела и конечностей и получают название по этим областям (фасции груди, плеча, предплечья, бедра и т. д.). Фасциальные футляры состоят из неоформленной плотной волокнистой соединительной ткани, поэтому они очень прочные и отлично противостоят механическому растяжению при сокращении мышц. Великий русский хирург и анатом Н. И. Пирогов назвал фасции «мягким скелетом тела».

Работа содержит 1 файл

мышечная система.docx

— 73.61 Кб (Скачать)

Главным раздражителем для неисчерченной  мышцы является быстрое и сильное  растяжение. Это свойство гладких  мышц реагировать на растяжение сокращением  играет важную роль в деятельности пищеварительного тракта, мочеточников, полых органов, сфинктеров. Неисчерченная  мышечная ткань отличается высокой  чувствительностью к некоторым  химическим раздражителям: ацетилхолину, адреналину, норадреналину, серотонину и др.

Иннервируется гладкая мускулатура симпатическими и парасимпатическими нервами, которые  оказывают на нее регулирующее влияние, а не пусковое, как на скелетные  мышцы.

Передача  возбуждения с  нерва на мышцу. Двигательное нервное волокно, входя в мышцу, теряет миелиновую оболочку и разветвляется. Конечные веточки образуют нервные окончания в форме колечек или подковок, которые погружаются в углубления на поверхности мышечных волокон. Нервные окончания покрыты мембраной, называемой пресинаптической. В их аксоплазме находится большое количество (примерно 3 млн.) пузырьков, содержащих ацетилхолин.

Участок мембраны мышцы, с которым контактирует нервное окончание, называется постсинаптической  мембраной. Последняя образует многочисленные складки, благодаря чему ее поверхность  увеличивается. Постсинаптическая  мембрана содержит холинорецепторы и фермент холинэстеразу, способный разрушать ацетилхолин. Между мембранами нервного и мышечного волокон имеется щель величиной 20--50 нм -- синаптическая щель. Структурное образование, обеспечивающее передачу возбуждения с нерва на мышцу, называется мионевральным синапсом. Он состоит из пресинаптической мембраны, синаптической щели и постсинаптической мембраны. Нервные импульсы, приходящие по двигательным волокнам, производят деполяризацию мембраны нервного окончания, что вызывает разрушение оболочки пызурьков и поступление в синаптическую щель ацетилхолина. Молекулы ацетилхолина диффундируют к постсинаптической мембране мышечного волокна и связываются здесь холинорецепторами мембраны. Это приводит к увеличению проницаемости постсинаптической мембраны для Na+ и К +. Положительно заряженные ионы устремляются через мембрану внутрь мышечного волокна и на мембране возникает электроотрицательный постсинаптический потенциал. Создавшаяся разность потенциалов между постсинаптической мембраной и окружающей ее мембраной мышечного волокна создает местный ток, возбуждающий мышечную мембрану: в ней возникает потенциал действия, распространяющийся по мышечному волокну. Выделившийся ацетилхолин разрушается ферментом холинэстеразой, и постсинаптическая мембрана снова приобретает свой исходный заряд -- поляризуется.

Давно известно, что передача возбуждения  в нервно-мышечном синапсе прекращается при отравлении животного растительным ядом кураре. Индейцы применяли на охоте стрелы, отравленные кураре. Пораженное такой стрелой животное теряло способность двигаться и  погибало после паралича дыхательных  мышц от остановки дыхания.

В настоящее  время изучен механизм действия этого  вещества и открыто много других, обладающих тем же действием: остубокурарин, флаксидол, листенон и др. Все они прочно присоединяются к холинорецепторам, закрывают доступ к ним ацетилхолину и прекращают передачу возбуждения с нерва на мышцу. Они нашли широкое применение в хирургической практике. 
 
 
 
 

Возрастные  особенности.

В процессе развития ребёнка отдельные мышечные группы растут неравномерно. У грудных детей прежде всего развиваются мышцы живота, позднее – жевательные. К концу первого года жизни в связи с ползанием и началом ходьбы заметно растут мышцы спины и конечностей. За весь период роста ребёнка масса мускулатуры увеличивается в 35 раз. В период полового созревания (12-16 лет) наряду с удлинением трубчатых костей удлиняются интенсивно и сухожилия мышц. Мышцы в это время становятся длинными и тонкими, и подростки выглядят длинноногими и длиннорукими. В 15-18 лет продолжается дальнейший рост поперечника мышц. Развитие мышц продолжается до 25- 30 лет.

Мышцы ребёнка  бледнее, нежнее и более и более  эластичны, чем мышцы взрослого  человека.

Возрастные  особенности быстроты, точности движений и  выносливости.

Быстрота движения характеризуется как скоростью  однократного движения, так и частотой повторяющихся движений. Скорость однократных  движений увеличивается особенно интенсивно в младшем возрасте, приближаясь  в 13-14 лет к уровню взрослого. К 16-17 годам темп увеличения этого показателя несколько снижается. К 20-30 годам  скорость однократного движения достигает  наибольшей величины.

Увеличение скорости однократного движения с возрастом  связано с увеличением скорости проведения сигнала в нервной  системе и скорости протекания процесса передачи возбуждения в нервно- мышечном синапсе.

С возрастом  увеличивается максимальная частота  повторяющихся движений. Наиболее интенсивный  рост этого показателя происходит в  младшем школьном возрасте.

Точность воспроизведения  движений также существенно изменяется с возрастом. Дошкольники 4-5 лет не могут совершать тонкие точные движения, воспроизводящие заданную программу  как в пространстве, так, так и во времени. В младшем школьном возрасте возможность точного воспроизведения движений по заданной программе существенно возрастает. С 9-10 лет организация точных движений происходит по типу взрослого. В процессе развития ребёнка изменяется также способность воспроизводить заданную величину мышечного напряжения. Точность воспроизведения мышечного напряжения невелика у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Она повышается лишь к 11-16 годам.

В течение длительного  периода онтогенеза формируется и одно из важнейших качеств – выносливость. С 11-12 лет мальчики и девочки становятся более выносливыми. Хорошем средством развития выносливости является ходьба, медленный бег, передвижение на лыжах.

Темпы развития многих двигательных качеств особенно высоки в младшем школьном возрасте, что, учитывая интерес детей к  занятиям физкультурой и спортом, даёт основание целенаправленно развивать  двигательную активность в этом возрасте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Части тела Название мышц Прикрепление  мышц Тип мышечной ткани Характер работы Функции
Голова Жевательные Одним концом к  височной кости черепа, другим к  челюсти Поперечно-полосатая Произвольный Движение челюстей
Мимические  лица Одним концом к  костям черепа, другим - к коже Поперечно-полосатая Произвольный Мимические  движения лица
Круговая  мышца рта Прикреплена только к коже Поперечно-полосатая Произвольный Движение рта
Туловище Затылочные, спинные, грудные, брюшные, диафрагма, межреберные К костям скелета Поперечно-полосатая Произвольный Поддержание туловища в вертикальном положении. Мышцы - сгибатели  и разгибатели. Движения тела. Дыхательные  движения
Конечности Двуглавая и  трехглавая мышцы рук; мышцы кисти  руки; двуглавая, четырехглавая, икроножная мышцы ног: мышцы стопы К костям скелета  конечностей и поясов конеч-ностей Поперечно-полосатая Произвольный Мышцы-сгибатели  и разгибатели рук, ног, осуществляющие движения конечностей
Внутренние  органы Сердечная мышца Не прикреплена к костям Поперечно-полосатая Непроизвольный Сокращение  сердца
Мышцы стенок сосудов, кишечника, желудка, мышцы  кожи и др. Не прикреплены к костям Гладкая Непроизвольный Сокращение  стенок полых внутренних
 

Мышцы передней поверхности  тела человека 

Общий вид. 

1 -трапециевидная  мышца; 

2-грудино-ключично-сосцевидная  мышца; 

3-мышца  опускающая угол рта;

4-жевательная  мышца; 

5-большая  скуловая мышца; 

6-круговая  мышца глаза;

7-височная  мышца; 

8-переднее  брюшко надчерепной мышцы,

9-круговая  мышца рта; 

10-мышца,  опускающая нижнюю губу;

11-дельтовидная  мышца, 

12-двуглавая  мышца плеча; 

13-прямая  мышца живота;

14-наружная  косая мышца живота;

15-пирамидальная  мышца; 

16-гребенчатая  мышца; 

17-длинная  приводящая мышца бедра; 

18-портняжная  мышца; 

19-большая  приводящая мышца бедра; 

20-прямая  мышца бедра; 

21-медиальная  широкая мышца бедра; 

22-передняя  большеберцовая мышца; 

23-сухожилия  длинной мышцы, разгибающей пальцы  стопы; 

24-камбаловидная  мышца; 

25-икроножная  мышца; 

26-латеральная  широкая мыиша бедра;

27-мышца,  напрягающая широкую фасцию бедра;

28-мышца  разгибающая пальцы кисти;

29-длинная  лучевая мышца, разгибающая запястье;

30-плече-лучевая  мышца; 

31-плечевая  мышца; 

32-передняя  зубчатая мышца; 

33-большая  фудная мышца. 
 
 

Мышцы задней поверхности  тела человека 

Общий вид. 

1-жевательная  мышца; 

2-височная  мышца; 

3-заднее  брюшко надчерепной мышцы;

4-фудино-ключично-сосцевидная  мышца; 

5-трапециевидная  мышца; 

6-дельтовидная  мышца; 

7-малая  круглая мышца; 

8- большая  круглая мышца; 

9-трехглавая  мышца плеча; 

10-двуглавая  мышца плеча; 

11-плечелучевая  мышца; 

12-лучевой  сгибатель запястья;

13-локтевой  сгибатель запястья;

14-полусухожильная  мышца; 

15-полуперепончатая  мышца, 

16-двуглавая  мышца бедра; 

17-икроножная  мышца; 

18-камбаловидная  мышца; 

19-длинная  и короткая малоберцовые мышцы;

20-подколенная  мышца;

21-подвздошно-большеберцовый  тракт; 

22-большая  ягодичная мышца; 

23-средняя  ягодичная мышца; 

24-маружная  косая мышца живота;

25-широчайшая  мышца спины; 

26-подостая  мышца; 

27-длинный  лучевой разгибатель запястья;

28-плече-лучевая  мышца. 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:  
 

1.Любимова З.В., Маринова К.В К.В.,Никитина А.А. Возрастная физиология :Учеб. для студ. высш. учеб. заведений :.- М.: Гуманит. Изд. центр Владос,2003,- Ч.1.-304с.

 
2. Сапин М.Р.,Брыксин З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб.пособие для студ. пед. Вузов – 4-е изд. Перераб. И доп.-М.: Издательство «Академия»,2005.-432с
 

3. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. Учеб. Пособие для пед.институтов- Просвещение, 1990. 

4. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М., Высшая школа. 1985. 

5.. Белецкая В.Н. Школьная гигиена. Просвещение, 1983. 

6. Данюков В.Н. Атлас по анатомии и физиологии детей и подростков. Комсомольск- на-Амуре.- Ч.1.- 2000, 112с.

Информация о работе Анатомия мышечной системы